Выдержит ли экономика России «вторую волну» коронакризиса

Вирусологи еще несколько месяцев назад предсказывали вторую волну пандемии коронавируса. Она ожидается осенью и зимой 2020 года. Особо жестких карантинных мер не будет, прогнозируют в РИА Новости. На сегодняшний день число заразившихся в мире перевалило за 20 млн.

Многие страны уже смягчили карантинные меры. Первыми это сделали Германия, Испания и Греция. Снова заработали магазины и рестораны.

Впервые о второй волне закрытий 20 сентября заговорили в сети, а источником информации называли «закрытое распоряжение» мэра Москвы по подготовке к введению второго тотального карантина. Официальные представители власти эту информацию отрицают и уверяют, что никаких четких планов по ужесточению ограничительных мер пока нет.

77% российских предпринимателей оценили в 50% и менее шансы на выживание их компании в случае повторного введения режима карантина.

Такие данные приводит РБК на основе результатов мониторинга состояния бизнеса и эффективности мер господдержки, проводимого аппаратом уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова. В августовском опросе приняли участие руководители и владельцы 1035 компаний из всех регионов России.

По данным Росстата, по итогам 2 квартала 2020 года объем ВВП России снизился на 8,5% в годовом выражении. Это ниже, чем изначально планировали в Минэкономразвития (спад на 9,6%) и Центробанк (от 9,5 до 10%), что говорит о том, что предприниматели лучше справились с вызовами, чем изначально предрекали эксперты. В «пиковые» даты, когда вводился режим самоизоляции, некоторые предприниматели прогнозировали закрытие до 80% всего малого бизнеса в стране. Этого не произошло.

Executive.ru попросил экспертов оценить угрозы «второй волны»: насколько они реальны, опасны и неизбежны.

Эмилия ГутороваЭмилия Гуторова, руководитель, «Ваш бухгалтер», эксперт Executive.ru:

Наши клиенты – микробизнес, который, в большинстве своем, не работал в начале пандемии. Мы вместе адаптировались к новым условиям. Клиенты стали работать на доставку товаров и услуг. Мы свои услуги перевели полностью на удаленку.

У бухгалтера работа есть всегда, даже если фирма не функционирует, отчетность никто не отменял. Мы поняли, что часть наших клиентов закроется, а кто будет работать, возможно, не смогут оплачивать наши услуги из-за резкого снижения доходов. И тут пришло понимание – нам со своими услугами надо выходить в интернет.

В пандемию мы продолжали регистрировать бизнес по партнерским программам с банками, открывать расчетные счета. Сейчас помогаем предпринимателям подготовить комплекты документов для получения кредитов с господдержкой.

Не ожидаем жестких вариантов, которые были весной с закрытием всего и вся. Продолжаем активно развиваться в интернете. Появились как постоянные клиенты со всей России, так и разовые заявки на консультации по налогообложению.

Михаил МатвеенкоМихаил Матвеенко, финансист, эксперт Executive.ru:

В случае второй волны будет кратковременное падение цен на нефть и рост курса валют, а также возврат РФ на рынок внешних заимствований для покрытия дефицита бюджета. Внутри особых потрясений не будет, поскольку экономика практически не начала восстанавливаться после первой волны. Продолжится отток средств из банков в связи с введением НДФЛ на вклады и увеличится спрос на валюту.

Если после выборов в США победят демократы или Россия введет войска в Беларусь, скорее всего, будут наложены санкции на внешние заимствования и правительству придется печатать деньги для покрытия дефицита бюджета. Это приведет к дальнейшему падению уровня доходов населения, увеличению инфляции и процентных ставок по кредитам.

Александр СударкинАлександр Сударкин, директор программы МВА в бизнес-школе МИМ, эксперт Executive.ru:

«Вторая волна» пандемии, похоже, случится не «если», а «когда». В результате мы получим два эффекта.

Экономический эффект: вымывание более слабых, а также потенциально интересных, но низкомаржинальных бизнесов с рынка.

