4 стратегии роста: какой путь выберет ваша компания?

Стратегический рост – это краеугольный камень состояния нашей экономики. Российский бизнес хорошо научился справляться с трудностями. Ему удаются тактические задачи. Но в контексте стратегического планирования собственного развития мы все еще основательно отстаем от Европы, США и даже Китая. Почти нет компаний, которые моделируют свою позицию на рынке через пять лет. Единицы планируют на десять лет. И совсем уж экзотикой считается планирование на 15 и более лет.

Тема стратегического планирования и в частности стратегий роста обширна, и одной статьей ее не охватишь. Однако дать общее представление о стратегиях роста – нам по силам. В основе любого долгосрочного сценария развития фирмы лежит система целенаправленных действий, выполняемых для достижения рыночного результата. Данная система действий отражается в следующих бизнес-дисциплинах:

  • Продукт
  • Производство
  • Распределение
  • Маркетинг
  • Ценообразование
  • Персонал
  • Структура управления.

Фактически бизнес-стратегия – это некая суперпозиция, которая оптимально влияет на все аспекты работы компании ради достижения поставленных задач. На данный момент нет единого мнения по количеству стратегий роста и их составу. Более того, в современных реалиях вполне допустим микс из стратегических приемов. Однако можно выделить четыре базовые стратегии роста компании:

  • Масштабирование
  • Давление на рынок
  • Инновации
  • Слияние и поглощение.

Данные стратегии представляют собой систему координат, на основе которой можно выстроить уникальную систему шагов для достижения целей по росту компании.

Термины

Для наиболее продуктивного восприятия информации рекомендуется ознакомиться с базовой терминологией:

  • Рост компании – как правило, когда речь идет о стратегическом росте, имеются в виду цели по завоеванию долей рынка в основном или смежных сегментах. Также к этому процессу можно отнести поиск или создание новых ниш и рынков, в которые компания может войти как игрок. В некоторых случаях ростом компании может быть названо увеличение роялти акционеров, рост капитализации и общее увеличение продаж в натуральном или денежном выражении и т.п. Данные обозначения в целом верны, и могут сбыть представлены как значения роста, однако задачи по доле рынка – более универсальный фактор с точки зрения сопряжения бизнес-дисциплин, влияющих на стратегию.
  • Стратегия компании – система действий по визуализации, расчету, внедрению и реализации мероприятий и решений, спланированные во времени и способствующие достижению бизнес-целей организации. В классическом случае, в основе стратегии фирмы лежит план продаж на пять-десять лет. Исходя из этого плана разрабатываются мероприятия и решения, которые способствуют его исполнению наилучшим образом и с учетом всех значимых возможностей затрат и рисков
  • Эффективность стратегии – любая стратегия роста подразумевает экспансию. Экспансия в свою очередь неизбежно вскрывает слабые места в компании, незаметные при отсутствии развития. Наиболее частые на российском рынке проблемы это: продукт, управление, персонал. Под эффективной стратегией понимается учет как можно большего количества всех значимых рисков и нивелирование их значения, до того, как они начали приносить компании значительные издержки. Обратная ситуация также справедлива. Бизнес-стратегия должна прогнозировать появление новых возможностей для роста компании.
  • Риски роста – рост компании не является величиной доступной для реализации априори. Для начала роста должны сложиться определенные условия внутри компании, иначе активная экспансия может разорить предприятие. К наиболее частым рискам, ведущим к катастрофическим последствиям можно отнести: перепроизводство, переплата за стоимость каждого следующего процента доли рынка, управление, не успевающее за ростом компании.

1. Стратегия масштабирования

По своему характеру данная бизнес-стратегия наиболее понятна для восприятия и реализации. Если максимально утрировать, то она формулируется следующим образом: один станок приносит мне миллион, значит, чтобы заработать десять миллионов, мне нужно десять станков.

Подобный подход наиболее прост и предпочтителен в растущих категориях, где не стоят вопросы жесткой конкурентной борьбы. В случае нарастания конкуренции такой подход в чистом виде начинает постепенно терять свою эффективность. На рынках с консолидацией более 50% данная стратегия роста начинает играть против компании и нуждается в срочных качественных корректировках.

