Онлайн-консультант: больше вреда, чем пользы?

Технология онлайн-консультант (ОК) широко распространилась за последние несколько лет. Это сервис — онлайн-чат, позволяющий в реальном времени организовать диалог между посетителем сайта и специалистом компании. В маркетинговом понимании – это дополнительный канал для коммуникации, для получения обратной связи / обращений / лидов. Его охотно устанавливают на сайты: считается, что это увеличивает продажи, конверсию просмотров сайта в обращения в компанию. А так ли это? Знаете ли вы, что в 80% случаев ОК может воровать у вас клиентов. Убивать телефонные звонки и урезать вашу прибыль?

Проведем простой эксперимент. Мы взяли двадцать сайтов разных отраслей и сегментов бизнеса, оснащенных этой системой. Инициировали диалог в формате уточнения информации по конкретному товару/услуге. То есть создали впечатление осведомленного и заинтересованного покупателя, который уже прошел стадию выбора и готов к совершению покупки.

Что мы получили:

  • Средняя скорость реакции по нашим вопросам в онлайн-консультанте составила — более 80 секунд. Следует понимать, что для интернета это невероятно много, ведь пользователь, задав вопрос, как правило, не меняет страницу, он остается на ней — ждет ответа — не занимается другими делами. Сравните с телефонным звонком, сколько вы готовы слушать гудки в трубке?
  • Из двадцати чатов 30% ничего не ответили (возможные причины: оператор отсутствует или попросту игнорирует). У сайта setlcity.ru, попавшего в наш эксперимент — сервис выдал ошибку, он не работал и сообщал: «Эта служба отключена по следующей причине: нет отдела, который может принимать внешние чаты. Приносим извинения за причиненные неудобства».
  • Не ответили нам в ОК, установленных на сайтах автомобильных дилеров: autopole.ru, ctk-center.ru, rolf24.ru. Самое продуктивное использование сервиса оказалось у компаний, устанавливающих пластиковые окна. Хорошая скорость ответа и перевод в лид. Хороший «рычаг» от оператора — позвоните мне или дайте ваш контактный телефон, я сообщу результат расчета по вашему запросу.
  • Только четыре оператора постарались получить мои контактные данные — остальные довольствовались моей благодарностью, у них не было цели продать мне что-то или способствовать будущей сделке.

Это крах, вместо двадцати звонков я задал интересующий вопрос двадцать раз, и только четыре раза меня попытались конвертировать в покупателя. Двадцать раз я был готов купить их продукт, всего четыре раза я бы смог это реально сделать. И ведь если бы я взял в руки телефон, позвонил, отработка моего обращения была бы значительно лучше.

Знают ли об этом владельцы сайтов? Знают ли, что они теряют покупателей каждый день, устанавливая этот нужный инструмент?

Давайте выдохнем и разберем ситуацию — почему происходят потери, откуда берется такая отрицательная статистика.

  • Нет цели. Оператор готов работать по-человечески за «спасибо», но ему неизвестно для чего это все и зачем. Чаще всего сотрудники воспринимают сервис, как средство ответа на вопросы и попросту консультирования.
  • Нет регламента — инструкции для операторов. Оператор работает, руководствуясь собственным опытом и знаниями. Инструкция — это некая общая база знаний, которая позволит систематизировать работу и предоставить эффективные решения для рядовых ситуаций.
  • Нет контроля — супервайзера — сотрудника, контролирующего и проверяющего работу операторов. Как правило, даже если внедрена инструкция, необходим контроль — проверка того, насколько ей следуют операторы.
  • Нет стимулирования. Зачастую на отношение оператора к его деятельности качественно влияет введение KPI и стимулирования, к примеру: количество переданных реальных контактов может влиять на уровень оплаты труда сотрудника.

Я много раз упомянул самих операторов. Ведь, как и в колл-центре, от постановки работы с ними будет зависеть эффективность. Это ваш полноценный представитель, работник фронт-офиса, который «встречает» ваших клиентов.

Посмотрите на конкретные и возможные недостатки операторов — они могут приводить к потерям.

1. Грамотность речи

Представьте себе телефонный разговор с консультантом, который неосторожно произнесет «звОнит» вместо «звонИт». Он вас попросту травмирует и сразу уронит себя в ваших глазах как специалист. Это фонетическая ошибка, можно столкнуться со стилистической или семантической, но в телефоном разговоре ухо никогда не будут резать ни синтаксические, ни орфографические ошибки. А в чате ОК всплывут все пробелы в образовании вашего оператора. Эта грамматика будет вам стоить конкретных денег.

2. Скорость печати

Представьте себе телефонного оператора, который запинается или шумно дышит в трубку в поисках ответа. Вы не выдержите и точно попрощаетесь с ним. Проведите курсы быстрого набора для ваших операторов – операторы должны печатать слепым десятипальцевым методом, это сравнимо со скоростью медленной речи.

