Специалист – человек, имеющий специальное образование и использующий свои знания для работы за деньги.
Профессионал – человек, имеющий специальные знания, использующий их. Знает о нерешенных задачах в отрасли, решил хотя бы одну из них. Это тот, кто двигает профессию вперед. Их немного, не больше 10% от общего числа работающих в отрасли, но именно они составляют тот костяк, который в сложных условиях вытащит бизнес из любой ямы.
Когда разговариваешь с HR-ами, они жалуются, что при найме высококвалифицированных сотрудников далеко не все соответствуют заявленной квалификации. Некоторые просто себя хорошо продают, а потом плохо работают, потому что не знают, не умеют, не хотят.
По каким критериям можно отличить профессионала от простого специалиста? Ответы на какие вопросы, помогут вычислить, что вы имеете дело с профессионалом?
1. Знает типовые ошибки в профессии
В нашей культуре не принято сообщать об ошибках. Даже в продвинутых компаниях. Понимаю, что сейчас напряглись работники бирюзовых компаний, но факт остается фактом.
Попробуйте открыть рекламный проспект любой компании и найти там ограничения по использованию предлагаемых решений. Их там нет. И альбомов ошибок на предприятиях тоже нет. За редчайшим исключением.
Между тем перечни ошибок довольно легко и быстро превращаются в чек-лист и позволяют кратно улучшить качество продукта. По признанию одного нашего хирурга, им удалось кратно увеличить выживаемость пациентов после применения американского чек-листа из 20+ пунктов «Действия перед входом в операционную».
Хороший профессионал:
- знает о типовых ошибках,
- в его списке их больше трех,
- умеет превращать списки ошибок в чек-листы.
Вопрос кандидату: Расскажите о типовых ошибках в вашей профессии.
2. Собирает свою базу данных
Время, когда профессионал брал решения «из головы», кончилось в XIX веке. Современные системы достаточно сложны, а скорость обмена информацией столь высока, что простые решения известны всем и много где опробованы. Сложные задачи требуют всестороннего учета факторов и такой учет дает профессиональная база данных или профессиональная библиотека.
Автор первого словаря по клиентоориентированности собрал более 3 тыс. случаев взаимодействия бизнеса с клиентами. Теперь, когда нужно найти нетривиальное решение клиентской проблемы, база данных выдает его за секунды. Рискну предположить, что это крупнейшая в мире база данных, собранная частным лицом.
Вопрос кандидату: Сколько единиц информации содержит ваша профессиональная база данных?
3. Поддерживает свою квалификацию
Существует такое негласное правило: человек с высшим образованием должен тратить до 10% дохода на поддержание своей квалификации. Это деньги на литературу, поездки на конференции, специализированное ПО и так далее.
Решение профессиональных задач невозможно без справочников, учебников, монографий по узким вопросам. Сколько это может стоить? Самая дорогая монография в моей профессиональной библиотеке стоит $1 тыс.
Вопрос кандидату: Какую профессиональную литературу вы используете для работы?
4. Следит за трендами
Для регулярного пополнения профессиональной базы знаний необходима свежая информация. Профессиональная периодика, взаимодействие с экспертами, специализированные форумы, паблики и каналы в соцсетях – все это источники новой информации.
Настоящий профессионал:
- Имеет систему работы с этими источниками.
- Делает эту работу на регулярной основе.
В зависимости от частоты поступления информации, работа с потоком информации занимает от нескольких минут в день до нескольких дней в неделю.
Вопрос кандидату: Как вы организовали для себя поток свежей профессиональной информации?
5. Знает о нерешенных задачах в профессии
Профессионалы сталкиваются с ними в работе, видят их в базе знаний, получают из профессиональных потоков информации или списков типовых ошибок.
На своем рабочем месте сталкиваясь с такой задачей, профессионал решает ее либо предлагает план по решению, если это связано с привлечением ресурсов, которые недоступны в данный момент.
Важно, что таких задач больше одной, обычно у профессионалов сформированы целые списки таких задач.
Вопрос кандидату: Как вы считаете, какие задачи не решены в области вашей профессиональной деятельности?
