Стартовые восторги неофитов
В начале апреля в первые дни самоизоляции при общении с представителями экспертного сообщества преобладали «восторги неофитов». Мир, конечно же, «уже точно не будет прежним», поскольку сильно поуменьшится число желающих бессмысленно тратиться на аренду офисов, равно как и на перетаскивание в Москву перспективных кандидатов из других городов: «Пусть себе работает удаленно из своего условного Челябинска за челябинскую же, а не за московскую зарплату. К чему отныне все эти ненужные расходы? Nothing personal, just business».
Переход в онлайн обосновывался, в первую очередь, как железная бизнес-рациональность – улучшения P&L за счет сокращения/ликвидации арендных платежей и оптимизации ФОТ. Преобладало акцентированное карантином настроение, что удаленная работа – это абсолютный вектор дальнейшего развития человечества и «столбовая дорога прогресса» с уверенно идущими по ней «людьми будущего», просто потому, что это дешево или «тупо дешево», как говорилось в неформальном экспертном общении.
В этот «неофитский» период, продолжавшийся где-то до середины апреля, внимание, в основном, обращалось на технические и логистические детали – уровень владения цифровыми компетенциями «удаленщиков», техническую оснащенность домашнего рабочего места, разграничение рабочего и семейного пространства в условиях малогабаритной квартиры, требующих внимания вопящих детей, суетливых домочадцев и озверевших домашних животных. Оптимизм «рулил», и, казалось, все проблемы решаемы – вот только прокачаем цифровые компетенции своих «равноудаленных», вот дооснастим их кухонные хоум-офисы…
К концу первого месяца самоизоляции неофитских восторгов несколько поубавилось. По данным проведенного в конце апреля исследования НАФИ, 82% из тех представителей бизнеса, которые полностью или частично перевели штат на удаленный формат, отметили снижение эффективности сотрудников. Только 20% организаций были готовы сохранять режим удаленной работы для части своих сотрудников, 7% – для всех сотрудников.
А в середине июля 2020 года были опубликованы данные исследования РАНХиГС, подводящие некоторые промежуточные итоги эксперимента с «безофисной» удаленной работой. Согласно данным исследования, руководители отметили ухудшение качества организации работы и выполнения заданий в 35% случаев перехода на «удаленку» (против 6% случаев улучшения). Что же касается сотрудников, в возможность перевода части или большинства сотрудников полностью на удаленный режим после окончания пандемии верят только 14% опрошенных респондентов. Из опрошенных молодых сотрудников, предположительно более комфортно чувствующих себя в онлайне и обладающих необходимыми цифровыми компетенциями, лишь 10% готовы работать «только из дома». Большинство же опрошенных сотрудников назвали предпочтительным «гибкий комбинированный режим» – работа в офисе с возможностью несколько дней в неделю поработать из дома.
«Ты помнишь, как все начиналось…»
А начиналось все ровно с того, к чему затем пришли «методом тыка». Еще до всяких «коронакризисов» и самоизоляций «прогрессивная» часть российских компаний уже работала в системе «нежестких часов»: начало и конец рабочего дня – это совсем необязательно «минута в минуту» 09.00 и 18.00 (10.00 и 19.00) плюс возможность один-два дня в неделю поработать из дома. Принцип работы – важен качественный результат к жестко установленному дедлайну, а не отсидка офисных часов. Однако такой формат предполагает именно гибкость рабочего времени, а отнюдь не экономию на аренде или на ФОТ за счет оставления регионалов там, где им посчастливилось родиться, а заодно окончательно и уже вроде как бесповоротно пригодиться.
Можно, конечно, сказать, что все это – послезнание, и что задним умом мы все крепки… Но HeadHunter на рубеже 2018 и 2019 годов – за год до торжественного «коронования» эпидемиологической ситуации – провел исследования. Уже тогда 17% опрошенных респондентов работали удаленно, будучи штатными сотрудниками компаний, и 14% удаленно на фрилансе. А в такой индустрии, как маркетинг, PR и реклама в офисе работало лишь 44% опрошенных соискателей (32% работали удаленно, будучи фрилансерами, 24% работали удаленно, будучи штатными сотрудниками компаний).
