Как построить союз собственника-предпринимателя и наемника-управленца

В бизнесе нет спокойной жизни. Все время приходится решать какие-то задачи. Почему-то автоматизация бизнес-процессов и IT-модернизация приводят к дополнительным затратам, а эффект от них непонятен. То кассовый разрыв закрыть, то с партнерами конфликтную ситуацию разрешить. Еще налоговая, трудовая инспекция и разные пож-тех-природ-надзоры приходят с проверками и пытаются оштрафовать. И сотрудники бестолковые. А толковых днем с огнем не найдешь. При этом дорогие они очень и могут в любой момент уйти к конкуренту… Непонятно, за что хвататься.

Вместо хорошей прибыли у предпринимателя какие-то крохи. Вместо гордости и удовольствия от созданного — нервозность, разочарование и отсутствие времени на личную жизнь.

Многих проблем можно избежать, если понимать, что предпринимательство и управление — это разные навыки. Заниматься предпринимательством — это рисковать, экспериментировать, творить. Искать и создавать революционно новое. А управление — это ремесло. Его задача — воспроизводить и оптимизировать действующее. Развиваться эволюционно.

Когда бизнес уже запущен, пора переходить к повышению его эффективности. Появляется нужда в профессионально организованном руководстве бизнесом. Собственник задается естественным вопросом: чего ждать от наемного управленца?

Управленец не магическая таблетка от всех недугов, а инструмент для извлечения прибыли со своими возможностями и ограничениями.

Неразумные ожидания собственника

  1. Не требуйте от управленца создания бизнеса с нуля, даже если вы предоставите ему умопомрачительную идею. Если бы он это умел, он был бы вашим конкурентом, а не наемным сотрудником.
  2. Не рассчитывайте, что управленец придумает «ноу-хау» для вашего бизнеса. Его фокус в другом — он извлекает максимальную прибыль из уже существующего «ноу-хау».
  3. Кратного роста оборотов от управленца ждать не стоит. Его задача — обеспечить разумную/справедливую долю рынка.
  4. Не рассчитывайте, что улучшения в компании управленец проведет ничего не меняя. Часто менять приходиться многое, что касается управления — организационную структуру, алгоритмы принятия решений, климат в коллективе. Но сам бизнес и его новаторская идея, заложенная основателем, останется.
  5. Успешный менеджер не будет заниматься «тушением пожаров». СЕО сосредоточиться на решении задач важных, но не срочных. Так, чтобы в результате вносимых им улучшений срочные проблемы — хоть важные, хоть неважные — возникали как можно реже и решались остальными сотрудниками с выгодой для фирмы.

Разумные ожидания собственника

  1. Обеспечить прибыль не менее средней по рынку и плюс дополнительную маржу от предпринимательского «ноу-хау».
  2. Добиться конкурентоспособности компании за счет внедрения на предприятии лучших существующих практик, снизить издержки и стимулировать увеличение выручки.
  3. Сделать бизнес прозрачным для контроля собственниками и простым в управлении.
  4. Придать компании устойчивость. Она должна стать саморазвивающейся и стабильно растущей за счет того, что сотрудники научатся принимать оптимальные решения, а свой карьерный рост они будут связывать с ростом фирмы.
  5. Минимизировать для компании налоговые, законодательные и другие риски.

Например, свою работу я считаю выполненной, когда вместо меня на должность директора акционеры могут назначить практически кого угодно. Потому что становится легко руководить компанией с выстроенной системой управления — все настроено и устойчивое развитие гарантировано на несколько лет вперед, даже при условии колебаний рынков и непродолжительных кризисов.

Чего опасается собственник при найме управленца

Когда встречаюсь с собственниками бизнеса, замечаю, что кроме ожиданий, у них есть и ряд опасений, связанных с наймом СЕО.

