Развитие и все более широкое применение цифровых инструментов в области медицины и здоровья уже начало менять традиционные подходы к лечению, профилактике заболеваний и образованию. Эта революция неизбежно повлияет на рынок труда и образовательную систему, открывая новые возможности и обозначая актуальные вызовы, к которым необходимо быть готовыми.
Какие новые профессии появятся в медицине
Согласно исследованию PricewaterhouseCoopers (PwC), почти каждый пятый (18%) руководитель сферы здравоохранения ожидает, что генеративный ИИ заменит минимум 5% рабочей силы в 2024 году. В мировом масштабе такие ожидания разделяют 25% руководителей, а на рынках СМИ и развлечений этот показатель достигает 32%.
Прежде всего, появятся совершенно новые профессии, связанные с применением цифровых технологий в медицине. Среди них можно выделить:
- Специалисты по анализу больших данных в здравоохранении. С развитием электронных медицинских карт, носимых устройств и других источников данных о здоровье возникает потребность в профессионалах, способных обрабатывать и анализировать огромные массивы информации для выявления закономерностей, прогнозирования рисков и оптимизации лечения.
- Разработчики медицинских приложений и программного обеспечения. Мобильные приложения для контроля состояния здоровья, телемедицинские платформы, системы поддержки принятия клинических решений – все это требует специалистов, способных создавать и совершенствовать соответствующее программное обеспечение.
- Специалисты по кибербезопасности в здравоохранении. С ростом использования цифровых технологий в медицине возрастают риски утечки конфиденциальных данных пациентов и кибератак на медицинские учреждения. Поэтому необходимы эксперты, обеспечивающие защиту информационных систем и данных в сфере здравоохранения.
- Операторы телемедицины. Телемедицинские консультации и удаленный мониторинг состояния пациентов требуют специалистов, которые будут координировать эти процессы и обеспечивать бесперебойную работу соответствующих систем.
- Специалисты по 3D-печати в медицине. Технологии 3D-печати открывают возможности для создания индивидуальных имплантатов, протезов и других медицинских изделий. Для их эффективного использования потребуются специалисты, владеющие этими технологиями и знающие особенности их применения.
Как подготовить специалистов: интересные инициативы компаний
Чтобы подготовить медицинских работников к эффективной работе с новыми технологиями, необходимо обеспечить им доступ к качественным программам повышения квалификации и непрерывному обучению. Приведу примеры инициатив двух компаний:
- Компания «Цифромед» планирует обеспечить доступ врачей к единой базе знаний для поддержки принятия клинических решений и повышения квалификации непосредственно на рабочих местах. Создано совместное предприятие с компанией «Алгом» по доставке врачебного контента в медицинские информационные системы клиник.
- Компания «Третье Мнение» при участии авторов образовательного проекта Mammovision создали платформу для подготовки рентгенологов, занимающихся расшифровкой маммограмм. На этой платформе пользователи могут загружать изображения из своей врачебной практики или пользоваться сформированным архивом реальных кейсов и сопоставлять свои диагностические гипотезы с оценкой искусственного интеллекта. Они также будут выполнять домашние задания по описанию исследований и получать обратную связь от наставников проекта.
Такие инициативы позволят врачам постоянно совершенствовать свои навыки и компетенции, что особенно важно в условиях быстрого развития цифровых технологий в здравоохранении. Повышение уровня специалистов за счет увеличения «насмотренности», что особенно применимо к сложным кейсам, будет способствовать развитию навыков и формированию диагностической практики, а это, в свою очередь, приведет к сокращению количества ошибок.
Новые возможности для рынка труда
Цифровое здравоохранение открывает возможности для удаленной работы и гибких графиков в сфере медобслуживания. Телемедицина позволяет врачам консультировать пациентов на расстоянии, а специалистам по анализу данных и разработчикам программного обеспечения – работать удаленно. Это может привести к перераспределению рабочей силы и изменению традиционных моделей занятости в здравоохранении.
