Почему не стоит покупать франшизу на последние деньги

Покупка франшизы — это всегда риск. Как бы ты не был уверен в успехе, это бизнес, может случиться всякое. А если говорить о покупке франшизы в сфере общепита, риски могут быть еще выше. Поэтому особенно важно трезво оценить свои силы, не тратить на франшизу последние деньги и уж тем более не открывать объект на заемные средства.

Специфика рынка общепита

Я 15 лет работаю в сфере общепита. Казалось бы, накоплен опыт, есть экспертиза, и все равно всегда есть неопределенность: выстрелит новый объект или нет. В 10% случаев он работает лучше, чем мы предполагали, но иногда бывает и наоборот.

У общепита в целом большая инерция. Приходится долго работать на то, чтобы привлечь людей, завоевать их доверие, а уже потом эти усилия начинают окупаться. Далеко не всегда бывает так, что объект после запуска сразу выходит в плюс. Первые несколько месяцев обычно убыточные. Если это новый рынок, новый город, убыточными могут быть и первые полгода, и год. 

Недавно мы открыли объект в нашем родном регионе, во Владивостоке, в очень хорошем месте, и он год был убыточен. Важно понимать: такое просто случается. Нужно пережить этот период. А для этого нужен «жировой запас». 

По моим оценкам: 90% рынка — это франшизы стоимостью до 2-3 млн руб., примерно 8% — это франшизы до 6-7 млн руб., и 2% — франшизы от 7 млн руб. и выше. Тут надо учитывать: чем дешевле стоит франшиза, чем ниже цена входа, тем выше риски и ниже доход.

Например, можно открыть пункт выдачи заказов одного из маркетплейсов. Цена входа будет невелика, это востребованная, необходимая услуга, но заработок будет невысоким. Если говорить о сфере общепита, это не является необходимостью, люди прекрасно обойдутся и без новой кофе-точки. Поэтому у франшиз в сфере общепита довольно высокие риски. Если бы эта сфера была надежной и прибыльной, бренды не продавали бы франшизы.

Суть франшизы помимо прочего состоит в том, что часть рисков перекладываются на франчайзи. Даже у достаточно известных брендов процент выживаемости новых франшизных объектов невелик

Предпринимательская энергия

В бизнесе есть один очень важный фактор, который многие недооценивают — это предпринимательская энергия. Если бизнес запускается на последние или кредитные средства, эта энергия сильно снижается. Потому что предприниматель вынужден постоянно думать о деньгах. Он будет думать не о том, как развивать бизнес, в лучшем случае он будет думать об эффективности, где и какие издержки можно сократить.

В общепите обычно так: начинаешь сокращать издержки, прекращается рост и в итоге теряешь деньги. Если запускаешь что-то новое, ты все-таки должен больше думать о том, как создать классный продукт, а не о том, как сэкономить и заплатить аренду в следующем месяце. 

Возможно, в других сферах бизнеса иначе, но в сегменте HoReCa предпринимательская энергия очень важна. Это эмоциональная сфера: гостям передают энергию сотрудники, а сотрудникам энергию передают руководители.

Если руководитель зажат и думает не о том, как сделать классный продукт, а только о том, как ему сэкономить, у сотрудников не будет энергии, чтобы поделиться ею с гостями. Чтобы получить добавленную стоимость здесь нужно создавать чуть больше, чем качественный и безопасный продукт. Нужно вместе с этим давать определенную эмоцию, и она идет от руководителя, а проблемы с деньгами ее съедают.

Мы не спрашиваем потенциальных франчайзи, на какие деньги, свои или заемные, они собираются открывать объект. Но так или иначе это все равно выясняется в процессе переговоров. У нас есть несколько вариантов франшизы от самого дорогого (15-18 млн руб.) до бюджетного формата (2 млн руб.). Когда приходит потенциальный франчайзи, он интересуется стоимостью и оценивает, достаточно ли у него средств. Часто сам говорит, какой именно суммой располагает.

