Какие методы помогают определить подходящего кандидата на роль бухгалтера? На что обращают внимание руководители во время собеседования? Как можно заранее проверить бухгалтера на добросовестность? Какие ответы кандидата говорят о том, что он не подойдет? Редакция Executive.ru публикует комментарии экспертов.
Какие качества бухгалтера стоит оценивать в первую очередь
Мария Некрасова, HR-директор консалтинговой компании НЭО
Для бухгалтеров характерен определенный психотип личности: спокойный, усидчивый, добросовестный, внимательный к деталям, готовый к большому количеству рутинной работы. Другой просто не задержится в профессии надолго или будет допускать ошибки. И если со взрослыми соискателями все довольно предсказуемо – человек много лет в профессии и знает, на что идет, то со стажерами бывают сюрпризы. Они могут оказаться слишком амбициозными, быстро заскучать и покинуть компанию. Если рекрутер неверно определит психотип юного соискателя, в дальнейшем тот может разочаровать.
О готовности работать с рутинными задачами, усидчивости и в целом стабильности говорит опыт в резюме: сколько компаний сменил соискатель? Обычно бухгалтеры достаточно консервативны и долго работают на одном месте: пять и более лет – хороший показатель. Важно иметь глубокие знания теоретической базы, хорошие аналитические навыки, подвижный ум, уметь работать с профильным программным обеспечением, быть в курсе актуальных законодательных изменений и периодически обновлять знания.
Анастасия Шахова, основатель и совладелец рекламно-производственной компании AmadeyPrint
Первое, на что мы обращаем внимание – это пунктуальность. Опоздание на собеседование я считаю неприемлемым для должности бухгалтера, которая подразумевает порядок и четкость.
Обращаем внимание, как кандидат отвечает на вопросы о своем опыте работы – развернуто, с подробностями или стандартными заученными фразами. Во втором случае это может говорить о том, что у человека, возможно, есть теория, но мало практики. В таком случае задаем уточняющие вопросы. Если человек отвечает поверхностно или уходит от ответа, то это сигнал, что компетенций на эту должность у него недостаточно.
Человек, претендующий на должность бухгалтера, должен иметь развитые аналитические способности, логическое мышление, трудолюбие, терпеливость, аккуратность. Наличие аналитических способностей можно выявить с помощью теста, остальные качества можно определить и во время собеседования. По нашим наблюдениям, бухгалтер – это чаще всего интроверт. Он сосредоточен на конкретных задачах и любит цифры. Встречаются и общительные бухгалтеры, но это все же редкость.
Анна Баранова, основатель сервиса аналитики EFFSTEP
Для меня в бухгалтере самое важное:
- Внимательность. Она нужна потому что цена ошибки в бухгалтерском учете может стоить блокировки счета и штрафов. Чтобы проверить это качество, могу задать вопрос на внимательность: «Вы не помните, какого цвета был диван в холле?»
- Любознательность. Бухгалтер должен быть в курсе всех изменений в законодательстве, регулярно отслеживать их.
Главного бухгалтера я всегда проверяю на умение отстаивать свою точку зрения. Например, могу спросить: «Если собственник просит оплатить баню с эскортом, что вы сделаете?». Для меня hard skills не играют решающее значение, это всегда можно прокачать. Гораздо важнее тип личности и умение думать.
Елена Иванова, эксперт в ведении управленческого учета, эксперт Executive.ru
В первую очередь оцениваю опыт и профессиональную грамотность, если речь идет о главном бухгалтере. Если есть сильный главный бухгалтер и нужен рядовой бухгалтер, приравниваю историю выбора к выбору простого линейного сотрудника и прикидываю, насколько кандидат обучаем и способен находить общий язык. Обращаю внимание на умение соблюдать субординацию. При прочих равных условиях выбираю того, у кого мощнее образование.
Какие методы помогают определить, подходит ли кандидат на роль бухгалтера
Лариса Куренчанина, психолог, консультант, эксперт Executive.ru
Методы оценки соискателей и индикаторы «подходящести» определяются, прежде всего, из модели компетенций и профиля должности в конкретной организации.
Из общих методов я бы рекомендовала:
- Оценку самообразования соискателя – как часто, какие курсы или вебинары проходил и у каких спикеров. На какие его направлял предыдущий работодатель, и что он изучил сам (и почему). Отсюда можно делать вывод о том, насколько он «в теме» изменений в законодательстве, цифровизации экономики и т.д.
