«Спасибо, учитель!»: 8 историй о ценных бизнес-уроках

Ко Дню учителя редакция Executive.ru собрала комментарии предпринимателей и управленцев о наставниках и их ценных бизнес-уроках.

Как нечестный клиент может научить лучше видеть детали бизнеса? Чему может научить игра го? Почему важно знать имя секретаря? Все это вы узнаете в этой публикации.

Клиент, который научил снимать розовые очки

Константин СомовКонстантин Сомов, основатель компании Tabit

Самый главный урок в бизнесе я получил от своего учителя поневоле – клиента Юрия.

На старте мы договорились о том, что я оказываю услуги, а он мне их оплачивает. Все казалось достаточно прозрачным. Когда пришло время оплаты, оказалось, что я не договорился о способе оплаты и о том, учитываются ли налоги в этой сумме или нет. Для меня это было неожиданностью, но он сделал так, как ему удобнее, и включил все, что возможно, в итоговую сумму, которая оказалась меньше, чем я рассчитывал.

Мы продолжили работу. Только в этот раз, как мне казалось, я все учел в договоре и получу ту сумму, о которой договаривались. Пришло время оплаты, а Юрий не торопился выполнять обязательства. Как оказалось, в договоре не был прописан срок перечисления денег после выполнения услуг. Маленький нюанс, который лично мне стоил большой суммы денег. Знакомые говорили, что это просто нечестный человек, но лично для меня он стал лучшим учителем, хотя и дорогим. В процессе работы с ним я потратил больше 400 тыс. рублей.

Я хорошо выучил эти уроки: стал понятнее договариваться, рассчитывать только на себя и работать только по договору. Именно благодаря Юрию смог увидеть многие детали бизнеса и прочувствовать жесткость деловой среды. Особенно если заходить в нее с широко раскрытыми глазами и в розовых очках

Как Игорь Манн стал ментором по маркетингу

Инна АнисимоваИнна Анисимова, генеральный директор коммуникационного агентства PR Partner

В свое время я прочитала книгу Игоря Манна «Маркетинг на 100%», которая мне очень понравилась, потому что в ней было много практических советов. В то время я жила и работала в Новосибирске в event-агентстве. Я написала Игорю и пригласила его на мероприятие. На тот момент его выступление стоило 120 тыс. руб., что было очень дорого для небольшого города. Мы решили выйти из ситуации и открыть продажу билетов на мероприятие для специалистов по рекламе и маркетингу, стоимость билета была 5 тыс. рублей. Всего мы продали около 30 билетов на мероприятие и нам удалось даже выйти в плюс. Так мы познакомились с Игорем.

Это было почти 20 лет назад. С тех пор мы общаемся, и он является моим ментором по маркетингу. Раньше мы встречались 5-6 раз в год, сейчас 1 раз в полгода. Но всегда, когда у меня возникают какие-то этические вопросы, я могу ему написать или даже подумать, как бы он поступил в такой ситуации. Игорь очень интеллигентный, постоянно растет и развивается.

Самый большой урок, который я от него получила — всегда учиться и быть в курсе трендов. Нельзя использовать те знания, которые были у тебя 20 лет назад. Нужно постоянно развиваться, хотеть добиваться большего в своей сфере. Этот урок очень помог мне 10 лет назад, когда мы в агентстве открыли SMM-практику, потому что видели, что блогеры начинают замещать журналистов.

На тот момент мы были классическим консервативным коммуникационным агентством. Многие говорили, что это бесполезно и нестатусно для коммуникационного агентства, но на сегодняшний день около половины нашего оборота составляют именно SMM-услуги, эта отрасль постоянно растет и развивается и сейчас сложно представить коммуникацию бренда, в которой не используются соцсети.

Уроки игры в го, которые помогают в бизнесе

Артем Ступак, сооснователь и коммерческий директор «АйдоЛаб», эксперт Executive.ru

В школьные годы учитель истории и обществознания научил меня играть в настольную логическую игру го (или вэйцы), которая возникла более 5 тысяч лет назад в Древнем Китае. За пару лет обучения я смог дойти до уровня 10 кю, так как мы не просто играли после уроков и на переменах, но и изучали стандартные стратагемы по книгам, разбирали партии известных игроков.

