Как превратить стартап в бизнес с выручкой 9 млрд рублей

Отдавать задачи на аутсорс — обычная практика для современного бизнеса. Многие это понимают и запускают собственные стартапы, чтобы заработать. Находите идею, решаете конкретную боль, становитесь частью бизнес-цепочки. На первый взгляд просто. Но как же все происходит на самом деле? Из каких этапов состоит путь развития бизнеса?

1. Придумать идею

Все начинается с поиска ниши. Это может быть сектор B2B-отношений, до которого еще не добралась автоматизация, или сегмент с готовыми, но недостаточно эффективными решениями, не закрывающими боли целевой аудитории.

Возьмем альтернативную занятость — растущий неконсолидированный рынок. Увеличивается количество самозанятых: в 2023 году их число уже достигло 10 млн человек, по данным Федеральной налоговой службы. На фоне дефицита кадров растет использование подрядных моделей, платформенной занятости, удаленной работы и проектных исполнителей. Компания PwC в 2020 году провела исследование по теме фриланса. По их данным, в 2020 году объем фрилансеров в России составлял почти 20% от всего трудоспособного населения, а финансовый объем рынка – $41 млрд (с потенциалом роста до $102 млрд к 2025 году).

Ситуация развивается на наших глазах последние несколько лет. Однако до недавнего времени инструментов для работы фрилансеров с бизнесом не существовало. Обеим сторонам приходилось довольствоваться устными договоренностями и надеяться, что тебя не обманут. Во время консультаций интернет-проектов по юридическим вопросам мы поняли, что для многих клиентов важно регулировать документооборот и выплаты сотрудникам.

Так, за четыре года до появления самозанятости и НПД появился наш продукт, который помогал фрилансерам и компаниям находить друг друга и работать в правовом поле. До 2019 года платформой пользовались преимущественно физлица: в основном веб-мастера и журналисты — затем появились возможности для самозанятых и индивидуальных предпринимателей.

2. Превратить идею в продукт

Одна из главных задач на начальном этапе — упаковать идею в продукт. Стоит сразу определиться, что вы хотите получить на выходе: маркетплейс, плагин, мобильное приложение или сайт-платформу.

Параллельно нужно понять, в каком сегменте вы работаете. Это важно, потому что в каждой IT-отрасли есть свои стандарты и тренды: чтобы оставаться конкурентоспособными, за ними следует наблюдать. Так, к запуску нашего продукта мы понимали, что работаем на пересечении FinTech, HR-Tech и LegalTech, причем пропорции этих составляющих постоянно менялись.

Любому технологическому стартапу в России на этом этапе важно решить ряд правовых вопросов. Определиться с налогообложением, трудовыми договорами и договорами подряда, возможным сотрудничеством с иностранными компаниями и выплатами за границу. Чтобы избежать проблем, лучше сразу проконсультироваться с профильными госорганами. Так, если продукт затрагивает деньги и банкинг — получить индивидуальные разъяснения от Минфина, например. Также стоит проконсультироваться с надежной и проверенной юридической компанией, например, уровня Baker McKenzie.

Путь от идеи до продукта очень важен и требует большого объема работы. Смотрите на него как на фундамент вашего дальнейшего роста и не пытайтесь «проскочить» побыстрее. Важно не только исследование продуктовых гипотез, но и правовая и налоговая обвязка продукта.

3. Протестировать продукт

Ни один новый сервис не застрахован от неудачи, даже если создатели четко определили задачи и боли, которые он должен закрывать. Причины могут быть разные: от высокой цены и низкой осведомленности до более выгодных альтернатив на рынке. Тем не менее начинать стоит с самого продукта.

Чтобы застраховать себя от «непродаж», лучше заранее протестировать продукт и проверить его на соответствие потребностям рынка:

  1. Проверить функциональность и качество. Возможно, в нем есть недоработки и проблемы, которые могут оттолкнуть клиентов. Проведите тестирование — соберите обратную связь от первых пользователей.
  2. Оценить актуальность и востребованность. Продукт может не решать реальные боли клиентов, не соответствовать их ожиданиям. Нужно изучить существующие исследования рынка и провести дополнительные, если нужно.
  3. Сравнить с предложениями конкурентов. Проанализировать их сильные и слабые стороны, изучить отзывы клиентов — и сделать лучше. При этом важно помнить про нормативную и налоговую базу.

Нужно понимать, что при необходимости можно будет вернуться к этому шагу и позже, после релиза. Однако дешевле будет сосредоточиться на нем заранее, до того как начинать продвижение.

4. Настроить коммуникации

Даже когда продукт готов, протестирован, отлажен и доведен до идеала, это не гарантирует быстрого взлета и прибыли. Вы проводите CustDev, и кажется, что ваше предложение всем интересно. Но не факт, что люди, которые обещали пользоваться вашим сервисом, действительно будут это делать.

Интерес бизнеса часто остается теоретическим и не конвертируется в сотрудничество, если не подключать грамотный маркетинг. Ваши потенциальные клиенты могут не доверять новым сервисам или банально не понимать, как они работают. Чтобы снять возражения и опасения, нужно долго и подробно рассказывать о своем продукте.

