Знаменитая цитата «Стратегические промахи невозможно компенсировать тактическими успехами» точно описывает финансовые итоги 2022, и будущие 2023 года. Скорость роста компании зависит от уровня риска, чем выше риск, тем больше потенциал роста. Слепое следование от эйфории и роста бизнеса приводит к банкротству даже успешные компании. Оценка правильно выбранной стратегии всегда находит отражение в цифрах. В 2022 году все компании работали в высокой степени риска, что содействовало увеличению прибыли при грамотной финансовой стратегии. Ведь прибыль – это плата за риск. Посмотрим, сколько доходности заработали на финансовом и операционном риске компании, которые выбрали разные стратегии в новой нормальности.
Критерий успешности
Эффективность функционирования, рентабельность деятельности, конкурентоспособность бизнеса зависит от грамотного выбора, разработки и реализации финансовой стратегии, которая является составляющей общей корпоративной стратегии компании.
Финансовая стратегия – это просчитанная стратегия сбалансированного роста, которая учитывает не только доход, но и риск. Получить наибольшую доходность с минимальным риском – это главный критерий успешности финансовой стратегии. Можно заработать как на собственных, так и на заемных деньгах.
Любое стратегическое решение находит отражение в управленческом балансе. К нему и обратимся за расчетом нужных финансовых коэффициентов.
- Рентабельность собственного капитала, % = (Прибыль от продаж (EBIT) - Налог (Tax) - Проценты (Interest)) / Собственный капитал (Equity). Сколько дохода получили на вложенное.
- За доходность на собственных деньгах отвечает показатель рентабельности активов – сколько зарабатываем на операционной и инвестиционной деятельности. ROA= Выручка/Активы * (EBIT-Налог)/Выручка.
- Сила финансового рычага – отвечает, сколько зарабатываем на заемных деньгах = (1-T)*(ROA-процентная ставка по долгу)*Долг/Собственный капитал.
- Устойчивый темп роста = Коэффициент реинвестирования * ROE. Этот показатель является главным критерием для оценки успешности выбранной стратегии.
Три варианта стратегии 2022 года, взятых для анализа бизнесов
1. Принятие новой реальности, наблюдение за сигналами рынка
В компаниях происходила мощнейшая концентрация ресурсов, быстро перестраивались в операционных и тактических действиях, но следовали выбранной стратегии. Топ-команды активно проводили стратегические сессии, разбирали – какие действия могут привести к заработку: развитие клиентов, каналов и продуктов, влияние через цену и ассортимент. Благодаря работе с клиентами и поставщиками увеличили длину финансового цикла. Моделировали, что конкретно нужно делать. Реинвестировали прибыль обратно в бизнес.
Средний показатель SGR составил 27% в 2022 году по сравнению с 22% в 2021 году. Прогноз на 2023 год – 28%.
2. «Синдром медведя»
Надеялись переждать, пока станет лучше, поэтому ничего не делали: бросили проекты, многие компании отказались от стратегии, работали в условиях планирования до обеда и в режиме хаоса.
Средний показатель SGR составил 21% в 2022 году по сравнению с 22% в 2021 году. Прогноз на 2023 год – 18%.
3. Релокация бизнеса
Управленческая команда понимала, что происходят явления, которые нельзя предсказать по сегодняшним факторам, идет перестройка системы управления в условиях релокации. Чтобы получить результат в другой стране, нужно больше усилий, а отклик будет виден не сразу. Любой хаос очень дорого выходит для компании, на результат тратились гиперусилия.
Средний показатель SGR составил 13% в 2022 году по сравнению с 22% в 2021 году. Прогноз на 2023 год – 17%.
Результаты
В итоге стратегия ведения бизнеса в прошлом году была самой удачной у первой группы компаний, кто эффективно использовал имеющиеся ресурсы за минимальное время с минимальным риском и смог заработать на степени неопределенности.
Зоны для влияния были:
- Клиенты: объем, цена, дебиторская задолженность.
- Поставщики: объем, цена, кредиторская задолженность.
- Эффективность: сокращение переменных (отвечают за качество продукта) и постоянных издержек. Переменные отвечают за качество продукта, постоянные за качество процессов.
- Инвестиции во внеоборотные и оборотные активы.
