Вовлеченность – это состояние, в котором люди выполняют работу с большей мотивацией и стремятся достигать целей компании. От уровня вовлеченности сотрудников зависит их производительность труда и прибыль бизнеса. По данным исследования общественного мнения Gallup, вовлеченные команды приносят на 23% больше прибыли, чем не вовлеченные (Gallup, State of the Global Workplace 2022, The voice of the world’s employee). Поэтому следует измерять вовлеченность, даже если бизнес небольшой и, кажется, что все и так очевидно.
Что поддерживает вовлеченность сотрудников
Глобально, чтобы человек прикладывал максимум усилий при выполнении своих задач, нужно соблюдать два условия: работа должна увлекать, а внешнее окружение – помогать. По моему опыту, максимально влияют на высокую вовлеченность: корпоративная культура с практикой экологичной обратной связи, коллеги, которые любят брать ответственность за принятые решения и побеждать, вдохновляющий и справедливый СЕО, полезный и успешный на рынке продукт.
Меня в критические моменты поддерживает команда, а ее в свою очередь поддерживаю я, HR-директор, беспокоясь не только о продукте, но и о людях. Мы стараемся менять жизнь сотрудников к лучшему – у нас много студентов, которые получили новую профессию и стали счастливее в новом деле. Традиционно вовлеченность растет, когда есть положительный закрепленный результат – успешные истории, людям нравится рассказывать о своей работе с гордостью.
Как и когда измерять вовлеченность
Если поговорить регулярно с каждым сотрудником уже не получается, значит, пора автоматизировать процесс. Я бы рекомендовала проводить опросы вовлеченности в компаниях от 50 сотрудников.
Если бюджет ограничен, а необходимость оценить вовлеченность назрела, можно измерить все «вручную», например, используя классические вопросы Gallup Q12 (есть в Сети в открытом доступе) и перевести их в Google-опросник. Исследователи Gallup потратили несколько десятков лет, чтобы протестировать вопросы и выбрать такие формулировки и последовательность, которые помогут измерить вовлеченность персонала с максимальной эффективностью. Плюсы решения: блок из открытых вопросов дает много важной информации о жизни сотрудников. Минусы: такой простой формат не дает глубокой аналитики, основанной на бенчмарках.
При запуске любого опроса вовлеченности главное – сначала поговорить с лидерами мнений и руководством компании. Объяснить, зачем это нужно, как влияет на бизнес, а после обсудить полученные результаты и дальнейшие шаги. Это показывает зрелость бизнеса.
Если финансы позволяют, лучше использовать коробочное решение. Мы используем HR-платформу «Поток Вовлеченность». Методология исследования основана на двухфакторной модели мотивации Герцберга и лучших практиках, уменьшает риск получения социально-ожидаемых ответов. В итоге получаем корректные результаты и глубокую аналитику с бенчмарками. Это помогает найти взаимосвязь между различными аспектами работы сотрудников и подсветить, какие факторы проседают и над чем стоит работать в первую очередь, чтобы повысить вовлеченность.
Большое исследование проводят, как правило, раз в год. Если нужно точечно узнать о мнении сотрудников в связи с какими-то событиями в компании или новостями, можно использовать пульс-опрос. Включив туда до пяти простых вопросов, которые помогут оценить, например, эмоциональное состояние людей и принять меры по его улучшению, если потребуется. Такие пульс-опросы можно сделать самостоятельно в Google-опросниках.
Как изучать параметр вовлеченности
Как правило, опросник состоит из вопросов, которые измеряют восемь ключевых индексов:
- Насколько сотрудники лояльны, мотивированы и связывают свое будущее с работой в компании.
- Вовлекающее лидерство – индикатор того, насколько сотрудник эмоционально и интеллектуально отдается своей работе, хочет делать больше и прикладывает для этого дополнительные усилия.
- Удовлетворенность – насколько сотрудники довольны своей работой.
- Чувство гордости и счастья при выполнении своей работы.
- Wellbeing – показатель благополучия.
- еNPS – это готовность рекомендовать работу в компании. Например, у нас в 2022 году 26% новых коллег пришли по рекомендации от текущих сотрудников. Это очень высокий показатель.
- NPS – оценка готовности сотрудника рекомендовать продукт своей компании для покупки.
- Безопасность – насколько в компании соблюдаются правила информационной безопасности.