Значительная часть компаний понимала, что вторая волна эпидемии все равно будет, ведь вакцину пока еще не изобрели. Разумные компании летом предпринимали следующие действия:

  • Откладывали минимум 5% своего, пускай, сниженного дохода в резервный фонд. Это позволит пережить какое-то время в условиях повторной социальной изоляции, дистанционного режима работы, доставки товаров вместо визитов. Кто этого не сделал, уйдут с рынка.
  • Резали расходы и упрощали бизнес-процессы. Какая-то часть товаров и услуг будет упрощена, какие-то функции исчезнут, все, что может быть бесконтактным и онлайн – станет таким. Следовательно, исчезнет часть должностей, связанных с «человеческой» составляющей, и добавится загрузка для IT-департаментов.
  • Работали над customer intimacy, чтобы при вышеупомянутых действиях продолжать предоставлять качественный сервис клиентам.

Рынок ждут значительные потрясения, поскольку запас прочности государств для поддержания бизнесов еще ниже, чем раньше, и на выплаты-доплаты-компенсации рассчитывать не приходится.

Эмоциональный эффект: снижение накала конкуренции и ухудшение сервиса. Длительное пребывание в стрессе приводит к известному эффекту: «выгоранию», беспомощности, неврозам, ухудшению сопротивляемости изменениям. Поскольку никто не знает точно, чего ждать и сколько, психологическое состояние общества в целом будет непростым, требования к бизнесам будут возрастать, а сотрудники эти требования выполнять уже не смогут.

Выиграют компании, которые позаботятся о том, чтобы давать понятные и прозрачные ориентиры для сотрудников: информировать их о происходящем, поддерживать, в том числе, профессиональной психологической помощью, и где руководители поставят «свою шкуру на кон», разделяя дополнительную нагрузку с сотрудниками хотя бы отчасти, общаясь с ними регулярно и помогая найти позитивные моменты в непростой экономической ситуации.

Марат БисенгалиевМарат Бисенгалиев, директор, филиал «Афая», эксперт Executive.ru:

Прежде всего, хочу уточнить: «вторая волна» – это не «волна» эпидемии, а волна ограничений. Поскольку никакой «второй волны» коронавируса не будет и быть не может.

Что же до ограничений, в нашей отрасли – производство стройматериалов – они были в общем нестрогими, за исключением буквально единичных регионов, и сводились к рассылке писем из «инстанций» о соблюдении норм безопасности. Предприятия работали, транспорт перемещал грузы, стройки в основном работали, иногда с перерывами. Были сложности с реализацией продукции через магазины – но стройматериалы уже давно продаются с доставкой, так что и этот момент легко разрешился.

Если вдруг по каким-то неведомым здравому смыслу мотивам «вторая волна» все-таки произойдет, то последствия для отрасли будут скорее всего такие же незначительные напрямую, но очень печальные во взаимодействии с макроэкономикой. Люди, занятые в пострадавших от ограничений отраслях, сейчас медленно восстанавливают свои доходы, а вторая волна прихлопнет их, может и совсем.

Ни к какой «второй волне» я не готовлюсь и ничего не опасаюсь – она ничего не решит, но создаст массу проблем в экономике, которые потом могут быть очень серьезными, в том числе и для тех, кто эти ограничения введет. По эпидемиологической ситуации в РФ – резко снизилась смертность, в том числе и потому, что коронавирусную пневмонию научились лечить. Вот это, а вовсе не «ограничения», и есть решение проблемы.

Дмитрий НорДмитрий Нор, директор, SkySoft, эксперт Executive.ru:

Я думаю, если вторая волна коронавируса случится, то с рынка уйдут все неэффективные компании, которые не смогут выдержать кризис и конкуренцию. Многие предприниматели по-другому станут воспринимать государственные органы и идеологические вещи. И будут по максимуму стараться не связываться с ними, если будет такая возможность.

