После тектонического сдвига на рынке в 2022 году компании на ходу перестраивали бизнес-процессы, логистические цепочки и даже весь бизнес целиком. В этом смысле 2023 был более стабилен, менее насыщен изменениями, поэтому позволяет сделать некоторые выводы из ситуации, которая сложилась на рынке.
Российские компании должны сами подстраивать бизнес-модели под рынок
До 2022 года крупный и средний бизнес либо приглашал консалтинговые компании из «большой четверки», чтобы те предлагали варианты развития, либо максимально копировал бизнес-модели гигантов. Теперь это делать бессмысленно: мы оказались в уникальных условиях, когда бизнес-процессы, работающие по всему миру, в России работать перестали. Консалтинговые компании также пытаются перестроить свой бизнес, так как ограничены в доступе к зарубежным практикам.
Яркий пример такой перестройки – это дистрибуция компонентов из Европы и США, которые теперь являются подсанкционными (полупроводники, товары двойного назначения). Еще лет пять назад ситуация была однозначной: поскольку это проверенные поставщики с хорошей репутацией, можно не тратить время и силы на изобретение своего паровоза. Теперь же вариантов действий стало больше: методом проб и ошибок искать новых поставщиков, использовать возможности параллельного импорта, или изобретать свои решения. Лучший вариант выделить нельзя: каждый бизнес ищет удобный способ по своим ресурсам.
Конечно, какие-то иностранные практики остались актуальными, например, использование нейросетей в работе, но доступ к иностранным нейросетям сильно ограничен. Так что и здесь три упомянутых выше пути остаются актуальными.
Не все, что кажется устойчивым, является таковым
Поэтому всегда нужно иметь множество запасных вариантов и ориентироваться на собственные уникальные разработки. Когда иностранные компании резко ушли с рынка и перестали продавать свои продукты, начались проблемы с программным обеспечением и компонентами для сборки устройств.
И если программы для кибербезопасности исторически очень сильные – не зря Россия занимает пятое место во Всемирном индексе кибербезопасности (GCI) ООН, то быстро заместить продукты для продуктивной работы бизнеса (CRM, ERP) – трудная задача. А так как проекты по внедрению таких систем являются длинными, минимум один год, то многим компаниям пришлось начинать все процессы практически с нуля.
Между внутренним и зарубежными рынками колоссальная разница
Раньше российская компания могла вписаться в контекст международного бизнеса, и не нужно было разделять подходы к развитию на разных рынках, теперь подходы кардинально изменились.
Компании, сосредоточенные на внутреннем рынке, уделяют меньше внимания практикам, важным для зарубежного бизнеса, например, комплаенсу или устойчивому развитию. Им важнее создать аналоги импортного продукта, заполнить им пустоты и сделать его максимально дешевым для захвата ниши.
Хотя Росстат фиксирует в 2023 году рост покупательной способности граждан РФ, это, по мнению профессора Финансового университета при правительстве РФ Александра Сафонова, происходит за счет роста зарплат ради удержания квалифицированных кадров. Эксперт отмечает, что долго такая ситуация продолжаться не сможет, поскольку повышать зарплаты бесконечно нельзя. Другие же экономические и социальные факторы не говорят в пользу сохранения настолько же оптимистичной картины.
Бизнесу, который хочет развиваться в странах, не присоединившихся к санкциям, требуется соблюдать больше международных стандартов и сосредотачиваться на борьбе за место на новом рынке, откуда иностранные конкуренты не уходили.
Изменение стратегии подождет, пока не будут понятны правила игры
В 2021 году Мосбиржа сообщала, что порядка 30-40 российских компаний планировали выход на международный IPO. В начале 2022 года планы пришлось отменить. Но далеко не все компании подготовили новые стратегии, а многие даже не начинали их прорабатывать.
Я предполагаю, что большинство наверняка начнет разработку тогда, когда поймет, что рынок устоялся и сильных потрясений больше не будет. Скорее всего, это произойдет во второй половине 2024 года после объявления результатов выборов.
Фокус ближайших лет – на работе с людьми, их привлечении и удержании
Сильно выросла роль личности руководителя. Во время кризисных изменений менеджер должен демонстрировать уверенность и понимание, куда движется бизнес. Даже если внутри него есть сомнения, он должен помнить, что сотрудники ориентируются на его поведение в попытках понять, выживет ли компания-работодатель. Поэтому руководитель должен быть всегда на шаг впереди в том, что он несет в массы.