За эти два года обучения в последних классах школы было сыграно огромное количество партий. Уроки, которые я извлек из игры го, помогают мне в бизнесе и сейчас:

  1. Ключевой принцип в игре – отдай малое и возьми большее. Умение жертвовать частью интересов ради большой победы.
  2. Можно делать мелкие ходы, забирая небольшое количество очков у соперника со 100% гарантией безопасности, а можно делать крупные ходы и претендовать на большее влияние на доске, за которое еще придется побороться.
  3. Го учит мыслить стратегически, развивает пространственное мышление. Тактику можно наработать, эта техника. Чтобы победить, нужно быть стратегом, прогнозировать на много шагов вперед и при этом видеть детали здесь и сейчас.
  4. Партия в го может длиться от нескольких минут до нескольких дней. Количество вариантов ведения игры и развития событий на доске существенно превышает похожие логические игры. Стоит тщательно просчитывать каждый ход – для этого нужно обладать терпением, выдержкой и аналитическим мышлением.
  5. Умение управлять своими эмоциями и не сдаваться до конца. Выиграть в го можно даже на пол-очка. Даже если в середине партии возникает ощущение, что проигрыш неизбежен.

Все то, что нужно предпринимателю и руководителю, чему обучают в бизнес-школах, на начальном этапе я постигал, играя в го. Сейчас я понимаю, что эти уроки стратегического мышления от учителя истории и обществознания были самым полезными и нужными.

Главный урок от успешных людей в бизнесе

Александр ЛиндАлександр Линд, генеральный директор Lerna.ru

Мой отец был предпринимателем, поэтому с ранних лет я интересовался бизнесом. Он брал меня с собой на работу, где я видел, что он делает, с кем общается, как распределяет время. Так наблюдение за действиями успешных людей стало моим способом обучения вести бизнес: я отмечал то, что они считают важным, как поступают.

И главный урок, который мне удалось из этого вынести − какой план прибыли поставишь, такой результат и получишь.

Когда цель легко реализуема, предприниматель не нужен, с ней справляется операционный менеджмент. Но когда задача более сложная, а пути ее достижения неизвестны, включается настоящий предпринимательский драйв, приводящий к сверхрезультату. Поэтому правило постановки амбициозных планов – основное в ряде стартапов, в которых я работал и которые консультировал последние годы.

О том, что важно уделять внимание состоянию

Виктория БехтереваВиктория Бехтерева, создатель интегральной бизнес-школы SMFI «Институт фасилитации и самоуправления»

Выделю самые значимые уроки, которые часто вспоминаю и без которых не было бы моих проектов.

Сильно повлиял на мою картину мира Билл Степлз, мой учитель и ментор в фасилитации и теме развития сообществ из Канады. Я училась у Билла 9 лет назад и часто вспоминаю его фразу на московском тренинге по трансформации лидеров и организаций. Когда Билл дал группе задание и отпустил переводчика, он ходил и внимательно смотрел на работу групп за столами, я тоже ходила вместе с ним и всматривалась в лица людей. 

Билл сказал: «Как хорошо, что я не знаю русского языка! Наконец-то, я идеальный фасилитатор».
«Почему?» – удивилась я.
«Потому что я не понимаю, что они говорят и не отвлекаюсь на их слова, но я вижу их состояния, а это самое главное».

С тех пор во всех ролях я уделяю основное внимание своему состоянию и состоянию других. Когда говорю, делаю, принимаю решения. Придумывая новый продукт или сервис, я, в первую очередь, определяю, в каком состоянии находятся те, кто купят и будут пользоваться, и в какое они перейдут, благодаря нам? 

С людьми в команде, если вижу, что у человека нет энергии, потух взгляд, нет радости и работается «без души», сразу зову на честный разговор. Надо ли говорить, что это влияет и на отношение к нам, и на прибыль?

