Каждый владелец бизнеса желает знать, где обитает человек, который выведет его сайт в ТОП Яндекса и Google. На digital-рынке множество SEO-компаний и еще больше фрилансеров, специализирующихся на поисковом продвижении. Как выбрать того, кто действительно улучшит позиции сайта? Советы из текста помогут тем, кто ищет подрядчика или уже обжегся на этом и приобрел недоверие к услуге «продвижение сайтов».
Представим, что вы, будучи владельцем бизнеса или ответственным за интернет-развитие компании, решили нанять SEO-гуру. Перед тем, как отправиться на поиски, выполните небольшую домашнюю работу:
- Изучите историю вашего сайта. Узнайте о нем как можно больше: когда был создан, кем и как ранее продвигался, в каком регионе. Подготовьтесь заранее, чтобы бойко заполнять брифы и уверенно отвечать на вопросы кандидатов.
- Убедитесь, что вам известны все имена, пароли, явки, связанные с сайтом. Вам будет значительно проще и быстрее начать работать с выбранным исполнителем, если не придется все это искать.
- Важно: заранее оптимизируйте ваши бизнес-процессы! Обновите скрипты входящих заявок для менеджеров, пропишите четкие инструкции по работе с увеличившимся количеством лидов. Бывает так, что сайт медленно, но верно ползет вверх в поисковой выдаче, количество заявок с сайта увеличивается, однако отдел продаж продолжает работать, как ни в чем не бывало. В итоге вы не увидите роста онлайн-продаж, свяжете это с плохой работой подрядчика и разочаруетесь в SEO навсегда. Контролируйте работу менеджеров с помощью CRM-системы, чтобы не упустить ни одного лида.
Когда все карты у вас на руках, приступайте к поиску и найму:
- Посетите все громкие digital-мероприятия, на которые сможете попасть. Подпишитесь на рассылки с тематических сайтов, форумов. Просмотрите рейтинги SEO-компаний. Вполне вероятно, что вы не поймете ничего из того, что услышите или прочитаете. Или поймете, что поисковое продвижение сайта – это материя непостижимая. Тем не менее, на уровне интуиции вы определите, кому доверять, а кого избегать.
- Определив рамки бюджета, организуйте тендер. Составьте список компаний, которые приглянулись на этапе погружения в мир SEO. Свяжитесь с ними и запросите коммерческие предложения. Оцените, насколько индивидуально или, напротив, шаблонно составлено каждое из них. Сильные коммерческие предложения обязательно содержат базовый аудит вашего сайта, а еще несколько кейсов с крутыми результатами.
- Проанализируйте сайты претендентов. Если вы не доверяете сапожникам без сапог, то выбирайте тех, чьи собственные интернет-площадки находятся в ТОПе Яндекса и Google по запросам, связанным с оптимизацией.
- Проведите встречи с теми, кто прошел ваш строгий отбор. Задайте вопросы, возникшие во время чтения коммерческих предложений. Требуйте разъяснений. Вы имеете право на то, чтобы вам «переводили» незнакомые слова. Специалиста в любой области всегда отличает умение говорить просто о сложном, объяснять на пальцах, использовать метафоры. Если вам отказывают в переводе с профессионального на человеческий – перед вами явный краснобай и халтурщик.
- Соберите информацию о приглянувшемся исполнителе. Почитайте отзывы в интернете, позвоните знакомым, работающим в digital. Попросите предоставить кейсы по успешному продвижению сайтов, близких по тематике вашему.
- Оцените, насколько комфортно вам будет работать с этим оптимизатором. Умение продвигать сайты, конечно, важнее всего. Но если специалист любит устраивать ежедневные многочасовые Skype-конференции, а вы точно знаете, что такой формат сотрудничества не впишется в ваш рабочий распорядок дня – сразу устанавливайте свои правила. Важно еще ДО начала работы подробно обсудить, как именно будет разворачиваться деловое общение.
- До заключения договора внимательно перечитайте его несколько раз и обсудите все пункты, вызывающие вопросы. Совет банальный, но в сфере поискового продвижения, и так напоминающей непосвященным оккультизм, важно договориться на берегу. Особенно внимательно отнеситесь к разделу, связанному с гарантиями. Дело в том, что на 100% точно спрогнозировать результативность поискового продвижения не может ни один специалист. Тем не менее, вы вправе рассчитывать на гарантии (продвижение конкретных запросов в ТОП, рост трафика, увеличение количества лидов) в случае, если они прописаны в договоре.
После подписания договора не бросайте продвиженца на произвол судьбы:
- Давайте оперативную обратную связь. Толковый оптимизатор (или менеджер вашего проекта в SEO-агентстве) обязательно, еще раз подчеркиваю, обязательно будет задавать вопросы. Только вы знаете свои сильные и слабые стороны, фишки конкурентов, привычки ЦА. Не берите на себя лишнего и в то же время направляйте специалиста во всем, что касается вашего бизнеса.
- Обязательно согласовывайте все собственные преобразования на сайте с тем, в чьи надежные руки, вы его доверили. Пример: не стоит, даже руководствуясь благими намерениями, самостоятельно менять доисторические, но исправно работающие URL’ы, на стильные ЧПУ.
