Из дневника начальника:
Вчера попробовал метод кнута и пряника. Понравилось.
Но пряником бить все-таки неудобно.
Одна моя старая знакомая, будучи руководителем отдела, который состоял исключительно из женщин, баловала своих сотрудниц каждое рабочее утро. По дороге из метро на работу она заходила в модный кулинарный бутик, покупала французских плюшек и распивала каждое утро чай в коллективе чудесных коллег, каждая из которых с радостью на халяву употребляла эти мучные изделия и нахваливала щедрость и добродушие своего руководителя. На мой вопрос «зачем ты это делаешь?», сердобольная начальница делала недоуменное лицо и рассказывала, что таким образом она мотивирует свою команду на взаимную и сплоченную работу.
Через шесть месяцев ее сняли с должности менеджера отдела, и ни одна из уже прилично подпортивших фигуру от сладкого сотрудниц, даже не поморщила носик. Результата в этом отделе не было давно, премий им, соответственно, не выплачивали и «крайней» оказалась, несмотря на широту и добродетель русской души, их бывшая начальница. И вот бывшая начальница, пуская горькие слезы на кухне вечером, сетовала на вселенскую несправедливость и неблагодарных подчиненных, которым она отдавала душу, жертвуя личными интересами и семейными отношениями.
Постановка проблемы
В чем же дело? Неужели, раздавая каждое утро «пряники» своим людям, нельзя было добиться высоких результатов за счет создания коллективной синергии? Мой ответ – нельзя.
Дело в том, что мотивируя своих людей просто так, для (якобы) создания цельной команды единомышленников, руководитель никакой добавленной стоимости от своих стараний не получит. Как бы страшно это не звучало, все «пряники», которые достаются без усилий, со стороны персонала воспринимаются, как данность. Так было, так есть и так будет всегда. Такие «пряники» воспринимаются, как некая традиция, которая существовала в этом подразделении всегда. В такой ситуации добиться эффективности без введения «кнута» со стороны руководителя практически невозможно.
Наверняка у каждого из читателей есть показательная история, похожая на ту, что я приведу ниже. Недавно я услышал ее от успешного уфимского предпринимателя.
«В вузе, в котором я учился, у меня была возможность спать на уроках химии вплоть до конца второго курса. И дело не в том, что я был безразличен к этой дисциплине, дело в том, что в школе химию у меня преподавал Спиридон Спиридонович Молодцов, которого мы втайне от преподавательского состава называли просто СС. У Спиридона Спиридоновича на уроках нельзя было даже на секунду посмотреть на часы, нельзя было даже на мгновение повернуть голову в сторону окна, девушкам нельзя было краситься, а парней он мог довести до слез. Спиридон Спиридонович с легкостью выгонял детей с уроков за любые проступки, но зато в нашем классе не было ни одного человека, кто бы не знал химию на «отлично». В моей жизни было не много учителей, которые оседают в памяти, но нашего СС я буду помнить всегда. Его, наверняка, мало кто любил, но абсолютно все уважали».
Спиридон Спиридонович, как настоящий менеджер, производил то, что от любого руководителя и требуется – результат. И получал взамен репутацию, авторитет и благодарных последователей. У него не было цели, чтобы его верноподданные ученики были в него влюблены, поэтому он и не раздавал «пряники» направо и налево, зато «кнутом» владел очень искусно. Что самое интересное во всем этом – ему прощали его жесткость и принципиальность. Прощали в обмен на оценки и знания.
Точно так же и любые сотрудники готовы будут простить своего строгого начальника во время вручения им вознаграждения за результаты их работы. Главное – чтобы результаты были.
Если же менеджер неумело будет пользоваться «кнутом», и его авторитарный стиль управления не приведет к нормальным результатам подчиненных, то кроме звания «самодур» и текучки в 100% в год, ему ничего не светит. Люди не прощают жесткую власть, когда она их не приводит к личному обогащению или когда вы им не платите в полтора раза выше рынка. А руководители, которые используют свои полномочия и власть, чтобы просто показать свои значимость и превосходство, напоминают рабов, которым дали плетку и теперь они самоутверждаются за счет других. Есть такая пословица: «Дай рабу власть, и он весь мир поставит на колени». Это как раз про таких начальников.
