Проактивный поиск соискателей: как находить людей в условиях кризиса

Находить соискателей можно через работные сайты и личные знакомства, но в условиях кризиса драйвером поиска могут стать инструменты маркетинга — интернет-реклама и посевы в социальных сетях. Разберем, для каких компаний и задач подойдет эта механика поиска и как правильно подготовиться к запуску.

Что такое проактивный поиск сотрудников

Найм в компаниях требует много времени: после публикации вакансии HR-отдел ждет отклики, тратит время на обработку нецелевых обращений, собеседует соискателей. В итоге вакансия не закрыта, а отдел ждет по несколько месяцев, пока придет тот самый подходящий кандидат и закрепится на рабочем месте. 

Один из вариантов ускорить поиск соискателей — попробовать выйти на большее количество людей с помощью интернет-рекламы. Это проактивный поиск, когда работодатель не ждет, что его вакансию увидит подходящий человек, а сам показывает объявление с помощью алгоритмов рекламы нужным людям – тем, кто не искал работу, но увидел старгетированное на него предложение и заинтересовался вакансией.

Как работает алгоритм проактивного поиска кандидатов

Процесс не отличается от стандартной интернет-рекламы товаров или услуг, только в данном случае компания закрывает не сделки, а вакансии, и лидами становятся сотрудники, а не клиенты. 

  1. Рекрутер составляет вакансию и передает ее специалисту по рекламе, который будет заниматься запуском. Тот изучает требования и конкурентов, подбирает релевантные каналы продвижения. 
  2. После настройки и запуска рекламы ее видят люди, отвечающие требованиям вакансии. Заинтересовавшиеся соискатели переходят на сайт или в чат-бот. На посадочной странице кандидат оставляет заявку, выполняет тестовое задание и отправляет его вместе с резюме. 
  3. HR-специалисты изучают отклики, которые уже прошли первичный этап отбора, поскольку откликнувшиеся люди уже подходят под часть требований из вакансии.

Для каких случаев проактивный поиск соискателей хорошо подходит

  • Для поиска специалистов, к которым выдвигается много требований. Это высокоуровневые специалисты, перечень всех требований к которым можно уложить в настройку показов объявления рекламной кампании или использовать для выбора канала в соцсетях под посевы. Мы так искали рекрутеров, разработчиков, преподавателей, тьюторов и воспитателей. 
  • Для поиска линейного персонала: к ним меньше требований, но обычно их нужно найти быстро и в большом количестве. Например, официантов в новый открывшийся ресторан.

Маркетинг позволяет в этих случах выйти на специалистов быстрее и охватить больше людей, чем просто ждать, когда они сами заметят вакансию на работном сайте.

Примеры рекламных кампаний проактивного поиска соискателей

1. «Магнит» и Яндекс.Директ

При поиске курьеров крупная розничная сеть «Магнит» использовала Яндекс.Директ. За основу настроек взяли ключевые слова и интересы по поиску работы и настроили показ на пользователей, которые посетили сайты конкурентов.

Результаты за два месяца:

  • конверсия 5% в выход на смену;
  • эти люди выполнили от пяти заказов, то есть работают стабильно — вышли не на один раз.

Примеры объявлений для «Магнита»:

Примеры объявлений для Магнита

Для использования этого канала продвижения, скорее всего, понадобится сертифицированный специалист по Яндекс.Директу в штате или на аутсорсе.

2. Lamoda и programmatic-реклама

Это способ закупить таргетированную рекламу на площадках в формате аукциона. С его помощью Lamoda получила более 50 релевантных откликов на вакансию водитель-курьер. Примеры рекламных баннеров:

Пример объявлений для Lamoda

3. Аквапарк и посевы во «ВКонтакте»

В соцсети VK можно использовать таргетированную рекламу и посевы в подходящих сообществах. Аквапарк при поиске инструкторов использовал таргетированную рекламу через лид-формы. Это позволило быстро запустить кампанию без большого бюджета на оптимизацию и уже в первые три дня получить соответствующие требованиям отклики. Примеры объявлений:

Примеры объявлений для аквапарка

Аудиторию сегментировали по полу и возрасту, таргетировали рекламу на подписчиков групп фитнес-центров, вузов и тематических групп по поиску работы, а также использовали ключевые слова, связанные с поиском работы.