Разберем те, которые вызывают у них наибольшее беспокойство: риски потери активов, кражу «ноу-хау», необоснованно высокую зарплату топ-менеджера и рост затрат при обелении бизнеса.

Обезопасить себя от потери активов позволяют соответствующие пункты Устава организации, в которых расписываются полномочия директора, особые ограничения по суммам или видам сделок и порядок принятия таких решений. Дополнительно, целесообразно выводить службу безопасности из прямого подчинения высшего наемного сотрудника — генерального директора. Когда руководитель СБ подчиняется и назначается на должность акционерами, интересы собственников защищены надежнее. Таким образом снижаются вероятности сговора или оказания давления на руководителя охраны со стороны директора с целью причинения вреда компании.

Насчет «ноу-хау» беспокойство мне кажется преувеличенным, ведь копия всегда хуже оригинала и менее конкурентоспособна. При повторении, как правило, теряются нюансы, важность которых чувствует и понимает их изобретатель. Продукция Apple лидирует на рынке смартфонов, несмотря на возможность ее полного копирования. А уж скопировать саму предпринимательскую изюминку и стиль организации бизнеса, чтобы перенести их в другую компанию — на это точно способен только сам предприниматель!

На первых собеседованиях собственники с недоверием обсуждают зарплату топа. Они еще плохо представляют, что получат взамен и, соответственно, сколько за это стоит платить. Надежный способ развеять сомнения о разумности зарплаты топ-менеджера — создать в компании систему учета и контроля, которая отражала бы результаты работы в режиме реального времени. Чтобы акционеры сами видели, как меняется прибыльность их бизнеса, его стоимость и ликвидность активов. Тогда и оценка труда СЕО, как правило, устроит обе стороны. Например, мне зарплату собственники повышают сами примерно раз в полгода. Поэтому стартовый уровень для меня не принципиален.

С ростом затрат при обелении то же самое, что и с зарплатой. По мере роста компании опасности, связанные с государственным регулированием, увеличиваются. И вероятность санкций, размеры штрафов и сопутствующих потерь начинают превышать разумные рамки риска. Поэтому приходится платить больше налогов и сборов в пользу государства. Но, если чистая прибыль акционеров увеличивается кратно быстрее налогов, а бизнес расширяется и растет в цене — то, поверьте моему опыту, собственники без проблем мирятся с таким развитием событий. А еще лучше — и я придерживаюсь этого правила — чтобы сначала они увидели дополнительные деньги в своих кошельках еще при старых объемах затрат.

Советы для СЕО

Для СЕО важно обсудить правила взаимодействия с акционерами, как говорится, на берегу. Это поможет избежать непонимания и конфликтов как с акционерами, так с коллективом компании. Особенно в первые два-три месяца. А конфликты неизбежны — это признак изменений, без которых невозможны и улучшения.

Однажды мне даже пришлось уволить жену владельца компании с должности финансового директора. И именно благодаря следованию договоренностям, удалось нейтрализовать эмоциональное напряжение этой ситуации, и разрешить ее с наибольшей выгодой для бизнеса.

Поэтому, чтобы реализовать свои навыки и произвести улучшающие изменения СЕО нужна честная и строгая договоренность — внутри компании собственник и основатель не принимает решения, не вмешивается в работу наемного топ-менеджера и не высказывает свое мнение при сотрудниках, чтобы не создавать лишних сомнений в коллективе. Что касается внешней среды, то здесь я считаю важным договориться, что работа будет строиться строго в рамках правового поля.

Со стороны СЕО также здраво придерживаться следующего принципа. Сначала результат улучшающий, который можно измерить деньгами. И только потом можно проводить мероприятия, которые перспективны, но в краткосрочном периоде требуют роста затрат. Важно, чтобы суммарный результат ваших действий в любой момент времени был в существенном плюсе.

Вывод

Чтобы бизнес развивался, требуется сотрудничество собственника-предпринимателя и наемного управленца. Такое сотрудничество будет эффективным, только если есть понимание, что управленец и собственник — очень разные роли!

