Стать цифровой компанией или уйти с рынка

«Все, что можно было сделать без компьютеров, сделано до нас» – такая поговорка была в ходу у аспирантов физтеха 25 лет назад. Сегодня то же самое можно сказать о бизнесе. Причем в последнее время мы наблюдаем не просто постепенное расширение использования компьютеров, а качественный скачок. Суть того, что называется «Цифровым переворотом» (Digital Disruption), заключается в появлении полностью безлюдных цепочек создания ценности. До сих пор компьютеры выступали в роли помощников, выполняющих отдельные операции, но бизнес-процессы «от и до» не обходились без людей. А в человеко-машинной системе узким местом является человек – производительность системы в целом определяется производительностью человека.

Важный участок, где невозможно было обойтись без человека – это взаимодействие с покупателем. Вы можете роботизировать производство, но невозможно из робота сделать продавца. Во всяком случае, так казалось до недавнего времени. Все изменилось благодаря повсеместному проникновению смартфонов. Оказывается, люди предпочитают самообслуживание – мобильное приложение для многих более комфортно, чем общение с оператором колл-центра. Но компании ведь все равно нужны реальные активы – цеха, оборудование, транспорт, а значит и люди, которые будут это все приводить в действие? (Забудем на минуточку про финансы и телеком, где возможно полностью автоматизировать и «производственную» часть.) Да, конечно, но кто сказал, что это обязательно должны быть наши собственные активы? Что мы видим:

  • у крупнейшей в мире компании такси нет собственных автомобилей (Uber).
  • у крупнейшего в мире поставщика гостиничных услуг нет собственной недвижимости (Airbnb).
  • у крупнейшей в мире телефонной компании нет собственной телекоммуникационной инфраструктуры (Skype).
  • крупнейшие в мире поставщики программного обеспечения сами не пишут приложения (Apple, Google).

Будущее компании определяется ее ролью в цифровых экосистемах

Этим компаниям удалось создать новые бизнес-экосистемы и занять в них самое выгодное место – поближе к кошельку клиента. Неудивительно, что традиционные компании такси устраивают митинги против Uber. Но штука в том, что заказчики выбирают Uber и Яндекс-такси и не хотят переплачивать за убогий, по нынешним меркам, сервис.

В результате бизнес оказывается перед жестким выбором:

1) либо создать собственную экосистему и занять место на вершине,

2) либо вписаться в существующие экосистемы и продолжить развитие,

3) либо проигнорировать цифровой тренд и в перспективе уйти с рынка.

Разумеется, какие-то отрасли и регионы цифровой переворот затронет сильнее и раньше, какие-то позже. Вот как представляет «цифровой водоворот» компания Cisco:

IT

Первая и вторая стратегия требуют, чтобы ваша компания стала цифровой: ваши продукция и услуги, ваши процессы (как клиентоориентированные, так и внутренние) должны быть переведены в цифровую форму и получить цифровые интерфейсы. Но если оцифровка продукции – это не новость (станки с ЧПУ, системы CAD/CAM, АСУТП известны давно и широко распространены), то переход к цифровым услугам и процессам большинству организаций еще только предстоит совершить.

Эпоха «аналоговых» процессов заканчивается

До сих пор большинство компаний в России, да и в мире, находится либо на стадии хаотических (Ad-hoc), либо на стадии описанных (Defined) процессов. Это означает, что результаты процессов слабо предсказуемы, контроль полагается на противоречивые доклады исполнителей. То, как процессы реально исполняются, значительно расходится с идеализированным представлением, закрепленным в бумажных регламентах и схемах процессов.

Не намного лучше дело обстоит и с управлением проектами. Самое распространенное ПО от Microsoft хорошо умеет планировать задачи и ресурсы (если речь не идет о сверхбольших проектах, где используется более профессиональный софт), но контроль исполнения опять-таки полагается на доклады исполнителей. Проекты же небольшого масштаба, коих в любой организации десятки и сотни, «управляются» в основном через электронную почту.

Непредсказуемость и неформализованность процессов и проектов не позволяет эффективно встраивать их, а значит и компанию, в цифровые экосистемы.