Подвопрос: считает ли он, что для работы ему достаточно этих знаний? Оценивается его риск-ориентированность и умение прогнорзировать перспективы развития бухгалтерской отрасли на ближайшее время. - Практический кейс: насколько готов применять полученные знания в условиях конкретной компании. Важно, чтобы кейс заведомо был составлен с неполным описанием условий, чтобы соискатель определил, каких данных ему не хватает для решения и объяснил, для чего ему эти данные.
- Проективно-провокационный вопрос: «Представьте, что вы подбираете бухгалтера на вакансию "..." (ту самую, на которую этот кандидат проходит собеседование). Какому кандидату вы точно отказали бы?». Смысл вопроса в том, что человек будет говорить о своих личностных и профессиональных (положительных и отрицательных) качествах, проецируя их на «некоего кандидата». Оценивается четкость ответа, дополнительные вопросы, которые касаются прояснения функционала и корпоративной культуры компании, качество ответа – прямой, уклончивый или уход от темы по принципу «я не специалист по подбору, я не могу судить».
Анастасия Шахова, основатель и совладелец рекламно-производственной компании AmadeyPrint
При подборе кандидата на роль бухгалтера мы используем тестирование. Оно адаптировано под компанию и тот функционал, который необходим на этой позиции. При поиске рядового бухгалтера вопросы для теста помогает составлять главный бухгалтер. Он четко представляет, что должен знать и какими навыками обладать человек, приходящий на эту должность.
Помимо вопросов о ведении бухгалтерии, в тест включаем темы, касающиеся корпоративных ценностей компании. Это, во-первых, разбавляет содержание теста, наполненного цифрами и расчетами. Во-вторых, помогает найти кандидата, который смотрит в одном направлении с компанией.
Елена Испенкова, руководитель направления 1С:БухОбслуживание, Глобальное обслуживание
Мы используем несколько методов: чек-лист, проективные вопросы, «три плюса и три минуса». Такой подход значительно повышает эффективность процесса отбора кандидатов и снижает текучесть кадров.
Что включает чек-лист для оценки компетенций кандидатов:
- Список компетенций, необходимых для данной вакансии. Это знания, умения, навыки и личные качества, которые важны для успешной работы на этой должности.
- Список вопросов для определения компетенций. Для каждой компетенции следует подготовить по 2-3 вопроса, которые помогут оценить уровень владения необходимыми навыками и знаниями.
- Бланки для фиксирования ответов кандидатов. Для удобства оценки ответов кандидатов можно использовать специальные бланки, чтобы отмечать результаты.
Оцениваем знания и навыки работы с программами, задавая ситуационные (проективные) вопросы. Такие вопросы помогут понять, есть ли у кандидата опыт работы с нужными программами. Для этого мы используем ситуационные вопросы к которым он не готовился заранее по методу «Кейс покажи» или «Кейс расскажи».
«Кейс расскажи» – проверяет знания. Давайте представим, что вы оформляете платежное поручение клиента и обнаруживаете ошибку в счете. Я клиент раздражительный и нервный. Вам надо позвонить мне и решить проблему оформления платежного поручения. Играем в ситуацию. Отмечаем детали: обвинения, вежливость, есть ли решение.
Для нивелирования социально одобряемых ответов добавим провокации. Предложим немного нарушить правила: «зачем из-за мелочей беспокоить начальство?». Здесь оцениваем способность к самостоятельности. Или вопросы о наличии базы с предыдущего места работы. Негатив на предыдущем месте работы.
«Кейс покажи» проверяет умение. Включаем 1С, и 60% кандидатов забывают, как ввести накладную или сделать счет. А это простейшие операции с первичкой.
Для проверки умения, также можете использовать методику PARLA:
- Problem – Была ли у вас «такая-то сложная ситуация»?
- Action – Как развивались события? Как действовали вы лично?
- Result – Какой получился результат? Считаете ли вы его положительным или отрицательным?
- Learned – Какой вывод (урок) вы сделали из этой ситуации?
- Applied – Что уже изменилось в вашем поведении после этой ситуации? Что вы планируете изменить в будущем? Почему? Важно услышать и проанализировать 2 последних ответа. Так мы узнаем обучаемость и способность к рефлексии.
