«Пятерочка» даст директорам полномочия собственников. Новости рынка труда

Новости рынка труда в России и за рубежом: факты, тенденции, результаты исследований.

Если у вас есть новости на тему HR и рынка труда, присылайте их на адрес content@e-xecutive.ru, и, возможно, они попадут в следующий дайджест.

  1. «Пятерочка» расширит полномочия директоров
  2. 76% сотрудников могут поменять работу в 2022
  3. Boston Dynamics поставит роботов для DHL
  4. «Сбер» купит сеть магазинов «Стокманн»
  5. 65% россиян хотят на пенсии переехать на юг
  6. Skillbox и GeekBrains сократили 300 человек
  7. Почему россиянки боятся уходить в декрет
  8. 63% компаний в России реализуют программы ESG
«Пятерочка» расширит полномочия директоров

Сеть «Пятерочка» начала тестировать модель управления «Директор — предприниматель». В тестах участвуют 16 магазинов в Москве, Подмосковье, Кирове и Воронеже. Директор магазина может действовать как собственник: самостоятельно набирать команду, ставить охрану и менять график работы, решать, какие закупать товары, устанавливать план продаж. От решений зависит премия директора, другой ответственности не будет, зарплаты сотрудников при этом не меняются. Премия может составлять от 1 рубля до 100% текущего дохода, она рассчитывается раз в квартал.

76% сотрудников могут поменять работу в 2022

В рамках международного исследования рекрутинговая компания Hays провела опрос с участием более 48 600 респондентов. Участникам задали вопрос, будут ли они искать новую работу в новом году: 76% респондентов заявили, что собираются этим заняться, другие 24% ответили, что таких планов у них нет.  В Hays отметили, что рынок вакансий в настоящее время находится в состоянии роста, компании заинтересованы в новых сотрудниках.

Boston Dynamics поставит роботов для DHL

Международная компания экспресс-доставки товаров и грузов DHL стала первым покупателем роботов Stretch от Boston Dynamics. Компании заключили многолетнее соглашение — DHL выплатит $15 млн, а Boston Dynamics поставит роботов на ее склады. Роботы будут работать на складах DHL в Северной Америке. Boston Dynamics представила робота-грузчика в марте 2021 года — он может перемещать до 800 ящиков в час и работает до восьми часов без подзарядки.

Робот-грузчик от Boston Dynamics

«Сбер» купит сеть магазинов «Стокманн»

Стороны подписали договор о намерениях, сделку планируют закрыть в первой половине 2022 года после инвестиционной проверки ритейлера. Сумму сделки не раскрывают. «Стокманн» выступит fashion-оператором на маркетплейсе и одновременно продолжит развивать и укреплять собственный бизнес, в том числе за счет инфраструктуры «Сбермегамаркета» в онлайн-торговле. «Стокманн» управляет в России 12 магазинами в Москве, Петербурге, Екатеринбурге и Мурманске.  «Сбер» купил маркетплейс goods.ru в апреле 2021 года и переименовал его в «Сбермегамаркет».

65% россиян хотят на пенсии переехать на юг

Сервис «Работа.ру» и СберНПФ провели исследование и выяснили, что две трети жителей России (67%) готовы к переезду в другой город после выхода на пенсию. Самыми популярными местами для жизни в пожилом возрасте стали Москва (ее выбрали 32% респондентов), Сочи (27%), Санкт-Петербург (26%), Ялта (21%), Краснодар (17%) и Калининград (14%). Еще 14% опрошенных отметили готовность встретить пенсию в Екатеринбурге, 13% выбрали Иркутск, а 11% — Новосибирск.

Skillbox и GeekBrains сократили 300 человек

Увольнения происходят из-за оптимизации бизнеса, заявил изданию «Ведомости» представитель Skillbox. Сокращения штата в компаниях прошли в ноябре — декабре 2021 года. Представитель Skillbox заявил изданию, что часть сотрудников покинула компании из-за «объединения дублирующихся функций» (после объединения Skillbox и GeekBrains под руководством VK). Сотрудники уволились по собственному желанию, из-за отказа от продления договора и по другим причинам, добавил представитель. Компания отказалась раскрыть число ушедших работников.

Почему россиянки боятся уходить в декрет

Сервис «Зарплата.ру» провел опрос среди трудоустроенных россиянок и выяснил, что больше четверти женщин боятся потерять работу из-за ухода в декрет. Также половина опрошенных опасается финансовой нестабильности на период родов и отпуска по уходу за ребенком. Работающие женщины назвали и другие тревоги, которые омрачают декретный отпуск: 

  • потеря хорошего дохода — 26,2% 
  • утрата опыта или квалификации — 6,8%
  • замена их более перспективными сотрудниками — 5,8%
  • разрушение карьеры — 3,9%
  • проблемы с начальством — 2,9%
63% компаний в России реализуют программы ESG

