Робот vs рекрутер: кто кого?

На рынке технологий предлагают подключить робота Веру. Поработав с роботом больше полугода, подробно рассказываю о возможностях сервиса, делюсь впечатлениями, успехами, возникающими трудностями и несбывшимися ожиданиями. Для начала немного предыстории.

Решение о необходимости такого помощника появилось в связи с тем, что мы начали понимать: в таком огромном потоке вакансий, очень важно не упустить перспективного специалиста, вовремя среагировать и успеть предложить работу раньше конкурента.

Робот Вера – сервис на базе искусственного интеллекта, который способен брать на себя часть работы рекрутера. Мы надеялись, что робот поможет нам быть более оперативными. Что из этого вышло, расскажу далее.

Очевидные преимущества: время, трудоустроенные кандидаты, престиж

Мы решили использовать часть функционала Робота: его подключали к обзвону кандидатов на начинающие позиции (стажеры) или позиции массового найма (удаленные инженеры). Голосовой робот помогал с «холодным» обзвоном кандидатов, уточнением основных критериев к вакансии. За время работы в компании Вера совершила 600 звонков, а значит существенно снизила наши трудозатраты на простые действия. У сотрудников появилось время для более приоритетных задач.

Главным достижением робота стало то, что с его помощью мы трудоустроили несколько кандидатов, а откликов на позиции массового найма стало в два раза больше! Очевидная экономическая выгода – разгруз времени рекрутера. В среднем, мы сэкономили до 8 часов времени 1 рекрутера в неделю, потому что сотрудник подключался только на этапе полноценного HR-интервью с уже отобранными роботом кандидатами.

Также в работе робота крайне эффективным оказалось то, что скрипт может быть с открытыми и закрытыми вопросами, а еще есть возможность прослушать общение с кандидатами в записи, и в необходимое время снять аналитику.

Очень понравилось то, что менеджеры компании могут создать общую учетку, чтобы доступ был у нескольких человек одновременно, например, у всех стажеров один доступ, но при этом они могут создавать и персональные учетные записи. Ограничений на количество учетных записей не было. Отклики делились пропорционально на количество записей: условно, 900 откликов, 9 учеток, значит на каждого рекрутера по 100 откликов. Клиентоориентированность также на высоком уровне, учитывая нагрузку менеджеров, это очень хорошо.

Конечно, во время работы возникали разные комичные ситуации. Например, один из кандидатов искренне верил, что Вера это не робот, а человек. Когда он пришел на собеседование, то сказал нашему сотруднику: «А я думал, что вас Вера зовут, это же вы мне звонили».

Многие соискатели говорили о том, что заинтересовались вакансией, именно благодаря роботу: им хотелось посмотреть на компанию, которая пользуется такими диджитал-технологиями, а также понять, что это за робот, как он устроен, и каким образом работает.

Также очень большим плюсом оказалось то, что Вера всегда по итогу звонка отправляла на почту кандидата ознакомительное письмо, и даже если человек отказывался от предлагаемой ему вакансии, он заходил на свою электронную почту и видел письмо с другими вакансиями. Были случаи, когда человек делал отклик на другую вакансию, или же давал рекомендации.

Минусы: доступы, неоднозначная реакция, качество отбора резюме

При работе с Верой компания должна учитывать имеющиеся у себя доступы к сайтам по поиску работы. Так, например, если есть доступ только на hh.ru, то Робот не будет искать резюме на остальных рекрутинговых сайтах или профессиональных сетях.

Также качество отбора резюме оказалось ниже среднего. Инструмент затрагивает основные слова в резюме кандидата, но если есть грамматические ошибки или сокращения, то робот не считывает эти данные. Здесь трудозатраты рекрутера увеличиваются. Поэтому в ICL Services не используют Веру для обзвона кандидатов на высокогрейдовые позиции, где требуется внимание, отработка возражений, а также там, где вакансию или компанию надо «продать» соискателю. Надо понимать, что наша компания работает в сверхконкурентной сфере – ИТ, и кандидаты для некоторых позиций встречаются очень редко. У senior-разработчика или системного архитектора обычно бывает сразу несколько предложений, кроме нашего, поэтому важно найти общий язык, грамотно рассказать о компании, проконсультировать, ответить на самые неожиданные вопросы: про деньги, условия, содержание задач, степень свободы в работе и т. д. Здесь важен индивидуальный подход, и робот здесь не подойдет.