Диагностика «Три плюса и три минуса»
Нам очень важно, чтобы бухгалтер не боялся общаться с клиентами. Поэтому мы задаем вопросы про общение с людьми. Отлично зарекомендовал себя метод экспресс диагностики «Три плюса и три минуса». Чтобы найти подходящего кандидата на роль бухгалтера, я провожу интервью по методу 3+ и 3-. Просим кандидата назвать три плюса и три минуса того, отношение к чему для нас важно выявить. Например, назовите три плюса и три минуса работы с людьми, с документами, звонки клиентам.
Что выявляет ответ кандидата на такой вопрос? Что нравится и что не нравится в работе с людьми, с документами, в звонках клиентам. Задаем уточняющие вопросы. Пример, у нас есть ответ: «Плюсы работы с людьми – это чувство локтя, общение, интересная информация, эмоции; а минусы – это может быть негативная реакция, от большого количества общения устаешь». По плюсам понятно, что человеку нравится общение. Но нужно уточнить какое количество общения можно назвать «большим». Попросить привести пример. Также уточняем если есть слова: быстро, тихо, много, мало и т.д. Отмечаем оптимизм соискателя. Если он начал с плюсов, конечно.
Мария Некрасова, HR директор консалтинговой компании НЭО
Соискателю можно предложить выполнить тестовое задание на знание технических нюансов, документальных или отраслевых процессов. Уместно будет провести тест на внимательность: предложить найти энное количество ошибок в документе (счете, договоре, акте) за ограниченное время. Существуют и более универсальные тесты, когда, например, в ряду цифр необходимо зачеркнуть все, что в сумме дают 10. Сколько таких чисел обнаружит кандидат?
Елена Иванова, эксперт в ведении управленческого учета, эксперт Executive.ru
Мой метод проверки кандидата:
- Спросить в каком ключевом документе видно качество работы главного бухгалтера вне зависимости от формы налогообложения. Для меня правильный ответ – корректная и своевременно составленная оборотно-сальдовая ведомость.
- Уточнить сколько штрафов получил предыдущий работодатель от контролирующих органов.
- Уточнить сколько раз участвовал бухгалтер в налоговых проверках.
- Обращаю внимание на внимательность, умение запомнить детали, задавать уточняющие вопросы при моих неточных формулировках, задаю вопросы про сверки взаиморасчетов и инвентаризации. Прохожусь по всем статьям баланса.
Как проверить кандидата на добросовестность
Анастасия Шахова, основатель и совладелец рекламно-производственной компании AmadeyPrint
На стадии рассмотрения резюме изучить, в какой компании работал сотрудник. Действительно ли она существует, какая у нее репутация, какие вакансии сейчас там открыты. Во время телефонного интервью рекомендую задать несколько уточняющих вопросов об опыте работы и других интересующих моментах. А затем повторить те же самые вопросы во время личного собеседования.
Если ответы будут кардинально разниться, то стоит задуматься о честности и благих намерениях данного кандидата. Если человек уже уволился с прежней работы, можно попросить прийти на собеседование с трудовой книжкой. И сверить данные, указанные в резюме, с данными трудовой. Тревожный звонок, если данные об опыте работы сильно отличаются.
Мария Некрасова, HR-директор консалтинговой компании НЭО
Можно задать простые бытовые вопросы: например, как часто он опаздывает. Если кандидат уверяет, что никогда – возможно, он просто хочет ответить «правильно». Попытки приукрасить действительность (или их отсутствие) являются своеобразной метрикой добросовестности.
Какие ответы кандидата говорят о том, что он не подойдет
Анастасия Шахова, основатель и совладелец рекламно-производственной компании AmadeyPrint
Короткие односложные ответы об опыте работы, ответы заученными шаблонными фразами, уход от вопросов – это повод для беспокойства. Конечно, не все готовы полностью раскрываться на собеседовании. Но если кандидат уклоняется от ответов на адекватные вопросы, это может говорить об отсутствии опыта или нежелании работать в команде.
Также тревожный звонок – грубость, пренебрежительные высказывания о предыдущих работодателях или компании. Возможно, кандидат не умеет строить здоровые отношения в коллективе. Но ситуации бывают разные, нужно подходить индивидуально. Однозначно не подойдет кандидат, который указал в резюме недостоверную информацию.