Кроме того, я ожидаю, что крупные и средние компании будут менять своих IT-подрядчиков на более эффективных. Это мне, как айтишнику, на руку. Но я также боюсь того, что большинство компаний не будут вкладываться в IT-услуги, из-за того, что будут бояться потратить просто так деньги, которых и так не хватает. Кроме того, я боюсь всякого рода политических кризисов, потому что они сильно влияют на экономику и, соответственно, на меня. С другой стороны, они же могут быть на руку таким компаниям, как моя, если успеть направить бизнес в нужное русло.

В целом, я ожидаю улучшений. У меня много чего улучшилось после первой волны, если не в финансовом плане, то во многом другом. Соответственно, если будет вторая волна, я в любом случае выиграю, если не финансово, то откроется много возможностей, которые раньше были недоступны.

Артем СтупакАртем Ступак, сооснователь и коммерческий директор, «АйдоЛаб», эксперт Executive.ru:

Продажи лабораторного оборудования и расходных материалов уже давно в дистанционном формате, независимо от пандемии и других факторов. Практически все условия оснащения лаборатории можно согласовать без очного общения с клиентом.

Честно говоря, условия самоизоляции повлияли на нашу работу только в лучшую сторону: были вынуждены ускорить процессы цифровизации компании, которые мы проводили не торопясь. А удаленный формат работы всем понравился, в офис мы не вернулись. И вряд ли вернемся до конца года. На нашу сферу B2B-продаж пандемия никак не повлияла. Никакие «вторые волны» нас не пугают.

Ильшат ХафизовИльшат Хафизов, исполнительный директор, завод инновационных технологий «Россильбер»:

Для промышленной отрасли, в частности, сектора производства промышленной химии наибольшая опасность «второй волны» заключается в закрытии границ и отмене сырьевых поставок из Китая и стран Европы. Дело в том, что практически вся продукция промышленной химии, которая производится в России, состоит из импортных компонентов. Китай продает дешевые химические компоненты, Европа (Италия, Франция, Германия, Голландия, Великобритания, Польша и другие страны) поставляет компоненты более высокого качества, но по более высокой цене.

В качестве примера можно привести специфические индустриальные лакокрасочные покрытия (ЛКМ). Их применение необходимо в борьбе с коррозией металлоконструкций и труб. Компонентный состав ЛКМ представлен импортной продукцией, то есть не менее 85% полиуретановых импортных компонентов, более 80% – эпоксидных, эпоксидных водорастворимых – 90% и полиэфирных – 91%. Критическим видом ЛКМ в индустриальном сегменте является материал на акриловой основе – доля импорта более 76%.

Также под ударом может оказаться производство еще одного продукта элитной промхимии – смазочных жидкостей и поверхностно-активных добавок обезвоживания нефти (ПАВ), где содержание незаменимых импортных компонентов в российской продукции составляет примерно 30%. То есть, часть продукции исчезнет, либо задержки в ее поставках составят продолжительное время. Таким образом, сбои поставок приведут к кризису на российском рынке отечественной химии. Заводы еще не оправились после «первой волны», если будет вторая, то можно говорить, что задержки в исполнении контрактов (в т.ч. госконтрактов согласно 44-ФЗ) могут составить полгода – год. Любое промышленное производство, независимо от отрасли, зарабатывает деньги на исполнении контрактов. Когда закрываются границы между странами, ограничено передвижение между регионами, под угрозой также окажутся заводы-экспортеры.

Крайне важно предусмотреть вопросы, связанные с логистикой и доступностью транспортных коридоров на территории РФ. Промышленные предприятия страны имеют широкую географию. Так, завод, производящий трубы для перегонки нефти, может находиться на Северо-западе страны, добыча вестись на Урале или в Сибири, а сопутствующие добыче продукты промышленной химии производиться в Подмосковье или Поволжье. Отсутствие доступных транспортных коридоров в условиях «второй волны» приведет к финансовым потерям всех участников цепочки.

