Помнишь, как все начиналось
В 2017-2018 годах я занимался бизнес-проектами крупнейшего в России фонда поддержки социального предпринимательства. А также управлял самой крупной в России сетью частных пансионов по уходу за пожилыми людьми. В это же время моя жена Ксения работала в упомянутом выше фонде. Хорошее знание специфики рынка социальных услуг давало нам понимание, что бизнес-проекты именно в этой сфере имеют наибольшие перспективы и возможности развития для технологичных социальных предпринимателей.
Ведь объем мирового рынка надомного ухода уже превысил $250 млрд с темпом роста в 9% ежегодно. Рынок России пока немногим больше 11 млрд рублей, но уже несколько лет темпы роста составляют 20% в год.
Поэтому, когда Ксения после 10 лет работы в фонде оказалась без работы, у нас не было сомнений, что нужно прекращать постоянные поиски работы по найму и пора начинать свой семейный бизнес, именно в сфере социальных услуг.
Население России и мира в целом стремительно стареет, поэтому спрос на услуги по уходу за пожилыми и ограниченно-подвижными людьми постоянно растет. По данным Минздрава, только в России ежегодно более трех миллионов людей нуждаются в помощи и уходе. В то же время много людей не могут найти себе работу. Осознание этих двух проблем и подтолкнуло нас построить семейный бизнес в сфере социальных услуг.
Для старта любого бизнеса требуются начальные инвестиции. У нас было всего 500 тысяч рублей, которые мы старались распределить максимально эффективно. Чтобы не совершать лишних ошибок, мы решили часть этих денег потратить на получение недостающих знаний именно в выбранной нише. Так первые 120 000 мы потратили на оплату обучающей программы от наиболее опытной компании на рынке патронажных услуг, активно продающей свои франшизы всем желающим, и на проработку юристом документов, необходимых для операционной работы. К сожалению, вскоре мы поняли, что предлагаемые владельцем франшизы знания давно устарели. Программа была создана 7 лет назад, что делает 80% предоставленных знаний неактуальными, а предоставляемого пакета документов недостаточно для быстрого старта бизнеса.
Осознание этого факта дало нам понимание, что нужно развивать свой бизнес не под чужим брендом, а под собственной, независимой и принадлежащей только нам торговой маркой. Так мы приняли важное для себя решение – построить собственный центр социального обслуживания «Сиделкин».
Первый наш сайт я собрал за один вечер сам на одном из популярных конструкторов. Внешний вид и функционал того сайта не позволял нам реализовать планируемую автоматизацию, поэтому еще 150 тысяч рублей мы потратили на разработку нового профессионального сайта, логотипа, фирменного стиля и макеты первых визиток. Еще 200 тысяч ушло на аренду первых трех месяцев офиса и приобретение оргтехники. Оставалось всего 30 тысяч рублей, чего было совершенно недостаточно. Пришлось занять еще 20 тысяч, чтобы оплатить первую рекламную кампанию, которая и позволила нам с первого же месяца начать получать первую выручку.
Важна была каждая копейка, поэтому мы не могли позволить себе терять первых клиентов. Это требовало работы 24/7, но дало невероятно высокую конверсию лидов в заказы – до 80%. Когда заказы срывались из-за форс-мажора, Ксения даже несколько раз сама выезжала в поля и проводила гигиенические процедуры с подопечными. Это было очень непросто, но позволило нам уже на второй месяц вернуть заем. На третий месяц мы вышли на операционную окупаемость, а через полгода смогли вернуть и стартовые инвестиции.
Мы не только подбираем сиделок, но обучаем их, тестируем, ищем для них релевантные заказы и ведем учет совершенных выходов. Это помогает удобнее и точнее вести расчеты между заказчиком и исполнителем. В активной базе помощников по уходу у нас уже 964 подготовленных специалиста и 1227 довольных клиентов.
Почти все заработанные деньги мы инвестировали в развитие и автоматизацию бизнес-процессов, потратив на эти цели в общей сложности более 1,5 млн рублей. Но самое главное – мы научились быть по-настоящему эффективными, не тратя время, силы и деньги на то, что не важно.
Наш основной принцип – разумное инвестирование только в то, что позволяет бизнесу оставаться прибыльным и повышает качество жизни наших подопечных. Поэтому, теперь наш семейный бизнес по организации и контролю ухода за людьми – это онлайн-сервис с гибкой и адаптивной структурой.
