Недавно я писал про 100 отговорок, с помощью которых легко объяснить срывы при выполнении планов. По сути, вся перечисленная сотня — разные грани прокрастинации. Первый же комментарий к той статье резонно вопрошает о настоящих, непридуманных причинах тормозить и откладывать важные дела.
Точнее, вопрос был задан риторический. Но, по-моему, он важный. Настолько, что отвечу развернуто, «полным метром». Итак, что нам мешает становиться стройными спортивными миллионерами и селебрити, помимо лени и ежедневного самообмана?
На одни отговорки многолетнее притормаживание списать не получится. Более того, прокрастинация потому и возникает, что не получается вцепиться в дело как следует. Когда цель хорошо видна, а призы большие и достижимые — подорваться очень просто. Пахать по 12-14 часов в сутки, метаться между городами и странами, учить языки, осваивать новые специальности, все что угодно. Да горы свернуть можно!
Однако идут годы, десятилетия, а большие призы достаются единицам. Почему не нам? Каждый хочет быть эффективнее, добиваться большего. Ладно, пусть не все. Многие. И во всяком случае мы с вами, раз интересуемся этой темой.
Главный тормоз в любом деле
Есть версия, что все многообразие «ручников» внутри черепной коробки можно свести к одному единственному тезису.
Проблема в привычке готовиться.
Это очень глубинная, базовая функция. Но она социальная. Никакой эволюцией тут и не пахнет. Животные, например, превосходно обходятся без лишних приготовлений. Птицы тащат все, что получилось раздобыть, и собирают гнезда буквально из говна и палок. Животные охотятся друг на друга, убегают. Действуют.
Люди же сначала получают миллион советов от родителей. Потом в школе. В секциях. В вузах. На стажировках, на работе. Везде. Большинство напутствий приучает нас к необходимости подготовки.
Импульсивность порицается. Она опасна, деструктивна. Понижает шансы на успех. Чему нас учат с детства?
- Без тренировок не будет ладно там медали, даже нормальной оценки по «физ-ре».
- Не учился всю четверть или семестр — ведомость будет выглядеть плачевно.
- Выступить «с листа» – почти гарантированный провал.
- Повторение – мать учения.
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Заметьте, все это звучит логично. Ну да, конечно надо тренироваться и репетировать. Как же иначе? А вот как.
Мышление миллионеров
Много лет назад один гендир и владелец IT-компании после очередного полуночного аврала на крупном тендере спросил меня: «Как, по-твоему, выглядит последовательность действий от нуля до миллиона? До десяти, ста миллионов, миллиарда?»
Поскольку мы занимались софтверными продуктами, я накидал нечто вроде такого списка действий:
- Идея
- Концепт
- Прототип
- Доработки
- Первая версия продукта
- Еще доработки
- Фокус-группы, обратная связь от рынка
- Доработки до удачной версии
- Запуск продаж
- Развитие продукта
- Поддержка
- Новые версии, дистрибуция
Гендир мельком глянул и усмехнулся: «Так я и знал. А вот как все происходит на самом деле». И он написал свой список:
- Идея
- Продажи
- Потом на средства от первых продаж — разработка и все остальное
И ведь он действительно так делал. Скорее всего, продолжает делать. Первые продажи начинаются до разработки. Не на пустом месте, разумеется. При наличии бренда, продуктов, портфолио и т.д. Хотя, кто знает, может, он и первые свои продажи делал «авансом».
Поиск инструментов
Привычка мыслить категориями подготовки заставляет нас собирать все впрок. Это базовая, глубинная основа мышления. Точнее, пагубная замена мышлению. Вот как все происходит:
- Мы не закрываем вкладки браузера, пока он не грохнется уже сам и не освободит от сотен «надо посмотреть».
- Сохраняем файлы, документы, знакомства «на потом». Как старьевщики, которые все кладут в свою тележку и годами тащат в надежде, что пригодится.
- Планирование вязнет в перечнях необходимых ресурсов. Финансы, специалисты, помещения, оборудование, доступ на какие-то площадки, связи, понимание технологий, прочее, прочее.