От систем ERP и CRM к BPMS и ACM

В относительно лучшем положении находятся компании, внедрившие ERP-системы – часть процессов она берет под жесткий контроль. Но, во-первых, не все процессы, а в первую очередь только то, что касается исполнения уже появившихся договорных обязательств. Работа предпродажная (от запроса до заказа) и постпродажная (работа с рекламациями) – это уже CRM. Во-вторых, ERP покрывает процессы не от начала и до конца. С точки зрения ERP, есть транзакция – есть процесс, нет транзакции – нет процесса. Закупка – это ввод спецификации, а всякие согласования с непростыми бизнес-правилами – это где-то в другом месте. И в третьих, ERP известны своей неповоротливостью: очередь пожеланий на доработки, расписанная на полгода вперед, является обычным делом.

В качестве решения этих проблем были изобретены системы класса BPMS (Business Process Management Suite). Они позволяют взять под контроль процессы от самого начала и до самого конца и при этом иметь возможность непрерывно совершенствовать процессы в том темпе, который задает современная бизнес-среда. Эти системы достаточно зрелые – концепции BPM больше 10 лет, а программное обеспечение разрабатывается уже больше 20 лет, если отсчитывать эволюцию от систем управления потоками работ. На сегодняшний день успешных примеров внедрения BPMS достаточно много, в том числе и в России.

Но накопленный опыт показывает также и ограниченность систем этого класса: BPMS видят только процессы, и ничего кроме процессов. Но никто не отменял традиционную работу с данными – банальный управленческий учет. С другой стороны, не всякую работу, выполняемую в организации, можно представить в виде процесса. Работу творческую, интеллектуальную, содержащую элементы исследования, смоделировать в виде процесса невозможно. А в цифровую эпоху доля и значимость такой работы непрерывно растут, отсюда появление концепции кейс-менеджмента и ПО класса ACM (Adaptive Case Management).

Концепция мультискоростной компании

Аналитики Gartner предложили трехуровневую архитектуру, отражающую сбалансированный взгляд на деятельность компании:

1) Система поддержки учета (System of Record).

2) Система поддержки уникальных процессов (System of Differentiation).

3) Система поддержки инновационных проектов (System of Innovation).

ERP/CRM – естественный кандидат на первую роль, BPMS – на вторую, ACM-системы – на третью. Но проблема еще и в том, что четкой границы между этими уровнями нет! То, что вчера было инновацией и исследованием, сегодня становится технологизированным ноу-хау, а завтра – рутинным, всем доступным знанием. Это значит, что современная технологическая платформа поддержки бизнеса должна обеспечить не только все три уровня, но и непрерывную миграцию с уровня на уровень! То, что вчера было заранее непредсказуемым кейсом, сегодня уже можно трактовать как шаблонный процесс, а завтра станет «коробочным» приложением. Поэтому необходима единая технологическая платформа, которая обеспечит поддержку всех разновидностей совместной работы:

  • процессов,
  • проектов,
  • кейсов,
  • поручений.

И будет не просто механически их совмещать, но обеспечивать:

  • интероперабельность (способность, например, вызывать процессы из кейсов и наоборот),
  • миграцию (от поручения к кейсу и от кейса к процессу),
  • единую архитектуру (полная карта бизнес-способностей, странслированных на конкретные функции ERP, процессы, проекты или кейсы),
  • единую среду социального взаимодействия на работе.

Использовать социальную энергию в мирных целях

На последнем пункте стоит остановиться отдельно. Офисы компаний заполняет новая рабочая сила – новые поколения «цифровых аборигенов», выросших в эпоху Facebook, Twitter и VK. Вы, читатель, скорее всего, относитесь к более старшему поколению, и рискну предположить, что вы не во всем одобряете эти пристрастия новых поколений. Но ответственный бизнес принимает бизнес-среду такой, какая она есть, включая особенности и предпочтения рабочей силы. И если молодые поколения хотят иметь на работе доступ к социальным сетям и доступ к корпоративным ресурсам со своих личных устройств, то надо думать не о том, как это запретить, а как использовать с максимальной пользой для компании, при этом, не нанеся ущерба, в частности, ее безопасности. А использовать тут есть что – цветные революции наглядно продемонстрировали силу социальных сетей.