Ксения отвечает за операционную деятельность и за работу клиентского сервиса, а я – за стратегическое развитие и маркетинг. Для решения большинства функциональных задач мы используем внешних подрядчиков и специалистов на аутсорсе. Даже дополнительных менеджеров привлекаем к сотрудничеству только по мере необходимости и загрузки сервиса. Настроенная под наши бизнес-задачи CRM позволяет автоматизировать учет выходов сиделок, систему подбора, контроль работы и расчетов.
Теперь мы готовимся к разработке открытой и для других участников рынка системы автоматизации бизнеса патронажных служб из разных регионов.
Что пошло не так
Основная проблема в нашем бизнесе – несовпадение ожиданий исполнителей и заказчиков. Платежеспособность россиян оставляет желать лучшего. В свою очередь сиделки не хотят работать за малую оплату. При этом комиссия патронажных служб тоже стремительно снижается, хотя стоимость привлечения клиентов и подготовки квалифицированных сиделок постоянно растет. Чтобы решить эту проблему, мы уделяем огромное внимание оптимизации бизнес-процессов и расходов – ведем интерактивный учет и анализ соотношения расходов и доходов.
Еще одна трудность – неготовность общества оказывать реальную помощь пожилым людям, хотя многие болтают об этом на каждом углу. Даже когда мы начинали свой социально-значимый бизнес и обращались за помощью и поддержкой в прессу и в различные фонды, декларирующие своей основной целью помощь начинающим социальным предпринимателям, то отовсюду получали отказы и игнор. Все они слишком заняты подготовкой красивых презентаций с высокопарными лозунгами. К сожалению, это не имеет отношения к реальной поддержке социальных предпринимателей.
Чего же мы тогда хотим от обычных людей? Мало кто готов окунуться в реальность и помогать реальным людям. Это действительно сложно – видеть, как жизненные силы покидают человека, к которому ты привыкаешь, да и мало кто готов оказывать гигиенические процедуры совершенно посторонним людям, иногда даже неспособным сказать за это спасибо. Поэтому мы стараемся не работать с теми, кто хочет только заработать, а подбираем людей, в которых чувство сострадания и желание помогать другим выше чувства естественной брезгливости.
Пробы и ошибки
В первый год пришлось нелегко, прежде чем мы научились действительно эффективно управлять своим бизнесом. Мы тестировали все, начиная от бизнес-моделей работы, заканчивая обычным А/Б-тестированием рекламных креативов и инструментов маркетинга. Не говоря уже о двух годах работы по автоматизации ключевых бизнес-процессов.
Что дальше
Мы уже вернули свои инвестиции в проект и готовимся к следующему этапу развития, для перехода на новый уровень автоматизации бизнеса. Свое развитие мы видим в формировании пула региональных партнеров и в создании единой платформы учета, открытой для участников рынка. Речь идет о создании нишевого «Uber для рынка сиделок». И мы открыты для диалога с инвесторами и новыми региональными партнерами.
Мы непрерывно работаем над собой, изучая новые технологии и инструменты надомного ухода от лучших международных экспертов. И сами готовы делиться своими знаниями и опытом с начинающими предпринимателями, решившими развивать бизнес в сфере социальных услуг.
Текст участвует в конкурсе «Историй успеха»
Читайте также:
Говоря об автоматизации бизнес-процессов, вы имеете ввиду CRM и табель рабочего времени?
С уважением отношусь к тому, что вы делаете, но первые 270 000 руб. вы профукали.
120 000 руб. – за учёбу!
Можно было найти тех, кто уже купил франшизу и прошёл обучение, и опросить их. А также выйти на прямой контакт и получить необходимую информацию. А не во время обучения узнать, что информация устарела, и вас просто развели!
150 00 руб. – за сайт!
Можно было зайти на ВоркЗиллу или freelance.ru и найти за приемлемую цену создателя сайта. Там же найти и дизайнера на логотип. Можно сэкономить 120 000 руб. и получить хорошее качество.
Есть дизайнеры сайтов, живущие на Бали и за 20 000 руб. делают весьма хорошие сайты.
Название компании и её логотип Coca-Cola придумал и нарисовал бухгалтер Фрэнк М. Робинсон (Frank Mason Robinson) в 1886 году. Стоимость – $0
В 2008 году рекламное агентство Ogilvy & Mather закончило работу над изменением логотипа, слоганом и образом для компании British Petroleum. Стоимость – $211 млн.
Вы где-то по середине! Так что выбор есть всегда!
интересно, а сколько подобных стартапов не взлетело....
Учитывая цель короновируса (пожилые люди), этот стартап совершено неперспективен.
Вот вроде что то хорошее делают люди, но как и весь уберобизнес вредит такая постановка больше, чем приносит пользы.
