Чему 2021 год научил руководителей

2021 год продолжил тенденции 2020 года: коронавирусные ограничения, переход на удаленку и в онлайн, появление и развитие новых ниш и закрытие или сокращение других. Пожалуй, прошедший год лучше подготовил нас к новым вызовам. Каким будет 2022 год? И как войти в него с оптимизмом?

Executive.ru собрал истории руководителей о том, чему их научил прошедший год, какие уроки они вынесли и как изменилась их жизнь. Возможно, эти истории помогут вам по-новому взглянуть на свой опыт и сравнить его с опытом коллег.

Итак, этот год научил руководителей...

Быть готовым ко всему

Александр Ким, проректор по финансам и развитию бизнеса Школы управления «Сколково»

Александр Ким, проректор по финансам и развитию бизнеса Школы управления «Сколково»

Главный урок 2021 года в том, что мы научились быть готовым ко всему. У нас выработалась почти мгновенная реакция на изменяющиеся обстоятельства и условия.

Отсюда же вытекает второй урок, приятно удививший меня. Оказалось, что в этой серой зоне неопределенности многие компании смогли быстро и четко найти свой путь. Большое число российских организаций показали огромный запас адаптивности, креативности и способности расти в новых условиях. Так, по данным «Коммерсанта», выручка российских крупных и средних предприятий по сравнению с аналогичным периодом 2020 года и докризисного 2019 года выросла на треть. И наша школа в этом смысле не исключение.

Нужно отметить, как 2021 год повлиял на нас и в личном плане. Мне кажется, мы стали проявлять больше терпимости друг к другу. Коронавирус и самые разные его последствия по-своему отразились на нас. Несомненно лишь одно: каждый из нас находится под давлением пандемии, и мы, наконец, научились понимать, через что проходят другие. В этом я вижу третий урок года.

Напоследок, в качестве четвертого урока я выделю умение быть рациональным — это касается и личной жизни, и рабочих будней. Рациональность — это единственный эффективный подход против стрессов, неопределенности и страхов, которые есть у каждого человека. А в коллективе особенно важно, чтобы у лидера был прагматичный и рациональный взгляд.

Уверен, 2022 год не станет кардинально другим. Но другими за время пандемии стали мы. Теперь мы лучше готовы к вызовам, которые когда-то казались сокрушительными. Изменилось наше отношение к работе и друг к другу. И поэтому я вхожу в новый год с оптимизмом и уверенностью, что все мы учимся на протяжении всей жизни.

Ставить более амбициозные задачи и увеличивать горизонт планирования

Екатерина Мовсесян, генеральный директор агентства КРОСЕкатерина Мовсесян, генеральный директор агентства КРОС

Успешные люди, с которыми мне удалось познакомиться, ставят для себя и своих компаний цели, выходящие за пределы человеческой жизни – на сто и более лет вперед. Это помогает установить некую «сверхцель» и сверять с ней свои более краткосрочные стратегии и тактики.

Главным уроком этого года стало то, что, развивая компанию, нужно не оглядываться на конкурентов, а фокусироваться на клиентах и команде. Изучая потребности клиентов, ты выдаешь более востребованный продукт, а развивая таланты команды и каждого сотрудника по отдельности, ты повышаешь эффективность работы.

Мы часто говорим и слышим, что обратная сторона кризиса – это возможности. Я снова убедилась, что это действительно так. Например, если не хватает какой-то компетенции внутри компании и кажется, что задача нерешаема, то нужно не бояться привлекать экспертизу со стороны. Это позволяет и решить текущую задачу и развить внутренние функции на будущее.

Вообще важно порой остановиться и посмотреть на ситуацию извне, будто со стороны, чтобы принимать решение, не опираясь на привычные убеждения, а оценив объективную реальность. Этому способствует умение отвлечься, поэтому я стала практиковать, например, частичный отказ от работы в выходные (решаем только срочные задачи), чтобы полноценно возвращаться к ней в будни со свежей головой и решениями.

