Чему 2022 год научил руководителей

Полет продолжается, но режим турбулентности, который начался в 2020, в год пандемии коронавируса, только усиливается. По традиции Executive.ru предлагает руководителям подвести личные итоги года и понять, чему он их научил, какие уроки они вынесли и как изменилась их жизнь.

Как в школьной программе: переходя в новый класс и начиная изучать новый материал, необходимо повторить уже пройденный. А прежде чем переходить к новым планам, целям и задачам, не помешает закрепить материал, чтобы уверенно двигаться вперед!

Итак, этот год научил руководителей...

Отделять важное от бессмысленного

Дмитрий НорДмитрий Нор, директор компании SkySoft, эксперт Executive.ru

Этот год научил меня действительно хорошо понимать спрос и предложение. Я понял, почему одни клиенты покупают те или иные услуги, а другие покупают иные услуги. Соответственно я понял, с кем можно работать, а с кем не имеет смысла. Кроме того, понял на практике, что такое обмен опытом, и, соответственно, какой опыт применять с одними клиентами, а какой с другими.

Этот год вообще научил отделять важное от бессмысленного. Все люди перестали заниматься бесполезными делами, а начали заниматься делом, так как в текущих реалиях по-другому не выживешь. Стала видна реальная конкуренция, те, кто не способен приспособиться к новым условиям, стали уходить, и работать стало проще.

Еще я убедился, что все мои действия начиная с 2020 года были правильными, так как моя компания развивается и зарабатывает. Я думаю, что дальше наша IT-сфера, и вообще частный бизнес, будет совершенствоваться, будут появляться более адекватные законы, которые выведут на более качественный уровень нашу работу и вообще нашу жизнь. Все это говорит о том, что кризис постепенно заканчивается, так как в разных странах происходят схожие процессы, нам просто необходимо учиться жить в новых условиях, где все хорошо, но пока еще непривычно.

Сила предпринимателя – в количестве и качестве деловых связей

Артем СтупакАртем Ступак, сооснователь и коммерческий директор «АйдоЛаб», эксперт Executive.ru

Этот год научил меня:

  • Вести бизнес только на собственные средства. Я никогда не брал никаких кредитов, тем более для организации и развития бизнеса. В этом году моя позиция по поводу заемных средств только утвердилась.
  • Еще раз подтвердил для себя точку зрения, что бизнес держится на отношениях. И санкции наглядно это показали. Наш американский партнер продолжил с нами сотрудничество, не взирая ни на что.
  • Сила предпринимателя в количестве деловых связей и качестве этих отношений. В конце февраля внезапно активизировались отношения с давним партнером, который помог организовать параллельный импорт.
  • Узкая специализация, профессионализм и опыт в конкретной деятельности всегда будут выигрывать в кризисное время. Конкуренты, которые занимались всеми видами лабораторного оборудования и расходных материалов, претерпели значительные трудности из-за многовекторности.
  • Как бы банально это ни звучало, но трудности предпринимателя закаляют. Чем чаще бизнесмен проходит этапы турбулентности, тем адекватнее его прогнозы, оценка рынка, целевой аудитории и дальнейших перспектив.

Важно замедляться и рефлексировать

Константин ПанаринКонстантин Панарин, вице-президент коммуникационного агентства КРОС

Этот год научил меня тому, что, несмотря на бешеный темп жизни и скорость изменений, важно замедляться и рефлексировать. Также этот год показал, что нужно окружать себя сильными и успешными людьми, чтобы перенимать их опыт и способ мышления.

Главный урок – не обязательно находиться в непрерывной гонке, чтобы добиваться успехов. Этот год выдался очень напряженным, поэтому особенно важным для меня стало состояние рефлексии. В шумном и быстро меняющемся мире иногда нужно просто остановиться, подумать, вспомнить о том, кто ты на самом деле и какие твои настоящие цели. Это очень помогает расставлять приоритеты, не поддаваться ложным ценностям и просто оставаться ментально устойчивым, счастливым человеком.

