Какие юридические документы в нашей стране удостоверяют право на наследство? Это либо свидетельство, выдаваемое нотариусом, который ведет наследственное дело, либо решение суда: по спору между наследниками или о признании судебного акта иностранного государства.
Для целей настоящей статьи под криптовалютой мы будем понимать Bitcoin (BTC), Etherium (ETH), USDT и другие криптоактивы.
Ответы на вопросы о наследовании криптовалют
1. Можно ли установить собственника BTC, ETH или USDT и зафиксировать это в официальном документе?
Если криптовалюта хранится в некастодиальном холодном или горячем кошельке, то официально установить собственника практически невозможно. Вероятно, спецслужбы и хакеры могут устанавливать владельца, но для целей наследственного права это бесполезно.
2. Есть ли реестры собственников криптовалют и организации, которые имеют право вести подобные реестры?
Никаких организаций, куда бы можно было обратиться с запросом о принадлежности кошелька либо с документом, удостоверяющим права наследника, не существует.
Хотя в рамках российской судебной практики криптовалюты неоднократно признавались имуществом, вопрос подтверждения принадлежности этого типа имущества конкретному лицу остается открытым. Даже в делах о банкротстве и уголовных делах именно владелец кошелька подтверждал принадлежность монет себе и выдавал закрытый ключ под воздействием вполне определенных факторов. В рассматриваемом нами случае владельца уже нет.
3. Выдаст ли российский нотариус свидетельство о праве на наследство, которым будут удостоверяться права наследника на криптовалюту?
Российский нотариус не может оформить наследственные права без идентификации и проверки факта принадлежности имущества наследодателю. Нет закона, который бы официально подтвердил, что тот или иной обезличенный виртуальный кошелек принадлежит вполне определенному физическому лицу.
Не будет таким подтверждением и совершенное при жизни заявление о принадлежности определенного кошелька конкретному лицу. Равно как и нотариусы будут отказывать в оформлении детализированного завещания с указанием установочных данных криптокошельков: ничто не мешает завещать любой криптокошелек, благо баланс каждого доступен всем желающим, а официально определить принадлежность все так же нельзя.
Вывод: из-за невозможности легально определить принадлежность криптовалютного кошелька конкретному физическому лицу российский нотариус не выдаст свидетельство о праве на наследство на криптовалюты типа Bitcoin (BTC), Etherium (ETH), USDT.
4. Какая организация примет свидетельство о праве на наследство на криптовалюту и проведет операции по переводу средств с кошелька покойного на кошельки наследников?
Давайте представим, что какой-то смелый и прогрессивный нотариус выдал свидетельство о праве на наследство на монеты, находящиеся в криптокошельке с определенным номером. В кошельке 10 000 ВТС. Счастливый наследник выходит от нотариуса и задается очевидным вопросом: а как я получу свои битки, если у меня нет ни закрытого ключа, ни seed фразы, ни бумажки с кодами. Наследодатель скончался, а свидетельство о праве на наследство нести некуда. Не существует организации, которая могла бы зарегистрировать переход права на крипту наследнику.
Вывод: даже введение законодательных норм о наследовании основных криптовалют не решит вопрос получения доступа к ним при отсутствии ключевой информации из-за самой природы криптовалюты – в децентрализованной платежной системе нет администратора.
Практика известных крипто-бирж с наследованием кошельков
Если криптовалюта хранится на бирже типа Binance или Coinbase, необходимо учитывать правила, условия и пользовательские соглашения, на основании которых биржа оказывает услуги клиентам. В любом случае применить российское право к иностранным крипто-биржам не получится. По запросу правоохранительных органов и судов некоторых стран крипто-биржи могут предоставить информацию о владельцах счетов, но российские запросы будут проигнорированы.
По сообщениям бывшего CEO Binance, у биржи есть процедура наследования, при которой проверяются документы о смерти и документы наследников для получения доступа к средствам, однако деталей этой процедуры мне обнаружить не удалось.
На бирже Coinbase есть вполне определенная процедура доступа наследников к счетам наследодателя.
И тут возникает правовая коллизия: ведь отношения по наследованию определяются по праву страны, где наследодатель имел последнее место жительства. Можно как угодно применять нормы международного частного права, но зарубежные крипто-биржи вряд ли будут взаимодействовать с российскими наследниками даже без учета санкций; придется нанимать адвокатов в странах регистрации бирж.
Вывод: при подтверждении информации о наличии у покойного счетов на криптовалютных биржах необходимо собрать документы из российского наследственного дела (различные свидетельства, завещание…) и обращаться непосредственно на биржу для начала юридической процедуры получения доступа к счетам наследодателя.
Как грамотно передать по наследству криптовалютные активы?
Ответ один – наследственное планирование с учетом текущих реалий. Только сам наследодатель при жизни может предпринять какие-то действия, направленные на передачу своих криптовалютных активов определенным им самим лицам.
Механизмы следующие:
- Создание нескольких криптокошельков для каждого наследника, доступ к которым можно получить после смерти наследодателя с использованием закрытого ключа, хранящегося в банковской ячейке, содержимое которой завещано соответствующему наследнику.
- Альтернативой ячейке называют зашифрованные хранилища электронных данных с условием о передаче информации третьему лицу при предъявлении определенных документов, свидетельствующих о правах наследника. Однако здесь не проработан вопрос о надежности такой схемы и о конкретных документах, которые могут быть предъявлены: завещание, например, может быть составлено одним нотариусом и храниться у него, а наследственное дело будет открыто у другого. Кроме того, оригинал завещания выдается только самому наследодателю, но никак не наследникам. А свидетельство о праве на наследство, как мы выяснили ранее, нотариус в России не выдаст.
- Закрытое завещание. Документ в заклеенном конверте передается завещателем нотариусу в присутствии двух свидетелей. В такое завещание можно внести данные о закрытых ключах, однако в момент открытия конверта о них станет известно самому нотариусу, свидетелям вскрытия завещания и всем заинтересованным лицам из числа наследников – они получают копию текста завещания.
Сама природа криптовалютных активов, построенных на основе реплицированных распределенных баз данных (блокчейн), хранящихся на разных узлах компьютерной сети, вступает в конфликт с юридическими институтами и классическим правом.
Отсутствие классического реестра, управляемого организацией, состоящей из людей (по аналогии с реестром недвижимости или юридических лиц) не позволяет реализовывать стандартные механизмы передачи криптовалют по наследству.
Владельцам криптовалют и юристам еще предстоит разработать и реализовать наследственные механизмы с учетом всех изложенных выше факторов. Возможно, для этих целей будут использовать смарт-контракты, которые сами по себе реализуются по технологии блокчейн.
Также читайте:
Спасибо Роману за то, что поднял очень интересный вопрос!
Как вариант, еще можно предложить такую схему защиты -
Наследники должны знать о том, в каком банке ячейка, а нотариусу не обязательно)
P.S. Обычный нотариус может выдать свидетельство о наследстве на "иное имущество, в чем бы оно не заключалось и где бы оно не находилось". С таким свидетельством зарубежная криптобиржа типа Бинанса вполне может передать управление не анонимным кошельком с соблюдением санкционных ограничений и законной процедуры, принятой для наследования в соответствующей стране.
Можно рассмотреть и вариант передачи части ключа от кастодиального кошелька непосредственно наследнику, а оставшиеся части при вступлении в наследство. Кастодиальные криптосервисы прекрасно умеют проводить такие операции