При закрытии предприятий, в случае «второй волны», уменьшится количество рабочих контактов, на заводы невозможно будет попасть, чтобы провести испытания. Остановится работа по экспертной оценке качества новых продуктов. Все это также приведет к задержкам по срокам выполнения новых проектов.

Василий АлексеевВасилий Алексеев, генеральный директор, Like Центр:

«Вторая волна», безусловно, ускорит развитие онлайн-сервисов. Весна 2020 года наглядно показала, что таким образом можно как минимум пережить кризис, а в некоторых случаях – качественно вырасти.

Первая волна пандемии была суровым испытанием. Когда ввели режим самоизоляции, были запрещены массовые офлайн-мероприятия, которые являются основой нашего бизнеса. Ежемесячно мы организовываем более 30 мероприятий, рассчитанные от 300 до 16000 человек. Решением стало перенос курсов в онлайн. Мы сделали это за 23 дня: не спали ночами, адаптируя программу под антикризисные решения.

В результате, по итогам второго квартала 2020 года спрос на обучающие курсы в «Like Центре» вырос на 16%, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Всего за указанный период поступило около 50 тыс. заявок на обучение.

Как показала практика, в кризис растет спрос на образовательные курсы. Это связано с тем, что курсы берут тогда, когда непрозрачно будущее. В кризис же люди ищут быстрые решения. Образовательные программы будут актуальны и для тех, кто в кризис решил занять освободившиеся ниши.

Российский рынок онлайн-курсов пока далек от насыщения. Рынок EdTech стартапов в 2019 году оценивался в 38,5 млрд рублей (~$512,3 млн). Для сравнения, объем рынка Китая превышает $92 млрд, США – $87 млрд.

Совсем от офлайна отказываться мы не планируем – в планах провести крупный ивент в Сочи, рассчитанный на 1300 человек. Живое участие – важный фактор для обучения. Это и мотивация студентов к реальным действиям – оперативному применению полученных знаний на практике, и формирование комьюнити.

Алиса ЛарионоваАлиса Ларионова, директор, «Парк Сказов»:

Мы работаем в сфере массовых развлечений и услуг, и ощутили влияние первой волны сразу. Когда стало ясно, что объявят карантин, нам пришлось отменить мероприятия и планы на 5 месяцев, а сам «Парк Сказов» закрыть на неопределенное время. Если говорить в процентном соотношении, то мы обслужили лишь 1% корпоративных клиентов, а среди индивидуальных посетителей потери составили 51% от уровня 2019 года.

Действия во время второй волны будут отталкиваться от ее продолжительности и «глубины». Наши планы продаж скорректированы на 3 квартала вперед в меньшую сторону как по индивидуальным посетителям, так и по корпоративным клиентам.

В период первой волны и периода затишья мы поняли, как будем выстраивать дальнейшие действия. Во-первых, мы обновили и улучшили наш сайт для облегчения работы с гостями и оплаты услуг. Во-вторых, пересмотрели все расходы на рекламу и операционную деятельность. Отказались от малоэффективных носителей, свели к минимуму рекламу на ТВ, радио и мероприятиях. Также временно отказались от услуг внештатных работников и подрядчиков, оптимизировали затраты на телефонию. В-третьих, разработали online-квесты для детей, которые поддержат финансовый поток и позволят обходить запреты. То есть, опасений о полной потере клиентов стало меньше из-за нового опыта.

Мы опасаемся повторного закрытия всех заведений на несколько месяцев, так как наш бизнес не носит отложенный и накопительный характер – человек не придет к нам дважды на этой неделе, если у него не получилось на прошлой. В Свердловской области треть компаний из сферы массовых развлечений и услуг оказались на грани банкротства либо разорились, и мы опасаемся, что вторая волна может окончательно сократить сферу на 30% – не все обладают необходимыми ресурсами и мобильностью. Дополнительно опасения вызывает снижение качества обслуживания и сервиса, многие компании при тех же расходах не переживут вторую волну.