В этом году я начал обучение на программе EMBA в SKOLKOVO. Многие недооценивают важность непрерывного обучения, однако только оно позволяет быстро расти в профессиональном плане за счет новых знаний и людей, с которыми взаимодействуешь в процессе. Сильное окружение дает новую мотивацию и позволяет начать мыслить под другим углом. Особенно сильно это помогает в кризисных ситуациях – реакции крупных предпринимателей на происходящее помогают оставаться на плаву и двигаться вперед.

В целом, я перестал смотреть на свою жизнь и на карьерные достижения как на что-то должное. Мы часто обесцениваем то, что у нас есть, обесцениваем свои старания, а также забываем, каким трудом нам это доставалось.

Фокусироваться на «островках счастья»

Елена АгафоноваЕлена Агафонова, коуч по смене профессии, эксперт Executive.ru

Этот год научил меня тому, что человек никогда не знает, на что способен, пока не попробует.

В самом широком смысле слова уходящий год стал для меня временем по-настоящему больших открытий. Прежде всего, открытий внутренних: своего потенциала, своих намерений, давно желавших проявиться, но как-то все было не до них. Возможно, именно эти инсайты плюс достаточное доверие себе привели к изменениям и во внешнем мире. 

Также мне представляется важным фокусироваться на «островках счастья», тех задачах, внимание к которым дает максимум удовольствия и максимум отдачи. Принцип Парето в действии, так сказать.

Я давно пишу книги, но только в этом году одна из них была издана в крупном издательстве в серии «Книги, улучшающие жизнь» («Пазл реальности. 30-ти дневный практический курс для перемен к лучшему», «Эксмо»). Впервые я написала книгу в соавторстве. Она также совсем скоро появится в продаже и будет посвящена практикам счастья. Этой темой я теперь занимаюсь уже в качестве сертифитированного эксперта, закончив онлайн-курс "The Science of Happiness" Калифорнийского университета в Беркли.

Мне удалось перевести свою частную практику коуча на международный уровень, присоединившись к команде специалистов платформы Task Human, которые 24/7 помогают десяткам тысяч людей во всем мире. В формате 1:1 видео-звонков с экспертами пользователи сервиса учатся справляться со стрессом, правильно питаться, управлять своими командами и решать еще массу задач, которые делают их жизнь более осознанной и полной.

А еще я экспериментирую с карьерой, включившись в роли agile-коуча в невероятный по своей интенсивности глобальный проект, одновременно запускающий десятки стартапов в год. Это и очень большой вызов, и благодатная почва для приложения моего опыта.

Заставить себя двигаться в разных направлениях

Мадина МаловаМадина Малова, независимый консультант по коммуникационному менеджменту в госсекторе и бизнесе, эксперт Executive.ru

Год научил меня быстрому и осознанному выходу из зоны комфорта. Я не про внешние события или мазохизм, а про позитив и событийность жизни. 

Когда ты в штате организации, вокруг движение, подталкивающее к постоянному развитию. А в консалтинге ты устанавливаешь комфортные для себя правила игры. Это убаюкивает, и я быстро поняла одну вещь: удовольствие в жизни и в работе растет не из комфорта, а из победы над ним. Когда засыпаешь, тебе спокойно – но радости не испытываешь, верно? 

Поняв, что не хочу почить на профессиональных лаврах амебообразной матроной с преждевременной деменцией, я заставила себя двигаться в разных направлениях. Здорово помогло и от внешнего стресса.

Из хроники основного за год. Два крупных издательства проявили интерес к книге, которую я скоро закончу. Будучи завзятым интровертом, заставила себя выступить на паре конференций. Предложила несколько заметок в известные СМИ и блоги – к моему удивлению, взяли, выдав авторские экземпляры. Опять начала заниматься бегом: за лето намотала 270 км, установив свой новый рекорд.

