Вне штата, но в команде: как работать с самозанятыми

Пандемия коронавируса и меры по ограничению социальных взаимодействий серьезно изменили ситуацию на рынке труда. Форсированный переход к дистанционным формам работы, обусловленный требованиями соблюдения санитарно-эпидемиологического режима, заставил работодателей задуматься над пересмотром бизнес-процессов. Если до пандемии работа с самозанятыми исполнителями рассматривалась как заманчивое, но не очевидное и небезопасное решение, то теперь компании понимают, что многие задачи можно решить в таком формате даже эффективней, а снижение издержек позволит бизнесу быстрее развиваться.

Что надо знать про самозанятость?

Давайте разберемся, что же такое самозанятость, и как она регулируется законами Российской Федерации. Самозанятым считается лицо, которое получает вознаграждение за свой труд непосредственно от заказчика, не являясь при этом наемным сотрудником. Размер дохода самозанятого не должен превышать 2,4 млн рублей в год. Доход облагается налогом, который составляет 4% при работе с физическими лицами и 6% – при работе с компаниями. Если доход самозанятого превысит обозначенный законом порог, то он лишается своего статуса, но может продолжить работать как индивидуальный предприниматель при соблюдении всех формальностей и налоговых обязательств.

С конца прошлого года все регионы РФ разработали соответствующие документы о статусе самозанятого. По словам руководителя Федеральной налоговой службы Даниила Егорова, число самозанятых можно оценивать примерно в 1,7 млн человек. Исходя из анализа тех же официальных данных, можно говорить о том, что типичный самозанятый – это человек в возрасте от 20 до 35 лет (согласно данным ФНС, на самозанятых этой возрастной группы приходится 52% тех, кто платит НПД). Основные ниши, которые занимают самозанятые, это такси, доставка товаров, аренда квартир, репетиторство, ремонтные, маркетинговые и другие экспертные услуги. Есть определенные возрастные особенности: к примеру, молодые люди чаще оказывают IT-услуги, люди старшего возраста занимаются сдачей жилья в аренду.

Самозанятость и поколенческий сдвиг в экономике

Выход из «тени» в правовое поле такого числа людей – это показатель, который идентифицирует происходящий поколенческий сдвиг экономики, точнее сказать, шаг навстречу новым поколениям и их предпочтениям в организации собственного труда. И здесь смена подхода к занятости и легализация статуса фрилансера открывает большие возможности для исполнителей и бизнесменов.

В активную экономическую жизнь вступают представители поколения Z, для которых принятые в старших поколениях стереотипы постоянной занятости и работы по найму не столь актуальны. Временные и гибкие рабочие места больше не кажутся чем-то неправильным, компании все чаще нанимают независимых подрядчиков вместо штатных сотрудников.

Глобализация стала триггером для развития гиг-экономики, которая шаг за шагом замещает традиционную экономику работников, занятых полный рабочий день. В гиг-экономике многие люди работают неполный рабочий день или временно или в качестве независимых подрядчиков. В таких организациях принята гибкая организация рабочих мест (реальных и виртуальных).

Важно, что при всех плюсах новой системы, полное принятие обществом этого формата требует времени, чтобы как сами самозанятые, так и представители бизнеса, поверили в эту государственную инициативу, бизнес-процессы выстроились по-новому, а участники процесса научились доверять друг другу.

Самозанятость как новый фактор формирования бизнес-команд

Эксперимент с самозанятыми в России следует признать успешным. Но как понять, подходит ли такой формат работы вашей компании? Существует минимум три линзы, через которые необходимо «пропустить» ваш кейс, прежде чем принять решение о переходе от классического найма к работе с самозанятыми.