Молодые стартапы часто говорят о своем продукте страстно и самозабвенно — но на собственном техническом языке. К сожалению, решения в бизнесе принимают менеджеры, а они этот язык не понимают.

Вот несколько советов для того, чтобы успешно настроить коммуникацию:

  • Тестируйте маркетинговые сообщения на целевой аудитории ЛПР. Несколько разных вариаций сообщений в каждом пилоте.
  • Не бойтесь менять TOV и исправлять ошибки подачи.
  • Используйте соцсети: рассказывайте понятным языком, как устроен ваш продукт.
  • Готовьте экспертные статьи для медиа.

Конечно, для всего этого необходим опыт. Если у вас нет своей команды, обратитесь в агентство, которое работает с IT-клиентами и занимается продвижением их продуктов.

Наш вклад в коммуникации оправдал себя в пандемию, когда все перешли на удаленку. Благодаря постоянному присутствию в инфополе и узнаваемости, компания совершила рывок:

  • в 2019 году оборот составлял 2,7 млрд руб.
  • в 2021 году — 5,9 млрд руб.
  • в 2023 — уже 9 млрд руб.

5. Вовремя масштабироваться

Продукт работает, развивается, у компании копятся технологии и наработки, которые позволяют выйти за рамки устоявшихся предложений. Когда вы задумываетесь о масштабировании, проверьте несколько условий. Если они выполняются, можно рассматривать такую возможность. Вот эти условия:

  • Высокий устойчивый спрос на продукты и услуги, который компания не может удовлетворить в текущем масштабе.
  • Компания стабильно прибыльна, у нее достаточно средств для инвестиций в рост.
  • Выстроены эффективные бизнес-процессы, налажено управление, распределены зоны ответственности.
  • Сформирована сильная команда с высокой мотивацией, готовая к росту.
  • У компании есть конкурентные преимущества и, главное, востребованный продукт.

Обычно речь идет о трансформации B2B в B2E — интегрируемое enterprise-решение. Оно объединяет возможности API, SDK, веб-форм, бизнес-инфраструктуры и сервисов, создавая комплексный продукт для предприятий. Такие решения интегрируются с системами, которые уже использует бизнес, позволяя решать технологические, финансовые и юридические вопросы. Например, сейчас мы работаем над открытым технологическим стандартом, который позволит строить собственные сервисы для альтернативной занятости.

Кроме того, масштабирование может касаться выхода на новые рынки — реализация такой модели сложнее из-за нынешних реалий, но не невозможна.

6. Поддерживать популярность решения

Важный пункт вне зависимости от того, готова ваша компания к масштабированию или нет — поддержание должного уровня знания о продукте, его популярности.

Совершенствование организационных процессов и качества сервиса — это непрерывный процесс. Любой компании, которая хочет развиваться, необходимо постоянно следить за рынком и его участниками, анализировать конкурентную среду как на территории России, так и за ее пределами.

Для того чтобы поддерживать популярность сервиса, мы развиваем коммуникации с рынком и клиентами. Открыто и честно рассказываем об инновациях продукта, объясняем изменения в законодательстве и налоговом учете.

Для последнего, например, у нас есть отдельная команда налоговой поддержки как бизнес-клиентов, так и фрилансеров. Эта служба буквально заботится о пользователях: помогает понять, какие происходят изменения, произвести корректные отчисления налогов, сформировать нужные отчеты.

В заключение

Сегодня подходящее время для создания технологического стартапа, который сможет стать крупным enterprise-решением. Этому способствуют тренды на импортозамещение и автоматизацию всех процессов. Тщательно продумайте идею, сфокусировавшись на задачах бизнеса, превратите ее в продукт, протестируйте — и донесите простым языком до своей аудитории. Постоянно работайте над качеством продукта и дорастете до масштабирования: сможете запускать дополнительные сервисы и выходить на зарубежные рынки.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Бухгалтер, Иваново

Статья в стиле "надо делать как надо, как не надо делать не надо"

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Именно так думали Абрамович с Дерипаской...

Специалист, Новосибирск

Меня уже довольно сильно умиляет содержание подобных статей, потому что они обычно содержат, казалось бы, очевидные последовательности действий.

Например, как в этой:
1. Придумать идею
2. Превратить идею в продукт
3. Протестировать продукт
4. Настроить коммуникации
5. Вовремя масштабироваться
6. Поддерживать популярность решения.

Среди таких очевидных последовательностей теряется какой-либо оригинальный материал, который мог бы дать автор.

В результате читать скучно и неинтересно.

Что обычно отражается в комментариях, а жаль, могло бы что-нибудь более дивное и интересное получиться.

Я это не в плане принижения сделанного пишу, а в плане интересности содержания статьи, изюминки не видно.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
70% россиян хотели бы получить от компании медицинскую страховку

Сотрудники все больше ценят нематериальные бонусы, которые дают работодатели.

Boeing уволит около 17 тысяч сотрудников

Компания сокращает расходы на фоне массовой забастовки.

Средняя зарплата в Москве превысит 200 тыс. руб. в 2027 году, по мнению властей Москвы

Власти Москвы также ожидают умеренный рост потребительского сектора.

Большинству россиян не хватает двух дней в неделю для отдыха

Три четверти опрошенных хотели бы иметь возможность отдыхать три дня в неделю.