Кто, как и зачем доносит в российских компаниях

Сижу, работаю, проверяю донесения министров друг на дружку.

Король («Обыкновенное чудо»)

Что такое донос?

Сразу оговорюсь, что я не вкладываю в это слово никакого осуждающего смысла. Я определяю донос, как информирование хозяина о негативных событиях или настроениях в компании, если контроль за этими событиями и настроениями не входит в служебные обязанности информатора.

С точки зрения здравого смысла здесь нет ничего предосудительного. Почему бы людям не выразить свою обеспокоенность, например, положением дел с трудовой дисциплиной или плохой работой того или иного сотрудника? Я именую сообщаемые сведения «доносом» по одной-единственной причине: ими делятся не с коллегами или родственниками, а с хозяином, то есть с человеком, который может карать и миловать, а не только морализировать на тему чьей-то недобросовестности.

Моральная оценка подобной информации зависит от того, на какой стороне баррикады вы находитесь. Если работник сообщает, что его коллега берет откаты от поставщиков, то для хозяина это не донос, а свидетельство неравнодушия к интересам компании. Поэтому хозяин относится к доносам, как к полезной информации, которая позволяет снизить убытки, выявить и наказать нерадивых и некомпетентных работников, улучшить управление компанией.

Разумеется, очень трудно отделить действительную обеспокоенность от намерения сгустить краски и очернить коллегу. Не стоит забывать, что на свете есть немало людей, которым хорошо только тогда, когда другим плохо.

Доносы активно используются и в корпоративных играх ― в качестве превентивной защиты или упреждающих ударов. Многие полагают, что лучше самому бросить камень в сослуживца, чем ждать, что он сделает это первым.

Да, не исключено, он и не собирался ничего бросать, но профилактическое нападение все равно полезно: потенциальный противник оказывается в невыгодном положении защищающегося, доносчик перехватывает инициативу и одновременно позиционирует себя как сильного и опасного человека.

Я много раз наблюдал, как руководители подразделений поднимали тревогу, резко высказывались на совещаниях, возмущались положением дел не только потому, что это положение так уж их беспокоило, а для того, чтобы, во-первых, отметиться перед хозяином, а, во-вторых, продемонстрировать другим руководителям свою смелость и бескомпромиссность. В следующий раз они сто раз подумают, прежде чем выступить с критикой работы чужого подразделения, пусть и сколько угодно справедливой.

Ну и, конечно, донос ― это наиболее распространенный способ защиты от гнева начальства. Если подчиненного обвиняют в служебном прегрешении, то девять из десяти работников, не задумываясь ни на секунду, переложат вину на другого работника или другое подразделение.

Доносчиками, строго говоря, являются все сотрудники, потому что все сотрудники могут сообщать вам ту или иную информацию. Делают они это по двум основным причинам.

1. Чтобы войти в фавор

Они рассчитывают, что признательный хозяин отплатит им повышением по служебной лестнице, финансовыми бонусами или, по крайней мере, примет в «ближний круг».

2. Из-за искренней обеспокоенности ситуацией, желанием предупредить назревающий кризис, вовремя исправить положение

Это прекрасно, и такие порывы можно только приветствовать. Имейте только в виду, что от обеспокоенного работника до штатного доносчика всего один шаг. Этот шаг он сделает благодаря вашей признательности ― моральной или материальной ― за его служебное рвение. Сегодня он поступает так «по зову сердца», завтра ― исключительно из карьерных соображений.

Форма и виды доносов

Они могут быть публичными, то есть в присутствии жертв (обычно на совещаниях), конфиденциальными (в приватных разговорах с начальством), а также письменными ― в виде служебных записок, рапортов, докладов.

Иногда для доносов выбирают форму рацпредложений или аналитических отчетов. К примеру, сотрудник аргументировано доказывает, что для увеличения доходности компании целесообразно сократить численность работников такого-то подразделения (как правило, речь идет о конкурирующем отделе или враждебном руководителе).

Либо из отчета видно, что работа подразделения никуда не годится, а организационные выводы предлагается сделать самому хозяину.

Еще одна форма ― завуалированные доносы.

К ним обычно относится переписка по электронной почте. Признаком того, что это не обычное деловое общение, является наличие адреса топ-менеджера или хозяина в списке рассылки.

