Отчеты аналитиков в начале 2020 года больше напоминали прогнозы футурологов — все компании массово перейдут на удаленку, а вместо сотрудников в виртуальные офисы выйдут цифровые копии — аватары. Пандемия действительно меняет формат рабочих пространств, но не так, как прогнозировали эксперты.
Одним из последствий пандемии стала самая масштабная трансформация офисного пространства за последние 20 лет. Тысячи компаний переводят сотрудников на удаленку, перекраивают привычную планировку офисов и учатся дистанционно выстраивать корпоративную культуру. Аналитики Gartner выяснили, что как минимум 82% топ-менеджеров рассматривают вариант дистанционной работы. В России летом более половины руководителей перевели хотя бы часть сотрудников на удаленку. Microsoft, Facebook, Google и Dropbox объявили, что навсегда переведут часть штата на работу из дома.
Аналитики полагали, что этот тренд продолжит набирать обороты. Акции Zoom и Slack взлетели, а разработчики виртуальных офисных пространств и площадок для мероприятий стали привлекать миллионы долларов от инвесторов.
В 2020 году мы наблюдаем самый масштабный эксперимент по переходу на удаленную работу, но первые результаты показывают — удаленка не станет массовой и повсеместной. Людям не хватает личного общения и контакта, баланс между работой и личной жизнью стирается, и это ведет к выгоранию. Вероятно, мир еще не скоро вернется к оживленному формату open office, поскольку он давно изжил себя, но и полностью отказаться от офисов не получится. Разберем четыре главных тренда, которые повлияют на рабочую среду в 2020-е.
Flex-офисы: гибкость, модульность и адаптивность
В Москве спрос на офисы упал до 14-летнего минимума, а в Петербурге объем сделок на рынке офисной недвижимости с начала года снизился на 30%. Казалось бы, это подтверждает прогнозы аналитиков. Однако с падением спроса столкнулись владельцы традиционных офисных пространств. Сервисные офисы и коворкинги, напротив, набирают все большую популярность и на них приходится треть от общего объема сделок в 2020 году. В целом, с января по сентябрь спрос на flex-офисы вырос на 60% в сравнении с прошлым годом. Причем тренд прослеживается по всему миру: в России, Европе, США. Например, американская компания WeWork, которая сдает в аренду гибкие офисы и пространства в коворкингах, начала восстанавливаться после череды финансовых проблем и неудач.
Особенность flex-офисов — это гибкие условия аренды, возможность кастомизировать планировку и подключать несколько модулей. Например, можно добавлять или убирать рабочие места, проводить перепланировку с учетом норм социальной дистанции или переоборудовать open office в конференц-зал или лекторий. Прежде такой моделью интересовались стартапы, но теперь на нее обратили внимание и крупные игроки. Многие из них заключили долгосрочные контракты с арендодателями и не могли скорректировать условия договора — из-за этого в период карантина им приходилось платить за аренду пустующих помещений. К примеру, в Британии, по оценкам аналитиков, до 70% расходов на аренду офисов уходит впустую, поскольку сотрудники работают из дома. Это приводит к росту рынка субаренды: крупные арендаторы передают часть площадей посредникам в обмен на долю в выручке, а те сдают офисы другим клиентам.
Децентрализация и офисы-спутники
Еще один тренд, драйвером которого стала пандемия, — это децентрализация. Компании понимают, что в условиях неопределенности аренда больших площадей в крупном бизнес-центре или расширения головного офиса представляет дополнительный риск. Но полностью перейти в онлайн корпорации тоже пока не готовы. Это заставляет многих искать более выгодные предложения на рынке. Например, открывать рабочие пространства дальше от центра или в пригородах. Так, многие IT-компании отказались от расширения офисов в Кремниевой долине и планируют открыть подразделения-спутники в регионах. Amazon планирует вложить $1,4 млрд в коворкинги для удаленных работников в Денвере и Детройте.
Децентрализация позволяет компании владеть одной штаб-квартирой в крупном городе и управлять десятком распределенных офисов-спутников по всей стране и даже миру. Подобную систему можно внедрять и на уровне одного города — например, организовать головной офис в центре, а в более удаленных районах открыть мини-подразделения.
Работникам не придется тратить время на дорогу до офиса, при этом они смогут встречаться и общаться с коллегами лично. А как показывают исследования, личный контакт важен для успешной работы в команде. Исследования показывают, что даже поверхностное общение помогает сотрудникам быстрее генерировать новые идеи и находить решения — это подтвердил эксперимент со стартапами в бизнес-инкубаторах.
