Американский деловой портал Inc. дал обзор главных приемов эффективной коммуникации, которыми пользуются настоящие лидеры. Eхeсutive.ru предложил сотрудникам российских организаций примерить их на своих руководителей.
1. Больше слушают, чем говорят
Особенные руководители лучше других понимают, зачем человеку два уха и только один рот. Чтобы больше слушать и меньше говорить. Людям вокруг важно чувствовать, что их слышат и понимают. Умение хорошо слушать – один из главных навыков боссов, с которыми хочется работать. Они прикладывают искренние усилия, чтобы понять, что говорят сотрудники, а также демонстрируют свое внимание к говорящему.
О том, используется ли такой прием начальством на практике, Executive.ru рассказывает Елена, врач-терапевт муниципальной поликлиники одного из подмосковных городов: «Я редко выношу со всех собраний и летучек что-то действительно важное. Собрались, выслушали главврача, разошлись. Программа за редким исключением стандартная: ругают за невыполнение плана по прививкам, пугают судом за прием благодарностей от пациентов, предупреждают, что повышения зарплат, несмотря на уверения телевизора, не будет. Отказываются оплачивать переработку и лишают премий. Можно, конечно, что-то возразить, но это не имеет смысла. Недовольным просто указывают на дверь. Так что все эти кружева про позитивную мотивацию сотрудников – из глянцевых деловых журналов для офисных менеджеров. У нас, к сожалению, все по-другому. Хотя не исключаю, что в платных клиниках руководство более внимательно к персоналу».
2. Максимально прозрачны, понятны и доступны
Настоящие бизнес-лидеры ведут себя последовательно, а не примеряют маску добродетели честь собраний и формальных мероприятий. К ним можно обратиться с любым вопросом и лично получить исчерпывающий ответ. Так, например, поступают лидеры Google. C момента основания руководители американского офиса этой компании практикует политику максимальной открытости и прозрачности. Что, например, подразумевает использование системы Objectives and Key Results (OKR) – оценки достижения целей и ключевых результатов.
Уже в самый первый день работы в Google новичок может ознакомиться с OKR любого сотрудника, в том числе, и самых высокопоставленных менеджеров. По пятницам проводятся встречи сотрудников и руководства, где каждый может задать волнующий вопрос и высказаться. В компании считают, что чем большим количество информации располагает персонал, тем выше его эффективность. Сотрудникам не дают ложных обещаний и не покрывают ошибки отдельных руководителей. Такое отношение позволяет людям чувствовать свою ценность, что является основой для построения успешного бизнеса, отмечают психологи и бизнес-коучи.
Что на деле в России? «В плане прозрачности нашей компании до Google – как до Луны, – сокрушается фитнес-тренер одного из московских фитнес-клубов Даниил. – У клуба есть владелец и главный менеджер, которые принимают ключевые решения практически единолично. Мнение коллектива, точнее, самых адекватных и профессиональных представителей выслушивается через раз, и то обращения часто не имеют эффекта. Например, некоторые новые тренажеры в залах должным образом не закреплены, температура в помещении выше нормы и так далее. Но пока не начнутся жалобы от клиентов, этого начальство не замечает. Мы даже пробовали писать начальству гневные анонимки с одноразовых адресов электронной почты. Но это тоже не сработало».
3. Обращаются к толпе, но разговаривают с каждым
Согласитесь приятно, когда спикер, выступая перед аудиторией, обращается именно к вам. Это умение есть только у выдающихся боссов. Благодаря ему у каждого слушателя создается ощущения причастности к теме обсуждения и персональной важности.
О том, какое впечатление оставляют такие люди, рассказывает редактор новостного интернет-проекта Людмила: «Я закончила филологический факультет университета пять лет назад. У нас был удивительный преподаватель по культурологии. Каждая его лекция была не монотонным цитированием абзацев из учебника, а настоящей дискуссией, обращением, откровением. Он имел необыкновенную и очень приятную особенность: общаясь со всей аудиторией, как будто лично обращался к каждому и вплетал в контекст то, что интересно этому человеку. Это было что-то особенное. Вся группа до сих пор помнит эти лекции и все, чему нас учили. Когда такие люди становятся руководителями – это чудесно. С ними приятно и хочется работать. Больше я таких спикеров и руководителей не встречала».
4. Всегда находят время для поощрения и похвалы
Исследования Гарвардского университета выявили, что количество поощрений, получаемых командой, прямо пропорционально успешности выполняемой ей работы. Этот прием работает даже в самых непродуктивных коллективах: стоит добавить немного пряников, дела начинают идти лучше. По мнению Inc., исключительные руководители находят возможность подбодрить и поощрить коллектив даже в период самого жесткого цейтнота. В результате сотрудники получают дополнительный стимул для работы, чувствуют себя востребованными.