Конечно, это может быть лишь невинным апеллированием к их мнению, скажем, по вопросам, касающимся реализации нового проекта. Но если в письме содержатся обвинения коллег в затягивании, некомпетентности и пр., то это уже самый настоящий донос.

Кроме того, это простой способ набрать карьерные очки, особенно если верховное начальство труднодоступно для повседневных контактов. Доносчик надеется, что его переписка попадет на глаза хозяину, который оценит его активность и радение за порученное дело, а также ― что происходит сплошь и рядом ― за дела, порученные другим работникам.

Надо заметить, что эффект от такой формы обращений к руководству мизерный. Хозяин или топ-менеджер получает намного больше писем, чем рядовой сотрудник, и при всем желании не может все читать и тем более ― реагировать.

Да и подобного желания обычно нет. Все эти дискуссии, выяснения отношений, обращения к суду руководства ― для самого руководства что-то вроде шума улицы за окном: раздражает, только если прислушаешься. Поэтому и не стоит прислушиваться.

Предупрежден ― значит вооружен

Не стремись услышать все, ибо ты услышишь, как твой раб злословит тебя.

Соломон

Я хорошо помню день, когда в первый раз получил донос. Доверенная сотрудница поведала мне о том, что под предлогом частых поездок к клиентам один из моих людей в рабочее время решает личные проблемы.

Моей первой реакцией на сообщение доброжелательницы была тоскливая мысль: «Ну зачем же ты мне это все рассказала!?».

Потому что я симпатизировал этому человеку. Потому что он был по-настоящему ценным сотрудником и, кроме того, просто приятным человеком. Меня полностью устраивали результаты его работы, он приносил намного больше пользы (и денег), чем дисциплинированные сидельцы.

Но с этой минуты все хорошее было уже в прошлом. Яд доноса подействовал на меня мгновенно. Я понимал, что больше не смогу относиться к этому сотруднику так, как прежде. И на мою злость не повлияет здравое соображение, что, в принципе, совершенно неважно, чем он еще занимается в «рабочее время», если за три часа он способен сделать то, что другие не успевают за три дня.

Многие предпочитают не знать, что происходит в людской. Если бизнес работает, а корпоративная машина уверенно движется вперед, зачем портить себе настроение и узнавать подробности о поведении разных деталей и шестеренок, составляющих эту машину?

Если бы мы, скажем, услышали, что говорят о нас наши лучшие друзья, то они немедленно перестали бы быть друзьями. Когда в разговоре со своей женой я называю своего старинного приятеля занудой, это никак не скажется на моем желании встречаться с ним. Правда, я надеюсь, что он не услышит этого моего мнения, и точно так же я не хотел бы присутствовать при его разговоре с женой после возвращения с моего дня рождения.

В этом, собственно, и заключается черная сторона доносов: вы узнаете о своих людях то, что предпочли бы не знать.

Если вы стремитесь преуспеть как руководитель,
тогда вам в высшей степени полезно знать,
что думают окружающие о вашей персоне.
Билл Фромм

И все же ни один хозяин не может позволить себе встать в благородную позицию и сознательно оградить себя от доносов.

Во-первых, это невозможно. Не станете же он закрывать уши на совещаниях и не читать адресованные вам письма.

Во-вторых, доносы ― это один из самых эффективных видов контроля в любой иерархии. И самый дешевый: всю необходимую информацию хозяин получает не от специальных служб, а от добровольных информаторов из числа самих работников.

Из доносов хозяева узнают о недовольстве отдельных сотрудников их планами, назначениями на должности, размером зарплат и бонусов, стилем руководства, об использовании в личных целях офисного оборудования, интернета, телефона, о том, что ведущий программист собирается уволиться, но не решается об этом сказать…

Да, доносы снижают корпоративный дух, зато укрепляют дисциплину. Хозяин не в состоянии уследить за всем, что происходит в его бизнесе. К счастью, это и не требуется. Ваши сотрудники сами сообщат вам все, что вам нужно знать, а заодно и то, чего вы знать не хотите.

Хозяину следует воспринимать доносы и доносчиков как независящую от него данность, изначально присущую любой иерархической системе. Пусть даже часть доносов окажется на деле обычным сведением внутрикорпоративных счетов или попыткой подняться вверх по трупам сослуживцев, конечный результат все равно оправдает неприятные издержки.

