22 октября 2015 года оператор сотовой связи Tele2 начал работу в Москве и московской области. Уже открыто 400 собственных салонов связи и есть договоренность с 10 тыс. партнерских («Евросеть», «Связной», «Пятерочка», «Почта России»). За первую неделю – 150 тысяч клиентов. Неплохой старт! Впрочем, только в Москве более 39 млн абонентов сотовой связи, и их практически поровну делят между собой МТС, «Вымпелком» («Билайн») и «Мегафон». Так что «большой тройке» волноваться пока не о чем. Казалось бы.
Важный нюанс заключается в том, что Tele2 – не просто четвертый оператор в столице. Он другой. И разница эта гораздо глубже отличий в рекламе или даже ценах. Поэтому так долго не пускали. Поэтому не все рады, что пришел. Возможно, последствия нынешних событий окажутся гораздо шире территории Москвы и московской области. Почему? Для начала давайте попробуем разобраться в правилах игры.
«Драконий покер»
В мирах фантаста Роберта Асприна популярна карточная игра «Драконий покер» с так называемыми условными модификаторами. Это значит, что помимо блефа, подглядываний и разнообразного мелкого жульничества допускается менять масти, козыри, старшинство карт, очередность ходов и т.д. – в зависимости «от определенных переменных вроде дня недели, числа игроков, положения стульев и тому подобного».
Операторы сотовой связи обожают «Драконий покер». Как профессиональные шулеры, они начинают подсчитывать барыши не по завершению партии, а в тот момент, когда очередной несчастный только присаживается за их столик. У абонента нет шансов. Заметьте, это не лотерея. Вообще никаких шансов, ни единого. Полный цикл оплаты счетов за телефонию, мобильный интернет и прочие услуги содержит пять классических стадий:
1) Отрицание. Это какая-то ошибка, просто не там запятую поставили. Сейчас позвоню в поддержку, все выяснится, и вместе посмеемся.
2) Гнев. Вы совсем там что ли?.. Я похож на роженицу? А на роженицу денег?! – Для получения информации о наших акциях нажмите «1». Если хотите узнать свой баланс по «Весенней осени» нажмите «2». Для возврата в главное меню покричите в трубку.
3) Торг. Безуспешные попытки дозвониться до живого оператора, визиты в равнодушные офисы продаж, электронная переписка с очередным рекламным роботом.
4) Депрессия. Меланхоличное чтение рассказов других пострадавших, осознание полной бессмысленности всех своих претензий.
5) Смирение. Реквизиты, сумма, оплатить.
Как правило, все происходит значительно быстрее и менее драматично. Нам некогда вчитываться в правила пользования, публичные оферты, предварительные соглашения, звездочки, пункты, подпункты, дополнения и прочую хитро-вывихнутую юридическо-маркетинговую муть. На то и расчет. Правила «Драконьего покера» знают только крупье (потому что они их пишут, а потом еще и переписывают). Для клиентов это всегда сюрприз. Как правило, неприятный. Спорить и препираться людям тоже некогда, обычно просто платят.
Удивительно, как получилось выстроить таким образом рынок сотовой связи. С другой стороны, можно порадоваться, что чума «условных модификаторов» не поразила пока другие сферы жизни. А то представьте – покупаете железнодорожный билет: дата, номер поезда, вагон, место, стоимость постельного белья включена в цену. Все просто и понятно. Но потом вдруг начинается. Извините, за проход на перрон с более чем одним чемоданом придется доплатить кратно суммарному весу багажа. Еще на вас теплое пальто, а билет приобретен в рамках тарифного плана «Жара», это небольшой штраф. И… не может быть… у вас что, прописка в другом регионе? Значит, роуминг! Кроме того, сейчас уже больше 18.00 и согласно *** в вашем случае активируется опция «Попадос».