Вовлеченность падает: что делать
Человек – не машина, и важно понимать, что при определенных обстоятельствах вовлеченность, а вместе с ней и производительность труда, может падать. Неблагоприятная атмосфера в компании, неинтересные задачи, отсутствие поддержки команды, руководителя и невозможность влиять на принятие решений негативно влияют на вовлеченность.
Если у сотрудника заболел ребенок, он проходит через развод или переезжает – это стресс. Если люди релоцируются из-за кризисных периодов в стране, перевозят детей, устраивают их в школы и детские сады, налаживают новый быт, им нужно взять паузу, чтобы перестроиться. Важно своевременно сообщить об этом руководителю, может понадобиться помощь HR-менеджера.
В критических ситуациях нужно функционировать еще лучше, перестраивать бизнес-процессы еще быстрее, и при этом – оставаться лояльными к сотрудникам, которые оказались в трудной личной ситуации. Зато те компании, которые с пониманием относятся к людям, чтобы они смогли быстрее вернуться в привычный режим работы, получают больше доверия и лояльности в будущем. Помощь со стороны работодателя в таких ситуациях имеет отложенный положительный эффект.
Как поддержать вовлеченность
В моем личном топе мер по поддержке сотрудников:
- Поддержка от СЕО.
- One-to-one встречи с непосредственными руководителями, посвященные тому, как сотрудник чувствует себя, как у него дела, как он хочет развиваться. Разговор не о метриках, рабочем процессе и целях, а о самом человеке.
- Прозрачность коммуникации. Вовлеченность сильно повышается, когда руководство делится с сотрудниками своими решениями и учитывает их мнение по важным вопросам. Когда сотрудникам говорят то, что думают.
- Соблюдение уважительного tone of voice (стиля коммуникации). Если в компании еще нет регламентированного TOV, его стоит создать, выложить в общий доступ и использовать.
- Практика самоуправления – увеличение свободы и ответственности менеджеров на местах. Чем больше решений тимлид может принимать, чем больше у него свобода выбора, тем сильнее он вовлекается сам и вовлекает подчиненных. Если руководитель уровня СЕО-4 приносит руководителю уровня СЕО-3 на протяжении полугода свои решения и его варианты никогда не выбирают, даже не принимают во внимание, рано или поздно человек сменит компанию, либо станет работать строго по часам, не предлагая ничего нового. Руководителям важно иметь реальные, а не номинальные полномочия.
- Признание побед. Многие не умеют рассказывать о себе и хвалить себя. Это не принято в нашей культуре: «Это работа, мне за нее платят. Зачем мне себя хвалить?». Присвоение побед очень важно, потому что помогает опираться на положительный опыт в трудные времена, чувствовать себя более уверенно. Можно сделать встречи для обсуждения общих достижений, например, раз в квартал. В кризисные времена это особенно важно.
Наш опыт поддержки сотрудников
У нас всегда была сплоченная команда, но с учетом текущей информационной повестки и, как следствие, сложного психологического состояния у многих людей вовлеченность прогнозируемо снизилась. Расскажу, как в 2022 году нам удалось сохранить, и даже поднять уровень вовлеченности команды. Сразу отмечу, что мы не предпринимали каких-то сложных действий и не проводили масштабных командообразующих мероприятий. Сотрудникам требовалось другое.
В конце февраля спрос на обучающие продукты временно упал. Это была ожидаемая, но ощутимая потеря для бизнеса. Моральное состояние сотрудников было непростым, многие были в стрессе. Часть инструментов продвижения ушла, и коллегам нужно было быстро искать новые источники трафика для продуктов. Найм новых сотрудников был заморожен, план продаж необходимо было перестроить, выбрать новый горизонт планирования, а часть расходов бизнеса сократить. Почти каждый день встречались новости о сокращениях в крупных компаниях, в том числе и на EdTech рынке. Но мы решили: постараемся сократить по максимуму операционные расходы, бюджеты на маркетинг и запуск новых продуктов, а команду сохраним. Провели онлайн-встречу, где озвучили, что наша главная задача – сохранить устойчивым бизнес и людей. Это стало первым инструментом поддержки для наших коллег – они вздохнули спокойнее.
На протяжении всего прошлого года коммуникация лидеров компании с сотрудниками была максимально открытой. Вот, что изменили/ввели:
- Предложили сотрудникам возможность консультироваться у психолога за счет компании.
