Каковы ценности и мотивы современного российского социального предпринимателя? В этом попытались разобраться авторы исследования «Социальный предприниматель РФ: автопортрет-2018», Executive.ru публикует одну главу из результатов исследования. Отчет в полном виде доступен по ссылке.
Исследование проведено в мае-июне 2018 года коллективом сотрудников Исследовательской группы ЦИРКОН, компании Social Business Group и студентов факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Анализ данных и подготовка отчета осуществлялись при финансовой поддержке Фонда «Наше будущее» и Рыбаков Фонда.
Чтобы сравнить социальных предпринимателей с россиянами в целом и увидеть отличия в ценностных ориентациях, в качестве основы для сравнения взята типология социологов Владимира Магуна и Максима Руднева. Данные исследования были интерпретированы как «подвыборка» общероссийского исследования, и ответам социальных предпринимателей мы приписали значения так, как если бы они анализировались в едином массиве.
В итоге все опрошенные предприниматели были разделены на пять групп (согласно типологии Магуна и Руднева) – в зависимости от того, как сопрягаются друг с другом различные ценности и насколько они сильно выражены (доминируют или же еле присутствуют в системе ценностных предпочтений). Для начала опишем особенности каждого из кластеров, а затем проанализируем различия в ценностных установках социальных предпринимателей и россиян в целом.
Кластер «Ценности роста»
Респондентов этого кластера отличает «открытость изменениям», ориентация на ценности личностного роста и готовность к своеобразному «выходу» за пределы собственного сформированного и «уютного» пространства идей, знаний, мировоззрения. Одновременно в минимуме находятся ценности «сохранения» и «самоутверждения».
Кластер «Сильная индивидуалистическая ориентация»
Представителей второго кластера отличает ориентация сразу на два типа ценностных доминант: «открытость изменениям» и «самоутверждение». Это означает, что они, как и представители предыдущей группы, готовы экспериментировать с новыми возможностями и выходить из «зоны комфорта». Вместе с тем, им очень важны ценности индивидуалистического типа – самоутверждение, ориентация на личные достижения (в том числе «власти» и «богатства»). На фоне этих двух доминант очень слабо выраженными оказываются ценности «сохранения» (консервативные установки) и ценности «заботы об окружении» – забота об окружающих людях и среде, природе, подчеркивание важности социальной среды, в которой живет человек.
Кластер «Слабая индивидуалистическая ориентация»
У представителей только одна выраженная доминанта – ценности «самоутверждения». Все остальные группы ценностей выражены слабо. Такой набор исследователи определили как «слабую индивидуалистическую» комбинацию ценностных доминант: самоутверждение оказывается «изолированным» от других ценностных источников мотивации.
Кластер «Сильная социальная ориентация»
Представители четвертого кластера характеризуются крайне высокой значимостью ценностей «сохранения» и «самопреодоления» (забота об окружении). Эта доминирующая пара ценностей указывает на сильно выраженную социальную направленность мировоззрения респондентов – с определенным отказом от индивидуалистических установок. Они предпочитают ориентироваться на общность с другими людьми, им важно ощущать себя связанными со своим социальным окружением, быть нужным ему и одновременно – реализовывать в нем свои жизненные устремления и интересы. Следует отметить, что ценности «открытости изменениям» и «самоутверждения» имеют умеренную, но не минимальную значимость.
Кластер «Слабая социальная ориентация»
Представителей пятого кластера отличает доминанта на ценностях «сохранения», это консервативные ценности стабильности и защиты. Одновременно с этим присутствует умеренно выраженная ориентация на социальную общность. Все остальные ценности – самоутверждения или же открытости изменениям – оказываются незначимыми. Магун и Руднев полагают, что отличие от предыдущего кластера заключается только в степени выраженности ориентаций на социальную общность – при сильной доминанте на «Сохранение».
Особенности российских социальных предпринимателей
Ниже приведены данные, которые позволяют сравнить опрошенных нами социальных предпринимателей и россиян в целом. Данные опроса показывают, что ярко видны три особенности российских социальных предпринимателей.
Во-первых, ценности роста выражены на порядок чаще, чем среди россиян в целом – 14% против 3%. Открытость изменениям и саморазвитие, стремление к получению какого-то нового опыта и главное – готовность «выходить из зоны комфорта» принципиально отличают опрошенных предпринимателей от россиян в целом.
Во-вторых, большое число опрошенных были отнесены к кластеру «сильная индивидуалистическая ориентация», в которой очень сильными оказываются ценности самоутверждения, ориентация на успех и достижения, способность быть самостоятельным и независимым. Одновременно с этим для них важной оказывается «открытость изменениям», стремление к получению нового опыта. На наш взгляд, именно это сочетание ценностных доминант отвечает за выбор ими предпринимательства как стратегии самореализации, как области, в которой они могут получить (или уже получали) опыт достижений и успешности.
И третья особенность – заметная доля людей с «сильной социальной ориентацией». Это означает, что у многих респондентов явно выражена ценность заботы о других людях, о том сообществе, в котором они живут и для которого они работают, реализуют свои предпринимательские стратегии. Анализируя данные, мы можем предположить, что ценностные основания социального предпринимательства оказываются двойственными.
Мы видим две достаточно большие группы, одна из которых демонстрирует более выраженные индивидуалистические ориентации (37%), другая – большую ориентацию на пользу определенному сообществу, на признание со стороны других людей (31%). Если первая группа, по-видимому, отражает «предпринимательский» дух сегодняшней общности социальных предпринимателей, его субъектность и самостоятельность, то вторая в большой мере отражает ориентацию на социальный эффект, который создается их активностью.
Интересно, что во всех трех кластерах, где социальные предприниматели встречаются гораздо чаще, чем «обычные россияне», обязательной ценностной компонентой оказывается «открытость изменениям», стремление узнавать новое и меняться самому. Эта ценностная доминанта, будучи соединенной с какими-либо другими, собственно, и придает «силу» получающимся комбинациям ценностных приоритетов. В одном случае «открытость изменениям» смягчает сильный индивидуалистический комплекс, в другом – оказывается оппозицией конформизму и в силу этого предопределяет стремление инвестировать свою активность в благополучие окружающих людей.
Вполне закономерно, что социальные предприниматели – это более уверенные в себе люди с выраженными установками на достижение успеха, который они понимают не только как благополучие семьи, но также как самореализацию, саморазвитие, стремление получать новый опыт и знания. И главное, это люди, принимающие на себя ответственность за свои успехи и неудачи, а не делегирующие ответственность за свое благополучие «вовне».
У них очень развиты ценности заботы об окружающих их людях, ценности стабильности, которые распространяются не только на свою семью, но также и на сообщества, в которых они живут. Фактически это люди, которые готовы свой индивидуальный успех делать ресурсом «своей» группы или сообщества.
Фото: pixabay.com
Для информации. По итогам форума Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России", состоявшегося 23 октября с.г., Президент РФ В.Путин утвердил Перечень поручений № Пр-2094.
Правительству РФ поручено "ускорить внесение в Государственную Думу РФ проекта федерального закона, предусматривающего закрепление понятия "социальное предпринимательство", обеспечив его принятие в период осенней сессии 2018 г.