Иногда антипример может научить нас гораздо большему, чем образец для подражания. А вредные советы, особенно, если они проверены на собственом опыте, часто оказываются полезнее, чем кладезь с мудрыми цитатами. Лучше знать, как не надо делать, и изучать «ошибки погибших», а не вновь и вновь ориентироваться на истории успехов, которые трудно или даже невозможно повторить.
Редакция Executive.ru попросила экспертов рассказать о том, сталкивались ли они с «плохими» начальниками, кого вообще можно назвать «плохим» управленцем и чему можно у него научиться. Публикуем восемь историй, где нынешние руководители делятся своим опытом и рассказывают о полезных уроках, которые они получили во время работы с «плохими» начальниками.
1. Плохой пример научил действовать от противного
Любовь Гвоздилина, независимый консультант, эксперт Executive.ru
Если предположить, что «плохой руководитель» – это тот, кто плохо руководит, плюс самодуры и прочие с диагнозом профнепригодности, то у него можно научиться одному – плохо руководить. Плохо планировать, организовывать, мотивировать, контролировать, общаться с людьми. Негативные управленческие примеры очень заразительны, поэтому из-под «плохих начальников» вырастает дурная управленческая поросль.
Однако бывают ситуации, когда из-под «плохого начальника» вырастает хороший, потому что плохой пример побуждает действовать от противного. Прямо как в фильме «Вокзал для двоих», где героиня Нонны Мордюковой по имени «Дядя Миша» давала персонажу Олега Басилашвили уроки рыночной торговли: «Вспоминай нашу торговлю и делай наоборот…Там хамят, а ты - улыбайся. Там обвешивают, а ты - с "походом" отпускай…».
Мне приходилось слышать от руководителей, что они, получив негативный опыт от бывших начальников, «давали себе слово» что-то делать или не делать: никогда не брать на работу родственников – только профессионалов и только на конкурсной основе; всегда привлекать к разработке процесса тех, кто в этом процессе будет работать, и пр.
По себе знаю, что учиться от противного умеют не все.
- Во-первых, потому что многие сразу и очень эмоционально отвергают негативный опыт. Без переосмысления. Я просто уходила от (двух) руководителей, которые вызывали у меня неуважение или недоверие.
- Во-вторых, негативный опыт действительно вреден – он скорее будет инфицировать сознание, чем порождать положительную альтернативу.
- Ну, и в-третьих, когда есть примеры хороших руководителей, на плохих жалко тратить время.
Мне повезло работать в профессиональных коллективах, и я считаю своими учителями сильных руководителей и сотрудников. Да, и обязательно сотрудников, работая с которыми, мы учимся управлять. Если ты в команде профессионалов, видишь, как работают лучшие, и у тебя все в порядке с самооценкой, то, например, навыки делегирования автоматизируются сразу и навсегда.
2. Плохой начальник обогатил жизненным опытом
Дмитрий Трепольский, директор по развитию, PR-агентство Pronline, эксперт Executive.ru
Работа с плохим руководителем может обогатить любого специалиста ценнейшим активом – жизненным опытом. Даже если вы работаете под руководством начальника, профессиональные компетенции которого далеки от идеала, у вас перед глазами будет ролевая модель. На нее нужно смотреть, учиться и поступать наоборот.
Если руководитель явно некомпетентен и вы видите, что он допускает очевидные ошибки, но при этом по отношению к нему не следует никаких санкций, вы обязательно сделаете выводы о его положении в компании и будете соответствующим образом судить о ее корпоративной культуре, микроклимате и всем прочем. Сами вы наверняка постараетесь подобных ошибок в дальнейшем не допускать.
Однако в работе с плохим руководителем таится одна опасность. Если такой менеджер регулярно проваливает проект за проектом, оставаясь на своей должности – это значит, что у него есть карт-бланш от руководства. Подчиненный может сделать неправильные выводы, которые негативно скажутся на его будущей карьере: профессиональные компетенции вторичны, самое важное – быть лояльным к руководству. Конечно же это не так.