  1. Регуляторная составляющая: проверяем наличие потенциальных правовых противопоказаний к выполнению бизнес-функции самозанятыми.
  2. Целесообразность: не получим ли мы спад качества, управляемости, кибер или физической защищенности в результате преобразований, и что в долгосрочной перспективе будет итогом.
  3. Важно понять, насколько рынок труда готов давать качественных фрилансеров на требуемую бизнес-функцию. Есть много примеров, когда можно нанять самозанятого, но конкуренция на рынке труда за кандидатами настолько высока, что найти качественный персонал не удается.

Сотрудничество с самозанятыми целесообразно и рекомендовано, если общий рабочий процесс можно легко декомпозировать для выполнения фрилансерами, а также при некоторых условиях:

  • Сезонность определенных задач.
  • Ненормированность загрузки исполнителя в течение рабочего дня.
  • Когда экспертиза внутри компании может ставить четкие задачи для исполнителей вовне.

Поиск самозанятых на рынке труда аналогичен алгоритму, который принят при привлечении поставщика услуг. Важно правильно расставить акценты и предусмотреть соответствующие точки контроля. Правильным решением станет построение взаимодействия по процессному принципу, используя сетевые каналы коммуникации, направленные на взаимодействие, а не результат, что принято в компаниях с жесткой организационной структурой.

Работа с самозанятыми поможет интенсификации бизнеса в логистике, строительстве, грузоперевозках, клининге, обслуживании компьютеров – там, где не требуется постоянно содержать штат сотрудников. Но есть и риски.

О чем следует помнить, привлекая самозанятого

Динамика развития ситуации в экономике такова, что число самозанятых будет только увеличиваться. Соответственно, все больше компаний будут взаимодействовать с самозанятыми. Привлекая к выполнению заказа самозанятого, нужно помнить о том, что законодательно прописан запрет на взаимодействие с теми исполнителями, которые были в штате заказчика. Но если потенциальный поставщик услуг до получения статуса самозанятого работал с будущим заказчиком по договору ГПХ, ограничений нет.

Государству здесь важно предотвратить попытки манипуляции с налогами, в которых трудовые отношения спрятаны под личиной гражданско-правовых. Проблема состоит в том, что есть неопределенность с набором критериев, которые требуют заключения трудового договора, а в каком случае можно работать с самозанятым исполнителем.

Излишнее рвение фискалов может серьезно осложнить жизнь предпринимателя, решившего перейти к гибким формам организационного дизайна предприятия. Из-за пробелов в нормативно-правовой базе компании не хотят наживать себе лишних проблем, опасаясь привлекать самозанятых к выполнению работ. Страх быть обвиненным в маскировке действующих сотрудников под самозанятых мешает использовать гибкие формы организации занятости.

Рассмотрим пример, когда сотрудничество с самозанятым может привлечь излишнее внимание фискальных органов. Получив деньги, самозанятый формирует в приложении «Мой налог» чек и передает его заказчику. В чеке указываются оказанные услуги и ИНН заказчика. Такой документ является основанием для того, чтобы при учете внести данную сумму в расходы. Если расчет произведен безналичным способом, то процедура требует времени. Важно, чтобы чек был сформирован и передан заказчику до 9 числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором произведены расчеты. Если этого не произойдет, то компания-заказчик не сможет внести сумму в расходы, так как чек из «Моего налога» является основным документом при взаимодействии с самозанятыми.

Есть неблагоприятные варианты развития сценария и для самозанятого. Во-первых, на самозанятого ложится бремя поиска заказчика, ценообразования и обсуждения критериев оценки результата работы. Во-вторых, не все самозанятые досконально знают свои права, у многих нет опыта самостоятельного взаимодействия с заказчиком, а значит, они могут столкнуться с нарушением своих интересов и манипуляциями со стороны заказчика. Договор об оказании услуг – это основной документ, который станет отправной точкой в защите поставщика от волюнтаризма заказчика. Если есть нарушения, то нужно смело идти в суд.