Как прожить следующий год продуктивно:

  • Посмотрите вокруг. Выберите людей, которые вам нравятся, и тех, кто неприятен. Готово! С этого дня вы будете жить так, чтобы не стать вторыми. Поверьте, работает.
  • Некомфортно выступать публично? Направьте в оргкомитет заявку с темами, которые вам интересны, и вложите в выступление душу. 
  • Лень заниматься спортом? Купите один комплект удобной и красивой одежды для спорта. Дайте себе месяц на регулярные занятия. Второй купите в награду за то, что себя не узнаете. Ну, а если не зацепит, купите что-то другое. Главное, месяц пройдет не зря.
  • Книгу пишут писатели, а заметки в СМИ публикуют пиарщики? Глупости, уж простите. Книга начинается с идеи, которая засела у вас в голове. А статьи можно предлагать в медиа сразу, как только набьете с десяток шишек в профессии. Если ваши знания кого-то уберегут от ошибки – вам в карму.

Главное – качественно делайте все, за что беретесь, чтобы не подвести людей, которые скоро решат быть похожими на вас.

Находить силы продолжать делать что-то вновь и вновь

Юлия ПоповаЮлия Попова, CEO MultiFamily Office JP Investment

Этот год научил меня:

  • Находить силы продолжать делать что-то вновь и вновь. Иногда вопреки. Пресловутая сила маленьких шагов работает во всем.
  • Четко выделять среди многочисленных «так принято», «так нужно», выбирать «я так хочу», «это мое/это не мое».
  • Отказываться быстро от ненужных, неблизких вещей, дел, и даже людей. Иногда не нужно объяснять то, что не нужно объяснять. Год официально можно назвать годом честности, завершенных отношений, диалогов и блокировок.
  • Находить поводы для радости вокруг. Их намного больше чем нам кажется порой. Где фокус нашего внимания, там и результат.
  • Зачастую в жизни работает беспроигрышное правило: «Там, где больше всего сопротивления – там находится твоя зона роста». В этом году это было моим главным фильтром в разных сферах жизни.

В заключение скажу, что пересмотрела взгляд на многие вещи. Без делегирования невозможен рост. Хочешь достичь чего-то быстрее, обратись к человеку, который отпахал в этой нише 10 тыс. часов. И ниша здесь не имеет значения. Время — главная валюта, а деньги – лишь инструмент.

Осознать свою миссию

Александр Андрианов, PR-технолог

Этот год значительно добавил мне оптимизма. Все вокруг говорили: экономика рухнет, клиентов не будет, вокруг начнется хаос и анархия. Как бы не так! Клиентов на пиар стало больше в разы. Многие предприниматели, наконец, осознали, что кризис – это время возможностей.

В тот момент, когда западные бренды покинули российский рынок, а многолетние лидеры различных отраслей российского бизнеса заморозили маркетинговые активности – средний бизнес увидел в этом шанс для того, чтобы увеличить свою долю рынка и занять места тех, кто начал паниковать и чего-то там опасаться.

У многих случились настоящие прорывы! Появились проекты, основанные на импортозамещении. Лично знаю людей, которые уже сейчас сделали на этом целые состояния. Получили свой шанс кафе с авторской кухней, аутентичные бренды одежды и многие другие. В общем, если раньше чувствовался какой-то застой, то сейчас на рынке заметное оживление и для пиара наступили золотые времена.

В этом году я осознал свою миссию – создавать больше хороших, добрых, позитивных инфоповодов. Чтобы люди улыбались, верили в лучшее. Пытаюсь всеми силами перебить тот негативный фон, который несут средства массовой информации. Не вижу смысла огорчаться из-за событий, на которые я никак не способен повлиять. Важно лишь то, что происходит вокруг нас: встречи с друзьями, новые творческие проекты, смех близких людей, солнышко по утрам. Красота, которые мы почему-то практически разучились видеть и ценить.