Медицинские учреждения могут привлекать специалистов из других регионов и даже стран, а сотрудники получат больше гибкости в организации своего рабочего времени. Однако это также потребует новых навыков удаленной работы, эффективной коммуникации и управления проектами на расстоянии.
Вызовы для системы медицинского образования
Влияние цифрового здравоохранения на систему образования будет не менее значительным. Вузы и медицинские школы должны будут адаптировать свои программы и методы обучения к требованиям цифровой среды. Это включает следующие ключевые аспекты:
- Интеграция цифровых инструментов в учебный процесс. Студенты должны получать практический опыт работы с электронными медицинскими картами, телемедицинскими платформами, системами поддержки принятия клинических решений и другими цифровыми технологиями, которые они будут использовать в своей профессиональной деятельности. Недавно компания Google Cloud представила инструмент Vertex AI Search for Healthcare, основанный на генеративном ИИ. Этот сервис можно использовать как в клинической практике, так и в исследовательских целях.
- Симуляционное обучение с использованием виртуальной и дополненной реальности. VR- и AR-технологии позволят студентам отрабатывать медицинские процедуры и принимать решения в безопасной виртуальной среде, что повысит их практические навыки и уверенность перед работой с реальными пациентами. Одним из ярких примеров в медицинском образовании является запуск курса «Разработчик VR/AR-решений с применением образовательных тренажеров» в Первом Московском государственном медицинском университете в рамках программы «Приоритет-2030».
- Акцент на анализ данных и цифровую грамотность. Будущие медицинские работники должны уметь работать с большими массивами данных, извлекать из них ценную информацию и применять ее в процессе принятия клинических решений. Поэтому в учебных программах необходимо уделять внимание статистике, анализу данных, машинному обучению и другим соответствующим дисциплинам.
- Междисциплинарный подход. Цифровое здравоохранение требует объединения медицинских знаний с компетенциями в области информатики, инженерии, биоинформатики и других смежных дисциплин. Учебные программы должны включать курсы из этих областей и способствовать развитию междисциплинарного мышления.
- Развитие мягких навыков. Помимо технических навыков, будущим специалистам в сфере цифрового здравоохранения потребуются критическое мышление при решении проблем, способность к диалогу и к работе в команде, адаптивность.
Цифровые технологии позволяют расширить доступ к медицинскому образованию: массовые открытые онлайн-курсы (МООК), программы дистанционного обучения, виртуальные симуляторы и тренажеры, телемедицинские платформы и видеоконференции. Однако обеспечение высокого качества таких программ невозможно без создания эффективных механизмов их оценки и аккредитации. Необходимо учитывать, что некоторые аспекты медицинского образования, такие как клинические практики и отработка практических навыков, требуют очного присутствия и непосредственного взаимодействия с преподавателями и пациентами.
Для успешной подготовки кадров потребуется тесное сотрудничество между учебными заведениями и компаниями, работающими в медицинской сфере. Это позволит первым идти в ногу с быстро развивающимися технологиями и потребностями рынка труда, а вторым – получать квалифицированные кадры, готовые к работе в цифровой среде здравоохранения. Кроме того, такое сотрудничество может способствовать коммерциализации научных разработок и внедрению инноваций в практическое здравоохранение.
Важную роль в адаптации системы образования должны сыграть государственные органы и профессиональные ассоциации. Они могут разрабатывать стандарты и рекомендации для учебных программ, обеспечивать их аккредитацию и признание на национальном и международном уровнях, поддерживать инициативы по развитию цифровых компетенций в сфере здравоохранения.
Государство может стимулировать создание специализированных центров и программ для подготовки кадров в области цифрового здравоохранения, финансировать исследования и разработки в этой сфере, а также содействовать международному сотрудничеству и обмену опытом.
