Как прокладывать маршрут по стратегической дорожной карте

Часто при решении международных вопросов используется такой инструмент, как «Дорожная карта». Давайте разберемся, какие виды дорожных карт применяются в управлении бизнесом, как их создавать и как с ними работать. Дорожные карты используются как для стратегического планирования, так и для реализации различных проектов. Этот инструмент доступен как крупным холдингам, так и небольшим компаниям.

1. Создание дорожной карты

Зачастую компании в своей деятельности движутся на ощупь, практически не поднимая головы от текущих рутинных бизнес-процессов. В погоне за оптимизацией, автоматизацией и повышением эффективности многие просто не замечают, куда они движутся. И здесь важно отметить, что неважно, с какой скоростью движется компания, если она идет не в ту сторону.

В определении правильного направления развития компании поможет такой инструмент как дорожная карта. Карты бывают двух видов:

  • Стратегические дорожные карты. Основные характеристики карты этого типа – укрупненные этапы, обобщенные вехи, стратегические задачи. Она в основном разрабатывается на срок пять лет. Хорошо проработанная стратегическая дорожная карта должна создаваться с учетом форсайта (представления о будущих достижениях техники, интернета, развития технологий, социальной инженерии, поведенческих факторов клиентов и других направлений в зависимости от сферы деятельности компании). Стратегическое планирование не может обойтись без какого-либо плана.
  • Дорожные карты проекта. В такие карты включаются вехи начала и окончания бизнес-проекта, основные этапы проекта, очередность этих этапов и промежуточные ключевые события. Без такого инструмента не обходится ни один проект. В текущей оперативной работе вы даже можете и не понять, что им пользуетесь. Зачастую все упомянутые моменты обсуждаются устно, закрепляются в договоре, или держатся в голове. Перенести знания на бумагу и визуализировать весь ход проекта очень рационально, ведь можно сразу выявить какие-либо несоответствия по срокам, составу работ, а возможно и по ограниченности ресурсов. Визуализация общего представления о проекте имеет поразительный эффект.

2. Согласование дорожной карты

Дорожная карта обязательно согласовывается со стейкхолдерами и командой проекта. Если речь идет о стратегической дорожной карте, то в обсуждении должны участвовать представители тех отделов или департаментов, которых затронут работы, заложенные в план. Согласование обязательно должны быть формализовано, все предложения и корректировки должны сопровождаться письменными замечаниями от участников.

Актуальность корректировок и изменений должна обсуждаться коллегиально. В большинстве случаев из этих замечаний формируется реестр рисков проекта, который прикрепляется к основной документации карты. Все предложения не должны остаться незамеченными и им должна быть присвоена своя оценка.

3. Работа с дорожной картой и актуализация

После создания карты начинается работа по ее детализации. Создается график второго уровня, в нем к основным ключевым событиям дорожной карты методом «от обратного» привязываются необходимые работы (в стратегической дорожной карте на пять лет работы графика второго уровня обычно имеют продолжительность полгода-год). После создания графика второго уровня проверяются логические связи между ключевыми событиями и основными этапами. При этом вехи дорожной карты могут сдвинуться. Обо всех изменениях необходимо уведомлять заинтересованные стороны и получать их комментарии.

При планировании работ в графике второго уровня стоит выбрать метод набегающей волны как наиболее удобный. После графика второго уровня идет более детальный – график третьего уровня, с длительностью работ от одного до трех месяцев. После формирования такой пирамиды вам будут хорошо видны работы текущего месяца или недели. Привязка KPI к ключевым событиям графика позволит держать карту в рабочем состоянии и идти в верном направлении.

4. Принятие решений по дорожной карте

Для линейных менеджеров формируется план на месяц или другой отчетный период с привязкой KPI. Менеджеры имеют четкое представление, какие задачи им поставлены и каких результатов они должны добиться. Функциональные руководители также должны самостоятельно планировать работу по этим задачам. При этом они устанавливают сроки выполнения тех или иных работ и указывают прогнозные даты. За определенный период до достижения промежуточной контрольной точки менеджер должен просигнализировать, успевает ли он пройти этот участок пути в отведенные сроки или нет. Здесь основная важная идея – не наказывать отдельных сотрудников за нарушение сроков, а сформировать управляемый и контролируемый процесс.

Выводы

Стратегическая дорожная карта как инструмент планирования – главный помощник в развитии любой компании. Использование данного простого механизма планирования позволяет визуализировать стратегию, определить основные знаки на пути фирмы к успеху. Проектный менеджмент предполагает использование дорожных карт де-факто, даже на подсознательном уровне.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант, Ростов-на-Дону

Здравствуйте, Артём.

Помогите разобраться, чем дорожная карта проекта отличается от сетевого план-графика (сетевое планирование)? Спасибо.

Менеджер, Украина
"В погоне за оптимизацией, автоматизацией и повышением эффективности многие просто не замечают, куда они движутся..."

"Оптимальный", - означает "наилучший". Повышение эффективности, - означает приближение к оптимуму, т.е. к наилучшему решению.

При этом автор утверждает, что

"Привязка KPI к ключевым событиям позволит держать карту в рабочем состоянии и идти в верном направлении".

То есть, эффективность, как один ориентир, это плохо, а KPI, как множество из более чем 20 показателей, каждый из которых указывает разное направление, это хорошо? :-)

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Автор пишет: "В погоне за оптимизацией, автоматизацией и повышением эффективности многие просто не замечают, куда они движутся...

Игорь Луценко пишет: ""Оптимальный", - означает "наилучший". Повышение эффективности, - означает приближение к оптимуму, т.е. к наилучшему решению.

не замечают, куда они движутся ..." можно ещё так интерпретировать -> не стремятся к Результативности, и можно эффективно делать никому ненужные вещи ...