Компания Hays в России и Русская Школа Управления провели опрос руководителей и сотрудников российских компаний, чтобы выяснить, насколько эта тенденция выражена в нашей стране и как бизнес относится к вложениям в устойчивое развитие. Краткие выводы:

  • В большинстве компаний реализуются программы устойчивого развития. В 37% случаев речь идет об отдельных инициативах и в 28% — о комплексных стратегиях. 
  • 54% руководителей уверены, что программы устойчивого развития улучшают имидж их компаний. 
  • В 40% компаний есть корпоративные благотворительные проекты.
Вы бы хотели иметь полномочия собственника бизнеса, будучи наемным сотрудником?
Проголосовать и увидеть результаты опроса могут только зарегистрированные пользователи
Расскажите коллегам:
Комментарии
Руководитель проекта, Москва

Пятёрочка запускает очень важный проект, нечто подобное делали с сетью "Авокадо", где предпринимателей не поглощали франшизой, а только давали возможность получить консультацию по товару и дизайну магазина, не заставляя выкупать всю продуктовую матрицу.

Вариант с Пяторочкой интересен, как вариант реализации принципов Оранжевой компании в рамках красной компании X5. Это показатель того, что бизнес развивается в правильном направлении.

Руководитель группы, Москва

Странно, я всегда думал, что это и есть полномочия директора, но не собственника:

"Директор магазина может действовать как собственник: самостоятельно набирать команду, ставить охрану и менять график работы, решать, какие закупать товары, устанавливать план продаж".

Дмитрий Чуркин +4100 Дмитрий Чуркин Директор по развитию, Самара
Сергей Лозинский пишет:

Странно, я всегда думал, что это и есть полномочия директора, но не собственника:

"Директор магазина может действовать как собственник: самостоятельно набирать команду, ставить охрану и менять график работы, решать, какие закупать товары, устанавливать план продаж".

Работал в Пятерке. Ситуацию знаю не понаслышке.

Директор магазина в Пятерочке сейчас - суть существо абсолютно бесправное, по рукам и ногам связанное инструкциями, регламентами и бизнес-процессами. Шаг влево-вправо - жесткое наказание. Команду подбирает hr-служба, охрану - служба безопасности, закупку товаров регулирует ИИ на базе бигдаты (и обычный человек, будь он хоть семи пядей во лбу, с этим просто не справится - номенклатура огромна).

Попытка радикально изменить роль директоров магазинов очень интересна, но вангую, что эксперимент будет неудачным, так как:

а) На должность директора-"собственника" должны приходить совершенно другие люди, компетенции и мышление которых стоят на порядок дороже (а Пятерка не готова платить такие деньги обычным директорам);

б) Изначально ошибочна мотивация: собственники получают доход от прибыли, а директорам платится сейчас, и предполагается платить в виде премии от 0 до 100% текущего оклада. Таким образом, у директора появляется разрыв между основным критерием эффективности бизнеса - его прибыльностью, и личной мотивацией. Именно мотивация топов на чистую прибыль (у меня, например, был опыт, что не просто на любую прибыль, а на рентабельность по чистой прибыли - например, мотивация появляется только от рентабельности в 20% и выше, до этого голый оклад) побуждает управленца мыслить комплексно, регулировать не только продажи, но и затраты на всех этапах их возникновения, инвестиции в развитие, максимизируя тем самым доход бизнеса в любых ситуациях и на долгосрочную перспективу. 

Оценивая в целом в Пятерочке систему жесткого вертикального сегментирования отвественности и регулирования сверху всего и вся с помощью регламентов, считаю такой метод управления этим ритейловым гипермонстром единственно верным и возможным. Передача ответственн6ости "на места" - это очень долгосрочный проект, реализуемый только через внутреннюю школу воспитания самостоятельных и отвественных руководителей, и возможность передачи ответственности только самым успешным выпускникам этой школы.

Генеральный директор, Москва
Дмитрий Чуркин пишет:

Передача ответственн6ости "на места" - это очень долгосрочный проект, реализуемый только через внутреннюю школу воспитания самостоятельных и отвественных руководителей, и возможность передачи ответственности только самым успешным выпускникам этой школы.

Как такая корпоративная школа могла бы работать? Какие критерии успеха такого обучения могли бы быть сформулированы заранее?

Дмитрий Чуркин +4100 Дмитрий Чуркин Директор по развитию, Самара
Евгений Равич пишет:
Как такая корпоративная школа могла бы работать? Какие критерии успеха такого обучения могли бы быть сформулированы заранее?

Евгений, как школа могла бы работать - это надо думать, а мне за это не заплатили пока :) Заплатят - придумаю. По поводу критериев - он один: воспитание руководителя, который любое управленческое решение, любое действи команды пропускает через призму оценки прибыльности. То есть, руководитель постоянно думает - сколько денег, и с какой рентабельностью, принесет то или иное действие команды. 

Генеральный директор, Москва
Дмитрий Чуркин пишет:
Евгений Равич пишет:
Как такая корпоративная школа могла бы работать? Какие критерии успеха такого обучения могли бы быть сформулированы заранее?

