Русская Школа Управления (РШУ) и сервис учета финансов «ПланФакт» выяснили у компаний малого бизнеса, как изменились их расходы по сравнению с 2022 годом и сколько они стали тратить на маркетинг, ПО и автоматизацию. В исследовании приняли участие более 700 представителей компаний из разных отраслей.
Согласно полученным данным, по сравнению с прошлым годом общий объем расходов увеличился у 65,4% компаний малого бизнеса. О сокращении расходов заявили 14,8% респондентов, 19,8% сообщили об отсутствии существенных изменений.
Затраты на маркетинг и рекламу
Почти половина компаний малого бизнеса увеличили затраты на продвижение: затраты на маркетинг и рекламу выросли у 42%. О сокращении рекламных бюджетов говорят 28,4% опрошенных. Оставшиеся 29,6% ничего не меняли по сравнению с прошлым годом, расходы остались на прежнем уровне.
«Не следует считать, что рост расходов — это однозначно плохо. Все зависит от текущих задач компании, ее положения на рынке и самого рынка. Если бизнес растет, то и расходы будут расти, а задача управленца — удерживать необходимый уровень рентабельности. Для этого следует регулярно, например, раз в квартал, пересматривать и оптимизировать структуру расходов, вовремя сбрасывая балласт. Если этого не делать, расходы, как это всегда бывает, чрезмерно раздуются, прибыль упадет, рост замедлится или прекратится», — комментирует Алексей Боев, сооснователь «ПланФакта».
Затраты на оборудование и ПО
Сокращение расходов по этому направлению наблюдается лишь у 13,6% компаний малого бизнеса. 45,7% опрошенных сообщили об увеличении бюджетов, 40,7% говорят об объеме затрат на уровне прошлого года.
Затраты, связанные с внедрением информационных технологий
42% компаний в этом году решили увеличить затраты на цифровизацию и автоматизацию бизнеса, 35,8% не вносили изменения в бюджет. О сокращении затрат говорят лишь 4,9%. При этом 17,3% респондентов сообщили, что в их компаниях нет затрат, связанных с внедрением информационных технологий.
«Последние несколько лет тренд цифровизации и автоматизации бизнеса быстро набирает обороты, поэтому неудивительно, что не только крупный и средний, но и малый бизнес вкладывается в развитие этого направления. Внедрение новых технологий помогает сделать прозрачнее внутренние процессы компании. Это позволяет руководителям четче видеть картину происходящего, оценивать результаты работы и выбирать направления для дальнейшего развития», — комментирует Анастасия Боровская, директор Русской Школы Управления.