- Ввели более частую практику встреч сотрудника с непосредственным руководителем. Что важно, такие встречи не подразумевали введение большего контроля выполнения задач, они были направлены на то, чтобы чаще узнавать у подчиненных, как их самочувствие, что тревожит и в чем может понадобиться помощь.
- Поддержали руководителей – провели двухдневный практикум с бизнес-психологом. Чтобы помочь команде, нужно сначала «надеть маску на себя».
- Прописали варианты сценариев со своими командами: от максимально положительного до стрессового, условно назвав его «план Г».
- Увеличили количество неформальных мероприятий, например, киновечера в офисе, онлайн мастер-классы по готовке и рисованию. Такие мероприятия не требовали больших ресурсов и долгой подготовки, поскольку были частью инициатив сотрудников. Подобные активности позволяли людям больше общаться на нерабочие темы, отвлекаться от каких-то внешних событий и просто расслабляться. Отзывы от коллег мы получали положительные, средняя оценка – 9 из 10.
- Дали возможность сотрудникам задавать лидеру компании любые интересующие их вопросы на общих встречах. Так люди понимали, что руководители интересуются их мнением и готовы решать проблемы, которые волнуют коллег.
- Запустили HR-проект под внутренним названием «Свободная касса». Поскольку в начале 2022 года часть новых проектов мы приостановили, у некоторых сотрудников появилось больше времени. Вместе с тем были отделы, в которых, наоборот, не хватало рук и ресурсов из-за приостановки найма. Мы ввели практику, в которой сотрудники могли переходить из отдела в отдел для работы над проектами.
Больших капиталовложений наши меры поддержки не потребовали. Отсутствие сокращений, моральная и психологическая поддержка коллег, проработка планов на будущее помогли снять эмоциональное напряжение и поддерживать уровень стабильности. Мы смогли сплотить команду, быстро и эффективно информировать коллег об изменениях, отслеживать их психологическое состояние и быстро реагировать на возникающие вопросы.
В 2022 году мы также измеряли уровень вовлеченности сотрудников на фоне внешних событий и наших мер поддержки. Несмотря на сложное время, вовлеченность не только не упала, а выросла с 86% до 87%. Основные индексы по результатам опроса в июне 2022 года находятся в положительной динамике:
- Индекс удовлетворенности вырос на 3% и достиг более 78% в подразделениях.
- Индекс eNPS (готовность сотрудников рекомендовать компанию как место работы) не изменился, оставшись на уровне 63%. Учитывая внешние факторы, эту динамику также можно считать положительной.
- Индекс NPS (готовность сотрудников рекомендовать курсы компании) вырос на 2%.
- Индекс Wellbeing (показатель благополучия) составляет 73%.
Положительная динамика наблюдается везде, кроме индекса «Счастье», который упал на 5% из-за эмоционального напряжения у сотрудников в прошлом году. Этот фактор мы дополнительно отслеживаем через регулярные пульс-опросы.
Подводя итог нашего кейса, скажу, что в непростые времена результат приносят даже самые простые действия со стороны компании. Когда сотрудник видит, что о нем заботятся, а его работу ценят, сохранять вовлеченность при выполнении своих задач проще. Благодаря проведению постоянных замеров и опросов мы можем наглядно это видеть, а в случае падения показателей, принимать решения, как работать над улучшением ситуации.
Также читайте:
Надеюсь, не покажусь занудой. Но.
Как-то всё напоминает игру в вовлечённость. Конечно, НР хочется добавить драйва, смысла, огонька. Тут я целиком за. Иначе вся работа првератится в тоску.
Попробовал примерить на себя:
- Поддержка от СЕО.
[Отличная идея! премия в квартал - лучшая поддержка.]
- One-to-one встречи с непосредственными руководителями, посвященные тому, как сотрудник чувствует себя, как у него дела, как он хочет развиваться. Разговор не о метриках, рабочем процессе и целях, а о самом человеке.
{ "Я не люблю, когда мне лезут в душу....". Вам что - заняться нечем?]
- Прозрачность коммуникации. Вовлеченность сильно повышается, когда руководство делится с сотрудниками своими решениями и учитывает их мнение по важным вопросам. Когда сотрудникам говорят то, что думают.