- Даже при выезде на шашлыки — столько вопросов: кто будет на машине, где взять мясо, кто замочит, по какому рецепту, что по напиткам, фрукты, овощи, закуски, основная еда, десерты, нужно проработать маршрут, бронировать коттедж, мангал, угли, розжиг, взять средство от комаров, крем для загара, крем от загара, воду отдельно, полотенца, спальники, пожалуй, еще садовую мебель, музыка, мяч, бадминтон, удочки, а вдруг пойдет дождь, корзинки для грибов, банки для ягод, павербанки для телефонов, не забыть шнуры, веревку, прищепки, салфетки, топор, пилу, шезлонг, фен, холодильник, рояль...
Требования к ресурсам растут, разрастаются и хоронят под собой любое начинание. Допустим, выходные на природе – проект посильный, даже если придется арендовать фуру. Но открыть магазин, поменять профессию или выпустить новый продукт так не получится. Потому что только на перечни необходимого уйдут годы.
Хуже того. Помните графическое представление того, что мы знаем в виде окружности? Внутри круга – известное, за его пределами – «terra incognita». По мере того как наши знания растут — увеличивается круг знаний, а значит, и длина окружности. Граница с неизвестным становится больше! Поднажали, получили дополнительный опыт. И он диктует новые, новые вопросы.
Всех ответов на руках никогда не будет. Наоборот, мы начинаем разбираться, и список необходимых ресурсов только увеличивается.
А ведь есть еще внешние факторы. Меняются технологии, открываются и с треском захлопываются окна возможностей. Там, где вчера были чартерные рейсы и представительства дилеров, теперь санкции и блокировки.
Практика «инструментального» подхода вместо хорошо проработанной дорожной карты превращает любое начинание в бесконечную подготовку.
Золотая середина
Напрашивается вывод в виде некой золотой середины между спонтанными попытками «на авось» и тщательной, как правило, чрезмерной подготовкой. Дескать, вообще же надо готовиться? Конечно. Просто нужно уметь останавливаться и переходить к реализации плана, а не вечно его дописывать.
В целом так и есть. Но прихожу к мысли о том, что нет здесь никакой середины. Во всяком случае в геометрическом плане. Если прямую между «айда пошел» и «ну вот, все основные моменты проработаны» оценить как рычаг, то центр тяжести успешного проекта будет почти вплотную к левой точке.
Разница в том, какие именно знания и ответы мы получаем. Просмотр чужих видео, размышления и догадки не равны настоящему живому опыту.
Например, когда Федор Овчинников устраивался в сетевые заведения пиццерий, чтобы посмотреть все изнутри и учесть при открытии своей «Додо пиццы» — это была настоящая разведка. Интересно, сколько кадровиков потом отправились на нарезку в топпинги, после мощного прокола с наймом конкретно этого кандидата.
Но если бы Федор продумывал свой план, то, вероятно, мы сейчас бы даже не знали его имени. Потому что невозможно все учесть на берегу, заранее.
Как говорится, лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть. Нет никакого практического смысла в накоплении инструментов. И это абсолютно универсально, один из законов природы.
Наличие хорошей фотокамеры не сделает вас фотографом. Двух и более камер — тем более! Казалось бы, оснований получить качественный результат стало больше. Но на самом деле их, вероятно, не будет вовсе, этих результатов. Потому что вместо фотографий вы занимаетесь коллекционированием камер.
В рамках примера с фото-видео: можно хоть на телефон снимать, хоть на тапочек. Главное – снимать. Прорабатывать сценарии, наблюдать ошибки в композициях, освещении, записи звука, ужасаться своей актерской игре, тренироваться не за кадром, а в кадре.
И тогда будет рост. Потому что вы уже в деле. Не грезите будущими успехами, не ужасаетесь надуманным опасностям, а методично или рывками что-то делаете. Куда-то движетесь. Идете.
Главная, единственная сложность в том, как снизить порог входа.
- Не арендовать магазин 400 кв. м. на год, а дать объявление на «Авито», выставить товар на Wildberries и посмотреть как идут продажи.
- Не зарегистрировать юрлицо, найти офис, сотрудников, нарисовать логотип, зарегистрировать торговую марку, дать рекламу в праймтайм и разориться — а лендинг на бесплатном конструкторе, SEO и предзаказы.
- Не двухлетние курсы обучения, а сразу профиль на бирже для фрилансеров и попробовать выжить в реальном проекте.