В то же время, руководители, которые используют «кнут», как инструмент для достижения результатов, которые от них требуются, а не в целях личной самореализации, всегда достигнут большего, чем менеджеры, кормящие людей «пряниками» с рук. Кстати, важное замечание: «кнутом» необязательно пользоваться, размахивая им по сторонам с грозной физиономией, но абсолютно все сотрудники должны знать, что он у вас есть и что вы можете его применить по назначению в любой момент.
Посмотрите вокруг: чем больше благ цивилизации получает человек, тем он больше становится ленив и обрюзг. Кредитный автомобиль под попу, ортопедическое кресло на работе, ближайший фастфуд на обед, полуфабрикат вечером, минимум физической нагрузки и вот уже через пять-шесть лет человек теряет форму и получает первые хронические заболевания. Заметьте, получил он все это благодаря чудесным «пряникам» цивилизации. Спастись можно в этом случае только «кнутом» – либо это будет диагноз врача, либо едкое замечание от близкого человека, либо отражение в зеркале, которое ничего общего с вашим представлением о вас самих не имеет. Только тогда человек сможет изменить образ жизни, а «кнут» в данном случае выступает именно тем «волшебным пенделем», который тонизирует, дает силы, заставляет ставить задачи и формировать цели.
То же самое и в отношениях руководителя с подчиненными. Как бы вы не баловали своих людей плюшками, домашними соленьями с огорода, дополнительными социальными программами, корпоративными мероприятиями и личной заботой, эффективность от этого не вырастет. Знаете, что вырастет? Требования со стороны сотрудников к следующему работодателю, который должен будет обеспечить все то же самое, что на предыдущем месте работы, и еще бутерброд с маслом и икрой в придачу.
Отсюда такая дикая ситуация на рынке труда, с которой мы сейчас сталкиваемся. Но ведь сами, сами же сделали наших соискателей такими, не требуя взамен результат, а только привлекая к нам на работу соискателей с помощью наших конкурентных преимуществ!
Несомненно, людям нужно создавать классные условия работы, по-человечески к ним относиться, делать прозрачной систему управления, мотивировать на подвиги и дополнительные вознаграждения, но все это не будет работать без «кнута». Сотрудники должны знать, что за все эти блага есть цена. Цена – это своевременное выполнение задач и высокая личная отдача. И, если в случае халатности сотрудника или его неспособности выполнить задачу, на горизонте не будут сгущаться тучи, а вы по-прежнему будете его мотивировать висящей перед ним морковкой, то уверяю вас, что эффективность от этого расти не будет. Ни у него, ни у его коллег. Самое время вспомнить Аль Капоне с его коронной фразой: «С помощью доброго слова и пистолета вы можете добиться гораздо больше, чем только одним добрым словом».
Еще раз подчеркну, что все блага, которыми обеспечивает сотрудников организация или лично менеджер, воспринимаются как данность, которая существовала во все времена.
Выводы
Так что же, «пряники» совсем не нужны в работе руководителя?
Конечно же, нужны! Но только очень важно понимать, что раздача их должна происходить после реализации поставленных задач, завершения проектов и выполнения договоренностей. Именно такой подход является правильным и работает самым главным мотиватором для сотрудников. Выполняешь задачу – получи «пряник», не выполняешь, получи «кнут». Именно это и есть прозрачная система управления.
Помните, как Спиридон Спиридонович? Отвлекся на уроке – получи «кнут», уходи с занятия и явись в школу с родителями. Учишься правильно – получи «пряник», вот тебе поступление в престижный ВУЗ и лучшие знания по химии на своем курсе.
Желаю вам правильных руководителей, своевременных «кнутов» и вкусных «пряников» после выполнения всех поставленных задач!
Этот текст опубликован в рамках конкурса «Большая игра-2014» ― литературного состязания авторов, работающих в жанре Non fiction. Номинация «Карьера». В конкурсе могут принять участие авторы, зарегистрированные в Сообществе менеджеров E-xecutive.ru (независимо от срока регистрации), приславшие свои публикации на content@e-xecutive.ru с пометкой «конкурс Большая игра-2014» и указанием номинации в поле «Тема письма», или выложившие их на портал самостоятельно с пометкой «конкурс Большая игра-2014, номинация такая-то» в период с 10 февраля по 1 декабря 2014 года включительно.
Максим Батырёв пишет:
''Желаю вам правильных руководителей, своевременных «кнутов» и вкусных «пряников» после выполнения всех поставленных задач!''
Вроде бы всё правильно:''дисциплину надо поднимать''.