При тестировании робота возник еще один аспект – технический: из-за постороннего шума робот не всегда различает ответы, система задает вопрос повторно, тем самым нервируя кандидатов.

При запуске робота мы сразу получили один не очень приятный отзыв: человек просто стал ругаться, причем выражался он при этом нецензурно. Но в итоге, мы поняли, что это прекрасная проверка человека на стрессоустойчивость. Ведь если подумать, что было бы если человек не раскрылся с этой стороны на интервью. Мы бы его трудоустроили, а потом произошел подобный конфликт с клиентом или с другим сотрудником компании? Поэтому такой минус плавно перетек в относительный плюс, но осадок все-таки остался.

Также Вере не хватает обратной связи. Мы получаем сообщение о том, что обзвон кандидатов закончен, а итога никакого нет: почему такое количество соискателей отказалось? Непонятно.

Один из самых больших минусов еще в том, что сейчас Вера очень выросла в цене. Раньше, когда мы покупали робота, стоимость рассчитывалась от количества откликов. Сейчас они изменили ценник, при том, что ограничения по откликам все-равно остались.

Удручает и то, что ты не можешь управлять своей админкой, тебе приходится подключать менеджера. Да, он делает все быстро, но ты не можешь подправить свою работу, зайти что-то настроить или выгрузить нужную статистику. Если на hh.ru я могу, никого не дергая, в любое время дня и ночи что-то сделать, то здесь я должна учитывать то, что менеджер работает с 9.00 до 18.00, и что у нее в течении дня встречи, поэтому необходимая мне информация не будет так предоставлена быстро, а ведь еще есть такой аспект как ошибки: предоставят статистику не в том разрезе, и ты будешь проходить все эти круги заново.

Возникающие трудности: некоторые неудобства, «ё-кание», огорчения сотрудников

Как оказалось, робота нельзя запустить на обзвон в субботу и воскресенье, как бы ни хотелось прийти в понедельник на работу и увидеть готовые результаты обзвона.

Также перед запуском Робота, администраторы обязательно все просматривают, фильтруют, это отнимает определенное количество времени.

Если кандидат будет говорить нечетко, тихо, если ему неудобно говорить, то робот просто будет из раза в раз просить повторить: «Я не поняла, повторите еще раз». С этой проблемой удалось разобраться благодаря помощи администраторов, теперь при посторонних шумах Вера лучше распознает речь, однако, научить человека по ту сторону телефона говорить громче – не в наших силах.

Иногда Вера очень смешно произносит некоторые слова, которые обывателю покажутся простыми. Особенные трудности у нее возникают с буквой «ё». Из-за этого каждый звук необходимо прописывать в скрипте, что опять же отнимает время и силы, это также делают администраторы.

Уже некоторые трудоустроенные сотрудники говорили нам о том, что они были бы тоже рады поговорить с роботом. Спрашивали, почему им не позвонил робот. У некоторых на лице явно проглядывалось сожаление.

Итог: да или нет?

Однозначно ответить трудно, есть плюсы, но и минусов предостаточно. Здесь необходимо понимать необходимость такого сервиса для компании, если у вас огромный постоянный поток (ритейл), то это для вас. Робот хорошо справляется там, где есть линейная логика, поэтому Вере можно доверять только стандартные ситуации – обзвон кандидатов на junior-позиции и на стажировку. Она находит тех, кому интересна работа, а о деталях с ними все равно должен говорить живой рекрутер.

Подводя итог, скажу, что Вера призвана избавить от рутины, с чем неплохо справляется. Скрипт, по которому робот прозванивает людей, может быть выполнять разные задачи – проводить опросы населения или телемаркетинг, обновлять базы резюме для рекрутинга. Главное – нужно учитывать насколько грамотно составлен скрипт, проверить который может только профессиональный рекрутер компании.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Директор по маркетингу, Москва

Господи, помилуй! Прочиал это чтиво еретическое из любопытства грешнаго.

