HR-tech: какие сервисы уже использует российский бизнес?

«Цифра» пришла в HR-менеджмент: для рекрутинга, удержания, развития сотрудников российские компании используют цифровые сервисы. Как процесс цифровизации выглядит в компаниях разного масштаба и разного профиля? Отличается ли положение дел в сегменте «синих воротничков» от ситуации в сегменте «белых воротничков»? На вопросы редакции Executive.ru отвечают эксперты.

Евгений БарулинВ 2025 году рынок рекрутмента в России достигнет 34 млрд руб.

Евгений Барулин, CPO, TalentTech

 

На российском рынке HR-tech наблюдается четкий спрос на автоматизацию процессов рекрутинга и на использование в нем искусственного интеллекта. Весной 2019 года мы проводили исследование российского рынка HR-tech. Согласно подсчетам, совокупная емкость российского рынка сорсинга и рекрутмента составила порядка 26,5 млрд руб. по итогам 2018 года. При отсутствии значительных экономических потрясений в 2025 году рынок рекрутмента в России достигнет 34 млрд руб., причем рост будет происходить в основном за счет динамичного онлайн-сегмента и технологического сегмента рынка.

Applicant Tracking Systems (ATS) – системы управления поиска и работы с кандидатами прочно вошли в практику крупных компаний и среднего бизнеса. Плюс этой технологии в том, что по стоимости (подписка на использование сервиса) доступна компании даже самого небольшого масштаба. Поэтому, любая компания численностью от 20 человек может позволить себе ATS. К примеру, ATS Potok используют «Билайн», KIA, SuperJob и Mars, крупные и небольшие маркетинговые агентства, логистические и строительные компании.

С искусственным интеллектом чуть сложнее: он по-прежнему непонятен большинству компаний, в отличие от голосовых помощников и чат-ботов. Но и роботов, и чат-ботов крупные российские компании используют в первую очередь для массового подбора продавцов, кассиров, операторов заправочных станций – когда нужно обработать большое количество запросов или резюме. Федеральные ритейлеры уже взяли ИИ на вооружение; высокая текучесть персонала и соответственно большие затраты на поиск сотрудников заставляют искать новые эффективные инструменты подбора. ИИ позволяет выбрать кандидатов для интервью, назначить и провести его, отобрать подходящих и сделать отчет о них HR-специалисту. Чтобы оценить 1000 резюме, рекрутеру нужно два месяца, а роботу – пять секунд.

ИИ позволяет сотрудникам HR-служб в среднем экономить до 56% рабочего времени – порядка 88 часов в месяц. Для оценки ста резюме искусственному интеллекту требуется 5 секунд, человеку – в среднем 50 минут. Пообщаться по телефону с сотней человек робот может за 600 секунд, а на видеоинтервью потребуется 1800 секунд. Роботы также способны эффективно проводить адаптацию новых сотрудников, проводить и анализировать exit-интервью тех, кто покидает компанию.

В деревообрабатывающей компании «Свеза» (принадлежит «Северстали») система подбора персонала с помощью искусственного интеллекта запущена в I квартале 2019 года. HR-робот подбирает кандидатов на позиции руководителя производства и специалистов поддержки продаж. Соискатель в режиме онлайн отвечает на 10 вопросов, составленных специалистами компании. Видеоинтервью можно пройти с любого устройства с камерой и доступом в интернет. ИИ анализирует звук (тембр, интонации – всего 130 параметров), изображение (микромимика) и текст (смысловое содержание ответов). В компании подтверждают, что, возможно, в будущем искусственный интеллект будут также использовать для поиска кандидатов на все ключевые позиции и для формирования кадрового резерва.

Сергей МасловГолосовые боты помогают экономить время HR-специалистов и деньги компании

Сергей Маслов, директор департамента маркетинга, «Межрегиональный ТранзитТелеком»

В России уже используют голосовых ботов. Чаще всего умные сервисы используют крупные компании, у которых есть несколько филиалов по всей стране и не меньше 300 сотрудников. Эти решения встречаются в сфере IT, в крупных банках, на больших заводах со множеством подразделений. Голосовые боты помогают экономить время HR-специалистов и деньги компании. Боты выполняют часть действий, которые можно автоматизировать: обзвоны, опросы, информирование. А люди ставят им задания и анализируют полученные данные. Например, менеджер публикует вакансию. Голосовой бот обзванивает кандидатов и отбраковывает тех, кто уже нашел работу или указал неверные данные. Менеджер просматривает остальные резюме.