[Интересно, а бывает, что руководство не делится своими решениями? Оно только и занимается этим )))]
-Соблюдение уважительного tone of voice (стиля коммуникации). Если в компании еще нет регламентированного TOV, его стоит создать, выложить в общий доступ и использовать.
[Приказ по части: всем с 1 числа вести себя уважительно]
Комментировать "киновечера в офисе, онлайн мастер-классы по готовке и рисованию" просто не хочется. Вы это серьёзно? Киновечера я предпочитаю дома проводить. С женой.
И не пойму, почему такая тяга к этим "кейсам", "tone of voice", "One-to-one", "бенчмаркам"? Очень бы хотелось видеть красивый и богатый русский язык от прекрасных специалистов службы персонала.
Ну а с ростом вовлечённости с 86 до 87 процентов можно, конечно, поздравить!
Важная тема и рекомендации вроде по делу, а почему-то не цепляет.
Одна из причин, на мой взгляд, заключается в том, что мы по привычке используем некоторые слова, даже не задумываясь об их смысле.
Цитата из статьи.
"Глобально, чтобы человек прикладывал максимум усилий при выполнении своих задач, нужно соблюдать два условия: работа должна увлекать, а внешнее окружение – помогать."
Вот вопрос:
так что же должно увлекать сотрудника: РАБОТА или ДЕЛО?
На мой взгляд ДЕЛО, потому что "работа" прямо связана со словом "раб"
Интересно, что мы спрашиваем человека - Что ты ДЕЛАЕШЬ? и вряд ли вы слышите вопрос: ЧТо ты работаешь?
Поэтому статей и книг про вовлеченность сотрудников много а она все на одном уровне.
И еще один момент по поводу опросника
Пункт 7.
".NPS – оценка готовности сотрудника рекомендовать продукт своей компании для покупки."
Так все-таки , если речь идет о вовлеченности, то измеряем готовность рекомендовать компанию, как лучшее место или продукт?
Всё это работает в небольшой или средней компании. В большой компаниях никому нет дела до всего этого. Там ты винтик большого механизма. Ты или будешь работать как часть механизма, или уйдёшь.
Вечерние посиделки на работе можно понять. Это для мужика семья - тыл. Для женщины - фронт)).
По поводу "tone of voice" тоже интересно. Очень сильно на психику человека воздействует тон голоса. Недаром, например, в программе "Военная тайна" с Игорем Прокопенко, подачу информации сопровождают истеричными воплями какой-то женщины. Пока информация будит каких-то "монстров" в подсознании, ее вопль выступает в качестве ключа и авторизует области бессознательного. Недаром опять-же, сводки Второй Мировой озвучивались голосом Левитана. Психологи лучше объяснят суть механизма, факт тот, что он - рабочий.
Я "развернул" этот механизм себе на пользу. Есть много "конструктивных" голосов из советского прошлого, Ю. Яковлева, например или Ю. Никулина, записано множество аудиоспектаклей и все это в свободном доступе. Какое-то время, я жестко контролировал входящий аудиопоток и вывел свою нервную систему из затратного режима работы.
У этого метода есть побочный эффект: начинаешь жить, как-бы "на своей волне" не вовлекаясь в суету происходящего. "Голова в песок"? Возможно. Но это позволяет спокойно заниматься своим делом и беречь ресурс на тот момент, когда он действительно понадобится.
если Вы руководитель - поддерживайте и вовлекайте ваших подчинённых ежедневно и они будут работать с максимальной отдачей...если ваш подчинённый не получает Вашего ежедневного участия в его работе - зачем Вы приходите на работу?
Да, Вы правы. Ну "tone of voice" - это скорее всего интонация, а не высота звука. Но я согласен с Вашими выводами. Какое-то время назад я боком участвовал в защиту прав в "экологии шума". Человек имеет право на тишину или свой звуковой фон. В выходные съезжаются дачники и начинается полный кошмар - от Шнура до музыки обкуренных негров.
Как поддержать сотрудников в трудные времена...
Можно выдавать по мешку картошки. Застраховать, так сказать, базовые потребности сотрудников.
Насколько я понял, в статье предлагается пойти немножко дальше: высыпать эту картошку на пол в кабинете, развести костер, песни под гитару...
Сергей,предполагаю у вас есть способности провидца,недаром же вы занимаетесь прогнозами...