Важно при этом, чтобы похвала была заслуженной. Для этого руководителю важно выработать объективные критерии оценки труда сотрудников и тонко чувствовать свой коллектив. Но такое бывает далеко не всегда. «У нас фиксированные премии: сколько начальство решило заплатить, столько и получишь, – рассказывает Екатерины, PR-менеджера московской компании, занимающейся продажей промышленного оборудования. – Поэтому возникает уравниловка: премируются и те, кто выкладывается по полной, и те, кто работает спустя рукава. Да, есть такие сотрудники, результативность которых трудно подсчитать в силу специфики деятельности. Но для того, чтобы оценить отношение разных людей к работе не обязательно применять KPI».
5. Они конструктивны
«Великие лидеры никогда не жалуются на инструменты, которые дает им жизнь. Они делают все возможное, чтобы отточить их и использовать максимально эффективно», – говорит известный эксперт по лидерству, американский консультант и писатель Саймон Синек. Исключительные начальники хорошо умеют управлять своими эмоциями. Если такие люди сталкиваются с неудачами, они не накаляют вокруг себя атмосферу, а организуют конструктивный разбор полетов в спокойной обстановке. Их и сотрудников это делает сильнее, спокойнее и продуктивнее.
Что на практике? О том, как начальство справляется с гневом, рассказывает веб-дизайнер известного российского интернет-проекта Дмитрий: «В моей двадцатилетней практике были разные руководители: и такие, кто начинал день с нецензурной брани на летучках, и любители «не высовываться», во всем угождавшие собственнику, и энтузиасты с кучей ненужных инициатив. Мне комфортно работать с моим нынешним руководителем. Встречаемся с ним нечасто, разговоры только по существу. Всегда выслушает дельные предложения. Если отдел хорошо отработал месяц, выплачивает хорошее денежное поощрение. Конечно, возникали ситуации, когда коллектив надо встряхнуть: тогда собирается срочное совещание. В эти минуты он строг, но справедлив и убедителен. Не оскорбляет и не переходит на личности. Люди прислушиваются».
6. Приветствуют и поощряют обратную связь
«Обратная связь с сотрудниками – их мнения, идеи, отзывы и пожелания – очень ценны для хороших руководителей. Они с радостью принимают конструктивные предложения от работников и стимулируют их желание делиться своими соображениями по тому или иному поводу», – читаем дальше в модном журнале. При этом статус сотрудника не играет роли. Нередки случаи, когда действительно ценные идеи исходят от новичков, способных оценить положение дел в компании свежим взглядом.
«Я не могу сказать, что руководство как-то специально мотивирует нас на обратную связь, – рассказывает сотрудница креативного агентства Ольга. – Но у нас небольшая компания, и жесткой иерархической структуры нет. Поэтому я могу обсудить любой вопрос с любым из коллег. Он выслушает мое мнение и учтет его в дальнейшей работе, если это, действительно, интересное предложение. Остальные сотрудники поступают так же».
7. Всегда объясняют, почему
Исключительно эффективные руководители никогда не ведут коллектив в неизвестность и, обозначая новые цели, всегда объясняют, почему и зачем это важно. Достаточно ли аргументов от руководства получают сотрудники в реальности? Их могло бы быть и больше, уверен глава пресс-службы крупной медийной компании Артем: «Часто собственники и топ-менеджеры думают, что PR – сфера, в которой разбираются все, и безапелляционно спускают указания сотрудникам. Сотрудникам пресс-службы редко позволяют самим строить векторы развития. Но у нас, к счастью, не так: я объясняю руководству свои «почему», а оно мне – свои. В самых ответственных спорных ситуациях мой руководитель выслушивает мои аргументы и принимает решение, опираясь на свои полномочия: делаем так, потому что я тут главный».
Не могу сказать, что от всех получаешь то, что ожидаешь. Но в идеале к этому надо стремиться и пробовать разные подходы. У нас в комп. "Проективные решения" используем системность и всестороннесть.
Всё очевидно, работать под руководством такого шефа - удовольствие, но у нас они долго не руководят - их съедают в нечестной конкурентной борьбе... Поддержка и уважение коллектива чаще всего большого значения не имеет - для большинства статистических случаев...
Хорошая статья, осталось дело за малым найти такого руководителя....
К сожалению первый и третий признак не про меня.
Я бы с удовольствием поучился бы и освоил 3 признак.
Интересный материал. Но всё-таки это иллюзии: идеальный руководитель для идеальных работников в идеальном офисе. Чуть в сторону от этого паттерна и всё летит в тартарары. Например, лучший специалист - запил.
Внеклассные чтения по курсу "Глобальный менеджмент". А как быть всем остальным 95% руководителей , которые плохо говорят , не умеют слушать, горды собой , не дружат с логикой и т.д. Нас таких легион. Ничего справляемся..
стоит добавить: "и не собираемся меняться". Только вам, изнутри, кажется, что вы справляетесь. Извне выглядит ужасно
"Ничего справляемся." - Да не справляетесь. За вас , таких "легионеров", работяги и мастера работают, вытягивают дело.