Строить максимально гибкий бизнес

Вадим РыдкинВадим Рыдкин, основатель и генеральный директор финтех-стартапа FICH

2022 год научил меня строить максимально гибкий бизнес и быстро искать решения, потому что все вокруг стало хрупким. Нельзя рассчитывать на то, что дальше будет лучше.

По моим наблюдениям, все предприниматели в России поделились на два лагеря. Первые говорят: «Я поехал за границу, буду развиваться там». Вторые: «Я останусь, потеряю во времени, но перестрою свою стратегию так, чтобы мой бизнес не зависел от западных моделей». Если вторые адаптируются и найдут новые возможности, начнет работать та самая антихрупкость, которую описал Нассим Талеб. Она означает способность проходить через трудности и неожиданные стрессовые ситуации и становиться сильнее, потому что постоянный комфорт и предсказуемость ведут к стагнации. В 2022 я тоже искал новые рынки, не боялся выходить даже на неосвоенные. Считаю это главным навыком.

Те, кто выстраивает бизнес сейчас и будет это делать в дальнейшем, максимально независимый от внешних обстоятельств и рынков, от того, что в теории может существенно повлиять на бизнес, сможет занять лидирующие позиции и обогнать тех, кто этого не делает. Это еще один мой вывод этого года. Об этом, как о мантре твердили во многих классических учебниках, но на деле мы жили в настолько хорошем устойчивом мире, который даже был еще не VUCA-мир, что не обращали на это внимания.

Нам казалось, что нестабильность — это подорожание доллара на 3 рубля. А теперь реальность диктует, что доллара вообще нет, логистика прекратилась, рынки исчезали, а люди в стране продолжают жить дальше, и задача предпринимателей, несмотря на всю нестабильность — обеспечивать их сервисами и товарами. Считается, что VUCA-мир начался в 1980-х, после холодной войны. Но по-настоящему таким он стал не так давно и быстро успел превратиться в BANI — хрупкий, беспокойный, нелинейный, непостижимый.

Размер компании не имеет значения, количество ее менеджеров тоже, зато большое значение сейчас имеет предпринимательское мышление. Именно предприниматели являются бенефициарами этого BANI-мира. Поскольку ключевой их навык – искать новые возможности и делать мир проще, внедряя свои идеи в массы. Конечно, действительно талантливых и гибких предпринимателей у нас не так много, но я верю, что недостающие знания и навыки будут ими получены. Такое мнение у меня окончательно сформировалось в этом году.

Удаленная работа – менее эффективный инструмент

Станислав КутузовСтанислав Кутузов, сооснователь сервиса управленческого учета «Финансист», экс-руководитель дивизиона General Motors в России

Этот год научил меня тому, что если есть цель и стратегия и ты их придерживаешься, то ты будешь расти. Независимо от того, что происходит на рынке. Он может падать или меняться, но внешние факторы — наименьший из факторов, который влияет на твои действия.

В 2022 году полноценным инсайтом для меня стал контент-маркетинг. Изначально для генерации лидов мы использовали Facebook (принадлежит Meta, признанной экстремистской и запрещенной на территории РФ). Канал давал значительную часть выручки, а потом перестал работать. На удивление контент-маркетинг стал давать большую отдачу. Во время работы с социальными сетями мы постоянно упирались в ограничения и не могли протестировать многие гипотезы. Бизнес часто живет по отработанным паттернам и боится пробовать что-то еще. Но кризисы дают понимание, что рядом есть инструменты с гораздо большей эффективностью.

В 2022 году пришло осознание, что удаленная работа для меня — менее эффективный инструмент. Мне не хватает команды и small talk, потому что невозможно отшлифовать какие-то идеи. Это замедляет рабочий процесс. Мы выходим из Zoom, потом мне приходит идея, но я уже на следующем звонке, а мысль забывается. Работать из любой точки мира — круто, но с точки зрения бизнеса эффективнее работать в команде и находиться в одном пространстве.