Нет универсальной рекомендации, как организовать эффективное взаимодействие между заказчиком и исполнителем. Сторонам процесса важно максимально честно и подробно расписывать порядок выполнения работ и не действовать по «серым» схемам. Если приходится часто сотрудничать с самозанятыми, то лучше настроить автоматизацию процесса работы с ними или воспользоваться специальными сервисами, которые помогают выстроить эту работу удобно, эффективно и безопасно. А самозанятые могут минимизировать свои риски путем выхода на фриланс-биржи, где проще найти платежеспособного заказчика, грамотно выстроить отношения с ним и гарантировать свой доход.

Организованная самозанятость

Завершая, отмечу, что гибкие формы организации компании способствуют расширению возможностей для ведения бизнеса. Привлечение самозанятого позволит заказчику учитывать конъюнктуру рынка и тем самым повышать свою привлекательность по сравнению с конкурентами, работающими по классическим управленческим схемам.

Привлекая к выполнению самозанятого, не нужно бояться, что заказ будет взят неквалифицированным исполнителем. При классической работе с поставщиками услуг есть возможность проверить репутацию компании, организовать тесты, оценочные центры и прочее. В случае с самозанятыми действуют иные схемы: цифровизация облегчает поиск квалифицированного исполнителя через соответствующие платформы, где посредством внедрения системы рейтинговых оценок возможно однозначно выбрать лучшего исполнителя.

Прошедший год показал: работать можно не только в офисах. Гибкость в организации бизнес-процессов стала одним из критериев адаптации к новым реалиям. Чтобы минимизировать негативные итоги месяцев запретов и ограничений, компании могут перенастроить бизнес-процессы в сторону большей гибкости при подборе персонала, и определении приоритетов HR-политики. Эффективное взаимодействие с внештатным персоналом станет еще одним шагом к сохранению бизнеса в непростых условиях, и его успешной адаптации к условиям гиг-экономики.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Аналитик, Москва

Автор очень верно написал про Договор об оказании услуг! Этот фактор нужно учитывать и работнику и работодателю. Сошлюсь на свой пример. Работал я у туроператора программистом. Сезон закончился и мне предложили перейти на ГП договор. Я объяснил директору, что в штатной команде я мог довольствоваться обычным "сделай так, как я хочу" и методом приближения, тестирования мы получали результат. По договору я буду требовать полного технического задания, на разработку этого ТЗ нужно время и это я буду неявно включать в расценки. А кто будет писать ТЗ? Я или вы? А как вы будете заниматься поддержкой моих разработок? А как будете делать апдейт? А как будем искать виновника простоя? 

Но директора это не смутил. Пока не подошла очередная необходимость доработки. За первый же заказ они честно расчитались раза в два большей суммой. Правда дальше отношения не сложились и они стали искать нового штатного сотрудника "без претензий". А потом развалились.

Штатный работник сильно связан корпоративными отношениями, компромиссами, товарищескими неформальными сделками. А самозанятый опирается только на упомянутый договор об оказании услуг.  Это чрезвычайно важно!

Александр Ковалёв +2923 Александр Ковалёв Инженер, Омск

Редко когда приходится кого-то хвалить, но здесь автор хорошо сделал свою работу. 

Немного критики только по паре моментов: 

Прошедший год показал...

Последний абзац лучше было бы не описать, весь кайф от прочтения обламывает. Тут и без этого кто прочитал, тот сделал свои выводы, кто всё понимал до этого, тот и остался при своём, а кто ничего так и не понял, тот и не поймёт - ему следует набраться умения договориваться с людьми. 

Риски и сомнения по качеству работ по самозанятым немного с фонаря, но делается дисклеймер и это поправляет. Радует, что автор даёт правильный совет для тех, кто сомневается в их работе, и посчитает достаточным сделать работу прозрачной. 

Риск потери управляемости - следовало бы дополнить уже в комментариях. Особенно если ответственность и обязательства сторон не прописаны в договоре. В конце концов все мы люди и иногда делаем ошибки. 