Для работника: низкая стоимость, низкая з/п, единственный способ заработать: пахать как лошадь, какое тут внимание к клиенту? Никакая социальная защищенность, одних лечим других калечим: пенсии нет, отчислений нет, 2 ндфл нет, ипотека не доступна, стаж нулевой. Как и все убероподобные рабочие места - это место тоже будет хорошо лишь тем, что когда все плохо, можно заработать на кусок хлеба. Но не более.
Для клиента: частая смена сиделок, при всей чуткости персонала, недостаточная забота, нет полноценной истории наблюдения за состоянием, и его изменениями.
Для индустрии: из-за демпинга на рынке не рентабельны пансионаты и содержание хоть какого то штата врачей и медсестер, а так же уход питание. А мы же понимаем что только пансионат может дать хоть что то похожее на спокойное "доживание" (термин не мой).
Сиделка это хотя бы медсестра? или кто угодно с улицы? Как и в такси, клининге и доставке.
Минусуйте, но я считаю что убервакансии хороши когда ты у края и надо хоть как то заработать, но убивают отрасли. Такси: веселая история Яндекса с Максимом - он уже практически убыточны, но успели поубивать почти все реальные таксопарки с врачами и механиками. Теперь и сами не знают что делать, и отрасль восстанавливать замучаешься.
Возможно Вы, Роман, ещё молоды, и у Вас небольшой личный опыт общения с теми, кто "доживает". У меня такой опыт есть - и мои старшие родственники и родственники друзей через это уже прошли или проходят в настоящее время. И мне не встретилось НИ ОДНОГО человека, который стремился бы в пансионат, сколь бы хорошие условия там не предлагались.
"Хочу оставаться дома и умереть дома в своей постели" - примерно так они все реагируют на вопросы про пансионат. Поэтому вариантов остаётся немного: кто-то из родственников ухаживает или приходящая сиделка.
Что касается Убера, то он в статье упомянут один раз в самом конце (возможно, зря), каких-то явных пересечений с подходами Убера я в статье не заметила.
Это не обязательно должна быть медсестра. Иногда родственникам нужно, чтобы кто-то просто подменял их на несколько часов в день. Да и простым гигиеническим процедурам не так сложно научиться.
агрегатор заказов - не заметили? Он здесь как: система единого учета для всех участников рынка. Ну и в названии статьи тоже упомянут.
Мой комментарий не о том, как ухаживать за пожилыми, зачем, и что при этом чувствуешь.
А о вреде бизнеса в стиле агрегатора заказов для отраслей и работников.
Вы правы - в названии статьи я Убер не заметила. И если статья с упоминания Убера начинается и им же заканчивается, то, возможно, что авторы статьи предполагют как-то использовать модель Убера или её элементы.
Но что касается "системы единого учета для всех участников рынка", то сама по себе она не делает любой бизнес "уберобизнесом" и не является вредной по определению.
Приведу только один пример. У нас в Пермском крае есть благотворительный фонд "Дедморозим". Создатели характеризуют его так: "фонд чудес для детей-сирот и ребят со смертельно опасными заболеваниями". В шапке сайта фонда две кнопки - "Нужно чудо" и "Совершить чудо".
И у фонда тоже единая система учёта тех, кто нуждается в помощи, и тех, кто хочет и может разными способами оказать её. Судя по тому, что много детей получили ту помощь, которую не могло оказать государство, а число желающих принять участие в работе фонда постоянно растёт, эта система иногда может быть полезной.
это прямая цитата из статьи:
У них даже рабочее название "Убер для рынка сиделок". Не "возможно" и не "элементы". И единую систему учета они планируют создавать именно для этих целей. Я высказал мнение только об этом виде бизнеса.
Благотворительность, помощь близким, помощь больным и здоровым, детям взрослым, пожилым, бездомным, я не осуждаю, я искренне уважаю альтруистов делающих хорошие дела. Из Ваших комментариев может сложиться мнение, что я спорю с благими делами. Нет. Даже и не собирался.
кстати еще одна прямая цитата из статьи (автор в прошлом):
Уберобизнес автора, призван создать конкуренцию пансионам. Вход в который в тысячи раз больше чем в стартап автора, а социальная значимость выше в сотни.
Вот что я посчитал неоднозначным.
Ниша, безусловно, есть. Сложная. Узкая из-за существующего дохода подавляющего числа работоспособного населения страны. Которым самим бы свести концы сконцами, не говоря уже о родителях. А пенсия... Просто какое-то чудо должно случиться, чтобы ее хватало на оплату достойных патронажных услуг.
Желаю успеха в ориентированном на потребности пожилых людей бизнесе!