В целом этот год позволил осознать, что каждый день нужны победы над собой. Вчера выпил бокал, сегодня чувствуешь слабость, понимаешь, если будешь принимать холодный душ, можешь опоздать на встречу. Мозг говорит расслабиться. Но если каждый день перебарывать себя, то через какое-то время прокачается сила воли. Так же и с бизнесом. Есть много задач, которые не хочется делать. Но если я сделал пробежку или принял холодный душ, значит, и здесь одержу победу.

Потерять и снова обрести смысл и продолжать миссию

Мария ОрловскаяМария Орловская, основатель и управляющий партнер TeamSonance

В начале года все были потеряны и разбиты – потерялся смысл. Весной мы приняли решение, что берем на себя ответственность и продолжаем осуществлять нашу миссию – повышать осознанность команд и лидеров российского бизнес-сообщества. Мы не влияем на решения людей, но мы можем способствовать тому, чтобы они принимались из осознанной позиции, а не под воздействием стресса, самообмана и обстоятельств.

Мы научились в этом году:

  • жить в условиях неопределенности;
  • укреплять антитоксичность команды;
  • повышать вовлеченность сотрудников;
  • не путать вовлеченность с лояльностью;
  • выстраивать корпоративные ценности через личный опыт и эмоции команды;
  • осваивать практики, как не поддаваться панике;
  • защищаться от думскроллинга;
  • уделять больше внимания физическому и ментальному здоровью;
  • быстро адаптировать стратегию;
  • быть внимательнее к потребностям друг друга.

Осознанность – это когда запотевшее стекло, сквозь которое смотришь на мир, протираешь мягкой, хорошо впитывающей тканью. Не давайте своему ветровому стеклу запотевать. Если мы осознанно делаем выбор и решаем встретиться с действительностью лицом к лицу, то при свете что-то «неприятное» часто оказывается очередной задачей и даже новой возможностью.

Работать больше и лучше

Александр БочкинАлександр Бочкин, генеральный директор «Инфомаксимум»

Этот год научил меня, что останавливаться нельзя, а работать надо больше и лучше. После начала всем известных событий стало понятно, что как прежде уже не будет. Крупнейшие мировые компании объявляли о приостановке работы в нашей стране, а то и вовсе прекращении работы. Это не могло не сказаться на IT-отрасли.

Для нас, как вендора IT-решений, это означало выход из тени лидеров рынка и показать все свои возможности. Этот шанс я не мог упустить. Только плотной совместной работой команды и постоянным совершенствованием своей системы активной бизнес-аналитики можно было показать все, на что мы способны. И весь год мы учились работать в новых условиях. Было проведено 1282 встречи с клиентами, подписано 23 соглашения о партнерстве, написано 11828 технических задач, организовано 37 обучений для сотрудников и 62 корпоративных мероприятия. Планы на следующий год мы строим большие, хоть и аккуратно.

Кризис – это всегда непросто: хаос, неопределенность, негативный информационный шум, угнетающие прогнозы. И в этом пространстве нужно как-то жить и, конечно, работать. Мое мнение относительно этого осталось неизменным с 2014 года – к любому управленческому решению в бизнесе нужно подходить с «холодной головой». Понял, что всегда полезными – и актуальными – остаются два постулата:

  • Не позволять панике брать вверх. Да, тревожно, непонятно. Однако, чтобы сохранить рабочее настроение и дать сотрудникам «землю под ногами», нужно стараться действовать четко и купировать все упаднические настроения. Для этого – детально обдумать и проанализировать ситуацию, четко сформулировать позицию компании и объявить обо всех действиях, которые будут предприняты в ближайшее время. Желательно – максимально быстро.
  • Поддерживать клиентов. В кризис волнения могли коснуться не только вас. Нужно быть на постоянной связи с клиентами, стараться помочь им и поддержать в сложное время. Возможно, даже предоставить какие-то особые условия – каждый случай нужно разбирать отдельно. Кроме того, нужно постоянно быть с ними на связи, узнавать про их «боли» и острые моменты. Будущее – это не технологии, будущее – это возможность оперативно решать проблемы клиентов.