Среди названных основных плюсов удаленки: возможность самостоятельно распределять свое рабочее время, экономия времени и денег на дорогу, возможность работать из другого региона/страны, возможность совмещать несколько работ одновременно, возможность совмещать работу с учебой, уходом за ребенком и т.п. Среди перечисленных основных минусов: нехватка очного общения по рабочим вопросам, ограниченный карьерный и профессиональный рост, много отвлекающих бытовых факторов, нехватка обратной связи от руководства/коллег, невовлеченность в корпоративную культуру компании. Как говорят на одной популярной FM-радиостанции с деловым уклоном: «все уже написано до нас».
Куда ведет «столбовая дорога прогресса»?
Бухгалтерского рода оптимизм в стиле «зачем же мы, дураки, раньше за аренду офиса платили» – в смысле бизнес-логики абсолютно нормален и оправдан. Действительно, в бизнесе, как только появляется возможность срезания расходов, их сразу же и срезают. Раз – и готово! Вот только поможет ли оперативно сделанная ампутация дальнейшему здоровому развитию организма компании? После первых восторгов в бизнес-сообществе начали чесать мыслящий овощ под названием «репа», задавая себе следующие неудобные вопросы:
- Возможна ли нормальная работа без ежедневного горизонтального взаимодействия сотрудников и неформальных обменов «неявным знанием» в пресловутых «разговорах у кулера»?
- Что такое командная работа в удаленном формате, и достаточно ли общения в Zoom-конференциях с булькающим звуком, регулярным пропаданием в эфире спикеров и тихим мышиным сидением участников в своих виртуальных норках с выключенными камерами и микрофонами?
- Что такое «корпоративная культура» на удаленке, если люди видят только аватарки друг друга и постепенно начинают забывать внешний облик, стилистику и, главное, набор рабочих идей коллег, которыми те привыкли делиться за чашкой офисного кофе или же сигаретой во время совместного перекура на крыльце офиса?
Первыми в ступор впали именно «люди будущего» – IT-разработчики из Кремниевой долины. Уж им «продвинутых цифровых компетенций» вроде как не занимать. Тем не менее, на удаленке дело по разработке новых IT-продуктов и решений изрядно встало. Почему? Да потому, что основной «фишкой» работы в компаниях и стартапах Кремниевой долины было именно горизонтальное face-to-face взаимодействие и обмен идеями – делиться и обсуждать, доказывать, яростно спорить, демонстрировать свое эго, амбиции и оригинальные ходы мысли, пока не будет предложено лучшее прорывное решение. А теперь представим то же самое действо в Zoom-конференции: ээээ…буль-буль…ээээ….буль-буль…храп из окошка со случайно не выключенным микрофоном.
Вообще, когда восторженно говорят о «будущем», лучше всегда посмотреть, а что с этим самым «будущим» происходит в Кремниевой долине. Известно, что сапожник всегда без сапог. Пока все с придыханием говорят о digital natives из поколения Z и идущем на смену поколении Альфа – обо всех этих родившихся с «гаджетами в распашонках» – среди айтишников Кремниевой долины стало модным отправлять своих детей в Вальдорфскую школу, где полностью запрещено пользоваться любыми гаджетами аж до восьмого класса!
Вернемся к теме командной работы и сохранения корпоративной культуры на удаленке. Получив эмпирической опыт нескольких месяцев, можно констатировать, что команда медленно, но верно начинает атомизироваться. Коллектив с определенным набором корпоративных ценностей постепенно превращается в аморфный пул фрилансеров: ковыряю в хоум-офисе свое индивидуальное задание, что слева и что справа – не вижу, и если честно, уже как-то и не очень этим интересуюсь.
Любопытно, что дольше всех держатся команды, работавшие и раньше в режиме полусвободного посещения – у них изначально была «прокачана» ответственность и автономность. Но и их ресурс не безграничен. После 3-4 месяцев «одиночного плавания» атомизация, как правило, начинает тихо разъедать и их, ибо возможность не ходить в офис 1-2 дня в неделю несколько нетождественна невозможности туда ходить вообще.