При этом у данной стратегии есть две ключевых разновидности, которые применяются, исходя из категорийных особенностей.

  • Масштабирование мощностей в рамках одного управленческого поля. Например, поставить новую линию на заводе, увеличив тем самым его производственные мощности.
  • Масштабирование независимых юнитов. По такому принципу строятся объекты HoReCa и сетевого ритейла. Создание с нуля полностью функционального предприятия, которое имеет свое управленческое поле. При этом центральной структуре остаются лишь рудиментарные функции.

В качестве ярких примеров можно выделить кофейни Starbucks и McDonalds, практически любой из существующих сетевых брендов: Tesco, Auchan, Walmart и пр.

2. Стратегия давления на рынок

Наиболее сложная и трудоемкая стратегия роста. Прежде всего, она предъявляет высочайшие требования к управляющей команде. Суть стратегии заключается в том, чтобы, не изменяя производственных циклов и концепции продукта получить лучшие условия за счет конкурентов. Это могут быть как усилия, направленные на рост эффективности производства, снижение цены и повышение качества продукта, так и кулуарные договоренности, лоббирование, сговоры. Кроме того, часто практикуются методы финансового давления: снижение цен, демпинг, опционы, кредитование и пр.

Данная бизнес-стратегия применима на неэластичных рынках со сравнительно небольшим количеством игроков. Пример вход Tele2 на рынок Москвы можно считать успешным актом подобной стратегии, когда на волне рекламной кампании, показывающих конкурентов в «не очень белом» цвете, произошло снижение цены. Как итог, за первые три месяца работы Tele2 заняла 3% столичного рынка сотовой связи. Впечатляет.

3. Стратегия инноваций

Наибольшие возможности в скорости захвата рынка сулит стратегия инновационного продукта. Создание нового товара, стремительно завоевавшего популярность, безусловно, будоражит разум любого бизнесмена. Это справедливо. Однако часто есть два фундаментальных заблуждения, в которые впадают «искатели голубых океанов».

  • Инновационный продукт – это не внезапная удачная идея. Это многолетние инвестиции в НИОКР и маркетинг с существенной вероятностью провала. В этом плане очень хороша история успеха компании Apple, на примере которой видно, сколько времени и ресурсов нужно в конечном итоге потратить на создание «голубого океана».
  • Инновационный рынок — это не вотчина. Пройдет немного времени и на нем окажутся конкурирующие продукты. И чтобы защитить свой продукт, потребуется его постоянное совершенствование.

Ввиду этого, инновационные стратегии роста можно считать состоятельными только в контексте крупных компаний с долгосрочным доступом к дешевым инвестициям. Среди ярких примеров инновационной бизнес-стратегии можно назвать бренд Tesla, который смог завоевать свою нишу в таком сложном рынке как автомобильный. Причем уже на протяжении нескольких лет эту нишу никто не может оспорить.

4. Стратегия слияний и поглощений

Одна из самых эффективных стратегий с точки зрения получения стратегических выгод. Это скупка ликвидных активов и создание холдинговых структур. Причем надо понимать, что в основе этой стратегии лежит не только прямая покупка производственных мощностей или источника ресурсов. Основа этой бизнес-стратегии – быстрый и сравнительно дешевый доступ к рынкам сбыта, продуктам и технологиям. Наиболее показательными примерами в мировой истории является американский банковский сектор. В основе реализации этой стратегии лежит сильная отраслевая и финансовая экспертиза и доступ к источникам финансирования.

Как выбрать стратегию

Ключевая хитрость в том, что на практике стратегии роста предполагают собой микс приемов, и опытный стратегист будет жонглировать ими в зависимости от ситуации.