Разобраться в тарифных планах сотовых операторов практически невозможно. Даже компании с сотнями и тысячами симок, которые ежемесячно тратят на связь внушительные суммы денег, попадаются в те же смешные ловушки, что и рядовые подслеповатые граждане. Поэтому сервисы, предлагающие оптимизацию расходов на сотовую связь, готовы работать без предоплаты, за процент от чистой экономии – и они не в убытке. Тем более, что главная красота в динамике. Нельзя просто так взять и выбрать выгодный тариф. Завтра все поменяется! И послезавтра. И всегда. Одна акция закончится, другая начнется. Не успеете отказаться от очередного незаметного «подарка» – через N дней он волшебно превратится в тыкву регулярной платной услуги.
В противоположность всей этой грязной кухне Tele2 заявляет о полной прозрачности своих условий для абонентов и партнеров. Весьма радикальный подход, резко контрастирующий с привычным для москвичей поведением операторов «большой тройки». Неужели совсем никаких приемчиков? На форумах шепчутся, что не все так просто. Условия старых тарифных планов иногда меняются, причем без наглядных оповещений, а переход «обратно» становится платным и не всегда вообще возможен... То есть все как у всех, расходимся? Пожалуй, все-таки есть разница. Даже если совсем от соблазна не удержались – однако, масштаб бедствия значительно меньше. Гадости скорее исключения, чем правило.
Слоган Tele2 «Честно – дешевле». Одна из ключевых рекламных фраз последнего времени: «Лучше честные копейки, чем хитрый ноль». С этим трудно спорить. Действительно, приятно узнавать заранее о полной цене услуги. Что же, обратимся к цифрам.
Денежные знаки внимания
Делить в Москве есть чего. На столичный рынок сотовой связи и смежных услуг приходится около 40% доходов сотовых операторов по всей России. Надо заметить, что помимо рекламного глянца в этом бизнесе изрядно сугубо материальных затрат – базовые станции, каналы связи, коммутаторы, другое оборудование. Заместитель генерального директора Tele2 Россия Александр Провоторов оценивает выход на московский рынок в «сотни миллионов долларов инвестиций». Несмотря на то, что технологические расходы предусмотрительно хеджировали (то есть застраховали от роста цен, вызванного изменением курсов валют), удовольствие порадовать москвичей низкими ценами влетит компании в копеечку.
Получается парадоксальная ситуация. Оператор буквально с боем пробивается в самый дорогой по входу регион, и после многолетней осады кабинетов получает вожделенную лицензию, причем не полный пакет разрешительных документов и частот, только на 3G и 4G. Значит, наиболее очевидная целевая аудитория – абоненты со старыми моделями телефонов, от которых логично ожидать интереса к экономии на тарифах – пользоваться Tele2 в Москве и московской области не смогут. Остаются пижоны, соревнующиеся в том, кто быстрее обновит IPhone и выложит фоточку в Instagram. Это им адресовано демпинговое предложение? Да, в том числе. Но не только.
Все любят экономить. Вопрос в том – сколько. На дешевых тарифах у «Билайна» и МТС абонентская плата по 200 руб., у «Мегафон» – 199 руб. А у Tele2 – 99 руб. Включенный пакет интернета: МТС – 500 МБ, «Мегафон» – 0,5 ГБ, «Билайн» – 1 ГБ. А Tele2 – 2 ГБ. И так во всем. SMS по Москве и России, количество включенных минут звонков – новичок предлагает наглядные падения по тарифам. Не по рублику, как делают между собой участники «большой тройки», а на десятки процентов или вообще в разы по некоторым позициям.
В связи с этим возникает вопрос – если можно окупить немалые инвестиции на таких скромных тарифах, то какая же прибыль у остальных операторов, которые свои инвестиции давно отбили, но цены держат на пару этажей выше? Рекламщики Tele2, которые никогда не скупились на эпатажные заявления, без лишних сантиментов говорят: «ты посмотри, Москва, как нас здесь доят».