Сценарий: когда денег не хватает

Объект развивается не так хорошо, как мог бы. Условно он мог бы приносить владельцу 500 тыс. руб. в месяц, а из-за постоянной экономии приносит всего 100 тыс. руб. В лучшем случае это ведет в тупик, в худшем — к закрытию. Я всегда говорю франчайзи: «Не надо экономить, через год вы придете к тому, что закроетесь, просто впустую потратите время». Вместо этого действуйте. 

Но обратный подход — ввалить как можно больше денег в рекламу — не даст мгновенный рост выручки. Может несколько ускорить процесс, но кардинально не изменит ситуацию. Должен идти органический рост, плавно прирастать клиентская база, а в основе этого должен быть востребованный продукт. Нужно искать баланс, золотую середину. Надо запастись терпением, чтобы постепенно раскручивать этот маховик. 

Если франчайзи открывается на последние деньги и не вытягивает, это мучительная ситуация и для него, и для нас. Расскажу о двух случаях.

  • Три года назад у нас был объект в Новосибирске, где франчайзи экономил на всем, на чем только можно было, потому что собственные средства закончились и пришлось влезть в долги. Он был в плюсе, но совсем небольшом, долго не мог выбраться из ловушки низких доходов. Мне этот случай запомнился, и в какой-то момент мы начали предупреждать франчайзи о том, что у них должно хватать денег не только на покупку франшизы, но и на полгода работы.
  • Франчайзи открыл объект на деньги, которые занял у родственников. В итоге объект был в плюсе, но приносил всего 1,5 млн руб. в год. Этого ему хватало на жизнь, но не хватало на то, чтобы вернуть долг. В итоге бизнес планируется продать, а все это время человек живет под огромным прессингом. И это не самый худший вариант. Бывает так, что объект закрывается с убытками в несколько миллионов, и это болезненный опыт, после которого предприниматель вряд ли снова захочет запустить бизнес. 

Сценарий: открыть объект на заемные средства

Для предпринимателя ограничения на самом деле благо — если ты понимаешь, что у тебя есть определенная сумма, за пределы которой ты не можешь выйти, активизируется креативность. Еще на старте, когда ты все планируешь, действуешь более осторожно. Но когда есть доступ к заемным средствам, есть риск наделать ошибок. 

Приведу пример. У нас был ресторанный проект во Владивостоке на гастромаркете. И нам предложили зайти в еще один гастромаркет. Менеджер проекта говорил, что надо просто взять и перенести проект, потому что один гастромаркет умирает, а другой более перспективный. Но я не послушался, подумал: «Деньги у меня есть, почему бы не открыть сразу два объекта? Это будет эффект масштаба». В итоге это решение оказалось абсолютно провальным и привело к убыткам. Один объект ушел в минус, а второй начался с минуса. Когда мы наконец-то закрыли первый объект, гости перетекли во второй. Оказалось, что для рынка два таких объекта — это слишком много. 

Цена этой ошибки — около 5 млн руб. Если бы у меня на тот момент не было запаса средств и кредитного лимита, я бы действовал более осторожно и взвешенно. Кредитные средства кажутся «легкими». Думаешь: «Сейчас возьму, заработаю вдвое больше и все отдам». Но когда приходит время отдавать, это всегда очень тяжело. Поэтому лучше начинать с малого, строить бизнес на свои. 

Что делать, если бюджет ограничен

Я не помню, чтобы нам приходилось кому-то отказывать в покупке франшизы, но мы стараемся быть максимально открытыми и говорим о рисках. Бывает, что мы предупреждаем: «Вы откроетесь, но можете быть в минусе довольно долго, у вас закончатся деньги, и вы в итоге продадите объект с большим убытком».

Некоторые, честно оценив свои силы, отказывались. Потенциальные покупатели франшизы — люди более спокойные и осторожные, рассматривают ее не как возможность реализовать свои амбиции, а как источник заработка. Это когда люди вкладываются в какую-то свою идею, они могут быть безумны, ставят все на кон.