Какие вопросы задать кандидату на роль бухгалтера
Анастасия Платонова, основатель сервиса для точного найма «Людовед»
Во время собеседования необходимо разделить вопросы на блоки: личностные и профессиональные. Вопросы на определение качеств личности помогут не пропустить исполнительного, многогранного и ответственного сотрудника. А профессиональные вопросы помогут понять, что конкретно умеет человек и за что готов нести ответственность.
Как правильно задавать вопросы:
- Формулировать только открытые вопросы – те, которые требуют развернутого ответа. Они прекрасно подходят для сбора информации, а также для управления беседой и вовлечения претендента.
- Не подсказывайте и не направляйте. Бывает, кандидат кажется таким хорошим, что внутренне мы начинаем ему сопереживать и, сами того не замечая, выводим его на ожидаемый ответ уточняющими вопросами и подсказками. А это делает некорректной всю оценку. Заданные вопросы должны быть направлены на прояснение опыта и осознание того, что делает специалист. Поэтому предоставьте ему слово, а сами вспомните навык активного слушания и записывайте его цитаты в блокнот. Это поможет спустя 5-10 претендентов не запутаться.
Примеры вопросов на уточнение профессиональных качеств:
- Какой участок бухгалтерии вы вели?
- Выполнение каких операций/действий занимало у вас больше всего времени в течение дня?
- Какую отчетность вы сдавали?
- Как оценивалась ваша эффективность работы?
- Кто был вашим руководителем, и какая степень подчиненности была?
- Какие ошибки у вас случались в работе? Какие последствия? Как вы их исправляли?
- В какой программе вы работали на последнем месте? Какими еще программами владеете?
- Как вы считаете, сколько специалистов достаточно для выполнения нашего функционала?
- Опишите ваш опыт взаимодействия со сторонними инстанциями/контрагентами? Что можно было бы оптимизировать на прошлом месте работы?
- Как вы предпочтете действовать, если вам предстоит выполнить профессиональную задачу, с которой вы ранее не сталкивались?
- Вы состоите в каких-либо профессиональных сообществах? Как вы их используете?
Примеры вопросов на выявление личных качеств:
- Почему вы рассматриваете новые предложения работы?
- Какие в вашей личности сильные стороны? Чем они дополняют работу компании?
- В чем секрет дружных коллективов?
- Если вы могли бы что-то улучшить в себе, то что бы это было?
- Чем вы отличаетесь от других коллег?
- Чем вы увлекаетесь?
- Что по вашему мнению важнее всего на работе?
- Что вас может вывести из себя на работе?
Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru.
Подать заявку в Лигу экспертов
Читайте также:
Если говорить о "первом номере", ответственным за БУ и НУ организациии, то такие требования к кандидату:
1. Навык оптимальной по времени и качественной обработки, анализа и синтеза данных, не важно с помощью каких инструментов: своих мозгов, калькулятора или компьтерас
...далее производные из п.1:
2. Навык системного анализа - кандидат должен понимать частное в общем и общее в частном, той хозяйственной деятельности учёт которой предстоит ему обеспечивать.
3. Знания и навык качественного применения НПА по предметной области хоз.деятельности - например, кандидат должен понимать правовую разницу для целей БУ и НУ между договором возмездного оказания услуг, договором комиссии и договором поручения.
4. Виртуозное владение ПО - например, "зачистить" сырые данные для их обработки через запрос в PowerQuery или сводную таблицу, с агрегацией данных через формулы
....все остальное в современных риалиях достаточно легко заменяется цифровизаций и качественными бизнес-процессами в организации.
Интересная статья!
Особенно любопытно, как по-разному специалисты подходят к решению этого вопроса.
Некоторые эксперты тщательно проверяют знание должностных обязанностей бухгалтера и возможных нюансов в его работе.
Наверное, и сами хорошо знакомы с ними.
Возможно, часто приходится нанимать бухгалтеров.
Другие обходятся общими навыками.
Вот и подумаешь, что лучше: самим искать или доверить профессионалам.
Хотя уверен, что тут мнения могут жестко разделиться, многие руководители не любят HR-фирмы.