Предприниматель будет продолжать развивать компанию как бизнес и продукт, который она выпускает. Управленец же должен улучшить работу компании как организационной структуры. Предприниматель вносит в бизнес свои индивидуальные «ноу-хау», а управленец использует зарекомендовавшие себя практики и технологии.

Когда предприниматель знает, чего ожидать, а на что надеяться неразумно в сотрудничестве с СЕО, он увереннее и спокойнее принимает решение о найме. СЕО же со своей стороны должен учитывать возможные опасения собственников, чтобы выстраивать работу в конструктивном ключе.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Москва

Хорошая статья, жизненная. Жаль только, что ни один из собственников с которыми я работал (работаю) её не читал и даже после гипотетического прочтеня, выводов не сделал бы...

Как обычно есть диссонанс в сознании - если я не буду вмешиваться у меня отберут (завалят) бизнес. Это нормально, к сожалению, с точки зрения психологии, но своершенно не нормально с точки зрения самого бизнеса. Я имею ввиду бизнес как инструмент извлечение прибыли, а не  собственника компании.

Начальник участка, Москва

Гипотетически все верно описанно в статье. Есть одно "Но" собственник становится собственником из-за того что в каждой ситуации в жизни он "вымучивал ресурсы", и взаимодействуя с СЕО он будет их пытаться вымучивать влазия в управление. Так сконфигурирован его интеллект. Договорился с СЕО, и начнет понемногу отжимать Ваши договоренности. Возьмем классический случай: предприятие разрушается не работает, нанимаем грамотного управленца (условного Сюрова), управленец нифига не делал, как то сами стали люди приходить на работу и заниматься работой, случайно получилась прибыль и порядок. С позиции собственника все произошло случайно, мало того управленец нифига не занимается работой, он совсем не "вымучивает" для предприятия и для собственника деньги. СЕО за порог и начинаем "резать" зарплату экономить на туалетной бумаге, инструменте, оборудовании и пр то есть вымучивать деньги из процесса.

Партнер, Красноярск

"Почему-то автоматизация бизнес-процессов и IT-модернизация приводят к дополнительным затратам, а эффект от них непонятен." - потому, что никто не анализировал то, что называется "бизнес-процессом" и не считал эффекты при планировании изменений, тут всё просто )))

А зачем обсуждать зарплату СЕО? Договоритесь о проценте с прибыли, и не парьте моск друг другу, всё же просто. С настоящей прыбыли, само собой. А пара МРОТов на фикс, чтоб покушать )))

Управляющий партнер, Москва

Актуальная статья на болезненную тему.
Проблема взаимодействия собственников и CEO точно обозначены.
Когда в компании несколько собственников (5 человек и больше) договоренности между CEO  и ними возможно достичь.

Вопрос: Как быть в ситуации, когда собственник 1, максимум их 2 человека?
Даже если на словах собственник "вышел" из операционного управления по  факту он в нем остается.
При этом формально собственник вводит позицию президента компании, а CEO назначается генеральным директором. 
А на практике контролирует каждый шаг CEO. И главное что заместители CEO в случае разногласий с ним, знают куда надо бежать.
Искушение собственника в этой  ситуации очень велико.

На мой взгляд в этой ситуации одним из ключевых моментов являются ожидания собственника от самого себя. 
В отношении своего бизнеса какую роль/роли он хочет играть?
Если он  будет выступать в роли "отца родного", то никакие договоренности работать не будут.

Какие ожидания у него в отношении роста бизнеса?
Как он оценивает свои собственные возможности реализовать эти ожидания?

И еще один важный момент:
Где и каким образом будет реализовываться его предпринимательная страсть, если в существующем бизнесе начинается внедрение регулярной системы управления?

Если ответ на этот вопрос есть, то появляется основа не только для достижения согласия между собственником/сбственниками, а и для их реализации.