Ходить в офис – это снова привилегия?
«Тебе повезло, ты не такой как все…». Далее по тексту. История, как и мода – вещь цикличная. Вот, например, еще совсем недавно казалось, что носить кроссовки в сочетании с платьем или пальто – редкая дикость и варварство. Теперь вот носят, и даже считают такое сочетание стильным. Те, у кого память подлиннее, помнят, что так носили и на стыке 1980-1990-х – пламенный привет продвинутым «зумерам» от пещерных людей эпохи «лихих 90-х»!
С работой в офисе примерно такой же «кондратьевский» длинный цикл. В начале «нулевых» – ставшая мемом песня Шнура. В конце «нулевых» и всю первую половину «десятых» – саратовские страдания по поводу «офисного рабства» и сочинение ничем не подкрепленных обильных легенд про сладкую и вольную жизнь фрилансеров (80% из которых – это классический прекариат, судорожно пытающийся свести концы с концами и не залезть в глубокие долги). Теперь, вот, снова: работа в офисе и офлайн – это привилегия и премиум. Постоянные рабочие места есть только для «постановщиков задач». А «рабочие муравьи» трудятся дома на кухне и тихо сидят в своей зумовской онлайн-норе с немытой головой и выключенной камерой, пока их не попросят отчитаться о проделанной работе (камеру все равно не включают, поскольку светить немытой головой и отсутствием макияжа – это неудобняк).
Собственно, офис важен не как энное количество арендуемых квадратных метров, и не как «место, где сидеть» в рабочие дни недели. Это место коллективного взаимодействия, а человеческий вид Homo Sapiens сформировался именно в результате такого взаимодействия и коллективного сторителлинга. Нет этого взаимодействия – и человек из местами бодрого, а местами сварливого сапиенса превращается в «мыслящий тростник», которому с каждым днем мыслить хочется все меньше и меньше. Казалось бы, простая и понятная бизнес-рационализация – отказ от ненужных затрат, воспринимаемый как глобальный тренд и вектор дальнейшего развития бизнеса, – обернулась ни больше ни меньше покушением на саму человеческую природу и проектом социального инжиниринга, по своему замаху и хромающей осуществимости сопоставимым разве что с пресловутым «воспитанием нового советского человека».
Вместо эпилога: не будем, однако, нагнетать…
Сильно раздувать «антиудаленочный» пафос не особо перспективно. Во-первых, на этой теме все, как говорится, уже «оттоптались». Во-вторых, позиция эдакого упоротого «луддита», пытающегося грудью встать на пути развития технологий, по определению уязвима. Давайте честно признаем, что во все времена и эпохи были свои «кустари-надомники». Правда, пикантность нынешней ситуации состоит в том, что если раньше технический прогресс выдавливал «кустарей-надомников» на обочину (взять хотя бы невеселую судьбу упомянутых луддитов), то теперь благодаря развитию технологий всех норовят в добровольно-принудительном порядке массово записать как раз в эти самые надомники. Такой вот элегантно-неожиданный кульбит!
Но в целом, все как-то справляются. Ряд компаний, в том числе и крупных, решили до осени продлить удаленный или смешанный офисно-удаленный режим работы. Во многих компаниях энный процент сотрудников сам попросил руководство оставить их работать из дома на неопределенно долгий период. Логики здесь понятны. Работа из дома подходит мамочкам с детьми, а также глубоким интровертам, коих немало среди представителей таких профессий, как, например, линейные / «нетворческие» айтишники, медитирующие возле сервера, бородатые / лохматые аналитики в клетчатых рубашках, письменные переводчики, низовые бухгалтеры и базовые юристы. Список можно продолжить. Также можно смело оставлять вне офиса представителей профессий, которые по работе не особо друг с другом коммуницируют и не создают синергию горизонтальной кооперации и кросс-опыления идеями, советами и лайфхаками. Например, сотрудников колл-центров, менеджеров по продажам, продающих какой-то стандартный однотипный продукт, монотонно при этом озвучивая написанный им типовой скрипт, а также пресловутых «девочек-дизайнеров».