Отстаивать свои границы

Инна АнисимоваИнна Анисимова, генеральный директор коммуникационного агентства PR Partner

Этот год научил меня отстаивать свои границы, что помогло и в личной жизни, и в бизнесе, и в здоровье. Как минимум, разделять их, чтобы не свалиться с профессиональным выгоранием.

За этот по-настоящему сложный и насыщенный на события год я поняла, как важно периодически делать для себя переоценку ценностей и установок и избавляться от всего лишнего и бесполезного. В работе пересмотрела, что входит в мои обязанности, а что нет, что можно делегировать — это помогло поддерживать здоровые отношения в команде, потому что, когда понимаешь, что и когда можешь сделать, и сразу сообщаешь об этом коллегам, на тебя не навешивают лишние ожидания и задачи, не связанные с прямыми полномочиями. Хотя, как руководитель агентства я помогаю команде, подключаюсь к проектам, поддерживаю ребят, но помню про приоритеты — общение с клиентами и партнерами у меня на первом месте.

В личной жизни для нормальных границ также полезен тайм-менеджмент — помогает одновременно учиться, работать, заниматься любимым хобби, писать дипломы, воспитывать детей и не сойти с ума после этого. Понимание графика работы и учебы и соблюдение его именно со своей стороны — это когда закончил работу в 19:00, например, и действительно идешь отдыхать, а не продолжаешь сидеть за ноутбуком, как бы тебе ни хотелось.

А еще, если говорить о границах, то с их фактическим закрытием в этом году путешествия не прекратились, наоборот, я повторно побывала в Приэльбрусье, съездила на Алтай и поняла, как много интересного есть еще в России.

Также этот год научил меня стойкости. В марте я поняла, если мы не адаптируемся к новым условиям, то можем уйти с рынка. Маркетинговый бизнес понес значительные потери: уход иностранных клиентов, урезание бюджетов на продвижение. Нужно было принимать решения по оптимизации услуг, инструментов и штата. С последним было сложнее всего. Когда ребята уходили, я не могла предложить им встречные выгодные условия, загрузить интересными проектами. Так, мы сократились почти на 25%. В первые месяцы кризиса много общалась с сотрудниками и клиентами. Успокаивала, поддерживала, объясняла, где мы сейчас, и где мы хотим быть завтра. Было не до подавленности и растерянности. Пришлось искать опору в себе, в семье и любимых занятиях.

Справиться со стрессом и инфошумом помогал спорт: бег, плавание, велосипед. Если раньше это был скорее способ побыть наедине с собой (я мама троих), то сейчас необходимость. Тренировки развивают дисциплину и выносливость, которые переносишь в жизнь и работу.

Спустя почти год турбулентности поняла, что нужно жить настоящим и принимать новые правила игры. Как раньше уже не будет. И если мы справляемся, значит годы в бизнесе прошли не зря.

Уделять время близким

Наталия Богатова, совладелица маркетингового агентства Create

2022 год научил меня быть птицей Фениксом. Казалось бы, случилось все, что могло случиться: у родного человека обнаружили глиобластому (неизлечимый рак мозга), и мне пришлось оставить свой бизнес для того, чтобы заботиться о племяннике. Политическая ситуация сложилась так, что из страны ушли иностранные рекламодатели, которые давали моей компании основной доход. Я с головой ушла в заботу о близком человеке и волонтерство, помощь беженцам из Украины в Рязанской области.

Я изматывала себя, при этом не уделяя должного внимания своей компании. Но, в какой-то момент я поняла, что если так будет продолжаться, то моя собственная семья окажется в опасности, и что я должна выбраться из депрессии и чувства вины и начать жить заново. Это был переломный момент, после которого я, можно сказать, оттолкнулась от дна и начала выплывать.