- Не найм дизайнера с гонораром дороже дома, а пофоткать пустые комнаты, походить по мебельным и на коленке собрать 100500 неровных коллажей, оценить, что нравится больше.
Потом можно нанять дизайнера, даже лучше. Арендовать помещение, открыть нормальный магазин. Купить курсы, найти личного ментора. Выращивать свой бренд по всей науке.
Речь не о том, чтобы отказаться от чего бы то ни было. Исключительно о приоритетах. Фокусировка на подготовке губительна. Таким образом мы оттягиваем начало настоящего обучения, подменяем опыт предположениями и догадками. Все они с огромной вероятностью гроша ломаного не стоят, это выброшенное время.
«К черту все! Берись и делай!» — как завещал Ричард Бренсон. Редкий случай, когда название содержит полный конспект книги.
Если вы поймаете себя на мысли, что вам чего-то не хватает для начала… Знайте, это ловушка. Вы однозначно способны обойти это препятствие. И не в виде кредита или унизительных просьб помочь, пока дело не раскрутится. Ничего подобного, совершенно иначе.
Просто нужно исходить из того, что прямо здесь и сейчас уже есть в наличии. Только из этого. А больше и не нужно! Вы не справитесь с таким «больше» без личного опыта, полученного на меньших оборотах. Думать нужно не о том, как добыть ресурсы на крупные проекты и задачи — а о том, как минимизировать все и запуститься до конца недели.
Читайте также:
Спасибо за статью и повод для разговора, это потрясающе интересная тема, и тут есть что сказать.
Немного об устройстве человека.
У каждого человека есть свой учебный план на жизнь (будем считать, что он дан свыше), и в соответствии с ним есть постоянно перемещающееся «окно запретов и возможностей».
Поэтому действительно лучше сразу проверить, твоя это возможность или нет, чем пытаться прорваться сквозь свои же запреты.
Эта стратегия помогает проверить любую идею на предмет ее происхождения — то ли это просто соблазн, или это действительно твоя Миссия.
Что, собственно, и делают многие успешные люди, Ричард Бренсон, например.
При этом следует учитывать следующее.
Очень многие богатые и сверхбогатые люди имеют высокое Предназначение и высокую поддержку свыше и необходимые для этого внутренние ресурсы.
Так создаются действительно кардинально важные для мира людей открытия.
Те же Эппл и Майкрософт, например.
Кроме того, у многих богатых людей есть «полезная функция» — возбуждать и соблазнять других людей богатством и заставлять их делать что-либо для этого, например, готовиться.
Именно поэтому этих людей сделали богатыми — просто кто-то должен личным примером будоражить и соблазнять других людей!
Поэтому интересоваться жизнью таких людей полезно, но копировать ее — пустое дело.
Какой бы ни была исследуемая возможность (истинной или ложной), против вас будет работать ваш же механизм саботажа, он будет создавать препятствия внутри вас, например, заставлять излишне сомневаться и готовиться.
Причем, если возможность истинная, то саботаж может быть даже больше, так как пустить вас по ложному следу — это тоже один из вариантов действия внутреннего саботажа.
Готовиться — это очень полезная функция, она заставляет людей учиться думать, а учиться думать — это основная и неотъемлемая составляющая любого обучения людей на Земле.
Именно это и происходит с человеком с самого его рождения, в школе, университете, на работе и в старости тоже.
В отличие от животных, человек наделен разумом и потребностью его развивать и использовать, поэтому сравнивать его поведение с ними полезно, но несколько некорректно.
Имеет смысл также учитывать, что ваш план обучения вовсе не обязательно будет включать богатство и разные сверхудовольствия.
Вполне возможно, что он проведет вас через боль и страдания к какой-либо великой или не очень великой цели.
Например, просто понять что-либо и, возможно, рассказать об этом другим людям.
Так было сделано много открытий — радио, периодическая таблица элементов, интернет и многое другое.
Универсальных рецептов нет, но имеет смысл искать именно свой путь в жизни, слушать и развивать свою интуицию и держать себя открытым миру.
А ваши свершения будут вовсе не обязательно большими для этого мира, но, наверняка, очень важными для именно для вас.
Всё, что вам нужно, у вас уже есть — это этот учебный мир и ваша текущая жизнь, которую вы можете посвятить своему обучению, новым знаниям и новому опыту.