Складывается красивая пасторальная картинка: в тесный круг к спивающемуся Атосу, загулявшему Арамису и жиреющему Портосу врывается эдакий Д’Артаньян – весь в белом (на самом деле в черном, неважно) – полный юношеских амбиций и максимализма. Хочет все изменить, обещает новую жизнь, зовет под свои знамена. В общем, почти революционер. Смутьян, по крайней мере. Горожане недоверчиво выглядывают из окон и дверей. Самые смелые пробуют на зуб «гасконские» симки и делятся впечатлениями. Как вы считаете, у Tele2 получится изменить ситуацию на рынке сотовой связи? Для ответа «Да» отправьте SMS «Тысяча чертей!» на короткий номер 977, для ответа «Нет»...
Истина, пожалуй, где-то посередине. Например, тот же самый козырный тарифный план Tele2 «Черный», что сулит москвичам 2 ГБ трафика и прочие радости по цене 99 руб., в провинциальном Омске стоит уже 129 руб. Причем там всего 1ГБ включенного доступа к интернету. Дороже, зато меньше? Ясно, понятно. Значит, такая версия: когда стартовый пул столичных абонентов будет набран, демпинговая шумиха постепенно затихнет, и ее сменят другие рекламные образы. Цены подрастут, Tele2 примут в клуб. А затем «большая четверка» сообща построит огромный завод по производству доильных аппаратов для уважаемых абонентов. И будем платить! А куда деваться?
Время работает на нас
Мы обожаем сотовую связь. Причем это не какая-то заурядная симпатия или романтическая любовь, а всепоглощающая маниакальная страсть. Современный человек может голодать сам, но найдет, где зарядить телефон. Не каждый сердечник так печется о бесперебойной работе своего кардиостимулятора, как обычный горожанин о стабильном сигнале. Быть на связи всегда и везде! Днем и ночью, в дороге и туалете, на концерте и презентации – отвечать нужно моментально. Пропущенные звонки – как пропущенные удары, промедление в пару минут рушит семьи и карьеры. А еще есть игры, социалки, новости. Телефон – не просто гаджет, это универсальный разъем для подключения к жизни. Поэтому, какие будут тарифы, столько и будем платить.
Хорошая новость в том, что поскольку у Tele2 сейчас нет других преимуществ в Москве и московской области, им придется довольно долго и жестко играть на понижение. Когда еще они освоят достаточное покрытие, решат все технические, маркетинговые и прочие проблемы. На это потребуется время. И это тот исключительный случай, когда оно работает на нас – потребителей.
Шаг за шагом «жирные коты» будут нехотя отпускать сначала абонентов, а потом все-таки и часть своих барышей обратно в наши карманы. Во всяком случае, повышение цен будет происходить теперь сложнее. Уже не сгодится банальное уведомление: «Дорогой клиент! Мы продолжаем радовать вас новыми подарками и возможностями!» – и меееленько так внизу, на обороте, со внутренней стороны конверта, шрифтом цвета бумаги: «в связи с чем платить теперь придется больше». Вот этому скоро должен придти конец. Потому что Tele2 не забудет, не простит, при случае напомнит, и главное – сам будет действовать иначе.
В идеале, по мере закрепления на московском рынке, Tele2 сможет также усилить свои позиции в регионах. Например, отмена роуминга когда-нибудь должна же стать реальностью, а не только рекламным трюком со звездочками, ограничениями по срокам, пакетам и т.д. Возможно, Tele2 использует этот простой и масштабный способ подчеркнуть отличие в подходах. Пока крупных операторов можно пересчитать по пальцам трудовика, любые действия, выходящие за рамки устоявшихся норм, будут сказываться с коэффициентом. Всем придется реагировать, разрабатывать собственные упреждающие меры – то есть начнет возрождаться подзабытое понятие конкуренции. Это замечательно.
«Брединг»?