Для компаний с филиалами в разных городах также важно, чтобы все сотрудники вовремя узнавали об изменениях и нововведениях. В этом тоже помогает бот. Он звонит каждому работнику и сообщает новость, задает вопросы и получает обратную связь.

Средние и малые компании реже используют подобные сервисы. Все дело в довольно высокой цене. Небольшим фирмам выгоднее поручить такие задачи человеку, тем более что спектр действий не такой широкий, как у огромных бизнесов. Если в компании трудится всего 20-30 человек, то всего один HR-менеджер успеет обзвонить всех сотрудников за день.

Дмитрий ВасильковВ рекрутинге эффективнее всего работает комплексный подход

Дмитрий Васильков, сооснователь и генеральный директор, WhenSpeak

В рекрутинге эффективнее всего работает комплексный подход: для закрытия массовых позиций можно использовать стандартные сервисы вроде HeadHunter или «Мой.круг», или же обратиться к более современным и эффективным решениям, например, умному роботу «Вере» или аналитическим платформам. А для поиска сотрудников уровней middle и top прибегнуть к ручному точечному поиску, рекомендациям знакомых.

Сложнее всего приходится отечественным малым и средним компаниям в IT-сфере – рынок пресыщен предложениями вакансий, опытных специалистов не хватает, экспертов с узкой направленностью вообще днем с огнем не сыщешь, а «перебивать» предложение конкурента более заманчивым ценником и более комфортными условиями не всегда позволяют ресурсы. Приходится идти на уловки и значительно расширять диапазон поиска, например, подключать не очень популярные для таких целей социальные сети вроде Tinder.

Но полдела найти и уговорить серьезного специалиста поработать с вами, дальше встает вопрос – а как его удержать? Тут, по моему мнению, главенствуют два фактора: непрестанное развитие сотрудника и его вовлечение. Рынок предлагает различные варианты: сервисы геймификации рутинных процессов (вроде WorkandPlay, Gamifucation now, Habitica), онлайн-тренинги и конференции (с помощью ClickMeeting, WhenSpeak, Zoom) и даже ПО, способное оценить продуктивность (Happy job).

Владимир ДемченковПри дефиците кадров больше выручают сообщества

Владимир Демченков, HR Business Partner, IQ Option

 

В погоне за лучшими кадрами мы используем как популярные площадки HeadHunter, «МойКруг», LinkedIn, Indeed, так и профессиональные сообщества в соцсетях и популярных мессенджерах. Нельзя выделить что-то одно как лучшее, скорее все работает в комплексе, хотя в последнее время при дефиците кадров больше выручают сообщества.

В рекрутинге очень хорош FriendWork, но можно начать и с Talantix. Всем сервисам в этой области не хватает гибкой интеграции с внешними площадками для поиска, нельзя просто взять какой-то сервис и все автоматизировать. Тот, кто предложит это первым, захватит рынок.

Для удержания и развития сотрудников используются в основном собственные разработки, так как задачи каждого бизнеса уникальны и одного идеально подходящего решения на рынке нет. Тем не менее, есть прекрасный Skillbox, помогающий развивать сотрудников на стажерских позициях и давать базовый уровень знаний непрофильным сотрудникам, когда это необходимо.

Очевидно, что на рынке подобных решений лидируют крупные компании в силу своей экспертизы и занятой доли рынка, однако, я бы не стал списывать со счетов стартапы и небольшие команды, так как все зависит от качества и удобства решения, а размер и известность разработчика не являются решающим критерием при выборе. Главное – насколько быстро то или иное решение способно адаптироваться к быстро меняющимся потребностям рынка.