Но если говорить о современных ''кнутах'' и ''пряниках'' , то есть
понятие внутренней мотивации работника и при современной
организации труда работнику не нужен административный ''кнут''
и ''пряник''...человек знает свою работу и зарабатывает сам
себе на ''пряники''.
Есть разное понимание ''командного управления'' :
в одном случае это от слова ''командовать'', раздавая на лево и на право...
а во втором , от ''команда'' , построенная на понимании целей и друг друга.
Насмотрелся ,как работают частники в США: ни секунды простоя
и без чаевых.
Хорошая статья!
В правильной компании - правильная система мотивации персонала, в остальных - искажённое использование ''кнута и пряника''.
а что нового в статье?
Все новое это подзабытое старое. Обратили внимание на одну из проблем управления
''В правильной компании - правильная система мотивации персонала, в остальных - искажённое использование ''кнута и пряника''.''
Глубокомысленно. Сентенция в духе ''в правильном все правильно, а в неправильном все неправильно.''
Идея ''кнута и пряника всегда'' сводится к соблюдению баланса между одним и другим, причем точка баланса ни когда не находится в устойчивом равновесии, другими словами этот метод бесполезен, а успех - иллюзия, много сил тратится на соблюдение баланса.
Суть метода сводится как правило к реальному кнуту (штрафы, наказания, коллективная ответственность) и виртуальным (не денежная мотивация) пряникам. Факт, отсутствия премии (уже есть отрицательная мотивация), необходимо подкреплять обратной связью лучше в формате stop-start-continue для определения сотруднику траектории достижения успеха.
Лучшую мотивацию дает связка достойная оплата (вранье что размер не имеет значения) по KPI и управление через обучение-наставничество. Да и KPI должны быть из job description, то есть реально такие на которые влияет сотрудник.
А сея статья лишь отражает неуемное желание казнить и миловать. Характерно звучит обозначение объекта управления ''своих людей'' Это не ''ваши люди'' это сотрудники ... со - трудники.
Спиридон Спиридонович как ''настоящий менеджер'' требовал результата, а судя по статье получил репутацию и авторитет так как умело пользовался кнутом ...
Гораздо большего можно добиться умело пользуясь пряником, что безусловно на порядок сложнее чем виртуозно щелкать кнутом. Очень сложно быть позитивным без лубка и банальности, гораздо проще прослыть суровым начальником ''ориентированным на результат''
Хочешь узнать человека - дай ему власть.
В статье на очень актуальную проблему автор забыл упомянуть про самое главное - внутреннюю мотивацию.
Если человеку нравится то, что он делает, его эффективность при должном вознаграждении (не обязательно очень высокая зарплата) будет высокой . Если же он чувствует дискомфорт (не любит то, что он делает; не нравится коллектив, руководство; надоели постоянные штрафы за те или иные просчеты/промахи), то вся его эффективность будет на уровне ''главное - выполнить поставленный план''. И никакие бонусы или штрафы не заставят человека работать эффективнее, если он ненавидит свою работу, но все равно продолжает ходить на нее по ряду причин (высокая зарплата, необходимость обеспечивать семью, неуверенность в себе, etc.)
Просто на фоне смены поколений - действительно, огромное количество молодых менеджеров не умеют пользоваться кнутом и пряником. Пряник для них кажется более простым путем - так как не имеет конфликта, в основе же управления кнутом - заложен конфликт! Мы не будем говорить о том, что неумелое пользование ни первым, ни вторым - это плохо(т.к это должно быть понятно всем, перекосы и в одну и в другую сторону неправильны)
Но, что действительно очевидно, что сейчас, на рынке присутствует контрастное разделение возрастов. Опытных менеджеров, которые умело пользуются и кнутом и пряником - мало, потому что много молодых менеджеров.
Чтобы найти правильный баланс кнута и пряника, каждому менеджеру необходимо пройти свой путь. Этот баланс с ''кандачка'' не дается ;)
Согласен с автором в том, что дисциплина позволяет достичь результата, позволяет воспитать лидеров, позволяет достигать долгосрочных целей. Согласен и с тем что у нас еще в целом пока слабая культура обратной связи. Сотрудники должны понимать, что удары кнута полезны для них прежде всего и воспринимать их как базу для профессионального роста. Руководители должны объяснять за что бьют, иначе вырабатывается синдром выученной беспомощности(который в своих трудах описал Павлов, экспериментируя на собаках).
хорошая статья. А вот ожидания некоторых комментаторов, что каждая хорошая статья - это заявка на нобелевскию премию мне кажутся слега завышенными.