Результаты за три недели: 44 релевантных заявки на вакансию инструктора по плаванию.

Для использования этого инструмента понадобится квалифицированный специалист в штате или на аутсорсе. Нанять опытного маркетолога будет дешевле, чем учить человека из другой сферы на реальном бюджете, да и результат вы получите быстрее.

4. Оператор связи и посевы в Telegram

При использовании этого канала для поиска сотрудников больше подходят посевы в тематических каналах и чатах. Это могут быть сообщества, объединяющие людей по профессии, по интересам, по городам.

Например, крупный оператор связи в России при поиске разработчиков, аналитиков и SRE-инженеров запускал посевы: воронка вела соискателей на сайт, где они заполняли форму, выполняли тестовое задание, отправляли его вместе с резюме через специально созданный под вакансию лендинг. Это позволило закрыть вакансии быстрее, чем обычно, и в 2-3 раза дешевле.

Результат: 303 перехода на сайт, из которых 39 оставили заявки и 4 кандидата вышли на работу. Конверсия в отклик — 11%.

Стандартный vs проактивный: какой поиск выгоднее

На интернет-рекламу вакансий нужен бюджет, который включает в себя оплату рекламных показов или размещения поста и оплату работы специалистов по рекламе. При этом нужно понимать, что стандартный поиск сотрудников также расходует ресурсы компании и растягивает время, пока идет поиск специалиста.

Если рассчитать своеобразный LTV в HR-маркетинге, то есть учесть коэффициент текучки, то можно посчитать, при какой сумме привлечение будет выгодным.

При стандартном поиске кандидата компания:

  • платит за размещение вакансии;
  • за время, потраченное HR и другими специалистами, которые также оценивают кандидата на собеседовании в свой отдел;
  • учитывает время на онбординг;
  • учитывает простой — время, пока сотрудник не вышел на работу и не выполняет обязанности;
  • если найденный человек в итоге оказывается неподходящим, начинает заново с такими же издержками.

В случае использования интернет-рекламы HR-специалист тратит меньше времени на обработку нецелевых запросов, кандидат находится быстрее, и он точно соответствует требованиям. Но добавляются расходы на запуск рекламы или размещение посевов.

Если кандидат идеально вписывается в вакансию, а компания хочет и может выстраивать с ним долгосрочные отношения, то стоимость его привлечения может доходить и до двух его окладов. Все равно это будет выгоднее ситуации, когда компания вынуждена справляться с текучкой кадров, каждый месяц находить и вливать в рабочий процесс новых людей.

Как подготовиться к рекламной кампании для вакансии

Самое важное — выстроить практически мгновенную обработку заявок кандидатов и приглашения на собеседования. По опыту и обратной связи, которую команда продвижения получала от HR-менеджеров, если к вам пришел соискатель, подходящий под параметры, не нужно медлить и растягивать найм, пусть нужный человек сразу выходит на работу.

Вокруг много информации и повсюду отвлекающие факторы, конкуренты тоже не дремлют. Если ответить на заявку не в тот же рабочий день, а уже на следующий, компания рискует упустить человека. На рынке персонала кризис, через два дня кандидат может уже куда-то устроиться, найти предложение поинтереснее. 

Пример хорошей практики в этом плане: у службы доставки сети магазинов «Магнит» есть четкий KPI для ресечеров, которые обязаны связываться с приведенными лидами в течение 15 минут.

Что нужно для настройки рекламной кампании

Понадобится:

  • составить вакансию;
  • собрать портрет кандидата по методу аватаров;
  • подобрать площадки для выхода на подходящих людей;
  • сделать рекламное объявление или пост для посева;
  • подготовить посадочную площадку с формой для приема резюме и выполненных тестовых заданий, если они подразумеваются.

При выборе стратегии важно учесть, кого вы ищете, чтобы составить некий портрет кандидата по методу аватаров целевой аудитории. Это можно сделать на основе требований к кандидату, прописанных в вакансии, особенностей должности и характеристик человека, которого вы бы хотели видеть на этой позиции в компании.