Если у наших потенциальных франчайзи не хватает денег, мы рекомендуем им объединяться. Например, открыть новый объект вдвоем с партнером. Я заметил, что такие партнерские бизнесы часто работают лучше. Не знаю, почему. Как будто мыслительная энергия двух людей соединяется и удваивается. У нас доля франшизных объектов, где есть два партнера, составляет примерно 30%. И я не помню случаев, чтобы партнеры конфликтовали между собой и в итоге делили бизнес. 

Если речь идет об открытии новых объектов в регионах, где наша сеть еще не присутствует, мы рекомендуем франчайзи найти партнеров и объединиться, чтобы сразу открыть больше объектов — так выше шансы, что бизнес быстрее выйдет в плюс. 

Иногда мы советуем, если денег немного не хватает, отложить часть в качестве запаса и взять оборудование в лизинг. В крайнем случае у вас заберут оборудование, или вы сможете его продать и вернуть часть денег. Также можно взять в аренду территорию поменьше, а расширяться, когда дела пойдут в гору. 

Если у потенциального франчайзи денег совсем немного, то мы, скорее, предложим рассмотреть альтернативный формат, например, открыть кофе-остров — это островной павильон или киоск на территории торгового центра или супермаркета, где продают кофе и другие напитки, десерты и выпечку навынос. А оставшиеся средства отложить в качестве запаса. 

Как выбирать франшизу: 5 советов

О выборе франшизы и особенностях франшизного бизнеса я довольно подробно рассказал в своей книге, а сейчас приведу несколько советов из нее. 

  1. На этапе выбора франшизы выясните, как давно работает бренд, сколько заведений входит в сеть и где именно. Есть локальные франшизы, которые очень успешны, но лишь в каком-то одном регионе.
  2. Сколько объектов сети находятся под управлением компании, владеющей брендом, а сколько работают по франшизе? Правообладатель должен иметь под собственным управлением хотя бы пять-десять объектов. Оптимально, если количество собственных объектов находится в диапазоне 10-50% от общего количества объектов в сети.
  3. Присмотритесь к культуре компании и команде. Посетите офис правообладателя, посмотрите, как там все работает, какая там атмосфера.
  4. Не доверяйте тем цифрам, что вам показывает правообладатель, и все проверяйте. Он должен предоставить качественную финансовую модель. Как правило, это документ Excel, и чем больше в нем детализации, тем лучше. Рассматривая документ, выделяйте то, что вас интересует, и спрашивайте. Компания должна уметь отвечать на такие вопросы.
  5. Попросите предоставить вам показатели разных объектов за разные периоды. Спросите, одинаково ли зарабатывают разные объекты. Обычно это не так.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Руководитель группы, Москва

На любой старт бизнеса денег понадобится в 2-3 раза больше, чем ты изначально планируешь, в лучшем случае. 
На франшизы особенно 

Консультант, Новосибирск

После плановых расчетов потребные ресурсы умножаются на "пи" (3.14)
Ни разу правило не подводило )))

Директор по развитию, Москва

Увидел в статье ключевое - " в основе должен быть востребованный продукт". Не только франшизы касается. Казалось бы утверждение примитивно-базовое, но глядя по сторонам, убеждаюсь, что не всем очевидное.

Менеджер, Грозный
Сергей Махлай пишет:

Увидел в статье ключевое - " в основе должен быть востребованный продукт". Не только франшизы касается. Казалось бы утверждение примитивно-базовое, но глядя по сторонам, убеждаюсь, что не всем очевидное.

Соглашусь. Некоторые до сих пор почему-то ориентируются на то, что им хочется сделать, а кто-нибудь да купит. И франшизы берут как "готовое, не надо думать". Только довольно быстро выясняется, что работает оно не совсем не так.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
В Москве открыли прием заявок на экспортный грант для предпринимателей

Максимальная сумма гранта – 10 млн руб.

«Авито» объявляет о ребрендинге сервиса для автоматизации HR-процессов

Сервис для автоматизации массового найма персонала HRMKA теперь будет работать под новым брендом HRMOST.

Четверть россиян недовольны уровнем неформального общения в компании

При этом удовлетворенность неформальными коммуникациями не так сильно зависит от их частоты.

В России упал спрос на инженеров

За первые два месяца этого года было размещено на 16% меньше вакансий, чем годом ранее.