Обязуюсь не столкнуться с этими тёмными силами никогда! Умоляю, комментарий этот не считать во славу никогда!!!

Начальник участка, Москва

"Кадры решают всё!" - так сказал наш мудрый Вождь и построил сильнейшее в Мире государство, с которым считались все страны!

А с таким подходом к подбору персонала о любых амбициях смело можно забыть!

Руководитель проекта, Воронеж

Шикарная статья. Очень объективный отзыв, на мой взгляд! Имея опыт проведения оффлайн мероприятий столкнулся с тем, что даже зарегрировавшиеся участники с трудом помнят на какое мероприятие они записывались. Приходится по многу раз объяснять одно и тоже. С потенциальными клиентами, которые интересуются мероприятием ещё печальнее. Из 50 участников, проявивших интерес только 4 ответили на сообщение в мессенджере фейсбука! И я потратил 2 часа времени на, чтобы составить индивидуальные обращения и их персональную рассылку. Робот с автоворонкой помогли бы существенно!

Член совета директоров, Москва

очень неплохо написано и главное вроде все так и есть. Возможно в части работы рекрутера, так и происходило. Вот только в части функционала Робота Веры чуть приукрашено. Не умеет Вера работать с открытыми вопросами, просто не все понимают разницу открытого и закрытого вопроса. А это очень сильно влияет на конверсию, на гибкость в ответах и конечно, если ожидать ответы "да" или "нет", то все работает хорошо. Правда в реальной жизни все по иному.


Директор по маркетингу, Казань

Ошибается тот, кто ничего не пробует. Любой новый инструмент не идеален, но даже в таком его состоянии есть преимущества. Любое движение вперед полезно, и в этом я команду HR поддержу.

Аналитик, Москва

Это еще что. Высший пилотаж - это когда роботы-рекрутеры подбирают роботов-работников. Вот это противостояние искусственных интеллектов!

Начальник участка, Москва
Константин Комшуков пишет:
Высший пилотаж - это когда роботы-рекрутеры подбирают роботов-работников.

Константин, это не "высший пилотаж", а суровая реальность не такого уж и далекого будущего... Человек слаб и, практически, по всем параметрам он уступает (или уступит со временем) искусственному разуму. А людей на планете всё больше и больше...))

Член совета директоров, Москва
Лилия Алеева пишет:

Ошибается тот, кто ничего не пробует. Любой новый инструмент не идеален, но даже в таком его состоянии есть преимущества. Любое движение вперед полезно, и в этом я команду HR поддержу.

Конечно Вы правы. Я со всем уважением к роботу Веры и разработчики молодцы, но чуть чуть лукавят !!!!

Аналитик, Москва
Константин Столяров пишет:
Константин, это не "высший пилотаж", а суровая реальность не такого уж и далекого будущего... Человек слаб и, практически, по всем параметрам он уступает (или уступит со временем) искусственному разуму. А людей на планете всё больше и больше...))

Значит запасемся поп-корном и будем делать ставки на того или иного робота.

Директор по маркетингу, Москва
Константин Комшуков пишет:
Константин Столяров пишет:
Константин, это не "высший пилотаж", а суровая реальность не такого уж и далекого будущего... Человек слаб и, практически, по всем параметрам он уступает (или уступит со временем) искусственному разуму. А людей на планете всё больше и больше...))

Значит запасемся поп-корном и будем делать ставки на того или иного робота.

Как в Нидфоспид. По параметрам и на прокачку)))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Сколько компании тратят на обучение топ-менеджеров

Треть компаний выделяют на обучение одного топ-менеджера от 500 тыс. руб. в год.

56% россиян поддерживают наем сотрудников с ограниченными возможностями

При этом только 40% опрошенных считают, что их офис приспособлен для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Россияне назвали главные причины для увольнения

Топ причин для увольнения у опрошенных в возрасте 18-34 лет отличается от респондентов, которым 35-49 лет.

10% программистов крупных IT-компаний ничего не делают

По данным исследования, столько разработчиков лишь числятся в штате и получают зарплату, но при этом не приносят пользу компании.