Что такое донаты? Пожалуй, по шкале от чаевых до краудфандинга они находятся примерно посередине. Потому что с одной стороны суть доната в подарке. По большей части их делают бескорыстно, без намерения что-либо получить взамен. Однако в отличие от чистого попрошайничества получателям донатов стыдно брать деньги просто так. Они всегда предлагают призы за щедрость, причем по законам жанра нечто эксклюзивное.
Таким образом была выращена целая субкультура спонсоров и адресатов их помощи, которая в целом работает довольно эффективно.
Для создателей контента донаты — один из каналов монетизации. Спонсоры ощущают свою причастность к чужим проектам, талантам, риску. И очень дешево. Всего за несколько десятков или сотен рублей можно стать участником экспедиции, рок-группы, издать книгу, снять фильм, запустить смелую общественную инициативу.
Ну как участником… Это тонкий момент, хорошо знакомый всем болельщикам. Зрители на трибунах искренне и по праву считают себя полноценной частью шоу. Да, они не бегают сами по полю и не выступают на сцене. Но без зрителей не было бы футбола, хоккея, концертов, театров и много чего другого.
Звучит так, словно я пытаюсь оправдать донаты. Видимо, да. И как раз потому решил приглядеться, копнуть чуть поглубже. Есть версия, что пренебрежительное отношение к донатам это заблуждение.
Сколько оставляют «на чай»
Донаты похожи на онлайн-чаевые. Только не на те чаевые, которые заведение буквально вымогает у посетителей. Возможно, вы бывали в странах, где оплата ровно по счету обязательно вызовет вопросы и обиды.
Речь об искренней признательности. Когда действительно понравилось обслуживание, тебе сделали какое-то одолжение или просто человек лично вызывает симпатию.
Именно так все устроено в Интернете. Донатят, чтобы поддержать, порадовать. То есть фактически в виде благодарности за интересный или полезный контент.
«Звезды» Telegram, появившиеся в мессенджере относительно недавно, и многие другие игровые, виртуальные валюты приложений служат в том числе для донатов. Правда, экономика digital пока что сильно отстает от офлайна. Признаться, для меня это стало сюрпризом. Особенно по России.
Почему-то я исходил из стереотипа о чаевых как о буржуазном пережитке, искорененном еще век назад. Однако цифры говорят о другом:
- По данным «Чек индекс», в 2024 году в среднем в России размер чаевых составил 8-10% от чека покупки. Количество выданных чаевых в России в 2024 году выросло на 18%, а средний размер чаевых увеличился на 29%.
- По данным сервиса «Нетмонет», самые большие чаевые в России в 2024 году составили 128 тыс. руб. В 2024 году пользователи сервиса оставили чаевые более 30 млн раз, что на 50% превышает показатель предыдущего года.
На фоне таких денежных потоков донаты моим любимым блогерам выглядят просто смехотворно. Например:
- YouTube-канал Nestrashno, у которого 85 тыс. подписчиков, регулярно проводит стримы, иногда собирает на них донаты. А его статистика на Boosty — всего 40 платных подписчиков при чеках от $1,15 до $2,87.
- Канал «Послезавтра» даже на замедленном YouTube недавно собрал в выпуске про Казахстан миллион просмотров меньше чем за сутки! На самом канале больше двух миллионов подписчиков. Статистика Boosty — 282 спонсора, с донатами от $2,29 до $11,5.
Правда, топ Boosty возглавляют личности, которые ежемесячно собирают донатов на сотни тысяч рублей или даже миллионы. Но надо признать, что они всего лишь исключение из правил. Основные доходы блогеров не с донатов, а с рекламы.
Значит ли это, что донаты в Интернете погоды не делают? Отнюдь.
Для блогера любые входящие платежи имеют значение. И не только в меркантильном смысле, еще как наглядное доказательство пользы. Лайк поставить легко, голосовать рублем сложнее. Раз платят, значит, любят.
Кроме того, проактивная группа фанатов может повлиять на производство контента. Не обязательно так прямолинейно, как в 2021 году Артемий Лебедев заработал свои честные 260 тыс. руб. за пощечины на стриме. Тогда по условиям эфира он получал пощечину сразу после зачисления денег. Акция имела определенный успех. Но это фарс в чистом виде. Калька с клоунов, падающих в бак с водой при метком броске по мишени.
Более тонким образом донаты привлекают внимание создателя контента к тому, за что его зрители готовы доплачивать. Пусть немного. Но если за одни слова и эпизоды не платят вообще, за другие явно и охотно — нетрудно догадаться, что это будет учтено в следующих выпусках.
Плюс атмосфера причастности – ключевой фактор при формировании сообществ. Упрощенно можно считать любую сессию донатов командообразующим мероприятием. Люди дорожат тем, во что инвестируют. Иррационально дорожат, без разумных балансов в голове.