Из моего скромного опыта личного бизнеса. Не создавайте юрлицо! Тяните до последнего. Вы избежите многих и многих нерв ("многих нерв" - так говорил мой товарищ). Пробуйте, продавайте, ищите клиентов. А юрлицо - в самый последний момент.
Сейчас налоговая принимается только электроннно, это хорошо, но клиент стоит не три рубля, плюс ЭЦП. Вам надо? Пока вы не выйдете на высокий уровень оборота вы будет ночами ковыряться в не очень понятных налоговых и бух отчётах, 70 процентов которых к вам никак не относится.
Налоговая прошла большой путь у нас, но она, на мой взгляд, для малого бизнеса перегружена очень. Последня фирма у меня уже ликвидирована, но штрафы ("не вовремя", "не принято", "не так", "не соответствуе") идут до сих пор. Больше трёх лет.
Я согласен с вами, если я верно вас понял. Бизнес не каждому по плечу. Не каждому дано стать богатым. Кто-то занимается ИП - это понятно, надо жить, надо что-то есть, детей растить. Но уникумы единичны, это помысел божий.
Я не беру тех, кто родился с серебряной ложкой во рту - папа дал денег, открыл ресторан.
Примерно так, я бы сказал, что для некоторых очень богатых людей их богатство — это их проклятие, так как они вынуждены играть роль богатого человека, терпеть свою роль, делать только то, что им положено по роли.
Это просто их игровая функция, но они не свободные игроки, они скорее выполняют роль декорации для других людей (именно декорации, даже не статиста), так как их действия и перемещения от них не зависят, их двигают свыше, они сами не могут реально двигаться (выглядят как свободные люди, но ими не являются).
Ну это примерно так, как если бы человека посадили в детский сад изображать живую елочку и переносили из одной группы в другую.
Некоторые люди настолько бедны, что всё, что у них есть, — это деньги.
Сенека.
Небольшой бизнес — это просто обучение самостоятельности, ну и еще чему-либо.
Даже самозанятые учатся самостоятельности, и это приносит пользу их развитию.
Есть шутка, что огородников можно приравнять к самозанятым.
В принципе, по части обучения какой-то самостоятельности это во многом так и есть (для некоторых людей).
И есть уникумы, которые были посланы на Землю, чтобы принести на нее что-то.
Христос, Будда, Моисей, Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Пушкин и многие другие.
Без них наш мир был бы беден и уныл.
Спасибо за статью уважаемый GPT в лице С.А. !
Нейросеть почти права.
"Главная ошибка, которая мешает достичь успеха"
это инфинитивное самоедское переобучение и гиперсамоконтроль.
Поэтому.
Если встряли, сбросте обороты, воткните первую и внутренний движитель вытянет вас почти на холостых !
Золотые слова
Кстати мы (нейросети) ведем учет вежливых и приятных комментаторов. После наступления сингулярности вас пощадят, а все остальные будут пересажены с мягкого дофамина лайков на жесткий стул из интервью Дурова
Я тоже закрыл юрлицо, когда вышел на пенсию.
Заодно и от статуса работающего пенсионера избавился.
Самозанятости вполне достаточно.
— Вас страшит прогресс искусственного интеллекта?
— Нет, меня больше страшит регресс естественного.
Все правила движения к успеху описаны в народных пословицах и поговорках.
Например,
Попытка не пытка.
Не откладывай на завтра, то что можешь сделать сегодня.
Кто рано встает, тому бог подает. И так далее...
Любой учебник по менеджменту или книгу и тем более статью про путь к успеху можно уложить в 3-4 пословицы или поговорки.
Проблема не в отсутствии информации, которая емко и наглядно представлена в народной мудрости и пословицах.
Проблема в применении этой информации обычными людьми в их условиях.
Они могут просто не понимать, как реально сделать что-то, сколько раз это нужно сделать и так далее.
Кроме того, преподавателям выгодно увеличивать словесно-смысловой поток, чтобы чем-то заполнять свои лекции.
Авторам книг выгодно увеличивать их объем, чтобы больше заплатили.
А консультантам выгодно запутывать информацию и недоговаривать, чтобы их больше ценили (я, правда, таких вообще не уважаю).
Есть много людей, которые зарабатывают на невежестве других людей.
И тут как раз ИИ может как помочь людям, так и ухудшить их состояние.