Неудача первая: ушел клиент
Турция. Отель 5 звезд. В сентябре море теплое, как парное молоко. Я вдоволь наплавалась и сижу в уютном баре на берегу Средиземного моря. Холодное шампанское греет душу. Шум прибоя расслабляет. Дочь визжит от восторга в аквапарке, скатываясь с крутой горки. Я смотрю на нее, и меня переполняют положительные эмоции.
Безмятежное состояние прерывает сигнал сообщения от клиента: «С первого числа у нас новый главный бухгалтер».
Как? Внутри пробежал предательский холодок. Бухгалтерию ООО и ИП клиента ведет моя бухгалтерская фирма по договору аутсорсинга. Работа налажена, все четко организовано. Достойная оплата и такой поворот!
Еще недавно я выбирала картинку для своей статьи «Как организовать удаленный бухучет», на которой симпатичная девушка в полосатой маечке лежит на ярко-оранженжевом надувном кресле прямо в море и нажимает кнопочки на ноутбуке. Фото постановочное, но еще вчера оно не казалось мне таким уж далеким, потому что бухгалтер может работать на удаленке на берегу Средиземного моря.
У заказчика есть несколько бизнесов. Мы вели бухгалтерию только одного из них. Самого собственника я не видела, общалась всегда с управляющим. Заключили договор и успешно работали. В какой-то момент клиент решил оптимизировать расходы и нанять одного бухгалтера на все фирмы. Об этом решении я узнала уже потом. У нас был составлен договор, по которому предупреждать о расторжении надо за месяц. Я напомнила об этом, и еще месяц мы продолжали вести учет.
Потом пришел новый главбух принимать дела. Девушка работала в бюджетных организациях и от бухучета в коммерции была далека. А тут еще и экспорт. Дела я передала. Но ее просьбу все разжевать обещала выполнить только за отдельную плату. Она надулась и удалилась с гордо поднятой головой.
Сказка о работе из любой точки мира закончилась. А в своей вышеупомянутой статье я описывала, как наблюдая за красивым закатом в Шри-Ланке, лакомлюсь свежайшими морепродуктами в ресторане на берегу океана, подключаясь к 1С.
Неудача вторая: отказалась от токсичного клиента
Перед отпуском я сделала важный шаг. Был у нас постоянный клиент по договору с ежемесячной оплатой. Сумма значительная, работа налажена. Но человек очень неприятный. Бизнес из 90-х, постоянно динамил с оплатой поставщиков, и нас тоже. Не платил по три месяца, хотя деньги на счете были всегда, не меньше миллиона рублей. Кому как не бухгалтеру этого не знать. Каждый раз были разные причины задержки оплаты: нет времени, нет интернета или идет ревизия. Полагаю, что он просто показывал свою значимость. При разговоре внимательно выслушивал, кивал и делал по-своему.
Я долго думала. Несмотря на то, что сумма для меня была важной и существенной, перед отъездом я решила – все хватит, не хочу работать с ним. Написала письмо о повышении стоимости, зная его жадность. Он залетел в офис, матерился, кричал, но я была не преклонна. В итоге договор расторгли.
И вот я сижу на берегу моря, постигая правило Парето на практике: 20% клиентов приносят 80% прибыли.
Вместо отпуска учеба
В следующий отпуск я не поехала. Вместо этого купила курс по продвижению во «ВКонтакте». Заплатила 40 000 рублей. Оформила группу, сделала профессиональные фото, изучила целевую аудиторию и конкурентов. Автор курса меня хвалил. Отметил, что все задания выполнены четко и в срок. Запустила рекламу, потратив 5 000 рублей. Появились разовые консультации, но учеба не окупилась. Начала вести группу, выкладывать авторский контент. Это занимало много времени и сил. И постепенно все сошло на нет.
Удаленка: вместо моря дом родной
Мы привыкли постоянно работать в тихом уютном офисе, а на удаленке лишь по необходимости. Но жизнь изменилась. Началась пандемия, все стали работать из дома.
Однажды позвонила супруга клиента и начала изливать душу: что муж весь день молчит и играет на гитаре; что их мастерская по изготовлению ключей в торговом центре не работает, потому что последний закрыт; кредиты на бизнес и авто закрывать надо; что нам делать?
Первая мысль была «А чем я могу помочь этой семье? Я же простой бухгалтер». За этим звонком последовали и другие, клиенты стали обращаться ко мне за советами. Я старалась выслушивать каждого и изложить свое видение ситуации.
Настал момент озарения – надо действовать. В соцсетях на своей странице и в группе начала писать посты и разъяснять законодательство, которое менялось ежедневно. Начали приходить сообщения с конкретными вопросами: «Помогите разобраться с моей проблемой».