Ряд работодателей с мнением, что весь корень бед лежит сугубо в лени и разболтанности сотрудников, увидев снижение эффективности во время перехода на удаленную работу, решил поднажать на дисциплину. Философия «таймеринга» – жесткая фиксация наполненности работой каждого рабочего часа сотрудника – процветавшая в изрядной доле российских компаний в «офисную» эпоху, была перенесена и на удаленку. Были установлены специальные приложения, позволяющие следить, находится ли сотрудник за компьютером, что у него в данный момент на экране, с какой частотой и по каким клавишам он ударяет. Что можно сказать… Еще в эпоху рабовладения было зафиксировано, что добиться того, чтобы раб не работал плохо – задача вполне решабельная, а, вот, чтобы он работал хорошо – увы, уже нет.
Границы возможностей удаленной работы будут протестированы в процессе увлекательного перетягивания каната между онлайном и офлайном. На одной стороне – экономия, меркантильность и маржинальность бизнеса, на другой – человеческая природа (Sapiens формировался в процессе горизонтальной кооперации групп охотников и собирателей, а также живого и увлекательного обмена сплетнями об охоте, рыбалке и личной жизни, а не сидения кустарей-одиночек по отдельным и сильно удаленным друг от друга маленьким пещеркам).
Экзальтация по поводу «дивного нового мира» в связи с предполагаемым массовым переходом человечества на удаленку в чем-то схожа с восторгами молодого поколения в развитых странах по поводу так называемых «коливингов». Оказывается, при покупке/аренде жилья рационально и экономно платить лишь за свою небольшую жилую зону, а вот «места общего пользования» и «пространства социализации» могут предполагать и дисконтированный шеринг. Браво! Миллениалы и «зумеры» открыли дремотному человечеству коммуналку!
Фото: freepik.com
Читайте также:
))))))))Статья для тех, кто работу на телефоне называет удаленкой.
У вас господа, как не было порядка в процессах так его и не стало. Более того события усугубились тем, что неорганизованные стали еще и недоступными.
Начнем с того, что вас предупреждали, что управление делится на проектное (развитие) и процессное (текущая работа). Если с организацией процессов у вас все в порядке, то текущую работу все равно откуда вести - из офиса, из дома, из коворкингцентра. Выбирайте, что кому ближе и удобнее (см. картинку к статье).
То что касается проектов развития, создания новых рабочих процессов, которыми занимается не более 10 процентов от управленцев, то превести их на удаленку крайне сложно из-за почти полного отсутствия на рынке людей способных организовать себя в режиме работы над проектом удаленно. Тут только офис, ребят.
Экономия на зп это еще одна ловушка для алчных. Какая вам разница, где живет сотрудник, - платите ему как будто он в вашем офисе. Может ему нужно рабочее место в коворкинге арендовать.
Особенно повеселило название. Выходит бог создал человека, что бы тот сидел в офисе. Спасибо ребят, за хор настроение!
Ого! Михаил Кузнецов за офис! Аллилуйя на! Я не верю своим глазам... Неужели, это я его увещевал и он перековался...
ДЛя менеджеров формата "Народная компания" уже подписали указ об их совместном проживании-работе на единой жилплощади. Едином ведении натурального хозяйства, общих женах и т.д. (См изменения в конституции, раздел ДОМ-3).
Алексей, спасибо! Интересно! Остроумно!
Только я начал закпиать от нагнетания, как тут же был Вами, то есть автором, остановлен: не будем нагнетать, )))
Очень понравилось это:
Да, многие руководители (я их называю начальниками, но не руководителями, не организаторами) хотели бы взяться за привычную плётку с узелками.
