Часто при решении международных вопросов используется такой инструмент, как «Дорожная карта». Давайте разберемся, какие виды дорожных карт применяются в управлении бизнесом, как их создавать и как с ними работать. Дорожные карты используются как для стратегического планирования, так и для реализации различных проектов. Этот инструмент доступен как крупным холдингам, так и небольшим компаниям.
1. Создание дорожной карты
Зачастую компании в своей деятельности движутся на ощупь, практически не поднимая головы от текущих рутинных бизнес-процессов. В погоне за оптимизацией, автоматизацией и повышением эффективности многие просто не замечают, куда они движутся. И здесь важно отметить, что неважно, с какой скоростью движется компания, если она идет не в ту сторону.
В определении правильного направления развития компании поможет такой инструмент как дорожная карта. Карты бывают двух видов:
- Стратегические дорожные карты. Основные характеристики карты этого типа – укрупненные этапы, обобщенные вехи, стратегические задачи. Она в основном разрабатывается на срок пять лет. Хорошо проработанная стратегическая дорожная карта должна создаваться с учетом форсайта (представления о будущих достижениях техники, интернета, развития технологий, социальной инженерии, поведенческих факторов клиентов и других направлений в зависимости от сферы деятельности компании). Стратегическое планирование не может обойтись без какого-либо плана.
- Дорожные карты проекта. В такие карты включаются вехи начала и окончания бизнес-проекта, основные этапы проекта, очередность этих этапов и промежуточные ключевые события. Без такого инструмента не обходится ни один проект. В текущей оперативной работе вы даже можете и не понять, что им пользуетесь. Зачастую все упомянутые моменты обсуждаются устно, закрепляются в договоре, или держатся в голове. Перенести знания на бумагу и визуализировать весь ход проекта очень рационально, ведь можно сразу выявить какие-либо несоответствия по срокам, составу работ, а возможно и по ограниченности ресурсов. Визуализация общего представления о проекте имеет поразительный эффект.
2. Согласование дорожной карты
Дорожная карта обязательно согласовывается со стейкхолдерами и командой проекта. Если речь идет о стратегической дорожной карте, то в обсуждении должны участвовать представители тех отделов или департаментов, которых затронут работы, заложенные в план. Согласование обязательно должны быть формализовано, все предложения и корректировки должны сопровождаться письменными замечаниями от участников.
Актуальность корректировок и изменений должна обсуждаться коллегиально. В большинстве случаев из этих замечаний формируется реестр рисков проекта, который прикрепляется к основной документации карты. Все предложения не должны остаться незамеченными и им должна быть присвоена своя оценка.
3. Работа с дорожной картой и актуализация
После создания карты начинается работа по ее детализации. Создается график второго уровня, в нем к основным ключевым событиям дорожной карты методом «от обратного» привязываются необходимые работы (в стратегической дорожной карте на пять лет работы графика второго уровня обычно имеют продолжительность полгода-год). После создания графика второго уровня проверяются логические связи между ключевыми событиями и основными этапами. При этом вехи дорожной карты могут сдвинуться. Обо всех изменениях необходимо уведомлять заинтересованные стороны и получать их комментарии.
При планировании работ в графике второго уровня стоит выбрать метод набегающей волны как наиболее удобный. После графика второго уровня идет более детальный – график третьего уровня, с длительностью работ от одного до трех месяцев. После формирования такой пирамиды вам будут хорошо видны работы текущего месяца или недели. Привязка KPI к ключевым событиям графика позволит держать карту в рабочем состоянии и идти в верном направлении.
4. Принятие решений по дорожной карте
Для линейных менеджеров формируется план на месяц или другой отчетный период с привязкой KPI. Менеджеры имеют четкое представление, какие задачи им поставлены и каких результатов они должны добиться. Функциональные руководители также должны самостоятельно планировать работу по этим задачам. При этом они устанавливают сроки выполнения тех или иных работ и указывают прогнозные даты. За определенный период до достижения промежуточной контрольной точки менеджер должен просигнализировать, успевает ли он пройти этот участок пути в отведенные сроки или нет. Здесь основная важная идея – не наказывать отдельных сотрудников за нарушение сроков, а сформировать управляемый и контролируемый процесс.