- Акционеры. Сколько собственного капитала готовы дать, уровень дивидендов.
- Банки, кредиты: сколько заемного капитала и под какую процентную ставку брать.
- Государство, налоги.
К чему готовиться бизнесу в 2023 году
- Развивать команду. Поставили новую цель, но команда работает по-старому.
- Вовлекать команды в работу над финансовым результатом. Одна пчела много меда не натаскает.
- Пересобирать и регламентировать бизнес-процессы.
- Слушать слабые сигналы рынка.
- Моделировать, что конкретно нужно делать. Проверять в зоне ли финансовой стратегии.
- Стоимость рабочей силы будет расти (инфляция, налоги), повышать отдачу от сотрудников.
- Разработать финансовую стратегию. Это позволит избежать трат и гарантирует максимальное использование внутреннего финансового потенциала.
Также читайте:
Хорошая статья, грамотная стратегия, отличная реализация! Автору - респект.
Небольшая ремарка: активы и собственный капитал нужно считать и оценивать по рынку, а не по балансу. Тогда индикаторы дадут гораздо более точную и реальную картину.
100%
Для расчета используем управленческую отчетность, в т.ч. управленческий баланс с рыночной оценкой активов.
благодарю за верное уточнение!
Не сомневался в этом! Екатерина, браво, очень профессиональный подход!
В разделе статьи - зоны для влияния - указаны финансовые показатели.
Влиять на них можно только опосредованно.
Клиенты (указаны зоны для влияния) - объем, цена, дебиторская задолженность
Это все запаздывающие показатели.
Следствие маркетинговых шагов компании.
Например,:
- уточнение потребностей/задач, которые появились у клиентов
- поиск новых сегментов рынка
- удержание существующих клинетов
и тд
Собственно это и есть часть стратегии - маркетинговый блок.
Если "попали" в рынок, то соответственно улучшатся финансовые результаты
Вот тут категорически не соглашусь. Это один из методов разработки стратегии: каких цифр финрезов хотим достичь, далее - что, кому, как и где мы должны продавать для этого, далее - какие процессы нам нужны для этого, и в итоге - какой персонал, чему его учить, какие компетенции, и т.д. Всё управляемо абсолютно, неоднократно реализовывал такую модель в руководимых мной компаниях.
Эмм... Маркетинг тоже легко планируется, это не постфактумный показатель. Если хорошо знаешь свой рынок, и держишь руку на потребительском «пульсе» - это делается достаточно просто и с высокой точностью.
Это все зависит от того, что Вы вкладываете в слово - стратегия.
точнее какое даете определение
В любом случае финрезультаты, которые хотите достигнуть - это не стратегия.
Это цифровые значения на основании которых Вы можете судить удалась ли реализация задуманной стратегии
Финансовые показатели могут быть (и в предложенной модели - есть) целевыми показателями стратегии. Когда они будут достигнуты - станут результатами. Так что, нет противоречия.
Да не зависит. Я практик, и не играю определениями, а реализую планы в результаты. Есть стратегическая карта - она декомпозируется в целевые показатели направлений и подразделений, которые, в свою очередь, декомпозируются в операционные планы и задачи. И дальше только контроль их выполнения, и своевременная коррекция отрицательных отклонений. Системный менеджмент - это просто, на самом деле.
Решил вернуться к Вашему предыдущему высказыванию.
Для меня стратегия - это все то, что написано после слов "каких финрезов хотим достичь"
Потому что зафиксированные желаемые результаты могут быть достигнуты разными путями, то есть разными стратегиями.
Сами желаемые финансовые результаты к стратегии имеют мало отношения.
Мы думаем словами, Так люди устролены. Поэтому выбор слов и их определений будет определять Ваши действия.
Простой пример.
Я периодически встречал людей, которые утверждали, что в настоящее время бессмысленно заниматься стратегией.
На вопрос почему бессмысленно они отвечали что невозможно составить стратегический план, потому что все быстро меняется.
Смысл, который они вкладывали в слово "стратегия" определял их решения.
А что легло в основу стратегической карты?
Разве не понимание того, кто является целевыми клиентами и их потребности?
А также суть ценностного представления, которое отличает компанию от конкурентов?