Турал ГадирлиТурал Гадирли, портфельный управляющий, QBF:

В случае второй волны может закрыться большинство предприятий, следовательно, неизбежны увольнения, сокращения рабочего дня и бессрочные отпуска без содержания. В результате доходы населения снизятся, следовательно, сузится спрос на товары и услуги. Падение спроса пагубно отразится на производственном секторе. Далее вызовы будут распространяться по цепочке: сужение производства приведет к снижению загрузки транспортных систем, а это в свою очередь спровоцирует проблемы в энергетическом секторе. Каждая компания, входящая в представленную цепочку, будет вынуждена оптимизировать расходы, то есть опять же сокращать штат.

Государство может предпринять конкретные шаги для поддержания платежеспособного спроса, например, раздать гражданам средства на повседневные расходы. Однако, во-первых, в России социальные выплаты едва ли могут компенсировать ущерб домохозяйств, представители которых имели высокооплачиваемую работу. Во-вторых, выплаты подстегнут инфляцию, которая спровоцирует ослабление курса рубля. В случае девальвации произойдет падение покупательской способности всех держателей национальной валюты. Нарастающие темпы инфляции традиционно заставляют Центробанк поднимать ключевую ставку. При этом ужесточение кредитно-монетарной политики не способствует решению назревающих проблем, а лишь усугубляет их за счет снижения доступности кредитных продуктов для бизнеса и населения.

Мировые фондовые рынки даже при наступлении второй волны скорректируются. Стоимость компании – это денежные потоки, которые генерируются на протяжении некоторого количества периодов, поэтому ценные бумаги могут сохранить свою стоимость даже при низкой выручке в течение 1-2 сезонов. Тем не менее, инвесторам в случае второй волны я рекомендую избегать капиталовложений в компании с высоким уровнем операционного левериджа, недостатком ликвидности на счетах, а также недостаточностью собственного капитала по отношению к заемному и операционного дохода к общему долгу.

Константин ЧайкинКонстантин Чайкин, основатель мануфактуры по изготовлению элитных часов сложной комплектации:

В российской часовой отрасли, когда магазины были закрыты, мы наблюдали колоссальное падение розницы – до 70-80%. Единственная возможность продавать часы была только онлайн. Когда часовые магазины только открылись, случился большой всплеск, и часть предпринимателей наблюдали высокий спрос, сравнимый с новогодним периодом.

Если говорить о нашей компании, в карантинный период было сильное падение спроса. Так как работа мануфактуры ориентирована на экспорт, мы наблюдаем крайне негативную тенденцию с покупателями в других странах – отказ от некоторых предоплаченных и предзаказанных часов. Часть наших зарубежных клиентов – бизнесмены, из-за пандемии они потеряли свой бизнес и средства.

Я надеюсь, что даже с приходом второй волны, которая вполне возможна, власти не будут приходить к таким жестким карантинным мерам, которые нас ждали в марте, апреле и мае. В противном случае экономике, предпринимателям и простым людям с этим ударом будет справиться очень сложно, потому что большинство еще не оправилось.

Ожидание второй волны и непонимание, когда закончится пандемический кризис, вызывает вопросы. Один из них – невозможность сильного скачка вперед. Для развития это очень существенно. Мы не берем новые проекты, не нанимаем новых сотрудников и живем на определенном минимуме. Кроме того, вынуждены перестраивать договор и расширять сроки с клиентами, которые делают заказы. Если снова объявят карантин, мы не подведем заказчиков, и не будем брать на себя дополнительные обязательства.

До окончания кризиса мы приостановили многие проекты и приобретение нового оборудования, сейчас находимся в ожидании, когда это все закончится. Многие зарубежные компании снижают объемы производства. К примеру, один из крупнейших швейцарских производителей, понимая, что спрос будет падать на 30%, снизил объем производства на этот год на 40%, чтобы на будущее обеспечить поддержание своего спроса. Мы выстраиваем похожую политику – немного ограничиваем производство, чтобы сохранить в 2021 году спрос на наши изделия.