Юлия ГалиеваКаждая третья вакансия закрывается по рекомендации

Юлия Галиева, руководитель группы менеджеров по персоналу, ICL Services

Эффективность работы HR-отдела напрямую зависит от аналитики происходящего в мире и адаптации трендов для себя. В сорсинге и оценке персонала я бы выделила пять трендов:

  • Vcv.ru – новый ресурс, позволяющий делать короткие видеозаписи с презентацией кандидата. Работодатель подгружает необходимый перечень вопросов по вакансии, кандидат в удобное для него время на них отвечает. Сюда же можно добавить тестирование.
  • Роботизация – многие компании создали ботов в мессенджерах для первоначальной оценки кандидатов (чаще для младших позиций). Другие, и мы тоже, используют голосовых ботов для первичного отбора кандидатов или поточных вакансий. Бот запрашивает минимальную информацию, которая требуется по вакансии. Например, наличие автомобиля, ближайшую станцию метро, или уровень английского языка. У нашей компании есть внутренняя разработка «робот-пылесос», который сможет найти резюме в интернете, соответствующие вакансии. Роботов используют и для развития внутреннего бренда компании, что способствует удержанию сотрудников (induction plan, аттестация, промежуточные оценки, выходные интервью).
  • Таргетированная реклама – прекрасный инструмент для охвата широкой аудитории соискателей. Мы применяем данный инструмент для закрытия поточных вакансий (стажеры, специалисты технической поддержки).
  • LinkedIn, vk.com. Основное преимущество этого канала – предварительное знакомство с кандидатом. Работодатель оценит профиль, интересы кандидата. Заинтересовавшись им, напишет уникальное письмо с предложением о вакансии, ориентируясь на его ценности.
  • Как бы ни росло количество сервисов и каналов поиска, мы верны традициям. Самый лучший инструмент поиска, гарантирующий качество и высокую лояльность – рекомендация сотрудника компании. Каждая третья вакансия закрывается по рекомендации. Очевидные плюсы – сотрудники сами выбирают, с кем им работать, у них есть возможность сформировать себе команду единомышленников.

Дмитрий ПлехановВыстроить коммуникацию можно с помощью чат-бота

Дмитрий Плеханов, HR-директор, «Синергия»

 

Цифровизация уже вошла во все сферы деятельности бизнеса, тем более, в работу HR-отделов. Самые известные сервисы, направленные на автоматизацию процесса подбора персонала, – это робот «Вера», Experium, Amazing Hiring, Potok, VCV, AssessFirst. У каждой из этих платформ свои особенности. Робот «Вера», к примеру, это – ИИ-рекрутер, который подбирает кандидатов, проводит с ними интервью и предоставляет необходимую информацию о вакансии. Сервис VCV позволяет проводить видеоинтервью, что сокращает время общения с соискателями. AssessFirst подбирает персонал на основе уровня мотивации кандидатов. Управление процессами налаживается с помощью таких программ как Microsoft Dynamics AX, E-Staff.

Microsoft Dynamics AX – это полнофункциональная система планирования ресурсов предприятия. Система предоставляет инструменты для управления финансами, кадровым блоком и тактическими бизнес-процессами. Выстроить наиболее продуктивную внутреннюю коммуникацию можно с помощью чат-бота. Один из наиболее известных примеров – чат-бот XOR: он может предоставить необходимые инструкции, разослать уведомления и ответить на интересующие вопросы работников.

Оксана НашильникHR-бот снижает стоимость подбора сотрудника на 42%

Оксана Нашильник, руководитель проекта, «Молоко»

 

Массовая цифровизация HR-рынка уже произошла. Согласно российскому исследованию, проведенному Ward Howell в 2016 году, «Около 87% респондентов сообщили, что они являются активными пользователями цифровых технологий. Большинство компаний уже автоматизировало базовые HR-функции – кадровое администрирование (76%), рекрутмент (70%), многие пошли дальше, автоматизировав расчет компенсаций и льгот (46%), а также развитие и обучение персонала (39%). С другой стороны, только 30% опрошенных компаний удовлетворены используемыми решениями. 50% компаний не удовлетворены, но не планируют ничего менять, и около 20% не удовлетворены и планируют перейти на новые системы».

Российские разработчики уже предлагают более современные продукты для автоматизации процессов подбора, обучения, тестирования персонала, доработанные под потребности компаний и HR-специалистов. Речь пока не идет о найме персонала роботами, но мультиканальные платформы, включающие в себя модули, выполняющие рутинную HR-работу, уже разработаны и внедрены в российский бизнес.

При массовом подборе линейного персонала HR-бот снижает стоимость подбора одного сотрудника в среднем на 42%. Автоматическое тестирование текстовым ботом проводится в удобное сотруднику время, результаты доставляются HR-специалисту в систематизированном виде. Данный вид тестирования исключает стресс для сотрудников. Финансовая экономия состоит в отсутствии необходимости командировок для проверки знаний персонала и прочих сопутствующих расходов.