Феномен получил название «Эффект Бенджамина Франклина» и описан задолго до появления донатов, да и Интернета тоже. Согласно Франклину, люди больше дорожат теми, кому помогли сами. А вовсе не благодетялями, оказавшими помощь им.
Между прочим, один из легко применимых психологических приемов. Вместо того чтобы заваливать клиентов и партнеров предложениями о помощи, нужно попросить их об услуге. О чем-то простом, легком, необременительном. По сути, о донате. После чего люди помимо этого пустячного подарка проникнутся к вам более теплыми эмоциями и даже привязанностью.
Так что измерять донаты в денежном выражении пожалуй не корректно. Это обманчиво простое попрошайничество. На самом деле оно глубже и взаимно более полезно.
Как получать донаты
Первое, второе и третье условие — быть популярным. Нет никакого смысла «подключать донаты» на всякий случай, вдруг кто-нибудь закинет монетку. В таком случае вы окажетесь в положении человека на улице, который стоит с протянутой рукой. Это именно что милостыня. Если онлайн-трафик ничтожно маленький, шансы получить хоть что-то нулевые.
Напротив, при определенных охватах (десятки тысяч подписчиков и показов минимум), скорее всего, донаты действительно пойдут.
Насколько много — от копеек на длинном пологом «плато» до экспоненты ближе к топу в пределах ниши, рынка, площадки. Победитель получает все. Согласно сливу данных с Boosty в 2022 году, донаты тогдашнего чемпиона «Ай как просто» превышали 5 млн руб. в месяц.
Опять Boosty, потому что сейчас это главный сервис для получения донатов в России. Неудивительно, ведь изначально проект принадлежал Mail.ru Group. И он работает до сих пор, в отличие от прошлого лидера рынка – Patreon.
Patreon заблокирован на территории России, как и немного другая площадка — OnlyFans. Любопытно, что Boosty подхватил оба флага сразу:
- Позволяет отправлять и получать донаты с российских банковских карт.
- Применим ко «взрослому контенту».
Cейчас это крупнейшая и самая известная площадка для донатов на территории РФ. Больше 20 млн пользователей (к вопросу об актуальности донатов).
Интерфейс у Boosty несложный, принцип действия тоже:
- Можно создавать ленты закрытого контента и показывать спонсорам определенного уровня донатов.
- Есть интеграция с Telegram, что позволяет автоматически пускать в закрытые каналы тех, кто помогает автору рублем.
- Продаются не только подписки с ежемесячными платежами, при желании любой может купить разовый доступ к публикации «под замком». Правда, как правило, цена подписки настолько выгоднее, что однократный просмотр может оказаться дороже «всего и сразу».
- Авторы ставят публичные цели, а Boosty показывает сколько уже набрано. В этом смысле все работает как краудфандинг.
Насколько понимаю, рассчитывать на повышение доходов благодаря качеству контента можно, но не напрямую. Монетизируется только личная симпатия, а она в конечном счете производная от охватов.
Поэтому говорить о каких-либо контент- или маркетинговых, рекламных, пиарных стратегиях для увеличения донатов технически можно, конечно. И все же без выполнения сложно определяемого «просто понравился» ничего толком не поможет.
Все успешные на Boosty блогеры ведут каналы на разных площадках, часто мелькают в эфире и берегут свой публичный образ. Вероятно, доходы от донатов у них конкурируют с рекламой. Если делать много бестолковых интеграций, это может оттолкнуть спонсоров. Приходится балансировать, чтобы собирать деньги из разных источников.
Кроме того, производство контента изначально учитывает необходимость порезать все ломтями:
- Что-то в открытый доступ для максимальных охватов.
- Нишевые ракурсы – в каналы поуже, для ценителей (но тоже бесплатно).
- Самая мякотка информационно (редко) или эмоционально (часто) — на Boosty.
- Наконец, явный инфобизнес, всякие клубы и марафоны — это уже, скорее, трафик с Boosty в Telegram.
Мои выводы
Донаты существуют, это довольно большой и растущий рынок. Скорее всего, он станет еще больше на фоне развития культуры чаевых в России. Игнорировать эти явления странно, они уже вовлекли миллионы людей и денег.
Пользоваться с точки зрения выгодополучателя сложно, почти недостижимо. Надо быть рок-звездой. Тот самый личный бренд. Коммерческие организации не могут брать донаты, там уже явный краудфандинг.
Практическая польза для тех, кто сам донаты не берет (таких, как я) заключается скорее в том, чтобы учиться у самых успешных блогеров. Не тому, как они просят донаты — а тому, благодаря чему им платят. Это похоже на намерение строить любой проект как франшизу, независимо от того станет он ей реально или нет.