Роман ХорошевРоман Хорошев, CEO, краудлендинговая платформа JetLend:

Мы не ожидаем вторую волну. Считаем, что вероятность ее возникновения мала, а слухи беспочвенны. JetLend настраивает все бизнес-процессы на продолжение роста и постепенный выход экономики из кризиса. Тем не менее, морально мы готовы ко второй волне. И если она случится, несмотря на болезненный шок, мы уже знаем, что делать: максимально энергично и жестко срезать все расходы:

  • Сокращать сотрудников, которые не задействованы непосредственно в процессе получения выручки.
  • Снижать заработные платы и премии.
  • Переводить сотрудников на удаленную работу и переводить штат в регионы для экономии на офисном пространстве и заработных платах.
  • Договариваться со всеми контрагентами о снижении стоимости услуг, либо прекращать с ними сотрудничество.
  • Искать возможности для снижения расходов на аренду.

Для любого предпринимателя вышеописанные действия являются очевидными истинами: либо компания завершит свое существование, либо пройдет вторую волну укрепившись. Экономика состоит из миллионов компаний, соответственно, если вторая волна все-таки будет, вначале всех будет ожидать шок, но уже не такой силы как в апреле. Затем активные действия по сокращению, которые продлятся несколько месяцев, а затем начнется восстановление тех, кому удалось устоять.

Максим ЕльцовМаксим Ельцов, генеральный директор, «Первое Ипотечное Агентство»:

Если наступит вторая волна, то она в куда более негативном плане повлияет на рынок в целом, по той простой причине, что мы еще даже не до конца осознали последствия волны первой. Я вижу, что ряд наших партнеров, корпоративных клиентов, а также банков и даже часть госорганов все еще работают с ограничениями, перебоями, в режиме защиты от коронавируса. При этом не очень понятно, когда они восстановятся окончательно. Если начнется вторая волна, она потопит гораздо больше предпринимателей.

Предприниматели – удивительный народ. Они искренне верят в будущее, они его создают, и я искренне убежден, что большинство из них живет надеждой, что они все же сумеют восстановиться после кризиса, вернуться к прежним объемам. Если начнется вторая волна, она не просто поставит перед бизнесами вопрос об оплате аренды, налогов, зарплат в условиях нулевого дохода. Она лишит надежды на восстановление большую часть предпринимателей, и они просто махнут рукой.

По моему опыту, разочаровавшийся бизнесмен – очень печальная история, поскольку он является работодателем, который создает будущее не только для себя, но и для своих сотрудников. Не хотелось бы уходить на вторую волну, поскольку она еще более кардинально изменит рынок, да и весь мир в целом.

Дмитрий ФедяевДмитрий Федяев, основатель и руководитель мужской парикмахерской «5/8», beauty-пространства It-girls:

Что вторая волна будет, сомнений практически нет. Об этом говорят большинство эпидемиологов и аналитиков. Остается только вопрос, как она пройдет. Ждем нормальную вакцину, возможно, это глобально спасет ситуацию.

Рассчитываю, что повторения локдауна не будет. Причина простая – все резервы исчерпаны, людей домой уже не загнать, денег нет. А вот из-за негативного инфополя и опасений, активность может значительно снизиться, как это было во второй половине марта, когда официально работать еще было можно, но выручки упали в 3 раза.

На этом фоне готовимся к возможному ужесточению контроля за соблюдением рекомендаций Роспотребнадзора. Проводим разъяснительные беседы с сотрудниками. Как только почувствуем повышенное внимание со стороны проверяющих органов, облачим мастеров в халаты и шапочки, пока руководствуемся логикой и работаем только в масках и перчатках. Таблички все висят, социальная дистанция у нас соблюдалась и до пандемии, в залах просторно. Клиентов приходить в масках просим, но не заставляем.

Добавились расходы на средства дезинфекции и индивидуальной защиты. Также мы работаем не в эконом-сегменте, вся косметика импортная. Расходы на косметику значительные, особенно в женском сервисе, там ежемесячно составляют около 10% от выручки. Первые повышения цен от поставщиков уже произошли. Мы пока держим свои на прежнем уровне. Но вторая волна коронавируса, да и остальные политические новости не вселяют надежд. Если рубль еще упадет, а цены вырастут третий раз за год, придется думать о повышении цен на услуги.