Результативность - делать правильные вещи (Effectiveness is doing the right things) Эффективность - делать вещи правильно (Efficiency is doing things right)

© Питер Друкер

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Гарник Кочарян пишет: Помогите разобраться, чем дорожная карта проекта отличается от сетевого план-графика (сетевое планирование

В отличиях ключевым является слово стратегия и наглядное средство ... Такие наглядные средства, как дорожная карта, могут создавать иллюзию решения :) По этому поводу существует печальный опыт с достаточно близким техническим средством, позволяющим, в том числе, наглядно представить стратегический план и план реализации этой стратегий?, и обеспечить ? информационную поддержку процесса принятия управленческих решений?

Высшее руководство НАТО и армии США выражает крайнюю озабоченность чрезмерным использованием презентаций PowerPoint на совещаниях по стратегическому планированию и военным операциям. По мнению некоторых генералов, презентации в виде слайдов не просто упрощают действительность, но делают такой упрощённый подход привычным для восприятия, что негативно влияет на принятие решений пишет NY Times. «PowerPoint делает нас тупыми», — прямо заявил генерал морской пехоты Джеймс Маттис (James N. Mattis), выступая несколько дней назад на военной конференции в Северной Каролине. Он не одинок в своём мнении.

Когда мы перейдём на следующий слайд, мы выиграем войну - что то-типа этого пошутил один американский генерал ...

Генеральный директор, Москва
Гарник Кочарян пишет:
Здравствуйте, Артём.
Помогите разобраться, чем дорожная карта проекта отличается от сетевого план-графика (сетевое планирование)? Спасибо.

Дорожная карта и календарно-сетевой график тесно связаны между собой, календарно-сетевое планирование имеет уровни. Зачастую их четыре, 1-й уровень - это как раз дорожная карта, она отражает основные ключевые моменты и вехи проекта, далее детализировав дорожную карту до этапов, получим график второго уровня, при дальнейшей детализации (разбивки этапов на подэтапы в структуре WBS/ИСР) у нас получается график 3-го уровня здесь длительность работ от одного месяца до недели, и наконец график четвертого уровня - это недельно-суточные задания. Для оперативной работы используются графики третьего и четвертого уровня. Общее положение дел отражают первый и второй уровень.

Генеральный директор, Москва
Александр Соловьев пишет:
Автор пишет: "В погоне за оптимизацией, автоматизацией и повышением эффективности многие просто не замечают, куда они движутся...

Игорь Луценко пишет: ""Оптимальный", - означает "наилучший". Повышение эффективности, - означает приближение к оптимуму, т.е. к наилучшему решению.
" не замечают, куда они движутся ..." можно ещё так интерпретировать -> не стремятся к Результативности, и можно эффективно делать никому ненужные вещи ...
Результативность - делать правильные вещи (Effectiveness is doing the right things) Эффективность - делать вещи правильно (Efficiency is doing things right)
© Питер Друкер

Не важно с какой скоростью вы движетесь, если движетесь не в том направлении:-)

Генеральный директор, Москва
Игорь Луценко пишет:
"В погоне за оптимизацией, автоматизацией и повышением эффективности многие просто не замечают, куда они движутся..."
"Оптимальный", - означает "наилучший". Повышение эффективности, - означает приближение к оптимуму, т.е. к наилучшему решению.
При этом автор утверждает, что
"Привязка KPI к ключевым событиям позволит держать карту в рабочем состоянии и идти в верном направлении".
То есть, эффективность, как один ориентир, это плохо, а KPI, как множество из более чем 20 показателей, каждый из которых указывает разное направление, это хорошо? :-)

Я считаю 20 показателей KPI это перебор. Реальный пример из практики, у сотрудников компании (не называю имя) крупнейшего производителя автомобильных шин в KPI прописаны очень много показателей, каждый из которых по своему весу составляет не такие уж и большие потери при их невыполнении. Дальнейшая мотивация по KPI уже ни к чему не приводит.

Генеральный директор, Москва

Дорожная карта конечно полезный инструмент, но для того чтобы ее разработать и использовать недостаточно уметь рисовать схемы и графики, надо иметь опыт управления подобной организацией. По сути это всего лишь декомпиляция стратегических целей до более мелких тактических и оперативных задач. Я ожидал увидеть в статье примеры и различные подходы к разработке стратегии компании, но приводятся всего лишь технические детали, особенной ценности для специалистов не представляющие. И ещё - очевидно, что готовить стратегию на 5 лет в сегодняшней ситуации бессмысленно, если это действительно рабочая стратегия, а не очередной красивый документ с картинками. Зачем приводить подобные примеры?

Генеральный директор, Москва
Максим Клемешов пишет:
Я ожидал увидеть в статье примеры и различные подходы к разработке стратегии компании

Спасибо за ваш комментарий, многие интересуются самой техникой создания, про различные подходы к разработке стратегии компании написано очень много литературы и статей, с пошаговыми руководствами, не думаю, что на этом портале нужно еще раз дискутировать на эти темы.


Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Зумеры выгорают чаще, чем представители других поколений

Из-за этого они каждую неделю пропускают задачи, эквивалентные одному рабочему дню.

Максимальный размер больничного будет увеличен

В 2026 году работники смогут получать до 6 800 руб. в день в случаях временной нетрудоспособности.

За отказ нанимать людей с инвалидностью работодателей будут штрафовать

Для должностных лиц штраф составит от 20 до 30 тыс. руб., для компании – от 50 до 100 тыс. руб.

75% россиян предпочтут премию новогоднему корпоративу

При наличии альтернативы — премия или новогодний корпоратив — только каждый пятый работающий выберет праздник.