Экосистемы и модель «офис как сервис»
Офис ближайшего будущего — это не кабинеты и переговорные комнаты, а экосистема, которая больше похожа на коворкинг или творческий кластер. Одной из первых этот тренд подхватила сеть кофеен Starbucks, которая к 2021 году планирует превратить свою штаб-квартиру в Сиэтле в пространство для совместной работы — с кафе и общими зонами, в которых сотрудники смогут свободно общаться и обмениваться идеями. Перед посещением офиса рабочую зону нужно будет забронировать — это поможет регулировать количество людей, которые одновременно находятся в помещении.
Компании все чаще будут открывать не офисы, а офисные экосистемы, которые выполняют целый комплекс функций. Например, интегрируют коворкинг-зоны с жилыми помещениями, в которых сотрудник может отдохнуть в течение рабочего дня или остаться на ночь.
Поскольку офисы становятся многофункциональными, растет спрос на сервисные системы — в первую очередь модель Office-as-a-Service (OaaS). Она позволяет компаниям арендовать не только пространство, но и набор сервисов «под ключ». В него могут входить услуги консьержа, кейтеринга, клининга и дезинфекции, а также программное обеспечение: хелпдески, системы контроля доступа, платформы для бронирования переговорных комнат и других рабочих зон.
OaaS-модель экономит время и помогает быстрее наладить процессы в новом пространстве и в новых условиях. Например, интегрировать биометрию или измерение температуры у сотрудников на входе в помещение — компании не придется решать эти вопросы, поскольку сервисный офис возьмет на себя все задачи.
Защита и безопасность
Еще один тренд, который повлияет на офисные пространства — это трансформация помещений с учетом новых требований к безопасности. Даже если в 2021 году появится надежная вакцина от коронавируса, а пандемию удастся остановить, забота о здоровье сотрудников останется одним из приоритетов для компаний по всему миру.
Компании уже переоборудуют офисы, устанавливая разметку для социального дистанцирования и системы дезинфекции. Растет спрос на системы фильтрации воздуха, перегородки из оргстекла, бесконтактные голосовые интерфейсы и устройства для УФ-стерилизации.
Поскольку тесные офисные пространства стали небезопасными, компании будут арендовать просторные помещения — поэтому сокращение арендованных площадей будет не таким существенным.
* * *
По прогнозам McKinsey, большинство компаний в будущем перейдет на гибридную модель работы — часть сотрудников будет работать дома, а часть — в переоборудованных офисах с новой планировкой и организацией рабочего пространства. Новый формат изменит не только корпоративную культуру, но и экономику в городах — децентрализация и гибридная система позволит людям более свободно выбирать регион и место проживания, а гибкие офисы помогут более эффективно выстраивать рабочий график. Большинство будет соединять удаленную работу с работой в офисе, что положительно скажется на продуктивности и экономике в целом.
Читайте также:
Отличный пример того, как событие во внешней среде начало менять запросы клиентов.
В итоге появляются новые продукты или добавляются новые характеристики к существующим продуктам.
Можно рассматривать как кейс для тех, кто занимается стратегическим анализом.
В качестве исходного инструмента можно взять SWOT-анализ.
Изменения во внешней среде (пандемия COvid) - макросреда.
Появлияла на изменения запросов клиентов - ближайшая внешняя среда.
Какие продукты стали предлагать компании в области офисного пространства - внутренняя среда.
Для построения "офиса будущего", как мне видится, необходимо прежде всего определить его ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ, то есть ответить на вопрос - для чего нужен свой офис?
Исходя из этого - уже определять, каких он будет размеров, какие зоны в нём будут, какая техническая "начинка" и с учётом прошедшего года - каееов будет потенциал его трансформации!
Не удивлюсь, если в обозримой перспективе появятся "капсюльные" рабочие ячейки и отомрут так долго насаждавшиеся Open Space.
Также меня удиивляет, почему до сих пор не востребованы автобусы - кабинеты, технических проблем для реализации нет... а толкаться в пробке в таком кабинете много комфортнее и толкуу больше, чем на заднем диване любого статусного бизнес-седана...
Все давно ушли на WFH, и это будет до 2024
Кто нацелен на офисы - вымрут
Ну вот, появиля повод для встречи в 2024 году, в офисе...