Социальное взаимодействие между сотрудниками, вместе работающими над одним делом (в рамках одного кейса или одного процесса) – это как раз тот случай, когда в выигрыше и сотрудники, и компания. Например:

  • Новый сотрудник работает над задачей, порученной ему в рамках процесса, и из-за отсутствия опыта сталкивается с затруднениями. Что делать? В окне комментариев к задаче попросить о помощи своего начальника, куратора или коллег, выполнявших предыдущие задачи в этом процессе.
  • Творческая задача в рамках кейса, нужна помощь экспертов. Аналогично – приглашаем в комментарии, устраиваем мозговой штурм. Вы можете сказать: а чем не устраивают личные встречи и телефон? Личная встреча лучше всего, но не всегда ее можно организовать. Пример: нефтяная компания принимает решение о бурении скважины. Цена вопроса – миллион долларов, отдача может отличаться на порядок, экспертов в компании – несколько человек, находящихся за тысячи километров друг от друга. С телефоном же проблема та, что его «не подошьешь» к делу – например, если надо ввести в курс дел нового человека, то обсуждение по телефону пройдет мимо него, в отличие от ленты комментариев к задаче.
  • Руководитель «лайкнул» комментарий или обновление статуса – успешное выполнение задачи. Сотрудники получили заряд бодрости от поддержки.

В общем, примерно как в Facebook, только «лайкаем» не страницы и людей, а выполненные задачи. Социальная функциональность а-ля социальные сети в корпоративных системах нового поколения – это не мода, а неизбежность. И это один из мощных драйверов унификации IT-систем. Представьте себе традиционный «IT-зоопарк» – множество разрозненных систем. Пусть каждая – лучшая в своем классе, и пусть каждая имеет встроенную социальную среду. Будут ли сотрудники пользоваться одновременно несколькими социальными средами? Маловероятно.

Информационные технологии – затраты или конкурентное преимущество?

И в России, и в мире не редко нигилистическое отношение к информационным технологиям: «никто не доказал, что использование IT дает реальный экономический эффект». Агитировать за инновации теоретически можно двумя способами – либо через обещание выгод, либо через угрозы. На практике работает только второй, и цифровой переворот – как раз такой случай.

Пример таких компаний как Amazon, Uber, Airbnb и в особенности судьба их конкурентов многих заставил забеспокоиться. В отраслях, первыми попавших в цифровой водоворот, лидеры меняются настолько стремительно, что меры принимать бывает уже поздно. Поэтому, если вы выбрали для себя стратегию экономии на инновациях и внедряете информационные технологии в числе последних, то развить у себя необходимые способности в момент, когда цифровой переворот накроет вашу отрасль, вы не успеете.

Действительно, какие-то составляющие IT больше похожи на коммунальные услуги: электричество, водопровод, канализация, широкополосный интернет, облачные сервисы… Это нормально. Но нельзя на этом основании делать вывод, что IT не имеет значения. Это все равно, что глядя на ствол дерева с огрубевшей корой, делать вывод, что рост прекратился – надо просто перевести взгляд на молодые веточки в кроне:

  • Позавчера такими веточками были ERP, документооборот, веб-приложения.
  • Вчера – CRM, BPMS, смартфоны, облачные вычисления.
  • Сегодня – интернет вещей, носимые устройства, большие данные, распознавание голоса, интегрированные платформы бизнес-операций.
  • Завтра – искусственный интеллект, до которого, если закон Мура будет продолжать действовать, осталось 20-30 лет.

IT – это не мода и не однократное усилие по автоматизации, после которого можно начать нормально жить. Это постоянный бег за ускользающим горизонтом.

Стран, имеющих собственный интернет-поисковик, в мире меньше, чем стран, обладающих ядерным оружием. К счастью, у России есть «Яндекс». Системы для поддержки бизнеса также относятся к критическим технологиям, и здесь у нас есть достойные наработки. Причем наиболее амбициозные игроки ведут разработку с прицелом не только на российский, но и на мировой рынок. К ним относится и резидент «Сколково» компания Comindware, поставившая целью создать интегрированную платформу бизнес-операций в духе изложенных выше идей.

