Весь 2016 год крупные социальные сети интегрировали коммерческий функционал в свои платформы – товарные каталоги теперь можно создавать во «Вконтакте», Facebook и «Одноклассниках». Что поменялось? Раньше соцсети воспринимались скорее как один из каналов привлечения покупателей на сайт или в физический салон, но никак не в качестве площадки, куда приходят выбрать подарок к Новому году или заказать подходящий праздничный тур. В 2017 году ситуация может измениться.
«Юла» делает продавца ближе
Главным коммерческим приложением года в российском AppStore и GooglePlay я бы назвал «Юлу». Это барахолка по типу Avito, можно сказать – реплика. Но если «Авито» ищет товары по категориям, то «Юла» добавляет социальный параметр – удаленность продавца. Благодаря этому я узнал, что один из моих соседей за 700 руб. готов расстаться с часами Tissot, а другой продает новый костюм Adidas за 2500 р. Откровенно говоря, мне сложно понять, как по такому принципу выбирать автомобиль, бытовую технику или ноутбук, но против фактов не попрешь – стартап вошел в топ-10 самых скачиваемых приложений года, обойдя тот же Avito и китайского монстра AliExpress. В холдинге Mail Group говорят о том, что планируют интегрировать «Юлу» в «Одноклассники» и VK (компания управляет каждым из этих проектов), и тогда покупатели и продавцы смогут знать друг о друге значительно больше. К примеру, можно будет найти учителя по английскому не старше 30 лет, мужчину, который бывает в Англии и живет не далее 10 км от вас. Желательно, чтобы и друзья общие были.
Вконтакте побуждает наращивать социальный капитал
Удивлюсь, если вы ни разу не встречали в ленте сообщения, вроде «срочно сдам квартиру», «продам машину» или «сделаю свадебную фотосессию». «Вконтакте» выделила эти публикации в отдельный тип – товары. В терминологии площадки товар ничем не отличается от услуги. Заполняете поля с ценой, фото и описанием, затем публикуете коммерческое предложение, которое видят в своей ленте ваши подписчики. Также оно попадает в общую базу, где через поиск внутри сервиса становится доступным всем пользователям сети. При этом, если вы ищете «стиральную машину», первым выскочит объявление от человека, имеющего с вами наибольшее количество общих друзей. Такой вот социальный капитал. Я бы назвал этот формат «социальным классифайдом» или «народными объявлениями». Уверен, это отличная возможность сдать/найти квартиру, подобрать специалиста, найти дизайнерские украшения и все то, что принято называть «хэндмэйдом». Там, где личность продавца и покупателя важна, «Вконтакте» имеет неоспоримые преимущества перед классическими досками объявлений. Первая версия сервиса «товары» появился в 2015 году. По словам представителей сети, с тех пор 1,3 млн сообществ добавили 30 млн товаров, ежемесячная аудитория – 16 млн человек.
Что делать?
Еще раз задуматься над персональным брендом и сетевой репутацией. Наткнувшись на товар, многие пользователи заинтересуются личностью продавца. Тут будут важны общие друзья, демонстрация профессиональных достижений (если речь о товаре), возможно, какие-то статусные атрибуты. Я бы рекомендовал дружить с клиентами. В жизни и в соцсетях.
Facebook и Instagram предлагают отмечать на фото не только людей, но и товары
Facebook ввел отдельный тип записи «товары» и позволил крепить их к обычным публикациям. Раньше я настаивал на том, чтобы большинство публикаций имели прикрепленную ссылку. Анонс и картинка должна вовлекать, но дальше воронка продаж перемещается на сайт. Перейдя по ссылке, пользователь мог бы прочитать о товаре, позвонить или оставить заявку. Сейчас строгой необходимости в этом нет, так как всю информацию о продукте (вплоть до промовидео) можно получить внутри сети. Там же можно связаться с продавцом или перейти на страницу оплаты. Больше того, если вы загружаете изображение, можно отметить отдельный фрагмент на фото, где находится ваш товар. Это особенно удобно, когда вы продаете предметы для дома и хотите показать, какую мебель и плитку дизайнер использовал в интерьере. В Instagram эта функция работает только в США, но надо думать, скоро станет доступна и в России.