Еще один значимый для меня урок преподнес Джеймс Прист, англичанин, живущий в Барселоне. Джеймс еще лет 5 назад в своем самом первом выступлении на нашем форуме рассказал о важном принципе «Вместе, а не вместо». С годами у меня этот принцип эволюционировал в жизненное кредо: как только возникает ситуация, в которой сложно сделать выбор, я объединяю, а не выбираю. 1 + 1 = много. Я соединяю все варианты и нахожу новый, превосходящий и включающий исходные.

Три типа учителей

Фахри АгаевФахри Агаев, эксперт Executive.ru

Когда мы произносим фразу «мои учителя», обычно на ум приходят позитивные люди, с которыми мы работали. Верно, но не совсем. Учителей, с которыми я столкнулся, можно разделить на несколько категорий.

В первую очередь, это Н. К. (вынужден не писать его полные имя и фамилию, так как он не публичный человек), который дал мне возможность показать свой потенциал, поверил в меня, вложил огромные средства и энергию в мое развитие. Я учился у него всему – управлению, хладнокровию в сложных ситуациях, креативности, дисциплинированности и четкости. Я знаю, что никогда не смогу отблагодарить его и пронесу свою благодарность в сердце до конца своей жизни. 

Мои учителя, которых я не видел, но чьи жизни изучал: академик и величайшая личность Николай Вавилов, чемпион Юрий Власов, Менделеев, Наполеон Бонапарт, Джек Уэлч, Генри Форд, Мохаммед Али, Луи Пастер. Эти люди добились успеха на своем поприще. Начав с нуля благодаря упорному труду, огромной настойчивости, железной силе воли и дисциплине. У них я учился не только важности труда, но также и тому, как надо уметь себя преподносить и продавать, как общаться и как развиваться, как падать и вставать. Не зная этих людей лично, я узнал от них много важных моментов, и они тоже мои учителя.

И другая моя категория «учителей» – это люди, с которыми я сталкивался на всех этапах своей жизни и причиняли мне зло сознательно или неосознанно по разным мотивам и причинам. Люди, которые боролись со мной порой самыми отвратительными методами, потому что сильно отставали от меня в знаниях и грамотности. Порой из-за этих людей я покидал места, где работал. Но я их тоже поздравляю! Эти люди также являются моими учителями, так как именно они научили меня тому, как нельзя действовать и благодаря им я покидал зоны своего комфорта, с каждым разом в борьбе с ними становясь сильнее и сильнее и взбираясь по карьерной лестнице выше и выше.

Три урока от наставника

Константин МитинКонстантин Митин, генеральный директор «Ларга Премиум Консалтинг»

Хочу рассказать о трех советах от наставника, который в прошлом был моим руководителем, а ныне является другом. В советское время он работал на руководящей должности на крупном предприятии, сейчас на пенсии. Мой наставник давал мне советы той эпохи, которые не потеряли актуальности и сегодня.

Первый совет, который я условно назвал «А как зовут секретаря?» Когда мой наставник начинал свой путь, получил задание познакомиться с новым руководителем. Он задачу выполнил, а когда вернулся об этом доложить, получил от своего непосредственного начальника следующий вопрос «А как зовут секретаря? А когда у нее день рождения? А какие цветы, конфеты любит?»

Понятно, что он к такому был не готов – ответов у него не было. На что он услышал: «Так ты ничего не узнал». Современный руководитель тоже имеет доступ к секретарям и ассистентам, которые могут решать многие проблемы в коммуникациях. У нас был случай, когда только за счет внимания к ассистенту мы получили возможность провести прямые переговоры с важным для нас клиентом.

Второй совет: «Не мешай умным людям работать». Мой наставник руководил производством, которому была поставлена задача выпустить продукцию, совершенно нехарактерную для его специфики. Но он смог найти людей, и из-за сжатых сроков они трудились буквально днями и ночами. «Все, что я делал – не мешал им, привозил им еду», – рассказал мой наставник.

У нас тоже был случай, когда внутри компании мы обсуждали нововведения по системе мотивации, и вроде бы все шло замечательно, но никак не удавалось преодолеть сопротивление. И вроде бы уже оставалось только одно — директивно внедрить систему. Но я решил собрать инициативную группу, которая, как мне казалось, может найти выход. Как только мы собрались – я затих. И уже через 30 минут решение было найдено.