Мой совет сотрудникам, попавшим в подобную ситуацию – запастись терпением. Если некомпетентность руководства в целом не сказывается на вашей профессиональной деятельности (не добавляет лишних нервных нагрузок и не влияет на личные KPI) – такого руководителя можно попытаться «пересидеть», если в остальном в компании в целом вас все устраивает. Если же подобное негативное влияние на вашу непосредственную деятельность все же присутствует – это сигнал, что пора обновлять резюме.
3. Плохой руководитель стал хорошим учебником по менеджменту
Артем Ступак, сооснователь и коммерческий директор «АйдоЛаб», эксперт Executive.ru
Семь лет назад я имел удовольствие работать под руководством генерального директора «из 90-х». Его методы управления были классическими для тех, кто начинал свой бизнес как умел. Профессиональных навыков управления и руководителя высшего звена у него не было. Поэтому сотрудников он воспринимал как своих личных помощников, если не сказать рабов. Суть его управленческого подхода:
- Делегировал только ответственность за выполнение задачи. Никакой доли власти и самостоятельности в принятии решений. А вот вина за провал или ошибки всегда была на сотруднике.
- Планирование продаж и выручки аргументировал личным финансовыми ожиданиями и «хотелками». Вследствие чего, отдел продаж систематически план продаж не выполнял, а текучка в отделе была постоянной.
- Настоящих профессионалов в своем деле директор не нанимал. Поскольку у него была ярко выраженная позиция собственника бизнеса «есть два мнения – мое и неправильное», то соглашаться с чужими предложениями, которые очевидно были эффективнее и результативнее, чем его устаревшие методы, он не мог.
Благодаря такому непростому, но очень ценному опыту, я наглядно увидел:
- Как не надо управлять компанией и персоналом. Антипример всей базовой теории менеджмента.
- Какие взгляды и убеждения мешают собственнику бизнеса развивать свое детище.
- Руководитель должен постоянно учиться и развивать у себя новые навыки.
- Управлять можно только тем, что можно посчитать. Поэтому все планы должны быть оцифрованы.
- Как только собственник хочет почивать на лаврах и только считать прибыль, то в этот самый момент он теряет контроль и управление компанией.
- Психологические отклонения, личностная незрелость, внутренние страхи и комплексы неизбежно проявляются в методах управления руководителя. Как бы он не пытался их спрятать.
- Профессиональному руководителю стоит нанимать сотрудников, которые умнее него, чтобы компания развивалась и росла. А не лелеять свое тщеславие.
Полезный опыт и уроки менеджмента я применил в создании собственной компании. Что позволило избежать типичных ошибок на старте бизнеса и управления.
4. Плохой руководитель прокачивает умение адаптироваться
Любовь Акимова, директор PR-агентства «Март», эксперт Executive.ru
Вероятно, я оптимист и привыкла замечать во всем хорошие стороны. Но до того, как сама стала руководителем, у меня не было плохих начальников. Были такие, с кем легко работать и те, про кого обычно говорят «сложный» человек.
И у всех я училась. У плохого руководителя, как минимум, можно учиться руководить методом от обратного и прокачать способность адаптироваться:
- Орет на починенных? Не делай так, найди другие способы выражать недовольство.
- Ставит и меняет задачи по 7 раз за день? Как минимум научишься быстро реагировать на меняющиеся обстоятельства.
- Несправедлив? Используй это как шанс научиться отстаивать свою позицию и свои ценности.
Если человек уже стал руководителем, то, скорее всего, у него есть сильные стороны, которые помогли дорасти до этого уровня. Будем надеяться, что это случилось не благодаря умению мастерски интриговать. Проанализируйте, в чем силен человек, что позволило ему сделать карьеру. Стремление к профессиональному росту, умение ставить задачи и спрашивать, способность мотивировать? Даже плохой руководитель не может быть плох абсолютно во всем.
А если уж совсем все плохо, то просто научитесь расставаться красиво, сохраняя отношения. Жизнь – сложная штука, пригодиться могут любые связи.
5. Плохой руководитель стал прививкой для карьерного иммунитета
Аркадий Бондарь, психолог, коуч, генеральный директор Института НЛП в Санкт-Петербурге
Плохой руководитель, особенно для начинающего специалиста – это как прививка, которая позволяет развить нужный иммунитет, чтобы в дальнейшем при поиске работы четко для себя формулировать, а с каким руководителем я готов работать, а с каким – нет.