Трейдер, Санкт-Петербург
Олег Севодин пишет:

А зачем обсуждать зарплату СЕО? Договоритесь о проценте с прибыли, и не парьте моск друг другу, всё же просто. С настоящей прыбыли, само собой. А пара МРОТов на фикс, чтоб покушать )))

Олег, я тоже раньше так думал и так делал. В роли СЕО. Трижды кидали((. Каждый раз когда договаривался "на берегу" слышал фразу:"Не повезло с собственниками, с нами будет иначе"... Я пытался смотреть на бизнес глазами собственника, но не понимал, что собственник имеет другое зрение или носит другие очки. )) Собственник -понятие растяжимое до бесконечности)). Настолько растяжимое, что может растягиваться до точки рвения. Но "рвения" не как "активности, инициатиаы", а до "рвачества")) Хозяин "ларька" торгующего палëной водки -собственник и хозяин условного производства айфонов- тоже собственник. И один и тот же условный СЕО не подойдëт одновременно и тому и тому. У этих собственников разные менталитеты)) 

Справедливости ради, отмечу что СЕО тоже очень разные. Если утрированно, то одни как герой фильма "Дом у дороги" в исполнении Патрика Свейзи, а другие как Талантливый мистер Рипли)) 

Отдельно отмечу "категорию" собственников и СЕО - поклонников БМ и Тонни Роббинсона. Это отдельный плач Ярославны)) 

Автору поставил плюс. Одна из немногих статей за последнее время, написанная хорошим языком, без "оглядки")) на Запад и жизненная и злободневная. 

Последнее. Кризис доверия становится все больше и больше. Касается как власти, так и бизнеса, и "бытовых" отношений. Нет очень часто доверия и в цепочке Собственник-СЕО-персонал (производитель-покупатель).Ответственность стала "синей птицей")) 

Говорят, что за эти годы
Синей птицы пропал и след
Что в анналах родной природы
Этой твари в помине нет. )) 

Генеральный директор, Санкт-Петербург

не нужно учиться создавать союзы с людьми Вам чуждыми.

"рыбак рыбака видит ...."

или Вы встреетите человека со схожими взглядами на ключевые вещи (мировозрение), или пытаться подстроиться - бесполезно.

Трейдер, Санкт-Петербург
Павел Кузовников пишет:

не нужно учиться создавать союзы с людьми Вам чуждыми.

"рыбак рыбака видит ...."

или Вы встреетите человека со схожими взглядами на ключевые вещи (мировозрение), или пытаться подстроиться - бесполезно.

Павел, не знаю кому Вы писали. Но от себя, замечу, что общее мировозрение может совпадать, особенно на словах)), но решающим бывают частные практические случаи. Есть очень хороший тезис "Обязательства не зависят от обстоятельств", но этот тезис на практике очень часто не выполняется. Он "купируется" в этих случаях другим тезисом -Нет ничего более мощного в нашей жизни чем обстоятельства.)) Именно поэтому возникло право и юриспруденция)) 

Генеральный директор, Москва

Проблема актуальная / решение размытое

Партнер, Красноярск
Андрей Кочанов пишет:

Олег, я тоже раньше так думал и так делал. В роли СЕО. Трижды кидали((.

Сочуствую. Всякий труд должен быть оплачен, особенно качественный ))

Но тут уж - и с Павлом Кузовниковым соглашусь, и как-то от СЕО ожидается умения свои интересы отстоять. Просто зарплата - не мотиватор, какой-бы привлекательной она ни была, ибо - фикс. Посмертный анализ, конечно, покажет реальное состояние дел - но поезд уже ушёл...

Адм. директор, Санкт-Петербург

Ожидал увидеть тут комментарий Сергея Капустянского...Возможно - он сильно занят...

Сам всегда хочу сделать из собственника миллиардера, чтобы в итоге он сделал меня миллионером...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.