3. Краткость

Приучите операторов писать простыми и краткими предложениями, чтобы не выдавать посетителю многоэтажный эпос в ответ на конкретный вопрос. Чтобы минимизировать риски и не предоставлять большую свободу изложения материала — используйте инструкцию.

4. Обучаемость

Сотрудник должен быть погружен в предметную область и иметь основное представление об услуге/продукте. Если ваш оператор некомпетентен и предметная область слишком сложна, то его и вас должна обезопасить четкая инструкция, которая минимизирует риск провала.

Посмотрите — сколько сложностей и особенностей связано с внедрением этого, казалось бы — простого сервиса и решения.

Спросите — надо ли его вообще внедрять? Да! Точно скажу, что он всегда будет полезен, но при условии его рационального и ответственного использования. Это инструмент, которому необходимо особое внимание и контроль. ОК предъявляет гораздо более высокие требования к владельцу сайта. Посетитель ожидает мгновенной и качественной реакции, и вы должны с этим считаться. При отсутствии системного подхода ОК превращается из лидогенератора в «лидодегенерата», в черную дыру, которая может привести не просто к падению конверсии, но и сулить репутационые риски.

Как эти проблемы предотвратить

Но не надо отчаиваться, если подойти к вопросу внедрения, руководствуясь отдельными правилами, с помощью данного сервиса вы сможете увеличить объем продаж или обращений с сайта.

  • Определите цель диалога, функцию сервиса. Осуществление продажи (типичный пример – интернет-магазин), лидогенерация (получение контактов — хорошая задача для недвижимости, автодилеров и т. д.), предоставление консультации. В зависимости от отрасли и специфики бизнеса процессы в онлайн-консультанте будут отличаться.
  • Составьте инструкцию для оператора. Продумайте основные алгоритмы, которые бы обеспечивали достижение поставленной цели. Опишите их словесно и оформите в виде графов. Убедитесь, что эти инструкции легкодоступны в любой момент на рабочем месте оператора — мозолят ему глаза.
  • Выделите KPI. Параметры, по которым вы будете оценивать работу оператора: скорость ответа, наличие положительных/отрицательных отзывов от посетителей, количество потерянных диалогов.
  • Составьте регламент. Сформулируйте правила и ограничения, которые бы дополнили инструкцию, закрепите в них KPI. К примеру, ответ не позже 20 секунд. Очень важный момент, про который вы не должны забыть — это эмоциональность, чат или диалог — это вакуум с буквами, где вам сложно распознать эмоцию или интонацию собеседника — вы не слышите его голоса и не наблюдаете за его поведением. Никаких тройных восклицательных!!! — лучше исключите восклицательный знак вообще. Ну и… никаких многоточий…
  • Осуществляйте контроль. Назначьте супервайзера — проверяйте показатели и диалоги ежедневно — следование инструкциям и результативность.

Это пять базовых моментов, без которых я бы не рекомендовал внедрять сервис — чтобы не получить дополнительный канал потерь. Не воспринимайте ОК, как панацею и ни в коем случае не ставьте в формате «поставим, попробуем, посмотрим — оставлять или нет». Даже к пробному внедрению подойдите со всей серьезностью и ответственностью.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Менеджер по маркетингу, Санкт-Петербург

а можно для тестировки на сайт ставить 2 консультанта?

Генеральный директор, Москва
Генадий Кононов пишет:
а можно для тестировки на сайт ставить 2 консультанта?

Меня и один часто раздражает :-)

Директор по работе с клиентами, Москва

Ну уж не два сразу же. Чередуйте.

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург
Леонид Сохор пишет:
Очень полезно!

Леонид, спасибо.

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург
Генадий Кононов пишет:
а можно для тестировки на сайт ставить 2 консультанта?


Алла Демьянова пишет:
Ну уж не два сразу же. Чередуйте.

Геннадий, спасибо за вопрос. Алла абсолютно права -- ставить одновременно -- это довольно неэффективное решение. Вы перегрузите пользователя и ухудшите продающие качества сайта. Вы также не сможете корректно обработать запросы, поскольку поток обращений будет децентрализован -- операторы буду разрываться между панелями управления различных сервисов.

Директор по развитию, Санкт-Петербург

Удивительно дельный разбор данного инструмента, спасибо. Действительно складывается впечатление, что "понаставили, а что делать не знаем".

Еще было бы интересно познакомиться с анализом call-back плагинов.

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург
Алексей Аникин пишет:
Удивительно дельный разбор данного инструмента, спасибо. Действительно складывается впечатление, что "понаставили, а что делать не знаем".
Еще было бы интересно познакомиться с анализом call-back плагинов.

Алексей, спасибо за предложение сделать обзор коллбэков. Это очень интересный вопрос, поскольку есть подозрения, что у эти средства сбора обратной связи приводят особую аудиторию, аудиторию с конкретными моделями поведения. Давно хотел это проанализировать и описать. )

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.