Когда я только начинал свою карьеру, то мой тогдашний руководитель был довольно плохим и для меня, как сотрудника, не давая обратной связи, нужных инструментов для работы, и для компании, как лидер, поскольку не видел потенциала продуктов, не развивал компанию и команду, довольствуясь текущим положением. Вся работа с сотрудниками сводилась к тому, чтобы «состричь» как можно больше бонусов с тех, кто приносил компании деньги, «кухонным разборкам» и отсутствии каких-либо фокусов вообще. Я довольно быстро оттуда ушел, но приобрел важное понимание, к каким лидерам готов идти в команду. Это позволило настроить более четкие собственные фильтры для отбора вакансий, позиций, компаний, а в дальнейшем – и для поиска партнеров, и руководителей в свои проекты.
Для меня плохой начальник – это всегда тот, кто:
- Упускает возможности. Не смотрит вперед, не просчитывает варианты, не тестирует гипотезы.
- Не ценит вклад людей. Сфокусирован только на том, что он сам делает, не дает обратной связи, не двигает свою команду.
- Демотивирует сотрудников: с одной стороны, не знает и не умеет применять инструменты мотивации, а с другой стороны, делает все то, что дает отрицательный эффект. Ткань отношений очень хрупка, и руководители всегда находятся под увеличительным стеклом своих сотрудников, а их слова и действия оцениваются гораздо более пристально, чем нам кажется.
- Не пользуется авторитетом и уважением. При этом его могут даже бояться, однако лидером, способным увлекать своим видением, он не становится.
6. Плохой руководитель научил оценивать свое поведение со стороны подчиненных
Филипп Щиров, сооснователь и директор сервиса для работы в 1С через интернет «Альтап»
Из моего опыта: у «плохого» начальника всегда были какие-то интриги внутри коллектива, предвзятое отношение к сотрудникам, например, премии он распределял исходя из личной симпатии. Оплата труда была непрозрачной: люди не понимали, какую зарплату они получат по итогам работы.
Опыт общения с некомпетентным управленцем подталкивает к постоянному анализу своего поведения в рабочих моментах, выявлению ошибок и их исправлению. Главный вывод, который я для себя сделал — мне не хочется быть «плохим» руководителем.
Я для себя четко обозначил, что в моей компании оплата труда будет честной и прозрачной. Как руководитель я стараюсь принимать взвешенные решения и внимательно относиться к своим подчиненным, потому что по своему опыту понимаю, как это важно для дружественной атмосферы в коллективе.
Я уволился из этой компании, ушел от плохого руководителя и занялся бизнесом. Как управленец, я часто вспоминаю предыдущей опыт с моим начальником и стараюсь делать лучше. Наблюдение за работой плохого руководителя помогает избежать ошибок и периодически оценивать свое поведение со стороны подчиненных. Это мотивирует развиваться и грамотно выстраивать процессы внутри компании.
7. Плохой руководитель научил разбираться в людях
Максим Меженков, основатель компании LocalCarHires.com, агрегатора локальных автопрокатов в России и за рубежом
Человеку по природе свойственно копировать паттерны поведения. Особенно, если это чувствительная, восприимчивая к человеческим интонациям личность. Руководитель бессознательно воспринимается подчиненными как образец поведения в разных ситуациях: как правильно себя вести, формулировать мысли, мотивировать других и манипулировать ими и т.п.
Сейчас, когда я сам стал руководить людьми, в минуты праздной лености я задумываюсь о том, под чьим влиянием и давлением я стал таким, какой я есть. И чем старше я становлюсь, тем меньше я обнаруживаю в себе влияния семьи и тем больше во мне черт всех моих предыдущих руководителей: как хороших, так и плохих.
К какому типу руководителя мы отнесем человека: к «плохому» или к «хорошему» зависит от нашего индивидуального восприятия. Я плохими руководителями считаю два типа управленцев:
- человека, который унижает и подавляет подчиненных и т.п.;
- начальника, который плохо руководит командой, потому что у него процессы не отстроены.
Последнее недопустимо для корпоративного бизнеса, где все процессы давно отлажены. Но для новых компаний, где каждый день что-то меняется, неотстроенность процессов – это норма, и сотруднику при трудоустройстве в стартап нужно быть к этому готовым.