Послесловие. Статья была уже написана, когда пришла вот эта новость: «Компания Google до конца года начнет доставлять свежую еду в ряде городов США в рамках конкуренции с аналогичным сервисом Amazon и стартапом Instacart. Сервис по доставке еды будет запущен в Сан-Франциско, а позже будет опробован еще в одном американском городе, сообщил генеральный директор Google Express Брайн Эллиот. Ранее данное подразделение Google уже занималось доставкой ряда товаров, в том числе и долгохранящихся продуктов».

Расскажите коллегам:
Комментарии
Директор по рекламе, Москва

очень актуальная тема

так как занимаюсь давно моделями поведения (и исследованиями для рекламы), то спешу подтвердить - роботизированная среда для существующей модели поведения это "самое то" для стратегии будущего

другое дело, что "программеры" не гуманитарии и этих моделей совсем не умеют увидеть и где то на стыке гуманитарки и технологий все будет ок

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Пусть гуманитариев среди программеров и мало, но самые успешные работают как раз на этом стыке. Цукерберг, как самый заметный пример.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

"ERP/CRM – естественный кандидат на первую роль"

ERP - это тип Выталкивающих Систем , которые устарели уже в момент своего появления, следом за MRP. Уже на тот момент существовали технологии Управления Цепями Поставок и Вытягивающие Системы. Диджитализация Цепи поставок, на мой взгляд - это тенденция.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Разве? Я припоминаю, что ведущие ERP-вендоры хвастались JIT и Kanban в своих продуктах еще ...дцать лет назад. Да и по практике внедрения - перед глазами компания, буквально повернутая на вытягивании, вполне успешно использующая для этой цели ERP. Правда, сильно допиленную. Управление цепями поставок - это другой объект управления, они не конкурируют с ERP.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

"Я припоминаю, что ведущие ERP-вендоры хвастались JIT и Kanban в своих продуктах еще ...дцать лет назад".

BAAN4, например. с соответствующими настройками ERP или Kanban. Здесь Важно Или!!!

А ERP, без управления Цепями поставок ... - они даже не работают :) и не могли работать изначально!

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Анатолий Вы пишите: "Первая и вторая стратегия требуют, чтобы ваша компания стала цифровой: ваши продукция и услуги, ваши процессы (как клиентоориентированные, так и внутренние) должны быть переведены в цифровую форму и получить цифровые интерфейсы".

Суть диджитализации не просто в том, что "компания стала цифровой ..." Здесь важно создание Сетей - 1. Сетей поставок . 2 Социальные сети . 3 Включение КЛИЕНТА в свою сеть.

Например, пишите: "... мобильное приложение для многих более комфортно, чем общение с оператором колл-центра".

Это означает: используя мобильное приложение компания включила Клиента в свою сеть, когда он добровольно становится участником бизнес процесса, и общается по строго определённым правилам в этой сети.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

В чём тогда конкуренция? Не просто в диджитализации, а в том кто организует Сеть. Кто организует сеть, тот и получает максимальный доход, управляет этой сетью ...

Это касается и участия в глобальном мировом разделении труда: Или встраиваться в конец уже созданных Западом сетей ... , или создавать Свои Сети, предлагая другим странам встраиваться в созданные в нашей стране.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Александр, не понимаю, с чем именно вы спорите. Вы пишите про создание Сетей, я - "собственную экосистему и занять место на вершине". Речь об одном и том же. Это цель. А компании стать цифровой - это средство.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Если чисто формально :) Сеть - это минимум три звена, а в примерах статьи в основном два .Создания сетей - тенденция, и это мой тезис.

Если предложить в качестве иллюстрации бизнес -эко - системы туристический кластер, то большинство примеров из статьи легко впишутся в такой пример. Кластер в экономике - это понятие как раз ближе бизнес -эко - системе -по смыслу. Есть ли всегда в таком кластере чёткая Структура и Вершина - нет, конечно.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
62% россиян страдают от стресса из-за переработок

Главная причина переработок — высокая нагрузка и нехватка сотрудников.

Названы регионы с самыми высокими зарплатными предложениями

Москва оказалась лишь на четвертом месте.

Работодатели чаще стали применять контроффер для удержания сотрудников

Конкуренция за кандидатов среди работодателей становится все более ощутимой.

Каждая пятая компания проверяет кредитные истории кандидатов

Среди соискателей с подобными проверками сталкивался каждый десятый.