Что делать?
Пробовать. Пока что наибольший интерес вызывает формат изображений с прикрепленными товарами и возможность делиться конкретным товаром или группой товаров. Интересная задача для контент-маркетолога – интегрировать товарные предложения в вовлекающий контент. Или, наоборот, на манер Buzzfeed – сделать сами товары вовлекающим контентом.
В Buzzfeed считают, что товар сам по себе может быть вовлекающим контентом
Buzzfeed – один из самых популярных в США медиаформатов «обо всем». Мода на списки, дурацкие тесты и гифки с котиками – их заслуга. Недавно в компании задумались над торговлей как одним из способов монетизации контента. По словам издателя Buzzfeed Джона Перетти, продвигать будут продукты, которые вдохновляют людей, то, чем хочется поделиться, вещи, формирующие идентичность потребителя. Перетти приводит в пример свечу, которая вызовет ностальгию у жителя Флориды, переехавшего в другой штат. Я не очень понимаю, как таких эмоций удается добиться с помощью свечи. Подозреваю, проблема в том, что я никогда не был во Флориде. Зато мне известен российский аналог такого продукта. Выглядит он примерно так:
Национальная самоидентификация, гордость политическим лидером страны и утешение геополитикой – вот те чувства, которые оказались близки многим россиянам в конце 2014 года. Эти же темы доминировали в социальных сетях, так что продукт вырисовывался сам собой, а на его потребителей можно выйти с помощью самых простых таргетингов.
Но Buzzfeed идет еще дальше. Издатель убежден, что продукт сам по себе может являться контентом. Давайте вернемся к свечам. «Лосьон для загара и стейк» – так рассказывают об аромате свечи журналисты Buzzfeed. Гляньте на упаковку и быстро поймете, какому политику посвящен продукт.
Есть еще 18 вариантов для фанатов Apple, любителей вонючих носков, запахов жареной курицы и Элтона Джона. Интересно, что компания планирует не только продавать такую продукцию, но и заняться ее производством. Но это уже другая история.
Что делать?
Присматриваться к новым таргетингам. За последние пять-шесть лет интернет-маркетологи успели породниться с сервисом Wordstat от «Яндекса». Если малиновые шторы никто не ищет, значит, они никому не нужны. В social commerce дела обстоят иначе: если человек состоит в сообществе «Любители клубной жизни», то с большой вероятностью какой-нибудь забавный гаджет для афтерпати окажется востребован. Направление для поиска новых идей определены достаточно четко, нужны сами идеи и законченные продукты.
Практические выводы
- Жить без сайта стало проще. Дело не только в товарах, но и в шаблонах страниц, которые начали предлагать соцсети (об этом расскажу в другой раз). Это отнюдь не означает смерть веба. Просто, если сайт в разработке, продавать теперь можно и без него.
- Люди будут продавать и покупать через соцсети, так как это их естественная среда обитания. Даже если вы продаете через интернет-магазин, стоит сделать доступным в соцсетях хотя бы часть товарных предложений.
- Продажи через соцсети скорее всего приведут к появлению определенного типа товаров под social commerce – более виральных, эмоциональных и заточенных под социальную среду.
Лирические рассуждения
Я часто слышу, что государство душит бизнес и что сейчас такое время, когда лучше найти себе тепленькое местечко и не высовываться. По факту – что бы там ни говорили, никогда условия для предпринимательства в истории России нельзя было назвать более комфортными. Свой бизнес можно запустить без капитала, без знаний правовых нюансов, без банковского счета, без технических навыков, без опыта работы в чужой компании – просто на удачной идее. Конечно, по мере расширения все эти вещи потребуются, но начать можно импульсивно. Даже если дела пойдут неважно, можно выйти без потерь и попробовать снова. Мне кажется, это чудесный подарок молодому поколению и я не вижу ни одной разумной причины пренебрегать им. В конце концов, тема разрастется и станет интересна государству.