Итак, какие уроки я вынесла из 2022 года?

  • Нужно уделять время близким, не ждать, пока они заболеют, стараться быть рядом как можно чаще.
  • Нельзя тонуть в чувстве вины, это не приведет ни к чему кроме депрессии и разрушения жизни, собственной и окружающих.
  • Нужно помнить, что если ты открыла компанию, ты отвечаешь не только за бизнес, но и за людей, которые тебе поверили и работают с тобой. Нельзя давать своему унынию разрушить все, к чему вся команда шла много лет.
  • Нужно находить баланс между социальной помощью и потребностями собственной семьи, да и своими тоже. Нельзя с головой уходить в волонтерство, чтобы заглушить боль и уйти от тоски.
  • Нужно уметь находить в себе силы встать, выпрямиться и пойти дальше, даже когда жизнь согнула тебя пополам. Нужно научиться быть Фениксом.

Наладить базовый образ жизни

Дмитрий Гордеев, тимлид в компании «Кошелек»

Основное, чему меня научил 22 год — вместо жестких целей по смарту слушать ситуацию. А для этого находиться в позитивном состоянии: быть отдохнувшим, в хорошем настроении и с ясной головой.

Второй ключевой инсайт этого года – нужно наладить базовый образ жизни, чтобы он устраивал, а лучше радовал. А к целям подходить как к опциям из «Антихрупкости» Талеба. Не достиг — ну ок, катастрофы не случилось, я же и так живу неплохо. Достиг, но не то — ну ок, вернусь назад, там было норм. Не для того, чтобы философствовать на тему, что все земное тлен. Нет, просто сделаю выводы и скорректирую курс. А когда, наконец, достиг и даже то, что было нужно — ура, получил плюс!

Теперь истории из опыта этого года. Была цель стать тимлидом, дошел до конкретной договоренности с моим руководителем, с понятными сроками, но поменялись планы компании и мне пришлось остаться на своей текущей должности. Тогда я просто переключился на другое направление — развитие своего канала о целеполагании, эффективности, планировании и всего, что с этим связано. Эти знания пригодились и в работе.

Я стал замечать проблемы и пытаться их решить. И в какой-то момент мне сказали — молодец, теперь делай это фул-тайм и отвечай за это – меня сделали тимлидом. Получается, я не шел к этой цели, просто действовал адекватно ситуации и цель сама пришла ко мне. Аналогично клиенты на коучинг начали приходить после того, как перестал его продавать, а просто стал делать качественный контент в канале.

И еще один инсайт. Отдых нужно планировать жестко, иначе он никогда не случатся, все время будет что-то «важнее». Если это делать до того как обессилел полностью, то во время отпуска можно будет не только восстанавливаться, но и получать поток новых идей. В общем, из запланированного только отпуска получились, но зато жизнь принесла много всего другого, нужно было только быть в состоянии это заметить и подобрать.

Сосредотачивать усилия на том, что реально можно изменить

Денис Зеленский, CEO Infinium

Этот год научил меня не сотрясаться от новых вызовов и сосредотачивать усилия на том, что я реально могу изменить!

Еще вчера весь мир адаптировался под реалии пандемии, которая вместе с потерями дала много возможностей ― развитие е-кома, много M&A сделок, коллабораций и укреплений локальных компаний. Хватило двух месяцев, чтобы поставить на паузу оптимистичные стратегии многих компаний.