Выводы
Стратегическая дорожная карта как инструмент планирования – главный помощник в развитии любой компании. Использование данного простого механизма планирования позволяет визуализировать стратегию, определить основные знаки на пути фирмы к успеху. Проектный менеджмент предполагает использование дорожных карт де-факто, даже на подсознательном уровне.
Здравствуйте, Артём.
Помогите разобраться, чем дорожная карта проекта отличается от сетевого план-графика (сетевое планирование)? Спасибо.
"Оптимальный", - означает "наилучший". Повышение эффективности, - означает приближение к оптимуму, т.е. к наилучшему решению.
При этом автор утверждает, что
То есть, эффективность, как один ориентир, это плохо, а KPI, как множество из более чем 20 показателей, каждый из которых указывает разное направление, это хорошо? :-)
не замечают, куда они движутся ..." можно ещё так интерпретировать -> не стремятся к Результативности, и можно эффективно делать никому ненужные вещи ...
Результативность - делать правильные вещи (Effectiveness is doing the right things) Эффективность - делать вещи правильно (Efficiency is doing things right)
© Питер Друкер
В отличиях ключевым является слово стратегия и наглядное средство ... Такие наглядные средства, как дорожная карта, могут создавать иллюзию решения :) По этому поводу существует печальный опыт с достаточно близким техническим средством, позволяющим, в том числе, наглядно представить стратегический план и план реализации этой стратегий?, и обеспечить ? информационную поддержку процесса принятия управленческих решений?
Когда мы перейдём на следующий слайд, мы выиграем войну - что то-типа этого пошутил один американский генерал ...
Спасибо большое за ваши комментарии.
Дорожная карта и календарно-сетевой график тесно связаны между собой, календарно-сетевое планирование имеет уровни. Зачастую их четыре, 1-й уровень - это как раз дорожная карта, она отражает основные ключевые моменты и вехи проекта, далее детализировав дорожную карту до этапов, получим график второго уровня, при дальнейшей детализации (разбивки этапов на подэтапы в структуре WBS/ИСР) у нас получается график 3-го уровня здесь длительность работ от одного месяца до недели, и наконец график четвертого уровня - это недельно-суточные задания. Для оперативной работы используются графики третьего и четвертого уровня. Общее положение дел отражают первый и второй уровень.
Не важно с какой скоростью вы движетесь, если движетесь не в том направлении:-)
Я считаю 20 показателей KPI это перебор. Реальный пример из практики, у сотрудников компании (не называю имя) крупнейшего производителя автомобильных шин в KPI прописаны очень много показателей, каждый из которых по своему весу составляет не такие уж и большие потери при их невыполнении. Дальнейшая мотивация по KPI уже ни к чему не приводит.
Дорожная карта конечно полезный инструмент, но для того чтобы ее разработать и использовать недостаточно уметь рисовать схемы и графики, надо иметь опыт управления подобной организацией. По сути это всего лишь декомпиляция стратегических целей до более мелких тактических и оперативных задач. Я ожидал увидеть в статье примеры и различные подходы к разработке стратегии компании, но приводятся всего лишь технические детали, особенной ценности для специалистов не представляющие. И ещё - очевидно, что готовить стратегию на 5 лет в сегодняшней ситуации бессмысленно, если это действительно рабочая стратегия, а не очередной красивый документ с картинками. Зачем приводить подобные примеры?
Спасибо за ваш комментарий, многие интересуются самой техникой создания, про различные подходы к разработке стратегии компании написано очень много литературы и статей, с пошаговыми руководствами, не думаю, что на этом портале нужно еще раз дискутировать на эти темы.