По опросу Head Hunter, 85% работодателей РФ считают, что дефицит кадров станет главной проблемой рынка труда в 2024 году, причем самый большой кадровый голод будет испытывать крупный бизнес. Среди главных причин дефицита кадров называют внешние события (62%), отсутствие квалифицированных кадров (52%) и проблемы демографии (46%).
Поэтому нужны инструменты, которые помогают мотивировать сотрудника работать долго, например, LTI (long-term incentives). Считаю, что больший приоритет получат именно «жесткие» навыки, а не мягкие, особенно среди «синих воротничков». И судя по тенденции, этот принцип отбора останется главенствующим.
Выводы
Произошедшие к этому времени изменения в российском бизнес-климате останутся с нами как минимум на пять-семь лет. Это означает, что компаниям придется сильно постараться, чтобы сохранить баланс и убедить в своей устойчивости и работников, и сторонних наблюдателей. Но тем интереснее будет посмотреть на тех, кто переживет эту бурю, и на то, какую бизнес-среду они создадут.
Также читайте:
На самом деле лучше всегда иметь несколько вариантов своих уникальных идей или разработок,так как рынок труда сейчас очень сильно поменялся.
Да в 2022 году были масштабные потрясения для российского рынка, но мне кажется, что скорее всего к 2024 году больше потрясений не будет и рынок устоится минимум лет на пять
Знакомый управляет заводом, уже который год жалуется, что на предприятии не хватает рук и хороших спецов днем с огнем не найдешь. Но согласен с тем, что проблема лежит ещё и в демографии. Правда, что с этим делать, кроме как всеми силами завлекать на работу, непонятно.
бесспорно нужно уже сейчас мотивировать сотрудника работать долго чтобы сохранить баланс между работниками и компанией.
Копировать бизнес идеи это конечно уникально, но я думаю в голове все равно должно быть парочка новеньких идей на случай форс мажора
Сейчас, когда иностранные компании ушли с рынка нам конечно даются некоторые вещи тяжело. Конечно хорошо что можно заменить всеми любимый бренд на что-то похожее, но так же нужно понимать что внедрить новый товар в оборот очень тяжело.для его раскрутки так же нужно много средств и сотрудников, в данном случае нужна мотивация сотрудников ведь Новым компаниям придётся начинать все процессы с нуля.
Что делать - как раз понятно: завозить рабочих из Индии. В фармацевтике, например, полно индийцев шлют резюме российским руководителям фармзаводов.
А что, собственно, случилось?
Начиная с 2009-го года, когда действительно сильно тряхнуло, теперь трясет каждые несколько лет. Пора уже привыкнуть, подстелить соломки и наслаждаться эпохой перемен!
Хорошая статья! Затронув очень тонкую тему, автору удалось не влезть в политику.
Лично для меня этот год был удачным с точки зрения материального положения. Деятельность ИТ-компаний оцениваю положительно. Новые рынки дали новые возможности, кто не испугался, тот, как минимум, не ухудшил своё положение.
Но вряд ли ситуация изменится к более стабильной за 5-6 лет. Сейчас объект управления (зависимые от доллара страны) стал сложнее субъекта управления (санкционная политика). Страны, следующие санкциям, часто теряют больше,чем им хотелось бы. Ни одна страна не демонстрирует успех следуя санкциям. Менее развитые страны, запертые в угол, будут использовать любые способы, чтоб остаться на плаву. Уходят на задний план моральные привычки в бизнесе, уже не считается зазорным и неприличным использовать нелецензионные продукты.
Гиганты мировой ИТ-отрасли теряют - кто много, кто поменьше. Вернуться обратно в наши отечественные фирмы-гиганты будет чрезвычайно сложно. Это слегка напоминает времена, когда был переход от семейства DBF баз данных. С Клиппера, с дбф и пр и др переходили очень долго, мучительно долго. На мой взгляд, переход от локальных баз к серверным занял не менее 10 лет (у кого-то быстрее).
Так что, уважаемые генеральный айтишники, резервируйте свои базы и СУБД, архивируйте, найдите укромный уголок для их хранения, запишите домащшние телефоны своих специалистов, не обижайте их и смело работайте. Весь бизнес-функционал давным давно перекрыт различными инструментами. Пока не появится массовый квантовых компьютер, мы можем спать спокойно. А лицензии, санкции, новые фишки - это мелочи.
По поводу дефицита кадров. Государство, ну займись, наконец, миграционной политикой! 90 процентов трудовой миграции - низкоквалифицированные работники.
Релоцировать...