Правильно распределять ресурсы

Дмитрий Нор, директор компании SkySoft, эксперт Executive.ruДмитрий Нор, директор компании SkySoft, эксперт Executive.ru

Самое главное, чему я научился – правильно распределять ресурсы. Я пересмотрел структуру расходов компании. Отказался от каких-то постоянных платежей, которые не приносят пользы для развития бизнеса: аренда, телефония, мелкие услуги, на которые уходят деньги, хоть и небольшие. Вместо всего этого я вложил деньги в рекламу.

Поскольку моя компания относится к малому бизнесу и не очень известна на рынке, соответственно, нет постоянного потока входящих заявок. К концу года эта проблема была решена благодаря правильному распределению ресурсов: переход от необязательных расходов к вложениям в рекламу.

Я предположил, что некоторые компании закроются во время пандемии, а у более серьезных конкурентов будут высокие цены, и менее платежеспособные клиенты станут искать альтернативу, чтобы сэкономить деньги, поэтому этот сегмент покупателей пойдет ко мне. На это была сделана ставка, и все освободившиеся деньги были направлены на рекламу в этих нишах. К концу года это начало работать и приносить свои плоды. Это самый главный опыт, который я получил за этот год.

Не экономить на масштабировании и развитии команды

Валентин Тропин, соснователь и CEO платформы Lia.Chat

Валентин Тропин, соснователь и CEO платформы Lia.Chat

Я потратил 6 месяцев в ожидании необходимого, как мне тогда казалось, объема выручки для того, чтобы начать полноценную экспансию. Я думал, что мы сначала получим деньги, потом будем инвестировать в развитие.

Но полгода стагнации заставили меня в какой-то момент понять, что я делаю что-то не так. Затем решил изменить подход, рискнул и начал набирать команду. Результат не заставил себя ждать – рост выручки за следующие два месяца превысил предыдущие полгода.

Быть более настойчивым в своей профессиональной сфере

Валерий Скребов, эксперт по личным финансамВалерий Скребов, эксперт по личным финансам, эксперт Executive.ru

Имея многолетний опыт, я продолжаю удивляться людям, их наивности и доверчивости. А суть вот в чем. У многих людей в период кризиса возникла потребность навести порядок в личных финансах и получить новый опыт в управлении деньгами. На этой ниве сразу же появилось много сомнительных предложений по инвестированию и заработку на вложениях. К сожалению, во многих случаях это обман и потеря денег. Поясню на примере моих друзей.

Кому доверяют люди? Своим знакомым и друзьям. Так мои друзья попали в финансовую пирамиду, доверившись знакомому, который наглядно показал возможность дохода на своем личном примере, указывая на цифры в приложении телефона. Именно так строятся пирамиды. Показывается результат, а дальше поступает предложение делать как я. Откуда берется доходность 60% в месяц, да еще и в валюте, люди не знают, объяснить не умеют, не понимают. Доводы, что это пирамида, не слушают. Показывают свой телефон, на котором мелькают цифры и ежеминутно растет доходность. А что в итоге? Потеря денег и разочарование.

Пример, описанный выше, в моей практике не один. Раньше я думал, что не стоит быть слишком настойчивым в своих предложениях по выстраиванию плановой и разумной финансовой жизни, но прошлый год убедил меня в обратном. Чем более настойчиво я буду доносить о правилах и реальных возможностях для каждой семьи, тем больше людей избежит ошибок и финансовых потерь.

Откажитесь от высокодоходных инвестиций, пока не наберетесь опыта и не создадите неприкасаемый финансовый резерв.

Быстро принимать решения и привлекать профессионалов для развития бизнеса и личных навыков

Анна Морозова, основатель и руководитель проекта «PROдвижение»Анна Морозова, основатель и руководитель проекта «PROдвижение», эксперт Executive.ru

В начале весны я увидела предложение от одной крупной консалтинговой компании пройти обучение для развития своего проекта с подключением ментора. В огромном потоке писем я заметила его случайно и не пожалела ни минуты, что отреагировала на него быстро. Вместе с партнером по проекту мы прошли отличный обучающий курс. Результатом обучения и 3-х месячной работы с ментором стали: новый сайт и финансовая модель.