Третий совет: «Как, уже пятница?!» Мой наставник однажды сказал, что самое лучшее время для него было, когда все в руках буквально горело, когда не хватало часов в сутках, а в конце дня он понимал, что уже пятница, и совершенно не мог осознать, как так быстро могла пройти неделя. И здесь речь, конечно, не о ворохе текучки, а о решении тех задач, которые двигали предприятие вперед, давали отдачу, и это в свою очередь придавало сил.

Думаю, что каждый ловил такое состояние, когда дела спорятся и все по плечу. Сейчас для меня это своего рода маркер, тем ли я занимаюсь – стратегией или какой-то мелкой текучкой? Вдохновлен ли я работой или пытаюсь как можно раньше от нее отмахнуться? Уже много лет в праздничные поздравления партнерам и клиентам я включаю именно этот совет.

Наставник, который научил снимать маску

Андрей НаташкинАндрей Наташкин, основатель и CEO компании Mirey Robotics

Интерес к предпринимательской деятельности у меня появился задолго до собственного бизнеса. Я помню, как друг нашей семьи сказал одну мысль, которая запала ко мне в голову: «Если у меня есть время, то я потрачу его на то, чтобы придумать, как заработать деньги. А не буду сидеть и размышлять о том, как их сэкономить». Именно этот подход я заложил в основу своего бизнеса.

Наша компания занимается созданием технологических выставок и организацией научно-развлекательных мероприятий в России, СНГ и Европе. Одно из важных направлений в такой сфере – это эффективная рекламная кампания. Ведь от ее успеха напрямую зависит посещаемость выставки в конкретном городе. Когда мы только начинали заниматься проектом, то рекламный бюджет на один город составлял около 1 млн руб. Используя вышеописанный подход, я в каждом новом городе увеличивал рекламный бюджет в два раза. При этом прибыль росла в абсолютном выражении.

Когда мы дошли до рекламного бюджета в 6 млн руб., то поняли, что для нас идеальная цифра – это 4-4,5 млн руб. для большого города. Рекламный бюджет на этом уровне позволяет нам получать отличные цифры по абсолютной прибыли. По сути, совет, услышанный на кухне, позволил мне избежать сложной аналитики на начальном этапе, когда на нее просто не было время.

Своим учителем в бизнесе я могу назвать генерального директора Кирилла одного из крупных холдингов в Томске. Уже имея достаточно большой штат сотрудников, я ездил к нему в Томск. У меня возникла достаточно интересная проблема – я не понимал, как мне правильно выстраивать стратегию общения с топ-менеджерами, которых сам же нанял. Ведь они были старше меня и опытнее. Я пытался найти ответы учебниках и книгах. Но все эти советы не работали на практики.

Именно Кирилл дал мне очень хороший совет – не нужно надевать маску и пытаться, казаться другим человеком, которым ты не являешься. В любой ситуации нужно поступать так, как комфортно именно тебе. И только время даст тебе возможность обрасти нужными компетенциями и выработать собственный правила. Это искренняя позиция, и сотрудники это чувствуют.

Если говорить об известных примерах, то вспоминается книга Ричарда Брэнсона «Теряя невинность: Как я построил бизнес, делая все по-своему и получая удовольствие от жизни». Это автобиографичное произведение полностью перевернуло мое мировоззрение. Бизнес для Брэнсона – это про приключения, про риск, про сохранение позитивного настроя при любом раскладе. Мне крайне близка эта позиция. Я для себя сразу решил, что мой бизнес будет именно таким. Поэтому я так легко чувствую себя в индустрии развлечений.

В России меня вдохновляет опыт Сергея Галицкого. Его подход к предпринимательству всегда можно было адаптировать и использовать в своей практике ведения бизнеса. Понятно, что на слуху всегда будут медийные персоны международного масштаба, такие как Стив Джобс, Билл Гейтс, Илон Маск. Вопрос только в том – а сможете ли вы эффективно использовать их опыт для построения бизнеса в России? Мне кажется, что нет.

Когда я выстраивал систему управления, мне казалось, что людям надо давать максимально свободы, я выступал за демократический стиль управления о котором говорили американские гуру. И я с удивлением каждый раз обнаруживал, что это не работает в нашей стране. Люди не выполняли свои задачи, нарушали дедлайны, ничего не получалось.