Ах да, а как же лояльность брендам? Как быть с учащенным дыханием при виде знакомых корпоративных цветов и символов, слоганов, логотипов, остроумных рекламных роликов, знакомых моделей на баннерах? Как вообще Tele2 надеется переманить клиентов, которые много лет провели с другими торговыми марками? Ведь цены и условия – только часть сделки. Есть еще ощущение принадлежности к единомышленникам, к миссии бренда. Если прислушаться, можно услышать, как «люди говорят», что «с нами удобно» и «ты знаешь, что можешь» быть «по-настоящему рядом» с теми, кто «на шаг впереди». Вот это все напрасно, что ли, придумывали, красиво отрисовывали, годами ездили по ушам в дорогущем прайм-тайме? По большому счету – да, напрасно. У всех по три симки, теперь будет по четыре.
Дорогие операторы, сделайте человеческие условия, и люди к вам потянутся. Безо всяких выверенных НЛП-аппеляций к тонким струнам, вечной атмосферы пластмассового праздника на афишах, всех этих «подарков», ложных забот и вороха мутных дополнений. Вот ничего вообще от вас не надо – только стабильная связь по разумной цене – и без подвохов, разумеется. Все. Можете смело сэкономить стотыщмильонов на следующем ребрендинге, а потом еще столько же на донесении до целевой аудитории. Мы сами друг другу расскажем, расхвалим и цинично перейдем от прежних вендоров. И пожалуйста, ради всего святого – не звоните. Никогда нам не звоните, и не пишите. Лучше отвечайте на наши звонки и письма.
Это так просто, что кажется, будто здесь какой-то подвох. Но на самом деле никаких звездочек и подпунктов. Не надо портить монитор, нагревая его зажигалкой – между строчек тоже ничего не появится. Кто ближе других подойдет к реализации принципа «Честно дешевле», тот и сорвет главный приз зрительских симпатий. Возможно, это будет Tele2. Может быть кто-то другой. Дело не в слоганах, а в их воплощении.
Источник изображений: obzor.westsib.ru
Просто еще один оператор связи.
Плюс от этого один- конкуренция, которая на руку потребителю т.к. цены чуть упадут у других операторов.
Голосовалка опять выдала: Error Loading Chart: No adapter found.
Редактирование поста не срабатывает.
пользуюсь Мозилой ,версия 3.6.13
Виталий Эйнула: Голосовалка опять выдала: Error Loading Chart: No adapter found.
Тема есть в плане работ ИТ. До нее еще не дошли руки.
Возможно цены и упадут у других операторов.
Пользуюсь ТЕЛЕ2 (они перекупили мобильный Ростелеком в нашем регионе, на котором и была подключена) и оператором из большой тройки. Принципиальной разницы по расходам НЕТ! Ни разу ни в одном офисе продаж не встречала равнодушие. Цены не упадут, операторы (ТЕЛЕ2 в том числе) и дальше будут исхитряться с тарифами, чтобы зарабатывать. А ТЕЛЕ2 теперь еще нужно "отбить" колоссальные средства, вбуханные в рекламу. Как думаете, за чей счет?
Наталья Кикинева: Как думаете, за чей счет?
Все операторы так или иначе жульничают, я перешел с одного тарифа на другой "бесплатно" и получил кучу подключений с ежедневной платой..узнал через 1,5 месяца, когда стал разбираться "почему так много"..
А если разницы нет, то к чему переходить на другого оператора.
Tele2 - в Латвии не выдерживает конкуренции по уровню качества, которое предоставляет другой мощный оператор LMT, по обслуживания клиентов, ценами в начале балуется, предупреждая клиентов: Переплачиваете? Не надо, идите к нам, к нам.... , затем - задирает так, что становится не интересно!
Оборот "...более другие рекламные образы ..." - верх стиля. Писать не думая, постить не перечитывая - автор точно редактор этого портала?
В Москве своих операторов достаточно.. Вряд ли Tele2 реально может предложить что-то лучшее. В прозрачность условий не верю, все равно будут подводные камни.
А своей идиотской рекламой они только отпугнут потенциальных клиентов.
Уверенность покрытия - вот в чем вопрос как по Москве, так и по области. Вышек-то не очень много пока еще