Параллельно мы развивали свой Youtube-канал по личному бренду, и в какой-то момент я поняла, что нужно срочно работать над голосом, улучшать свои навыки оратора. Мы записались на индивидуальный очный курс к специалисту. Проанализировав свои видео ролики до занятий и после, мы заметили большую разницу. Эти навыки пригодятся и для участия в офлайн мероприятиях в качестве спикера.

Я также поняла, что моему бизнес-аккаунту в Instagram нужно было уделять больше времени. Или научиться самой делать качественные Stories и Reals или нанимать специалиста для продвижения аккаунта. Для наращивания целевой аудитории и потенциальных клиентов. В этом году планирую уделять этому больше внимания, так как вижу, что через Instagram у многих идут отличные продажи. 

Останавливаться и оценивать, что уже получилось сделать

Алексей Боев, сооснователь компании «ПланФакт»

Алексей Боев, сооснователь компании «ПланФакт»

В текучке бизнеса часто сваливаешься в решение проблем и кажется, что всегда мало, что нужно больше, дальше и выше. Например, я приятно удивился, когда посчитал, что с начала года мы выросли на 20 человек, то есть почти на треть. Или порадовался тому, что за год мы сделали больше 100 миллионов рублей оборота и выросли в 1,7 раза. Навык ценить достижения — важнейшая точка опоры для движения вперед.

Этот год научил меня договариваться и распределять роли в управлении. Нам удалось реорганизовать взаимодействие на уровне бизнес-партнеров — мы выделили ведущую роль и договорились о разделении зон ответственности в управлении. Это позволило избавиться от разногласий и споров, решения теперь принимаются почти мгновенно.

Этот год научил меня тому, что вдохновлять эффективнее, чем принуждать. Люди в нашей команде могут сами ставить цели и имеют инструменты и ресурсы для их достижения — это задает гораздо более высокий темп развития, чем когда задачи и планы спускаются сверху, а «вы теперь должны». Такой стиль управления стал нашим трендом года, и скорость, с которой мы сейчас развиваемся, является тому подтверждением.

Этот год научил меня обращаться к внешним экспертам за поддержкой. Любые изменения следует начинать с себя. Поэтому с середины года я параллельно работаю с двумя людьми — психологом и личным бизнес-коучем. Психолог помог разрешить массу внутренних конфликтов и разобраться с тем, как я принимаю решения и чего на самом деле хочу, а бизнес-коуч оказывает неоценимую поддержку при постановке и достижении целей. Смог ли бы я сделать то же самое без внешних экспертов? Возможно, но с поддержкой получается быстрее и легче.

Осознанному отношению к работе и к себе

Оксана Гриценко, руководитель направления обучения, развития и мотивации, DSSL

Оксана Гриценко, руководитель направления обучения, развития и мотивации, DSSL

Пандемия, быстрая перестройка всех процессов с переходом на удаленный формат работы, рост команды и амбициозные планы по стратегии компании навалились грузом ответственности, принеся следом эмоциональный гнет.

Боязнь, что не успею, не сделаю, подведу. Это повлекло включение автомата – не думай, делай, ты уже делала это двести раз... Любые комментарии и обратная связь воспринималась «в штыки». Я быстро вымоталась сама и вымотала свою команду.

И вот тогда вспомнила про осознанность. Начала отслеживать свои реакции в моменте: моя осознанность — это пространство между событием и реакцией на него. И я начала заполнять его смыслом и прислушиваться к себе. Почему я так реагирую? Что именно меня так нервирует и заставляет проявлять такие эмоции? Действительно ли мой собеседник не прав? Или я не даю себе возможности «услышать» его слова, потому что мое эго кричит громче?