Последнее, что хотелось бы сказать: 

Нет универсальной рекомендации, как организовать эффективное взаимодействие между заказчиком и исполнителем. Сторонам процесса важно максимально честно и подробно расписывать порядок выполнения работ и не действовать по «серым» схемам. Если приходится часто сотрудничать с самозанятыми, то лучше настроить автоматизацию процесса работы с ними или воспользоваться специальными сервисами, которые помогают выстроить эту работу удобно, эффективно и безопасно. А самозанятые могут минимизировать свои риски путем выхода на фриланс-биржи, где проще найти платежеспособного заказчика, грамотно выстроить отношения с ним и гарантировать свой доход.

Классный абзац! Сам бы лучше не написал. Хочется только отметить, что как раз "специальные сервисы" и "фриланс-биржа" здесь должны быть синонимы. В конечном итоге, всё к этому стремится - деловая площадка позволяет самозанятому найти клиента в автоматизированном процесе, лишая его необходимости перебирать объявления, а заказчику найти исполнителя максимально подходящего под его требования или закатить губу и снять розовые очки. Тогда получается, что автоматизация этого процесса и есть задача биржи, а не заказчиков. 

В остальном статья очень понравилась, особенно в том как автор верно подмечает интересы сторон. Такой человек далёко пойдёт! 

Руководитель проекта, Воронеж

согласен с автором: Договор ключевой момент качественного и взаимовыгодного взаимодействия.

Управляющий директор, Москва

Знаю реальную историю, когда перевод части персонала в статус самозанятых разрушил контору. А все потому, что до перевода,  специфика управления и поведения топов была исключительно  диктаторской. В статусе подчиненных персонал это еще  "глотал", а в статусе самозанятых отказался... Управление этой ощутимой частью сотрудников "отключилось", причем от слова совсем...руководить "по новому" топы и собственники не могли , а старые методы уже не прокатывали. 

Директор по развитию, Санкт-Петербург

Очень хороший материал, спасибо автору.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

а применима ли схема самозанятого, если услуги оказываются иностранному заказчику? как быть с его ИНН? 

Руководитель группы, Москва
Любовь Поротникова пишет:
а применима ли схема самозанятого, если услуги оказываются иностранному заказчику?

Насколько я поняла, применима: если российский самозанятый оказывает услуги иностранной компании, то он в России платит свои 6% налога.

Сколько налогов платит у себя иностранный заказчик, зависит от законодательства страны заказчика. Во многих странах нет отдельного налогового режима самозанятости: если компания из такой страны заключает договор с российским самозанятым, это считается обыкновенным заключением гражданско-правового договора с физическим лицом, и тогда компания платит у себя в стране за этого самозанятого НДФЛ и страховые взносы. 

Генеральный директор, Турция
Елена Аронова пишет:
и тогда компания платит у себя в стране за этого самозанятого НДФЛ и страховые взносы. 

Елена :))) Добрый день! Вдумайтесь в то, что Вы пишите :))

Компания, например, в Лондоне, платит в бюджет Великобритании "НДФЛ и страховые взносы" за зарплату, которую у нее получает гражданин России?? :))))

То есть, Вы - англичанка, наняли русского на работу и должны платить те налоги, которые приняты У НЕГО в стране, но в бюджет СВОЕЙ страны???? :))

Еще нагляднее чтобы - в ОАЭ вообще нет такого налога, как НДФЛ....Там физлица не платят налоги со своих доходов....Но гражданин ОАЭ, нанявший самозанятого русского из Псковской губернии должен пойти и  заплатить принятый в России НДФЛ в бюджет своего эмирата, дыа?? :))

Как Вы себе это представляете? :)

Генеральный директор, Турция

Ладно, не буду ехидничать, а напишу сразу правильный ответ :)

В России:

Если в трудовом договоре написано, что местом работы сотрудника является иностранное государство, то его заработная плата не облагается НДФЛ, но при условии, что работник не признается налоговым резидентом РФ. Такая позиция отражена в письме Минфина России от 02.02.2021 № 03-04-06/6598.

В большинстве остальных стран - аналогично. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.