То есть навести порядок в целеполагании, проверке рыночных гипотез, дисциплине по регулярности действий, дозировать публичность, заботиться о репутации, быть «своим парнем» для целевых групп пользователей, и регулярно выпускать конкурентоспособные продукты. Еще важно немного варьировать ассортимент, но без рывков. Чтобы зритель или читатель всегда мог рассчитывать на предсказуемый уровень качества.
А что об этом думаете вы? Даете чаевые? Делаете донаты?
Читайте также:
Чаевые как-то не из моей жизни, если я их даю, то за границей, и то испытываю некоторое неудобство не из-за расходов, а из-за непривычности этой процедуры.
Хотя и в наших ресторанах раньше мог не брать сдачу, когда наличкой платил, хотя давно это было, теперь наличными считаю оплату картой...
Станислав, спасибо за информацию, что донаты — это для раскрученных «звезд», а то про донаты периодически говорят, но мысли в эту сторону даже как-то не идут, не мое это.
Замечательная статья, Станислав!
Тоже знаю, что не мое. Но почитал, посмотрел об этом и понял что сильно недооцениваю масштаб явления. Может оно и начиналось как приработок нескольких онлайн-блогеров — сейчас уже полноценный канал ФинТеха
Что кстати стоит учитывать в своих продуктах, где люди смогут донатить друг другу, оставлять чаевые, скидываться на покупки незнакомцам и т.д.
Спасибо
Мои мысли по поводу не донатов, а чаевых
Как-то села в такси и с передней панели в глаза бросился красочный плакатик: УВАЖАЕМЫЕ ПАССАЖИРЫ, ВОДИТЕЛЬ БУДЕТ БЛАГОДАРЕН, ЕСЛИ ВЫ ОСТАВИТЕ ЧАЕВЫЕ.
До этого, в Череповце, в маленьком магазинчике при местной пивоварне наблюдала на прилавке прозрачную пластиковую круглую банку с мелкокалиберными монетками и приклеенной запиской: ПРОДАВЦУ НА ТАКСИ.
Где-то до этого видела такую же, только надпись гласила: НА ОТПУСК
Сразу Вспомнилось кафе в Брюсселе напротив Европарламента, где, собравшись заплатить за чашечку кофе и бокал удивительного, годовой выдержки пива с интригующим названием «Длинноногая блондинка», вдруг поняла, что не знаю нужно ли оставлять чаевые.
Извинившись несколько раз, мол, не местные, спросила напрямую у официантки. И услышала гордое в ответ: нам вообще-то платят зарплату.
Вот что интересно, не во всех странах слово означает Drink Gift или Выпей за меня после работы.
В Турции, Египте, Индии и некоторых других восточных странах чаевые называются Alms, что переводится как милостыня или подаяние
Япония одна из немногих стран, где чаевые оставлять не нужно совсем. Здесь считается, что владелец бизнеса сам в состоянии платить достойную зарплату сотрудникам, а если посетитель кладёт дополнительные деньги, хозяин может воспринять это как оскорбление и решить, что его ресторан, по мнению гостя, выглядит бедно. Сюда же относятся Китай, Исландия и Таити.
Так что такое чаевые подаяние или вознаграждение? А может быть денежное пособие?
В общем, неоднозначное дело. То же самое, мне кажется, касается донатов. Хотя хозяин – барин ))
Сейчас подумал, что чаевые платят "назад", за то что уже сделано и получено. Поездка совершена, кофе сварен, номер убран — спасибо, вот бонус в дополнение к зарплате
Донаты платят скорее "вперед", в расчете что они помогут блогеру раскопать новую тему, путешественник починит байк или каяк, покатается еще. То есть инвестиция вскладчину (краудфандинг) на те проекты, которые хочется чтобы продолжались и росли
Да, есть в этой мысли свое зерно, но ведь по сути это и есть краудфандинг )
Краудфандинг гораздо конкретнее. Там люди точно ЗНАЮТ что покупают за свои взносы. Более того, не только даже в плане разработки или создания чего-то, есть призы с тарифами. Материальные, вещественные. Можно так книгу получить (вот эту, именно ее) или товары из первой серии выпуска (точно такие, как было показано) и т.д.
Донаты не связывают получателя четкими обязательствами. Спонсоры НАДЕЮТСЯ что он продолжит делать чего начал, они ПРЕДПОЛАГАЮТ что результаты будут как раньше. Но это все на ниточках, просто ожидания. Блогер может получить донаты и следующий ролик не выложить. Или сказать в нем то, с чем дарители не согласны. Поменять профиль канала. Открыть кафе. Просто уйти в запой. Все что угодно
Считается, что есть 4 типа краудфандинга. И donation-based crowdfunding –один из них. Спонсоры донатов действительно жертвуют деньги на проект, потому что верят в его дело, а не потому, что ожидают финансовой отдачи или каких-то нград..
Да-да, как раз вспомнилось, что по этой схеме даже полноценные фильмы финансировались. Людям нравилась идея - они поддерживали ее деньгами: "голосование долларом" в чистом виде.