Благодаря плохим руководителям, за которыми я наблюдал, я приобрел человеческую насмотренность: стал разбираться в людях, кто какой и как себя ведет в тех или иных ситуациях, как реагируют люди; подсмотрел у начальников, как у них устроены организационные процессы и т.п. И это насмотренность и сделанные в прошлом выводы очень помогли мне в дальнейшей жизни.
8. Плохой руководитель научил прислушиваться ко всем членам коллектива и уметь работать сообща
Мария Жожина, руководитель практики, PR агентство «Идеи&Решения»
Я начала проходить свою вторую стажировку, когда училась уже в магистратуре. Меня прикрепили к руководителю международного проекта. Задач много: мультиканальная кампания с огромными бюджетами и соответствующими KPI. Размахнуться было где, и клиент не боялся попробовать что-то новое.
Руководитель рассказал мне о заказчике и начал кидать задачи, давая четкие указания по выполнению. Я, как человек активный и творческий, периодически пыталась внести в проект свежие идеи и всячески проявляла инициативу: как-то в соцсетях нашла контакты радиоведущей, связалась с ней, и мы вышли на радио с упоминанием бренда на некоммерческой основе аж три раза.
Генеральный директор был в восторге. Но непосредственный руководитель все мои попытки показать себя игнорировал или крутил пальцем у виска и говорил: «Тебе как сказали, так и делай. Ты еще не доросла до того, чтобы что-то советовать». Было обидно, конечно.
Сейчас я сама руководитель и считаю, что ассистент и менеджер — это не только «руки» проекта, но еще и «голова», часто — со свежими и яркими идеями и собственным взглядом на задачи. Важно прислушиваться ко всем членам коллектива и уметь работать сообща, ведь на то мы и команда. Это то, что не понимал мой руководитель, но осознала я.
Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru.
Подать заявку в Лигу экспертов
Читайте также:
Даже странно, что нет комментов под такой вдохновляющей публикацией.
Исправим этот недостаток.
1. В сумме эксперты показали еще один путь совершенствования компетенций и роста руководителя, помимо МБА, если, конечно, постараться попасть в как можно большее число капканов на карьерном пути.
2. Не отмечена опасность подхватить заразу плохого руководства от собственных плохих начальников, ведь с кем поведешься, от того и наберешься. Вроде и не хотел, а вот, негативный паттерн начальника уже прилип к тебе, а ты этого и не замечаешь.
3. Как сказал Лев Толстой, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему, так и плохие начальники плохи по-своему. Но не исключено, что в этих плохих есть что-то хорошее. И придеться учиться них и хорошему и плохому, а как отделить одно от другого - ответа нет. Это как про водку, которую пить не только вредо, но полезно.
Примечание. С изложенным набором признаков негативного менеджмента согласен. А дополнять его можно, не отходя от телевизора, наблюдая за открытими, многлетними и неоднократно повторяющимися попытками большого начальства руководить в режиме превышения уровня некомпетентности по Питеру.
Мне кажется, лучше учиться у хороших руководителей, а не у плохих, исходя от противного и/или как НЕ надо -- всё с частицей НЕ.
И вообще лучше посвящать больше времени конструктивному общению с по-настоящему просветленными лидерами, провидцами и созидателями, и не тратить его на всякую ерунду.
И мне как-то везло всегда с руководителями, поэтому я не стал ничего здесь писать. Но ваш комментарий обойти вниманием не смог :)
Плохой руководитель отнял драгоценное время, кучу нервов, и еще раз подтвердил давний вывод о том, что большинство руководителей - неквалифицированные блатные недоумки. За мою 15+ летнюю карьеру в разных компаниях у меня был только один условно-нормальный начальник, об остальных даже вспоминать неприятно. Вот например - моя текущая начальница бегает любую фигню согласовать у своего начальника, боится принимать любые самостоятельные решения, боится что подчиненные что-то не так скажут по телефону, не так ответят кому-то. Постоянное подхалимство и вылизывание задницы вышестоящего начальства. С точки зрения работы крайне непрофессиональная, ничего сама руками делать не умеет, при этом на голове корона - мне все должны, а я работать не должна, я начальник, и разбираться ни в чем не должна - не царское это дело, мелко это и неинтересно. Благодаря вот такому "грамотному" поведению сидит на своей должности уже лет 40 точно.