Все дело в том, что рынок, в котором мы все работаем, это саморегулируемая среда. Любое, сравнительно сильное действие будет иметь противодействие. В конечном итоге, если ваша стратегия будет однообразна, рынок адаптируется к ней, и вместо роста вы получите просто потерянное время. Просчет параметров стратегии — это длительный и трудоемкий труд, поэтому, наверное, самая главная рекомендация по выбору стратегии может звучать так: не пытайтесь выбирать и формировать бизнес-стратегию самостоятельно, если вы никогда не делали этого раньше. Наймите специалиста или компанию, это, как правило, обходится дешевле.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Нижний Новгород

Сама тематика видов стратегии интересна.

Автор вводит, как мне кажется, свою терминологию, но не всегда ее поясняет. Примеры:

Цитата - Создание с нуля полностью функционального предприятия, которое имеет свое управленческое поле. При этом центральной структуре остаются лишь рудиментарные функции.

Что такое функциональное предприятие?
Что такое управленческое поле?

Какие функции рудиментные?

Цитата - В конечном итоге, если ваша стратегия будет однообразна, рынок адаптируется к ней

Что такое стратегия однообразна?

Ну и, для начала, по паре стратегий:

известный классический подход классификации стратегий роста - быстрый рост, умеренный, сокращение, сочетание перечисленных стратегий. Каждая стратегия может быть и рисковой и наименее рисковой (в зависимости от ситуации). Автор этот момент не отмечает, как мне показалось.

Насколько я понял, автор использует только один вид (из стратегий роста) - стратегию быстрого роста. Но почему-то называет ее термином - масштабирование (термин активно используется, здесь к термину претензий нет).

Но затем вводится стратегия слияний и поглощений. Это тоже один из подвидов стратегий роста. Но есть еще стратегическое сотрудничество - тоже своего рода стратегия, альтернативная M&A.

Что касается инновационной стратегии (с уточнением, что речь идет про инновационную стратегию роста), то здесь тоже как-то трудно на ум ложится. Поскольку она вводится как будто бы она одна. Но у того же Друкера предлагается целый набор инновационных стратегий.

И главное - не ясно - предложенный список стратегий - закрытый или открытый? Чем руководствовался автор, выбирая (если список открытый) именно это 4 штуки?

Получив ответ на этот комментарий от автора, можно двигаться уже более детально по пунктам публикации.





Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

На мой взгляд, автором неверно выбраны координаты для выделения стратегий.

Например, просто масштабирование не говорит ничего об издержках. У Майкла Портера более удачная классификация, которую можно детализировать.

Например, стратегия Теле 2 - это фокусирование по Портеру. Что касается предложенной автором версии Стратегия давления на рынок для описания действий на рынке Теле 2 - это настолько оБщё, что даже трудно понять различия с другими стратегиями ... совсем невнятно.

Автор пишет в статье: ... однако задачи по доле рынкаболее универсальный фактор с точки зрения сопряжения бизнес-дисциплин, влияющих на стратегию.

Консультант, Красноярск

Проецирую статью на свою отрасль- молочное и мясное скотоводство.И пришел к мысли- первая проблема не в выборе тех направлений, которые обозначает автор.А в более приземленном моменте: компания будет расти, компания бросит силы на сохранение прежних объемов или нужно грамотно отступить, вплоть до ликвидации бизнеса? Это первоначальные бизнес-цели, которые должно ставить перед собой руководство компании.И не все предложенное автором пригодиться после выбора этих ОСНОВНЫХ направлений.

Михаил Ободовский +1185 Михаил Ободовский Управляющий директор, Москва

Словоблудие. На обилие наукообразной терминологии, вводимой с непонятными целями, указал выше г-н Токарев.

Достаточно прочесть первые предложение абзацев.

"Фактически бизнес-стратегия - это некоторая суперпозиция .." - ЧО?

"Данные стратегии представляют собой систему координат". То какая-то "суперпозиция", то "система координат".

Генеральный директор, Москва

есть интересные мысли. Но непонятно, почему автор считает, что руководство компаний не в состоянии разрабатывать и реализовывать стратегию своего бизнеса самостоятельно? Это не так. Если консультант знает пару шаблонов и методик расчёта бюджета, не значит что без него не обойтись. Да, возможно будет быстрее и проще, но не факт. Статья похожа на рекламу: я знаю о стратегии все, обращайтесь ко мне:)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.