Когда мы запускали наши выставки в Финляндии, Польше и Эстонии, я сразу понял, что мой российский опыт будет не релевантен там. Я долго изучал менталитет населения, модели поведения людей с учетом культурных и исторических особенностей. И это мне очень помогло. Именно тогда мне пришла мысль в голову – почему я не изучал российский менталитет, запуская бизнес? Ведь в нашей стране абсолютно особенная система управления, которая тонко балансирует между европейской и азиатской. Поэтому демократия в чистом виде, скорее всего, никогда не сработает.


Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru.

Подать заявку в Лигу экспертов

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Аналитик, Москва

Я не готов каждого, кто вставлял мне палки в колёса называть учителем. Не хочу  также предателей, дураков и негодяев вводить в эту категорию. Для меня слово "учитель" очень многое значит. Я застал те времена, когда меня учили вот такие герои. Это учитель истории Кириллов В.С. и учитель физики Мужчин в школе было очень много, они все воевали, все имели ордена. 

Они имели цель научить меня доброму и нужному. Учитель - это не тот, кто случайно делает нас более мудрым и циничным. 

Я ж не могу назвать учителем того, кто научил меня пить чистый спирт без закуски.

 

 

С днём учителя всех причастных!

Вице-президент, зам. гендиректора, Кемерово

В то время я жила и работала в Новосибирске в event-агентстве. Я написала Игорю и пригласила его на мероприятие. На тот момент его выступление стоило 120 тыс. руб., что было очень дорого для небольшого города

 

Чем не учитель? Я узнал, что Новосибирск - небольшой город :)

 

Генеральный директор, Нижний Новгород

Первый совет, который я условно назвал «А как зовут секретаря?» Когда мой наставник начинал свой путь, получил задание познакомиться с новым руководителем. Он задачу выполнил, а когда вернулся об этом доложить, получил от своего непосредственного начальника следующий вопрос «А как зовут секретаря? А когда у нее день рождения? А какие цветы, конфеты любит?»

Согласен с автором.

Протицирую себя. 

Готовясь к встрече с директором завода, прежде всего, необходимо заручиться поддержкой его помощника (секретаря). Многие не обращают на секретаря никакого внимания, считая её никчёмным человеком (ведь вы такой важный идёте к директору) и она это чувствует. Самый простой способ расположить секретаря к себе – склонить к сотрудничеству, то есть дать почувствовать ей свою значительность и полезность. Например, я поступаю следующим образом: звоню секретарю и говорю, – Татьяна Сергеевна, мне нужна Ваша помощь. Директор поручил мне подготовить ряд важных документов и просил незамедлительно сообщить ему, когда они будут готовы. Если он занят, пожалуйста, наберите мой номер когда он освободится. Будьте уверены, что она сделает всё для того, чтобы Вы пообщались с директором. Кроме того, эффективны комплименты секретарю, например, по поводу порядка в офисе или ухоженности офисных растений. Не помешает небольшой презент в виде оригинального сувенира, флэшки с хорошей музыкой, книги Ю Несбё, Харуко Мураками и т.д.

Инженер, Томск
Анатолий Курочкин пишет:

Я не готов каждого, кто вставлял мне палки в колёса называть учителем. Не хочу  также предателей, дураков и негодяев вводить в эту категорию. Для меня слово "учитель" очень многое значит. Я застал те времена, когда меня учили вот такие герои. Это учитель истории Кириллов В.С. и учитель физики Мужчин в школе было очень много, они все воевали, все имели ордена. 

Они имели цель научить меня доброму и нужному. Учитель - это не тот, кто случайно делает нас более мудрым и циничным. 

Я ж не могу назвать учителем того, кто научил меня пить чистый спирт без закуски.

 

 

С днём учителя всех причастных!

Поддерживаю.

Я, к сожалению, пошел в школу уже на излете этого периода, но поскольку отец работал в школе и был директором, остались воспоминания о том что:

1. В школе была теплица и пришкольный участок с клумбами. Между клумбами был конкурс у кого лучше, а в теплице выращивалась зелень для столовой круглый год. Организатор - учитель географии, человек из ссыльных дворян.