HR-бот облегчает работу HR-специалиста, снимая с него рутинные обязанности по поиску подходящих резюме, первичному анкетированию кандидатов, назначению встреч, напоминанию о собеседовании, информированию о списках документов, датах отпуска...

Иван Дмитриевских

Унифицированных программ для автоматизации HR-процессов и рекрутинга нет

Иван Дмитриевских, Head of HR Department, Belitsoft

 

Расскажу, как обстоят дела с этим вопросом в Беларуси. Унифицированных программ, которые бы автоматизировали HR-процессы и рекрутинг одновременно, мы не нашли. Обычно предлагают решение одного из направлений и частичное второго.

Для рекрутинга наиболее часто используются базы данных кандидатов, которые при росте более 10000 резюме отлично заменяют другие поисковые инструменты. Из наиболее известных CRM для рекрутинга мы использовали следующие:

  1. FriendWork – самое дешевое предложение на рынке. Это основная причина, почему многие его выбирают. Но есть ряд минусов: периодически «падает» скорость работы и возникают другие сбои, которые снижают эффективность рекрутингового отдела. Если отдел большой и рекрутинг в компании интенсивный – это может привести к существенным потерям.
  2. HuntFlow – пересмотрев более десятка возможных CRM для рекрутинга, пришел к выводу – это наиболее удобный и приятный в работе инструмент. Единственный минус – дорогой, не все могут себе его позволить.
  3. При переходе с FriendWork на HuntFlow тестировали еще несколько систем – Potok, CleverStaff, Hurma, Linkedin Recruiter, Lever, BambooHR, но они не подошли из-за отсутствия необходимого функционала.

Эти сервисы используют как крупные, так и небольшие компании. Знаю нескольких рекрутеров-фрилансеров, которые за свои деньги покупают себе доступ.

На мой взгляд, причина, почему руководители среднего бизнеса не решаются внедрить автоматизацию HR-процессов и рекрутинга, заключается в том, что они не видят финансовой выгоды от этого. Или не могут посчитать эту выгоду. Первый вопрос, который стоит задать продавцу такой системы – каков будет ROI внедрения вашей программы?

Крупные компании с количеством сотрудников 1000+ нередко разрабатывают свои программы для автоматизации HR-процессов и рекрутинга. Это позволяет им сэкономить ресурсы на использование такой программы, а также сделать ее максимально удобной и персонифицированной для себя.

Фото в анонсе: freepik.com


Какие HR-сервисы использует ваша компания? Пожалуйста, сообщите об этом в форуме, но не занимайтесь при этом рекламой сервисов :)

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Татьяна Лапшина, Владимир Воронков
Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург

Хорошо бы хоть кто-нибудь рассказал про экономический эффект, желательно не только в рамках рекрутмента (типа, сэкономили восемь ставок "девочек-эйчарок", подписка на сервис стОит как одна такая ставка"), а и с точки зрения среднесрочной эффективности. Например, у сотрудников, нанятых с помощью ИИ, показатели в среднем на 30% выше, а текучесть на 50% ниже, чем у тех, кого нанимали по старинке. А то внедрили, к трендам прислонились, а толк-то от этого есть? 

CIO, Новосибирск
Татьяна Лапшина пишет:

Хорошо бы хоть кто-нибудь рассказал про экономический эффект, желательно не только в рамках рекрутмента (типа, сэкономили восемь ставок "девочек-эйчарок", подписка на сервис стОит как одна такая ставка"), а и с точки зрения среднесрочной эффективности. Например, у сотрудников, нанятых с помощью ИИ, показатели в среднем на 30% выше, а текучесть на 50% ниже, чем у тех, кого нанимали по старинке. А то внедрили, к трендам прислонились, а толк-то от этого есть? 

Интересный вопрос. За быстрым экономическим эффектом от сокращения части HR-отдела может последовать долгосрочный отрицательный эффект, но уже для компании...

Тем не менее, спрос на автоматизацию HR есть. ИТ-технологии развиваются семимильными шагами. А значит продуктов будет больше и вскоре мы увидим ИТ-решения, предлагающие положительный экономический эффект не только от сокращения "девочек-эйчарок".

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.