Шутка из 90-х:
В отделе кадров фирмы рассматривают кандидатуру на должность главного бухгалтера:
- Ваш опыт работы?
- Отсидел уже два раза.
Грамотный главбух на вопрос "Сколько будет дважды два?" отвечает "Сколько надо, столько и будет"
Мне не очень понравилась статья.
Во-первых, слишком широкое понятие "бухгалтер". Что понимать под "хороший бухгалтер"? Хороший материалист в определённых компаниях важнее главбуха!) Кто-то из "экспертов" верно сказал про "цену ошибки". Если ошибка на входе, у учётного работника, то дальше главный бухгалтер не вытащит, пока не дойдёт до учётных регистров.
Во-вторых, уже трудно говорить о хорошем Специалисте - "Кандидат" и "Соискатель". Ситуация развернулась. Теперь компании стали "кандидатами" и Специалисты их "собеседуют на предмет уровня зарплаты, соцпакета, вменяемости руководителя - непосредственного и главного, объёма работы и т.п.
Если говорить о том, что руководитель выбирает всё же, Главного, то убеждён, что лучше растить главбуха самим. Пришедший со стороны - очень большой риск и компетенции, и лояльности (не в части исполнения нелегальных операций, а в части - не уйдёт перед отчётом), и мотивации на результат компании. Во многих компаниях бухгалтер - и финансист, и экономист, и учёт ведёт. Риск на одном очень велик...
Что я спрашиваю у бухгалтеров: "Прибыль - это Актив или Пассив?"
Большинство бухгалтеров (не главных), говорили, что в Активе. Дальше было понятно, что если берём, то учить и переучивать!" :)
Сколько, по - Вашему мнению, стоимость такого номера 1, соответствующего этим требованиям?
если нанимать к-л из этих "экспертов" выше, то ни один бухгалтер не дойдет до интервью с работодателем.
Не поленился, посмотрел ответ на вопрос, может ли бухгалтер иметь судимость?
Справку о наличии или отсутствии судимости предъявляют при трудоустройстве, если работа связана с деятельностью, к которой в соответствии с законодательством не допускают лиц с судимостью (ст. 65 ТК).
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в публичных акционерных обществах (за исключением кредитных организаций), страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций), в организациях бюджетной сферы, составляющих консолидированную (сводную) бюджетную отчетность, консолидированную отчетность государственных (муниципальных) учреждений, главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должен не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.
Следовательно, главные бухгалтеры указанных организаций должны при трудоустройстве представлять справки о судимости.
Что касается иных организаций, в том числе ООО, и ИП, то сама по себе работа в должности главного бухгалтера не требует предоставления справки о судимости.
Однако такая справка может потребоваться, если, например, организация осуществляет деятельность в сфере, в которой не могут работники с судимостью или подвергавшиеся уголовному преследованию.
Так, например, согласно ч. 1 ст. 351.1 ТК РФ к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.
Все работники таких организаций, в том числе главный бухгалтер, должны при трудоустройстве предъявить справку о судимости.
Может быть, этот бухгалтер вел черную бухгалтерию?
:)))
коротко о содержимом статьи - Требования к кандидатам из области найдите нам розового единорога.
Не соглашусь. Бухгалтер - отражает факт случившегося. А Ваши требования уже больше к фин.диру либо к аналитикам. Что значит понимать частное в общем и общее в частном? Гл.бухгалтер или бухгалтер должен четко понимать как отразить, как и где проверить правильность отражения. В Российской бух.учете отражение каждой операции четко регламентировано РСБУ, других вариантов нет. Зачистить "сырые данные" - это тоже не к бухгалтеру, вот что наробили, то бухгалтер и отразит. А спланирвать, "поиграться" с данными и результатом наперед должен либо экономист либо фин.директор и подсказать как оно будет лучше. У бухгалтера д.б. рабочая бухгалтерская программа, где ведется учет и откуда берутся данные для отчетности. Вот тогда при проверке и риски будут минимальные. А если Ваши бухгалтеры работают в табличках и подгоняют данные под желание руководителя, то это не бух учет, а видимость управленческого учета. При этом сам собственник после всех "подгонов" не понимает реальной картины.
И самое главное Вы осознаете риски от того, что главный бухгалтер, следуя Вашим требованиям не обеспечит главного - достоверности информации для круга контроллирующих органов?