Опасность отмечена, это один из лейтмотивов публикации. Но не было конкретных примеров от авторов, как кого-то реально "деформировало" под влиянием "плохого" руководителя, тут Вы правы.
Уроки, которые вы получили -- это хорошо. Но постоянная борьба -- это плохо.
Работа должна кроме денег приносить в равной доле и удовольствие -- мой принцип.
Не должно быть драмы и жертвы в работе на дядю. Вы занимаетесь решением задач вашего нанимателя, к которым у вас есть талант и/или навыки, он оплачивает ваше время и результаты. Вин/вин -- все в выигрыше, все на позитиве.
Найм -- это интересно. Надо смотреть что за люди, что за продукт, что за рынок у них. Какие задачи, насколько далеко они смотрят и насколько уважительно относятся к вам. Очень важна культура и ментальность нанимателя.
У плохого руководителя нельзя ничему научится, не оправдывайте таких, друзья. Потеря времени. Как не станешь счастливее при сварливой или вечно недовольной жене.
Мне как-то везло и большинство своих руководителей вспоминаю с удовольствием. Плохой начальник встречается не чаще, чем плохой человек. Все мы не ангелы. Всем нам нравятся разные мужчины и женщины. Нам всегда кажется, что "а вот я бы на его месте...".
Работать можно почти с любым человеком, если он:
- не ворует
- не хамит
- не лжёт.
Конечно, раздражают нерешительные и при этом не очень умные. Встречались и те, кто на любой вопрос говорили: "Я занят". Они боялись своих подчинённых. Бывали равнодушные: "Мне плевать, что у тебя дома случилось, работай".
Были "неуловимые" - вечно где-то там, "только что был", "будет завтра", на коллегии, в министерстве, у партёнров....
Были кидалы - ты поработай пока так, а уж после всё получишь.
Ну и вывожу за рамки обсуждения преступников. Были и такие. Крали неглядя, а сейчас живут в Израиле. Это люди опасные. Их сажают "сверху", они называют себя "членами команды", они напоминают саранчу, голодных псов. Им плевать на тебя. Их задача - опустошить работодателя. Такое бывает в окологосударственых или кредитных организациях. Бороться с ними очень тяжело, они прикрыты сверху. Они работают недолго и быстро. Эти самые опасные. В сравнении с ними, все перечисленные коллегами недостатки вполне простительны - все мы люди.
Был один директор в очень известной торгово-производственной компании. Весь обвешанный дипломами. Привёл свою наглую команду. Готовую продукцию они воровали вагонами. Вот это и есть "плохой начальник". Такие легко переходят грань невозможного.
Есть такой старый, но на удивление очень точный по этой теме фильм "Шура и Просвирняк". Как в нем, так уже давно никто не играет. И что самое интересное фильм показывает когда всё это началось. Странно, но его допустили тогда к прокату.
Удивительно, но я не видел этот фильм! Классный!
Особенно технологическая часть мне понравилась. Пришлось мне в трудовой жизни заниматься строительством и организацией центра связи. Было там несколько видов связи, в том числе и проводная с уплотнением, линейно-аппаратный зал и пр и др. Празительно - тогда даже междугородние коды были частично секретными, а мы с этого аппаратного зала могли скоммутироваться с кем угодно. Знали очень многих операторов по именам, поздравляли с днём рождения.
Любой опыт бесценен. Но только в том случае, когда у человека есть такое умение, как критическое мышленние. И он в состоянии отличить что-то одно от другого, делить личное и рабочее и тд. Во всех остальных случаях, как правило, все "заразно", особенно, если работник в начале жизенного пути.
Интересно другое - а что означает "плохой руководитель"? Ну и самое интересное, точка зрения руководителя (выше рангом) и работника на это понятие будет существенно отличаться. Ведь для руководителя, как бы мы ни ходили вокруг, да около, важно одно - меньше проблем вылезает, значит все организовано. У работника немного другая картина.
Так ли это?