Евгений, как школа могла бы работать - это надо думать, а мне за это не заплатили пока :) Заплатят - придумаю. По поводу критериев - он один: воспитание руководителя, который любое управленческое решение, любое действи команды пропускает через призму оценки прибыльности. То есть, руководитель постоянно думает - сколько денег, и с какой рентабельностью, принесет то или иное действие команды. 

Допустим.

Но такого рода оценки - это прогнозы, тем более - в рознице. Любые прогнозы могут быть ошибочными, и результаты будут известны с течением времени.

С точки зрения стратегии компании цели могут быть и другими, начиная с долговременных.

Вы не видите здесь противоречий?

Дмитрий Чуркин +4100 Дмитрий Чуркин Директор по развитию, Самара
Евгений Равич пишет:
Но такого рода оценки - это прогнозы, тем более - в рознице. Любые прогнозы могут быть ошибочными, и результаты будут известны с течением времени.

Почему прогнозы? Смотрите - есть четкая статистика решений, уже давших результат. На этих кейсах и будут учиться "студенты". Экзамен - 10 кейсовых задач в области кадровых, оргаизационных, ассортиментных, логистических и прочих решений, которые должны быть решены "студентом" с точки зрения оптимизации прибыльности магазина (кем-то они уже были решены на практике). Причем пару задач с хитринкой - в моменте, сейчас, прибыль в результате решения упадёт, но уже в среднесрочной перспективе приведёт к росту рентабельности, допустим, в два раза. Ну а потом три месяца стажировки в проблемном, низкорентабельном магазине: поднял за это время рентабельность на 30% (вполне реальная динамика за 3 месяца) - сдал экзамен, получи статус "директора-собственника" (но с мотивацией от операционной прибыли магазина).

Это вполне реальная схема, я так обучал региональных директоров в розничной компании. До руководителей магазинов не дошел, так как задачи такой не видел. Но с регионалами получилось очень хорошо: при росте продаж в 2 раза, рентабельность утроилась.

Конечно, обучение должно строится на принципах, соответствующих стратегии компании. Но это, повторюсь, уже детали, над которыми надо думать :)

Генеральный директор, Москва
Дмитрий Чуркин пишет:
Евгений Равич пишет:
Но такого рода оценки - это прогнозы, тем более - в рознице. Любые прогнозы могут быть ошибочными, и результаты будут известны с течением времени.

Почему прогнозы? Смотрите - есть четкая статистика решений, уже давших результат. На этих кейсах и будут учиться "студенты".

Это слишком просто. Обучение менеджеров на примерах с известными входными данными, правильными ответами и подробным разбором деталей безусловно необходимо - на первом этапе обучения. То же справедливо для любой профессии. Нужно знать, на какие грабли не стоит наступать, и таких вариантов может быть очень много.

Но суть работы менеджера - не администратора - в принятии решения в условиях неопределенности и неполной информации. Тем более - менеджера высокого уровня. Большая розница в этом плане - тяжелый случай, слишком много факторов, которые тяжело учесть, если мы об субоптимальных решениях.

Ну а потом три месяца стажировки в проблемном, низкорентабельном магазине: поднял за это время рентабельность на 30% (вполне реальная динамика за 3 месяца) - сдал экзамен, получи статус "директора-собственника" (но с мотивацией от операционной прибыли магазина).

Почему именно три месяца?

Конечно, обучение должно строится на принципах, соответствующих стратегии компании. Но это, повторюсь, уже детали, над которыми надо думать :)

Дьявол, как обычно, в деталях. Результаты работы некоторых крупных розничных сетей (и прочих сетей) это регулярно показывают.

Дмитрий Чуркин +4100 Дмитрий Чуркин Директор по развитию, Самара
Евгений Равич пишет:
Но суть работы менеджера - не администратора - в принятии решения в условиях неопределенности и неполной информации. Тем более - менеджера высокого уровня. Большая розница в этом плане - тяжелый случай, слишком много факторов, которые тяжело учесть - если мы об оптимальных решениях.

В нашем случае - важно научить менеджера хотя бы мыслить категориями эффективности бизнеса. Уверен, что директор магазина в этом эксперименте не будет брошен на произвол и пущен в абсолютно свободное плавание - все службы будут ему помогать и предоставлять информацию и аналитику для решений.

Но я с Вами согласен абсолютно, и в своем первом посте это пишу: мой прогноз по этой идее негативный, так как мегарозница в принципе не предусматривает такой самостоятельности на уровне магазинов, технологически это невозможно. Поэтому, я просто потеоретизировал, что можно было бы попробовать пойти по этому пути в долгосрочной перспективе. Как тестирование гипотезы.

Аналитик, Москва
Михаил Боднарук пишет:

вариант реализации принципов Оранжевой компании в рамках красной компании X5. Это показатель того, что бизнес развивается в правильном направлении.

Пословица:
Кто о чём, а шелудивый о бане. :)))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.