6. Умеет решать сложные задачи
Изобретатель ТРИЗ, Генрих Альтшуллер выделял пять уровней решения изобретательских задач. По его мнению хорошие изобретения начинаются с третьего уровня:
«Третий уровень. Противоречие и способ его преодоления находятся в пределах одной науки, то есть механическая задача решается механически, химическая задача – химически. Полностью меняется один из элементов системы, частично меняются другие элементы. Количество вариантов, рассматриваемых в процессе решения, измеряется сотнями. В итоге – добротное среднее изобретение».
Если вам нужен профессионал для решения действительно сложных задач, то желательно чтобы у него был опыт третьего уровня по Альтшуллеру. Или хотя бы серийные решения второго уровня:
«Второй уровень. Задачи с техническими противоречиями, легко преодолеваемыми с помощью способов, известных применительно к родственным системам. Например, задача, относящаяся к токарным станкам, решена приемом, уже используемым в станках фрезерных или сверлильных. Меняется (да и то частично) только один элемент системы. Ответы на задачи второго уровня – мелкие изобретения. Для получения ответа обычно приходится рассмотреть несколько десятков вариантов решения».
Вопрос кандидату: Расскажите о самой сложной задаче, которую вам пришлось решить в своей профессиональной деятельности.
Читайте также:
Очень профессиональный разбор ! Респект ! Я бы добавил, что после этого check-up-а в качестве завершения процедуры стоит проверить совместимость профессионала по Модели DISC. Так как даже очень крутой профессионал может не ужиться в сложившемся коллективе или системе менеджмента.
Для начала, чтобы действительно выявить профи на собес-е, его должен интервьюировать профи. А, не хр-мен. Пусть и по чек-листу.
И, если речь идеи о профи, т. е., как утверждает автор, то действительно способен решить не решаемое остальными работниками. И, это точно больше одной задачи из многих.
Интересный подход. Да и привычный для инженера. Вопросы по-существу. Они, по крайней мере у меня, вызвали горячее желание рассказать и дать подробные ответы, они и правда важны. Так что респект, Евгений!
Один умный человек в моей юности говорил, что если ты хочешь быть крутым профи, то не ломай, а старайся сначала починить. Потом была эра созревания windows с её огромными заморочками. Стала тормозить - кто-то сразу предлагал переустановить или купить новый комп. А кто-то её "чинил". Были очень забавные случаи, когда я покупал свою первую квартиру. Сидять продавцы, грустят - "система сломалась", говорят, что надо новую материнку и пр и др. Ну знаете, как наш брат часто разводил клиентов. Удалось восстановить рееестр за 5 минут и они потом мне нашли просто замечательный вариант квартиры. И много лет дружили и давали мне клиентов.
Одно мой личное уточнение - предпочитаю не искать профи, а выращивать. А ищу специалиста, у которого есть искорка, способная разгореться.
Обычно настоящий профессионализм - это добровольный ад.
Такие люди редко бывают уживчивыми.
Лучшее что можно сделать - это установить в коллективе деловую атмосферу с минимумом подковерных игр и разумной бюрократией.
Да, действительно, профи должны оценивать профи.
Спасибо.
Что касается выращивания - это следующий шаг. Большинство наших бизнесов об этом даже не думают.
Отличные рекомендации! И все четко структурировано. Замечательная статья!
спасибо
А еще очень хорошие вопросы, прямо в цель!
1. Хорошо, что автор дал определение предмета обсуждения.
2. Но раньше, не помню когда, сначала являлся молодой специалист (сразу после ВУЗа), а профессионалом он становился после получения некоторого опыта работы.
Т.е., Профессионал = Специалист + Опыт работы.
При этом, профессионал остается специалистом, и чем более он профессионал, тем более он специалист, потому что книжки читает.
Зачем вводить новые сущности?
3. Для кого эти рекомендации, для девочек в HR или для непосредственного руководителя? Потому что HR о ТРИЗе вряд ли что знает, как впрочем, и многие начальники.
4. Автор пишет. Хороший профессионал: знает о типовых ошибках, в его списке их больше трех, умеет превращать списки ошибок в чек-листы.
Уместно здесь спросить, а в какой отрасли, сфере деятельности такие признаки хорошего профессионала работают? А в каких - не работают?
И правильно ли считать, что Хороший профессионал = Хороший специалист + Хороший опыт работы?