Три человека захотели открыть бизнес, встречались в офисе в масках и через партнерские программы банков регистрировали ИП и ООО. Появились новые клиенты – предприниматели не только из других городов, но и из других республик. Чат «бизнес-мамы» нашего города пригласил меня провести занятие для мам на тему «Как стать самозанятым». Поступило предложение рассказать о налогах на марафоне «Бьюти-бизнес в законе». И это все без вложений в рекламу.
От неудачи к правильным выводам
- Профессия бухгалтер не умрет. Надо просто найти своего клиента.
- Внимательно изучать заказчика на предварительном этапе. Стоять на своих ценностях, прислушиваться к внутренним ощущениям и не начинать работать с людьми, с которыми изначально некомфортно.
- Брать предоплату. Это гарантирует, что клиент настроен на работу.
- Выстраивать взаимоотношения с клиентами. Дистанционные методы работы – это хорошо. Но иногда надо просто позвонить и спросить: «Как дела?».
- Отличаться от других. Делать не репосты налогового законодательства, а писать авторские статьи. Излагать мысли понятным языком с примерами из практики.
На днях мне предложили стать героем интервью на тему: «История вашего успеха». На такую тему приятно общаться, но без ошибок и неудач нет движения вперед. Они дают толчок к дальнейшему росту.
Текст участвует в конкурсе «Ошибки, провалы, неудачи: истории преодоления». Если вы хотите поделиться своей историей – присылайте ее в редакцию Executive.ru! Подробности
Читайте также:
Хороший текст и без претензий на вселенскую правду. В том числе илиннее напоминание о том что выйти из зоны комфорта раз плюнуть, а внрнутся туда опять - не сразу получается если получается
Марат, благодарю. Оказалось о таких вещах писать не просто.
Спасибо за статью. На самом деле, она применима не только в бухгалтерам, но и к многим другим профессиям. Только в первом случае, явно сыграло роль не ваше нахождение в другой стране локально, все тоже самое с большей вероятностью было и если б вы были локально ближе. И в то же время этот тезис "Дистанционные методы работы – это хорошо. Но иногда надо просто позвонить и спросить: «Как дела?»." - это просто маст. Где бы ты ни был должен быть постоянных контакт, сверять ориентиры, оптимизировать работу совместно итд.
Виктория, спасибо за мнение. Сейчас везде реклама вещает-освой удаленную профессию и наслаждайся жизнью. Но не все так однозначно.
Автор пишет:"У заказчика есть несколько бизнесов. Мы вели бухгалтерию только одного из них. Самого собственника я не видела, общалась всегда с управляющим. Заключили договор и успешно работали. В какой-то момент клиент решил оптимизировать расходы и нанять одного бухгалтера на все фирмы.
Я имею косвенное отношение к фирме оказывающей бух. услуги. Была похожая ситуация. Однако в тексте есть нелогичность. А именно: если было несколько бизнесов, а вëлся учëт только одной, то получается что было как минимум 2 фирмы оказывающие такие услуги. Обычно оптимизацию расходов начинают с объединения всех фирм в одну. Я не знаю какие обороты, сколько операций, оформляли ли вы платëжки, кадровый учëт и т.д. Это я к тому, что один человек физически с объëмом работ может не справиться. И этими аргументами, если посчитать действующие расходы, которые, кстати, относятся к затратам, можно было бы, теоретически, сохранить клиента. Хотя если собственнику надо было "пристроить" девушку с "достоинствами", то это всë объясняет))
Андрей, изначально услугу у нас заказал от имени собственника управляющий. Мы когда-то вели его ИП. Про другие бизнесы собственника мне ничего не известно. Возможно, где-то сократились объемы и было принято решение оптимизировать бухгалтерию. Мне надо было познакомиться с собственником изначально, тогда выбор мог быть сделан в нашу пользу.
Хороршая статья. Хороший бухгалтер нужен всегда. Бухгалтер с хорошим кругозором. Вот просто реально нет времени следить за изменениями законодательства. Реально не хочется брать на себя риск по каким-тот новым требованиям. Деловые журналы только запутывают ситуацию.
Буквально на днях разговаривал с одним руководителем НКО. Удивительно, но тех, кто разюбирается в отчётности НКО мало, поразительно мало.
Анатолий, думаю вопрос не к Вам. Но отчëтность в НКО не очень сложная. В 1 С она есть. Но многое зависит от Устава. Если НКО живëт только на взносах, то нет проблем вообще. Если ещё извлекают прибыль, то тоже особых проблем для учëта нет. Дело в бухгалтере и документах))
Анатолий, благодарю. Мы разбираемся в НКО. Ведем 3 НКО :партия, фонд, федерация.
Все верно. Хороший бухгалтер разберется с любым предприятием.