Разобравшись в эмоциях, поняв мотивы, я стала спокойнее. Я пошла работать в команду с таким же настроем. И мы сделали этот год успешным. Закрыли серьезные и масштабные проекты, расширили штат, взяли новые обязательства на себя. И никто не выгорел. Глаза блестят, энергии много – хочется новых свершений. Это самый серьезный урок в моей жизни. Спасибо тебе, 2021.

Отличать действительно важное от желательного и просто баловства

Елена Агафонова, профессиональный коуч, эксперт Executive.ruЕлена Агафонова, профессиональный коуч, эксперт Executive.ru

Часто бывает, что мы рисуем себе идеальную картину будущего и не осознаем, насколько, во-первых, многое из нее у нас уже есть. И потому не отдаем должного настоящему. Во-вторых, не видим, сколько в этих мечтах надуманного, чужого и, если внимательно присмотреться, ненужного от слова «совсем». А в-третьих, глядя на препятствия, не сложно заметить, что они во многом существуют лишь в нашей голове.

Отсюда простой вывод. Стоит хотя бы раз в год сделать упражнение, которое и открыло мне глаза:

  1. Нужно найти минут пятнадцать, чтобы описать свой идеальный, но не праздничный, а обычный день.
  2. Потом перечитать текст и выделить в нем три составляющие: реально важные вещи, желательные, но не обязательные и «бантики».
  3. Концентрируясь на важных, стоит с благодарностью отметить, что из них у нас уже есть сейчас, возможно, в несколько иной форме, а также определить основные преграды для достижения недостающих элементов.
  4. Как только понятны преграды, станут очевидны и ресурсы.
  5. И в завершение есть смысл описать два-три самых простых шага в сторону своей цели. Шаги должны быть настолько просты, что их можно сделать прямо сейчас, не откладывая.

И вот мы уже в пути, чтобы через какое-то время снова остановиться и ответить на вопрос: «Чему этот год научил меня?»


Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru. Комментарии экспертов Лиги даются со ссылкой на профиль участника Сообщества.

Подать заявку в Лигу экспертов

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Аналитик, Москва

Приятно читать!
Мне близка точка зрения Алексея Боева:

Алексей Боев, сооснователь компании «ПланФакт»

Этот год научил меня договариваться и распределять роли в управлении. Нам удалось реорганизовать взаимодействие на уровне бизнес-партнеров — мы выделили ведущую роль и договорились о разделении зон ответственности в управлении. Это позволило избавиться от разногласий и споров, решения теперь принимаются почти мгновенно.

Управляющий партнер, Москва

Как и Анатолий, я хочу отметить еще 2  момента в тексте Алексея Боева, сооснователя компании "ПланФакт"

1-Навык ценить достижения — важнейшая точка опоры для движения вперед.

2- Этот год научил меня тому, что вдохновлять эффективнее, чем принуждать. Люди в нашей команде могут сами ставить цели и имеют инструменты и ресурсы для их достижения — это задает гораздо более высокий темп развития, чем когда задачи и планы спускаются сверху, а «вы теперь должны». 

Для меня это еще одно подтверждение простой мысли, которая принимается очень трудно.
Бизнес - это, в первую очередь,  про людей, а не только процессы, технологии, автоматизации

Генеральный директор, Санкт-Петербург

жаль цифр нет, одни красивые слова...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как разные поколения выбирают работу

Зумеры сильнее акцентируют внимание на work-life balance, миллениалы – на зарплате, а для поколения X важнее стабильность и надежность компании.

Сколько компании тратят на обучение топ-менеджеров

Треть компаний выделяют на обучение одного топ-менеджера от 500 тыс. руб. в год.

56% россиян поддерживают наем сотрудников с ограниченными возможностями

При этом только 40% опрошенных считают, что их офис приспособлен для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Россияне назвали главные причины для увольнения

Топ причин для увольнения у опрошенных в возрасте 18-34 лет отличается от респондентов, которым 35-49 лет.