Ведь благодаря информаторам хозяин всегда будет в курсе происходящего и застрахует себя от неприятных сюрпризов.

Фото: pixabay

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Директор по маркетингу, Москва

''Ведь благодаря информаторам хозяин всегда будет в курсе происходящего и застрахует себя от неприятных сюрпризов. ''

''Кто владеет информацией — тот владеет миром''.
Странное ощущение от прочтения статьи. С одной стороны - да это все есть. С другой стороны - зачем мы об этом пишем/читаем/говорим?. Сродни Вашей ''тоскливая мысли: «Ну зачем же ты мне это все рассказала!?». Статью прочитало уже достаточно людей но ни одного коментария\\отзыва\\лайка
В прошлой жизни у меня был шеф\\хозяин и в нашем коллективе было 3-4 пары руководителей – ярых антагонистов. Как то в беседе с шефом я спросил: «Зачем Вам это? Каждое совещание – два ведра яда. » На что он ответил: «Эээ..!! Ты не знаешь как много интересного я потом узнаю при встречах с ними наедине. О всех вас, начальниках, о коллективе. И даже о себе».

Генеральный директор, Кемерово

Еще бы научиться отличать вранье от реального. Есть реальные подставы, делает один, а доносят на другого, дабы снять с себя все подозрения, либо еще лучше, отвести внимание от себя. Например, подкинул проблему, и все, на совещании начинают обсуждать ее, либо ругать его, отвлекаясь, или вовсе не доходя до решения нужной проблемы. Как правило, так часто и бывает. Грамотный хозяин, уже понимает, если на кого то начали стучать, значит человек, имеет свое мнение, и мешает другим ''чем то'' заниматься. Уже замечено, если руководителя хвалят, значит он выполняет чьи то желания, либо не мешает другим ''дела'' делать.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

''А сдаётся мне что ты мил-человек стукачок'' (с). Добровольные доносчики в 99,9% случаев имеют совсем другие цели нежели помочь боссу наладить бизнес-процесс. Свои они цели преследуют. Так что если Босс хочет быть в курсе'' - пусть внедряет платных агентов. Или ''жучков'' вкручивает под каждым сидением. Тогда и только тогда ''хозяин всегда будет в курсе происходящего и застрахует себя от неприятных сюрпризов.'' может быть. А вообще доверять людям надо.

Глава филиала, регион. директор, Владивосток

Для меня статья актуальна. Когда впервые столкнулся с ситуацией доноса (рассказа о том, как все кругом плохо работают и какие все кругом безответственные), честно говоря, находился в ступоре: во-первых не знал, хорошо это или плохо, что я теперь владею этой информацией; во-вторых не знал, должен ли я быть благодарен за эту ''полезную'' информацию человеку, который по моему глубокому убеждению совершил ''нехороший поступок'' (то есть всех слил); в третьих не понимал, насколько данная информация объективна и зачем она мне сообщена. Но самый главный вопрос, который я для себя так и не решил окончательно: как правильно реагировать на эту информацию? Реагировать немедленно и устраивать разбор? Никак не реагировать? Начать наблюдать за тем (теми), на кого доносят для формирования своего мнения? Может быть более опытные эксперты поделятся своими решениями?

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Андрей Гудожников пишет: Самому себе что ли?
Нет своим сотрудникам. А не ждать доносов с нетерпением.
Председатель совета директоров, Москва

Может я человек старой формации, никогда не поощрял доносчиков, и в случае доноса заставлял его (ее) повторить свой донос в присутствии того на кого был донос. И ничего 49 год работаю и 33 год руковожу и не хило обхожусь без них:-B

Директор по маркетингу, Нижний Новгород

За последние несколько месяцев это уже третья, если не ошибаюсь, статья этого автора о доносах, интригах, сплетнях.
Это что - специализация такая?) Или с разных сторон внимание к своей книге привлекаете? :)

. . . . Директор по развитию, Москва
Евгений Корнев пишет: и в случае доноса заставлял его (ее) повторить свой донос в присутствии того на кого был донос.
Донос в присутствии становится лестью...
Председатель совета директоров, Москва

Только после такой лести некоторые льстители увольнять :-B

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.