Условный пример: ищем курьера на неполный рабочий день. Скорее всего, это будет молодой человек, которому нужны карманные деньги и возможность совмещать с учебой, наверняка он студент первого или второго курса и пока не может работать по специальности, наверняка это не медицинская или другая специальность, где с первых курсов у студентов высокая загрузка и жесткий отбор. Таким образом можно понять точнее, какой человек нам нужен, на какие интересы таргетироваться и на каких платформах его можно встретить.

Чем лучше вы определите портрет аудитории, тем точнее попадете рекламным объявлением с вакансией в подходящего кандидата.

Что нужно для посева в соцсетях

Посевы организовывать чуть проще, чем запускать кампании через рекламные инструменты. Вы можете использовать несколько вариантов:

  • Если это разовые запуски и вам нужно загрузить сотрудника задачами, можете выделить менеджера, который будет вручную собирать каналы, узнавать условия, договариваться о размещениях и контролировать выход постов. Но придется разобраться в процессе получения маркировки.
  • Если вы хотите делать частые размещения, но держать все под своим контролем, можете попробовать платформы по типу SocialJet. За комиссию от бюджета платформа сама предлагает площадки, размещает креативы и собирает статистику.
  • Если вы хотите делегировать задачу полностью, обратитесь к маркетологам с опытом запуска кампаний в HR-сфере, они делают такие услуги под ключ, вам останется только получать от них отчеты и собеседовать новых кандидатов. Либо найдите маркетолога в штат, у которого также есть опыт работы с задачами из сферы HR.

Как выбрать подходящую площадку для запуска

Я рекомендую сначала протестировать площадки, собрать статистику, и уже на этом этапе выделить самый конверсионный вариант. По моему опыту, чаще всего лучшие результаты в маркетинге вакансий дает Яндекс.Директ, но все зависит от конкретной вакансии и выставляемых к будущему сотруднику требований.

Проактивный поиск — это один из инструментов, который можно использовать, чтобы ускорить контакт с соискателями, и его вполне можно добавить в арсенал рекрутинга.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Независимый директор, Москва

Прекрасно написано. 

После прочтения, я в очередной раз утвердился во мнении, что инструменты социальной инженерии очень успешно используются сетевыми компаниями. 

Абсолютно прямолинейно и безэмоционально.

В отношении работника здесь действует правило 5 шагов:

Зацепил, нанял, натаскал, выжал, выкинул.

А остальное - лишь красивые картинки.

 

Генеральный директор, Нижний Новгород
Александр Сейнов пишет:
Абсолютно прямолинейно и безэмоционально.

А как должен еще выглядеть алгоритм технологичного поиска, исключающего левые многоходовки?
Автор показал модель поиска, где задействуется 1 подрядчик на размещение разноплановой рекламы, но зато все кандидаты поступают сразу в собственную HR-службу.
Это не метод поиска для штучных  профессионалов, но в статье речь не про них. 

Александр Сейнов пишет:
Зацепил, нанял, натаскал, выжал, выкинул.

И много всякого другого отвратительно-гнусного. Причем на фоне трендового воя "а-а-а- работать некому"
Но какие претензии к автору статьи? Он вообще ХР-ству отношения не имеет.

Специалист, Новосибирск

Отклик на заявку соискателя 15 минут — это круто!

Такое себе позволить могут крупные фирмы.

Малому бизнесу явно труднее.

Инженер, Томск

 Мы так искали рекрутеров, разработчиков, преподавателей, тьюторов и воспитателей. 

А в примерах курьеры и продавцы...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Две трети работодателей переманивают сотрудников из других компаний

Чаще всего российские работодатели переманивают друг у друга рабочих, менеджеров по продажам и специалистов производственной сферы.

70% россиян хотели бы получить от компании медицинскую страховку

Сотрудники все больше ценят нематериальные бонусы, которые дают работодатели.

Boeing уволит около 17 тысяч сотрудников

Компания сокращает расходы на фоне массовой забастовки.

Средняя зарплата в Москве превысит 200 тыс. руб. в 2027 году, по мнению властей Москвы

Власти Москвы также ожидают умеренный рост потребительского сектора.