2. В кабинете трудов было организовано производство тары и пошив рукавиц. Это был товар, за который школа получала деньги.

3. Собственный гараж на два автомобиля. Ученики, кто хотел, получали права по окончанию школы.

4. Учитель истории возил детей на археологические раскопки, в школе был свой археологический музей.

5. Учитель музыки руководил духовым оркестром и ставил хор на три голоса

6. В 1976 году кабинет физики был оборудован видеомагнитофонами, многослойными стеклянными досками, дипароектором, киноаппаратом, шторы и свет на пульте ДУ.

Стеклянные доски делали из витринного стекла при помощи обычной наждачки. Это был такой способ для двоечников по физике заработать тройку)))

Ах да, это была не элитная школа, а как раз наоборот, школа-интернат, где половина детей была из неблагополучных семей.

Аналитик, Москва
Евгений Пугачев пишет:
С днём учителя всех причастных!

Поддерживаю.

Я, к сожалению, пошел в школу уже на излете этого периода, но поскольку отец работал в школе и был директором, остались воспоминания о том что:

1. В школе была теплица и пришкольный участок с клумбами. Между клумбами был конкурс у кого лучше, а в теплице выращивалась зелень для столовой круглый год. Организатор - учитель географии, человек из ссыльных дворян.

2. В кабинете трудов было организовано производство тары и пошив рукавиц. Это был товар, за который школа получала деньги.

3. Собственный гараж на два автомобиля. Ученики, кто хотел, получали права по окончанию школы.

4. Учитель истории возил детей на археологические раскопки, в школе был свой археологический музей.

5. Учитель музыки руководил духовым оркестром и ставил хор на три голоса

6. В 1976 году кабинет физики был оборудован видеомагнитофонами, многослойными стеклянными досками, дипароектором, киноаппаратом, шторы и свет на пульте ДУ.

Стеклянные доски делали из витринного стекла при помощи обычной наждачки. Это был такой способ для двоечников по физике заработать тройку)))

Ах да, это была не элитная школа, а как раз наоборот, школа-интернат, где половина детей была из неблагополучных семей.

Я учился в обычной районной школе. Права категории А.Б я получил в школе., обучался на "Шкоде". Были прекрасные кабинеты химии и физики. Библиотека и целый набор кружков - от радиодела до танцев.

И да - стеклянные доски!!

Руководитель, Украина

Памяти друга.
Случай привёл к моему назначению руководителем Облнефтепродукта в одном регионе. Опыта работы на таком предприятии не было и дали мне в помощь главного инженера с нефтебазы другого региона. Он помог мне избежать больших и малых ошибок в незнакомом мне деле, а через два месяца совместной работы собрался домой со словами: "Ты теперь всё знаешь и я тебе уже не нужен". Мы потом ещё часто общались, но он, возможно, даже не догадывался как он был мне нужен в этой жизни как человек.
Дело не в том, что он меня обучил техническим моментам работы, а в том, что вселил в меня уверенность. Это было мой первый опыт в роли СЕО, а уверенность в правильности принимаемых решений нужна не только самому, а и мобилизует персонал.
Барановский Пётр Степанович, спасибо тебе!

Аналитик, Москва
Сергей Бурых пишет:
Памяти друга.

Это великое счастье, встретить такого человека! 
Да, многих людей вспоминаешь с огромной любовью. Они незаменимы, кто-то уже ушёл, но понимаешь, что он сыграл в твоей жизни огромную роль. Учитель? Наверное, это больше, чем учитель, это промысел Божий.

И таких много. Был у меня друг на 30 лет меня старше. В 90 лет он скончался в своём кабинете на работе. Его мысли, его поддержка, его настрой на жизнь очень помогают мне. 

Дорога сводит с такими людьми, нельзя пропускать этот шанс. 

Генеральный директор, Москва
Анатолий Курочкин пишет:
Дорога сводит с такими людьми, нельзя пропускать этот шанс. 

Как это верно. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Сергей Махлай
Конечно, я имел ввиду вариант 2. Голова сама по себе, руки сами - старость...Надо меньше свои "г...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.