Фото в анонсе: Александр Подгорчук/Коммерсантъ
Изображения: whatagift.ru, sosuperawesome.com
интересный вариант поддержки отношений с покупателе через соцсети, вместо новостной рассылки и звонков в стиле "как дела?"
Соглашусь. Будет как в фильмах, когда включаешь теле (а по факту это интернет), короче медиа-информация будет вам предлагать как жить. Т.е. полное погружение в виртуальный мир. Наверное и матрица не за горами. Но история все вернет на круги своё. Технологии могут очень много! Но они не все смогут оцифровать и взять на себя некоторые функции.
Цитата - Facebook ввел отдельный тип записи «товары» и позволил крепить их к обычным публикациям.
Как найти эту опцию? Заранее спасибо.
Владимир, прошу прощения. Не сразу увидел ваш вопрос. Смотрите. Заходите на страницу, где у вас есть права администратора, затем открываете ее в бизнес менеджере. Дальше настройки. В настройках выбираете шаблон страницы. Магазин. Появятся вкладки. Убедитесь в том, что появилась вкладка товары. Если есть, покидает е настройки и возвращаетесь на страницу. В левом меню появится вкладка магазин. Система предложит опубликовать товар. Публикуете несколько. Потом когда вы добавляете обычную запись, появится возможность дополнить ее товаром. При наведении на картинку появится значок корзины. Жмите. Звучит муторно, на самом деле вопрос двух минут. Пишу с телефона. Не получится - дайте знать, сделаю небольшой пост со скриншотами
добрый день, стоит ли продвигать продажи в соц сетях вместе с полноценным он лайн магазином, или выбрать что то одно? и почему, по вашему мнению, не сработал проект он лайн магазинов на авито?
Добрый день, Вера! Спасибо за вопрос. 1. Почти все, о чем я написал, находится в зародыше. Я часто использую будущее время, но, видимо, нужно было выразить эту мысль более четко. Продажи через соцсети для бизнеса - это "попробовать", "потыкать" (извините за речевые вольности). Это возможный сценарий будущего, но еще не настоящее, хотя функционал уже выкатили. 2. Доминирующим каналом продаж в интернете останется сайт компании (для большинства). Даже когда продавать через соцсети будут больше, а возможности платформ станут более гибкими, это всего лишь дополнение к основному каналу - сайту или маркету 3. Есть сферы для бизнеса, где соцсети как канал продаж уже сейчас может стать доминирующим (их мало и я их примерно обозначил в тексте), но даже в этом случае сайт не повредит. Итого: сайт - основной источник продаж, соцсети - дополнительный экспериментальный. По крайней мере, для большинства бизнесов. Ставить крест на сайте очень и очень рано. Простите, если моя публикация могла натолкнуть на такие мысли. Я этого меньше всего хотел. По авито не могу сказать однозначно, так как не был клиентом именно этого сервиса, так что мое мнение особого интереса иметь не будет.
С этим трудно не согласиться, и вот почему:
1. Не стоит забывать, что страница в соцсети со всем её содержимым - собственность владельцев ресурса. То есть владельцев соцсети, в то время как сайт является безоговорочно вашим.
2. Риск потери аудитории в том случае, если ключевым каналом продвижения делается страница в соцсети. Появляется много альтернативных площадок, на которые происходит отток аудитории. Если же базовым источником продвижения является сайт, то переключиться на другую площадку проще простого.
3. Вспомогательный контент сайта является основой для продвижения на безгранично большом количестве площадок - там, где есть ваша ЦА. Одна и та же публикация может эксплуатироваться много раз.
4. Следует учитывать менталитет, если говорить о России. Карточка товара, каким бы интересным он ни был, не будет самопродвигаться с помощью репостов. У нас для самопродвижения требуется идеологическая концепция-"фантик". Если делать этот фантик исключительно на базе социального сообщества, придётся серьёзно вкладываться. Куда при этом направляются инвестиции - см. п1