Но я постоянно выступаю со следующей позиции. Да, удалёнка не панацея, удалёнка не универсальный способ.И согласен с Вами, что давно известна "система «нежестких часов»". Всё так. Если мы рассуждаем с точки зрения получения максимального результата в деятельности организации, то гибкая организация "на доверии" - лучший способ. К этому и идём. Идём чрезвычайно трудно и в первую очередь из-за неумения руководителей орагнизовать такой вариант работы. Даже в условиях пандемии число таких компаний крайне мало. И с нетерпением ждут, когда же появится возможность привычных разносов, совещаний, выговоров и интриг. Это же такой наркотик! Это же как для больших чиновников "мигалка" на крыше автомобиля: не знаю, для чего, но очень спешу. Хотя все его аксессуары "большого человека" вполне заменит мобильный телефон и хороший трафик.
21 век, совершенно новые возможности. В сравнении даже с двадцати и тридцатилетней давностью - просто чудеса! Я могу проводить переговоры не вылезая из-за руля!
Не использовать эти новые возможности - преступление. Но их нужно просто отрегулировать, на мой взгяд. Не надо всех стадом на удалёнку. Но не нужно вынуждать программиста кататься по городу в пробках, только потому что начальник ничего не понимает в программировании. Кстати, помните широкие дискуссии, в том числе и здесь лет 10 назад: должен ли ИТ-директор уметь программировать? Я и тогда считал, что не просто должен, но и обязан. Увы, видимо к власти пришли те, кто считал по-другому. И не может организовать элементарную систему "нежёстких часов".
Да ладно Вам, Сергей! )))
Кузьма очень дельные вещи пишет. Причём, на мой взгляд, ни за удалёнку, ни против. Он за реализм:
И он здесь очень даже прав!
Анатолий , реализм заключается в том, что если хочешь быть эффективнее конкурента, то альтернативы удаленке нет. Поэтому концептуально я за удаленную работу. Ну просто сердце кровью, когда вижу что туда пытаются влезть компании у которых управление это окрик и тычок в зубы. Ну как они на удаленке будут наводить порядок среди тупых и необразованых?!
Делов-то! При оформлении на работу - это в офисе компании- надевается неснимаемый браслет, его ношение прописывается в договоре о дистанционном характере работы, в браслете - сирена и электрошокер, работающие в регламентированное договором время суток...Вот тебе и окрик, и тычок...
Побежал патентовать устройство, а то вторую волну обещают!!!
Каждая компания должна реально оценивать свои возможности работы как в офисе, так и на удаленке. Не всем удаленка подходит, не все можно на нее перевести( но многое). Все зависит от владельца. Как организует - так и будет работать. А то, что сотрудники расхлябаны - да, если таких наняли. ДЛя удаленки нужны самоорганизанованные единицы, над которыми не нужно стоять с палкой. Мы работаем уже 8 лет без офиса вообще и встреч с клиентами. Главная сложность - найти этих самоорганизованных. 2-3 тыс резюме в год - 1 -2 сотрудника. Это наш опыт. Но мы им довольны.
В том то и дело, что беда удаленной работы в том, что зачастую, сами руководители не могут элементарно поставить задачу. И самое страшное, что они вряд ли в этом вам признаются. А уж отсутствие навыков использования облачных пространств и прикладных программ для планирования, постановки -делегирования задач и контроля исполнения задач в устанволенные сроки - просто тихонечко удивляет. Что вы там говорите про технологии, про искусственный интеллект, про омни, когда элементарно с CRM, какой CRM, с гугл документами справиться не умеют. "Корона" показала реальную IT грамотность "офисного (и не только) населения", которые, как я уже рассказывала однажды здесь, оказались "Продвинутыми пользователями во ВКонтакте" (реальная история из разговора с нанятым сотрудником). Я в шоке. Я разочарована настолько, что не понимаю, зачем всё это разрабатывать дальше, если этим мало кто умеет пользоваться. Офис? Удаленка? Зум? Вопрос встает вообще зачем вам всё это, если нет прикладных знаний? То есть, есть знания, а как их прикладывать не знаем? Беседы в курилке? Горизонтальный обмен знаниями? Какими? Какую кнопку нажать в crm Битрикс, чтобы быть в группе добавленных админом?