Николай ХортНиколай Хорт, основатель и СЕО, сервис быстрой курьерской доставки Take'N'Go:

В Forbes писали, что бизнесы набрали беспроцентных займов под выплату заработных плат, а теперь их нечем возвращать, потому что не произошло обещанного восстановления экономики. Мы видим примерно ту же картину: прирост в начале карантина по определенным категориям, потом спад и все.

Если будет вторая волна – будет еще хуже. Мы cash burn, поэтому нам сложно к ней готовиться. Закрываться не планируем, срезать нам нечего. Продолжаем активно расширять клиентскую базу, чтобы было для кого делать доставки даже в карантин.

В нашей экономике малый бизнес дает микродолю, поэтому на него всем наплевать: закроются одни, потом откроются другие. К сожалению, мы на это повлиять напрямую не можем.

Инна АнисимоваИнна Анисимова, генеральный директор, коммуникационное агентство PR Partner:

Мой бизнес сильно завязан на производящие компании – если у них все плохо, у нас тоже. Вторая волна «заберет с собой» еще больше компаний из общепита (не все готовы подстраиваться под сервисы доставки с их комиссиями), пул клиентов в этой сфере снова обмелеет, к сожалению. Опять придется искать обходные пути и зарабатывать за счет образовательных направлений. Я боюсь терять штат сотрудников, а этот путь помог обеспечить event-отдел зарплатами в весенне-летний период: провели четыре потока онлайн-марафонов про работу в PR, продвижение в Instagram и копирайтинг. Если будет вторая волна, то запустим PR-школу.


Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru. Комментарии экспертов Executive.ru публикуются в начале текста, со ссылкой на профайл участника Сообщества.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
IT-менеджер, Красноярск

Если начнется вторая волна, она не просто поставит перед бизнесами вопрос об оплате аренды, налогов, зарплат в условиях нулевого дохода. Она лишит надежды на восстановление большую часть предпринимателей, и они просто махнут рукой.

Предприниматели в очередь за бесплатной гречкой не выстроятся. Они воспримут сложившуюся ситуацию как новую задачу и решат ее, так или иначе. Возможно, придется отказаться от части иллюзий. Зато, новое решение будет лишено тех недостатков, которые мешают продвигаться вперед в данных условиях. На то им и дан дух и талант предпринимательства. 

Есть одна притча про двух лягушек. Ее все знают. Так вот, оказывается, их все время спрашивали: "поверхность молока достигла уровня, например, вашей шеи, что вы планируете предпринять"... 

В качестве своего варианта ответа на вопрос, я полагаю, всем придется учиться диверсифицировать свой продукт и стартапить. Сокращать циклы разработки и запуска новых направлений. И, конечно же, перейти от оценки бизнеса от активов, к оценке бизнеса по персоналу. То есть, рассматривать кадры как основой актив предприятия в большей степени, чем это было раньше, когда "за забором людей много...".

Это потребует кардинального изменения управленческих подходов. Какими они будут в конечном итоге - пока неизвестно. Нужно найти баланс между тем, что позволять работникам проявлять инициативу в тех областях, куда им раньше доступа не было, сохраняя, при этом, субординацию и работоспособность организации.

Например, если рассматривать режим самоизоляции и удаленную работу как задание, то, по результатам, сотрудники разделятся на способных к самоорганизации и нет. Этот результат, в дальнейшем, кто-то научится использовать для увеличения своей прибыли и конкурентного преимущества. 

Или, например, взять извечную проблему "отцов и детей". Эта тема тоже сюда подходит. Дети строят себя на отрицании родителей. Это их преимущество, потому что они рождены для новой реальности. А для тех родителей, которые играют в родительский комитет и строят себя на отрицании детей это становится их недостатком. Думается мне, решение этой проблемы в сфере производственных и коммерческих отношений мы также увидим в самое ближайшее время. 