- Будьте морально готовы к обоснованным предложениям оптимизатора: адаптировать сайт, «доработать» с привлечением программистов, обновить дизайн, верстку и т. д. Увы, комплексная работа над сайтом – затратный процесс. Обходиться малой кровью и добиваться успеха умеют немногие, лучше не рисковать.
Контролируйте работу подрядчика. Даже если в сферу вашей профессиональной компетенции не входит интернет-маркетинг в целом и продвижение сайта в частности, освойте хотя бы базовые вещи: - Попросите у специалиста план работ. Если в нем прописаны «белые» методы продвижения – это хороший знак. Однако не поленитесь спросить, какие именно. Проверить их «законность» можно в самих поисковиках.
- Знание основных инструментов веб-аналитики (Яндекс.Метрики, Google Analitycs и т. д.) позволит вам уже через пару-тройку месяцев самостоятельно оценить, насколько гостеприимнее сайт начали принимать поисковики. Держите ухо востро: новые алгоритмы ранжирования появляются достаточно часто. Если ваш подрядчик не реагирует на изменения, то он непрофессионал – грамотный специалист всегда в теме и действует согласно конъюнктуре.
- Требуйте отчет. Важно: в нем должны содержаться результаты проведенных работ, а не скопированные из плана пункты. С течением времени вы должны наблюдать положительную динамику: позиции выходят в ТОП, трафик растет и происходит все прочее, о чем вы договаривались. Если этого не наблюдается, то, не теряя времени, – возвращайтесь к списку, который составляли на этапе поиска.
Запомните главный тренд: современная оптимизация – это про искреннюю любовь к пользователям. Оценивайте изменения на сайте со стороны обычного посетителя. Важно, чтобы доработки изящно вписывались в концепцию «быстро, просто, визуально приятно». Ищите не того, кто сражается с ветряными мельницами (пытается найти лазейки в алгоритмах поисковых систем), а того, кто заботится, чтобы клиенту было комфортно. Удобный для пользователя сайт непременно полюбят и Яндекс, и Google, и другие поисковые системы. Еще один маленький секрет напоследок – SEO состоит из мелочей. Ищите дотошного специалиста.
Ну что) Неплохой конечно метод поиска. Я бы еще дополнил - Просмотрите портфолио кандидата, просмотреть ранее выполненные проекты.
Самостоятельно контролировать рост позиций \ продаж соотнося его с предоставленными отчетами
Не полагаясь на предоставленный аудит запросить еще 2-3 в различных компаниях для сравнения (это не так дорого но полезно)
Найти того кто продвигал сайты, которые сейчас в топе.
Хорошая статья.
На самом деле выбрать хорошего seo-специалиста гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Даже мне, будучи руководителем seo-студии, очень сложно найти толкового сеошника. На собеседование приходят кандидаты со знаниями из Ютюба и запросами гуру оптимизации.
Аудитами сейчас никого не удивишь - они выполняются автоматически менеджерами по продаже, оптимизатора там и близко не стояло.
Кейсы - да, можно на них опираться, но только учитывайте бюджет продвижения. Как правила в успешные кейсы вкладывают не одну сотню тысяч бюджета. И если ваш бюджет 20-30 тысяч, можете не обращать внимания на кейсых. Кейсов с таким бюджетом нет, либо в них ооочень скромные результаты. К тому же наличие кейса у компании не говорит о том, что ваши результаты будут такими же, так как учитывается много факторов от возраста и текущего состояния сайта до адекватности и готовности заказчика выполнять рекомендации специалиста. А это уже редкость.
Наличие сайта исполнителя в топе - также не является показателем успешности. Сайт может продвигаться серыми методами, либо вовсе не продвигаться. Так как в SEO очень высокая конкурнция и бодаться за топ с гигантами с милионными бюджетами смысла нет.
Важным фактором является доверительное отношение к заказчику. Исполнитель не должен и не может что-то гарантировать. Он должен объяснить заказчику порядок действий и добросовестно выполнять свою работу. Что не всегда происходит. Если в ходе работы результаты не такие радужные - нужно подкорректировать стратегию и двигаться дальше. На этом этапе происходит все наоборот - заказчик ищет нового исполнителя. Так, работая с каждым 2-3 месяца, заказчик мечется от одной конторы к другой. Не понимая, что настоящие результаты добиваются только спустя 6-8-12 месяцев планомерной работы над сайтом.
И в заключение - обязательно предоставление отчета исполнителя по всем проведенным на сайте работам. Сеошники в основном предоставляют большие талмуды с кучей непонятных графиков, отчеты по позициям, по посещаемости и другую информацию, не сообщая о главном - что делал сам сеошник за месяц работы.
Самым главным контролем сеошника является ежемесячный запрос отчета о работах на сайте. На практике были случаи, когда приходил клиент, работающий с сео-компанией 6 месяцев, но недовольный результатом. Как обычно, мы задаем вопрос - что делал ваш подрядчик за это время, запросите отчет. После такого вопроса - подрядчик пропадает и не выходит на связь, либо не может что-то внятно объяснить.
Ну и самый простой способ контроля подрядчика - serpstat.com. Вбиваете адрес своего сайта и смотрите динамику продвижения на графиках за отчетный период. Если все три графика - отрицательная или отсутствие динамики - подрядчик не выполняет никаких работ по сайту. Хотя бы на одном графике должна быть положительная динамика.