Цифровая революция в здравоохранении уже началась, и ее влияние на рынок труда и систему образования будет только усиливаться. Очень важно обеспечить соответствующую переподготовку и повышение квалификации действующих медицинских работников, чтобы они могли эффективно использовать цифровые технологии в своей практике.
Читайте также:
А в следующие годы еще больше.
Нужно готовиться к тому, что диагностика почти вся ляжет на ИИ.
Пока останется незыблемым функционал работы руками с частями тела пациентов.
Поэтому главным вызовом системы медицинского образования видится необходимость резкого сокращения числа обучаемых.
Да, всех в медицинской сфере сократят. Обучаемых, обучающих, образованных, понимающих, умеющих....
Патологоанатомы, только, станут востребованнее.
Я бы разделил тему цифровизации медицины.
Уровень врача - всё чаще вижу несомненную тягу врачей к возможностям ИТ, к удалённым методам общения с пациентами. Двольно неплохо оснащены частные клиники. Пациент в них чувствует себя уютно.
На уровне цифровизации региональной и особенно местной медицины считаю, что стало даже в чём-то хуже. Цифровые системы(порталы) встали стеной между пациентом и врачом. Между больным и поликлинникой. Обратная связь безобразна, её просто нет. Огромная проблема найти врача, записаться на приём, получить направление. Это ведь элементарные функции для разработчиков. И непаханное поле.
Вот эту бы бюрократию поправить.
Эта статья напоминает призывы к летчикам летать на МИГ-35, хотя они летают на АН-2. Техническая база, вот вопрос: ГДЕ, КАК, КОГДА?
Анатолий, а эта система работает так.
Медицинское учреждение (поликлиника, больница, диспансер) обладает определенным бюджетом и обязано провести тендер.
В тендере оно должно выбрать того, кто предложил низкую цену.
Отсюда следуют 2 проблемы:
1) Тендеры выигрываются далеко не всегда, мягко говоря, самыми профессиональными разработчиками.
2) В рамках того бюджета, который выделен, не всегда легко разработать нечто высококачественное.
Есть такое, Вы правы, но на мой взгляд, причина всё-таки не в этом. 94 закон мне не нравится, там достаточно узких мест, но вполне допускает работать с ним вполне разумно. Вот, к примеру, возьмите сайт любой, совершенно любой поликлиники районного звена. Он пустой, бестолков, он непродуман, не содержит никакой полезной инфорамации, кроме областного телефона 122 (это Мос. обл). Неинтересные и запутанные приказы о назначении платных процедур, дурацкая реклама, очень затруднённые переходы. Так что если брать вот эту на мой взгляд очень важную публичную сторону здравоохранения, то там простая и пустая трата бюджета, я даже не беру коррупционную сторону этого вопроса.
Я уверен, что врачи очень нуждаются в подобных системах - заказ и получение лекарств, получение помощи в сложных случаях, логистика получения результатов анализов, база знаний. Всё-таки Скорую помощь можно явно похвалить - у них не хватает людей, это я не хочу рассматривать, но у них есть дистанционные пульты, с помощью которых они мгновенно связываются с центром диагностики.
А в минздраве у федеральной и региональых властей просто нет людей, готовых провести относительно недорогую, но качественную цифровую реформу. Я работал с департаментами Москвы. Замечу, что взаимодействие департаментов довольно трудная вещь, у каждого свой регламент, они друг от друга-то отделены стеной - недоступны, механизмов взаимодействия нет, может решить мэр, но мэр высоко. А уж минздав просто наглухо закрыт даже для других департаментов.
Друзья из Германии тоже жаловались на свою систему, правда жаловаться на минздрав тема любимая многими и многими. Люди болеют и вечно жалуются на врачей. Немцы жаловались на чрезвычайную недоступность врача. Но работа электронной системы очень прозрачна и довольно проста.
Взять Почту России. У них денег не больше. Но простой и функциональный сайт. Меня поразило, что можно отправить бандероль, например, во Францию и можно отследить продвижение через обе страны и две таможни.