  1. Нет времени сотрясаться и переживать. Я люблю следовать выверенным планам, но блин, не настолько часто. В феврале я понял, что мои действия в первом квартале никак не подготовили меня к тому, что произошло. Банк попадает под блокировку, больше половины сервисов, которые нужны для поддержки и развития нашего продукта, просто прекратили работу с нашим регионом. Через пару месяцев всё могло превратиться в «тыкву», причем для клиентской базы из нескольких 10-ков тысяч компаний. Примерно 70-80% задач мы направили на развитие и 20-30% ― на работу с новыми вызовами. Любая информация перед принятием решений тщательно проверялась юристами. Каждую новость мы оценивали на предмет того, как она к нам относится и на что влияет.
  2. Фокусируйтесь на том, на что можно повлиять Я стал расширять ключевые для себя параметры в аналитике. Меня заинтересовала себестоимость продаж, включающая в себя все расходы. Вскоре я уже понимал, сколько денег тратится на одного сотрудника, вплоть до «печеньки». Далее я нацелился на увеличение производительности и выручки и снижение затрат. Ведь между разницей этих двух цифр и есть реальная прибыль. В течение года я пошёл в переговоры по снижению затрат и начал работать над повышением производительности через автоматизацию или изменение процессов. Итог получился превосходящий ожидания. Кроме роста выручки, среднего чека, увеличения LTV, снижения ФОТ на 30%, сокращение персонала на 45% и сокращения от всех затрат компании на 20%, маржинальность выросла в 1,5 раза. Для меня впредь очевидно, что у многих компаний финансовые резервы лежат прямо под ногами! Если ваш ключевой бизнес процесс формирует большую долю затрат, значит деньги именно там, просто управляете ими не вы, а исполнители.

Не латайте дыры, а идите вперед! Ищите увеличение дохода под вашими ногами. В том, что у вас уже есть, а не только в том, куда вы стремитесь. Финансовые резервы и рост прибыли зачастую находятся на расстоянии вытянутой руки.


Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru.

Подать заявку в Лигу экспертов

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Аналитик, Москва

Благодарю! Чужой опыт всегда интересен. Близка позиция Александра Бочкина про то, что нужно поддерживать клиентов. Увы, это довольно редкий случай такого подхода.

Генеральный директор, Санкт-Петербург

приятно, что прошлый год кого-то чему-то научил....многие уехали.

Директор по экономике и финансам, Москва

Согласен со Станиславом Кутузовым что "удаленная работа для меня — менее эффективный инструмент...". Никогда не покидало это чувство ))). Впрочем, все индивидуально.

А вообще, в статье каждый найдет что-то свое: "важность непрерывного обучения, способность фокусироваться на «островках счастья», качественно делать все, за что беремся, приятные встречи с друзьями, новые творческие проекты…" и многое другое. Мы сами определяем качество жизни и свое настроение. 

Консультант, Москва

Спасибо всем, кто поделился. Небанально, искренне. Видно, как меняется тональность управленческих "уроков года" - от бравирования WOW-решениями/прорывами/инсайтами в сторону "остановиться, оглянуться", "семья", "близкие", "островки счастья", "обрести смысл", "не хватает small talk" и пр. 

Основной вывод - не надо витийствовать. Надо видеть и верить в подлинные ценности, не стесняясь их камерности, "немасштабности" по сравнению с глобальными стратегиями. Менеджмент (если Ехе еще про это) вопреки всему движется в сторону человека (гуманизируется, как принято говорить), и эта гуманизация обязательно начинается "с себя". Нам во многом надо учиться быть людьми. Ежегодно)). Long Life Learning)) 

 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Сколько компании тратят на обучение топ-менеджеров

Треть компаний выделяют на обучение одного топ-менеджера от 500 тыс. руб. в год.

56% россиян поддерживают наем сотрудников с ограниченными возможностями

При этом только 40% опрошенных считают, что их офис приспособлен для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Россияне назвали главные причины для увольнения

Топ причин для увольнения у опрошенных в возрасте 18-34 лет отличается от респондентов, которым 35-49 лет.

10% программистов крупных IT-компаний ничего не делают

По данным исследования, столько разработчиков лишь числятся в штате и получают зарплату, но при этом не приносят пользу компании.