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

А была ли первая волна?

Из моих знакомых не заболел никто. Из их знакомых -- то же. Правда, некоторые говорили, что слышали: кто-то где-то чем-то заболел.

Каждый год десятки-сотни тысяч чем-то болеют ка-то травмируются и отбрасывают коньки. Но, в этом году такого категорически нет. Ибо, все болеют и поражаются только ковидом. А оный не лечат, а локализуют "самоизоляцией".

Зато найдено чудодейственное средство отменять действие конституции по усмотрению любого госчиновника.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Владимир Зонзов пишет:
А была ли первая волна?

Ещё как была. Из моих знакомых умер только один человек, но тяжело переболели многие. Проблема короновируса в том, что если ты заболеешь в тяжёлой форме - по первой волне таких в Москве было примерно 20% - без лечения или при неправильном лечении шансы отправится на тот свет весьма высоки. Не 50% наверное  но 30 - точно. А лечить его в марте апреле ещё не умели

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Андрей Роговский пишет:
А что, после первой уже оправилось?

Кто как

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина
Владимир Зонзов пишет:
Из моих знакомых не заболел никто. Из их знакомых -- то же. Правда, некоторые говорили, что слышали: кто-то где-то чем-то заболел.
Марат Бисенгалиев пишет:
Из моих знакомых умер только один человек, но тяжело переболели многие.

И чьей информации я должен доверять?

Ковидобесие убедило многих, что Москва -- очень заразный город. Что напомнило анекдот: "Чукча, вскоре после женитьбы на француженке, потребовал развод. Причина -- очень грязная женщина; моется каждый день".

А если серьёзно, то понятно, что ковидобесие -- это первый эксперимент всемирного масштаба по применению рукотворного биологического (вирусного) оружия. И меры изоляции (меры гражданской обороны) были необходимы. Но, у населения стран вызывает ненависть к властям то, что те неделями держали таможни раскрытыми навстеж, чтобы зараза распространилась по городам и весям. А потом устроили учения ГО за счет населения.

Независимый директор, Москва

Глыба  коронавируса уже упала на поверхность океана экономики. Волны пошли. Новая вспышка коронавируса инициирует  новые волны коронакризисных последствий. Их скорость и мощность, а значит последствия для нас,  зависят от результатов интерференции между первой и последующими воздействиями. Вот такая физика экономических волновых  процессов...

Виталий Елиферов +4100 Виталий Елиферов Менеджер, Москва
Владимир Зонзов пишет:
Москва -- очень заразный город. Что напомнило анекдот: "Чукча, вскоре после женитьбы на француженке, потребовал развод. Причина -- очень грязная женщина; моется каждый день".

Медики отметили резкое снижение количества желудочно-кишечных инфекций после объявления мер предосторожности. Люди просто стали мыть руки.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Владимир Зонзов пишет:
И чьей информации я должен доверять?

Вы меня спрашиваете? :) Чей хотите Владимир Иванович той и доверяйте.

Владимир Зонзов пишет:
ковидобесие -- это первый эксперимент всемирного масштаба по применению рукотворного биологического (вирусного) оружия

Коовидлбесие - это борьба со свободами людей. Но сам короновирус от этотого самого ковидобесия не становится не лучше ни хуже. Он есть и ничего хорошего в нём нет

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Виталий Елиферов пишет:
Люди просто стали мыть руки.

Я в том числе))) 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
62% россиян страдают от стресса из-за переработок

Главная причина переработок — высокая нагрузка и нехватка сотрудников.

Названы регионы с самыми высокими зарплатными предложениями

Москва оказалась лишь на четвертом месте.

Работодатели чаще стали применять контроффер для удержания сотрудников

Конкуренция за кандидатов среди работодателей становится все более ощутимой.

Каждая пятая компания проверяет кредитные истории кандидатов

Среди соискателей с подобными проверками сталкивался каждый десятый.