Проактивный поиск соискателей: как находить людей в условиях кризиса

Находить соискателей можно через работные сайты и личные знакомства, но в условиях кризиса драйвером поиска могут стать инструменты маркетинга — интернет-реклама и посевы в социальных сетях. Разберем, для каких компаний и задач подойдет эта механика поиска и как правильно подготовиться к запуску.

Что такое проактивный поиск сотрудников

Найм в компаниях требует много времени: после публикации вакансии HR-отдел ждет отклики, тратит время на обработку нецелевых обращений, собеседует соискателей. В итоге вакансия не закрыта, а отдел ждет по несколько месяцев, пока придет тот самый подходящий кандидат и закрепится на рабочем месте. 

Один из вариантов ускорить поиск соискателей — попробовать выйти на большее количество людей с помощью интернет-рекламы. Это проактивный поиск, когда работодатель не ждет, что его вакансию увидит подходящий человек, а сам показывает объявление с помощью алгоритмов рекламы нужным людям – тем, кто не искал работу, но увидел старгетированное на него предложение и заинтересовался вакансией.

Как работает алгоритм проактивного поиска кандидатов

Процесс не отличается от стандартной интернет-рекламы товаров или услуг, только в данном случае компания закрывает не сделки, а вакансии, и лидами становятся сотрудники, а не клиенты. 

  1. Рекрутер составляет вакансию и передает ее специалисту по рекламе, который будет заниматься запуском. Тот изучает требования и конкурентов, подбирает релевантные каналы продвижения. 
  2. После настройки и запуска рекламы ее видят люди, отвечающие требованиям вакансии. Заинтересовавшиеся соискатели переходят на сайт или в чат-бот. На посадочной странице кандидат оставляет заявку, выполняет тестовое задание и отправляет его вместе с резюме. 
  3. HR-специалисты изучают отклики, которые уже прошли первичный этап отбора, поскольку откликнувшиеся люди уже подходят под часть требований из вакансии.

Для каких случаев проактивный поиск соискателей хорошо подходит

  • Для поиска специалистов, к которым выдвигается много требований. Это высокоуровневые специалисты, перечень всех требований к которым можно уложить в настройку показов объявления рекламной кампании или использовать для выбора канала в соцсетях под посевы. Мы так искали рекрутеров, разработчиков, преподавателей, тьюторов и воспитателей. 
  • Для поиска линейного персонала: к ним меньше требований, но обычно их нужно найти быстро и в большом количестве. Например, официантов в новый открывшийся ресторан.

Маркетинг позволяет в этих случах выйти на специалистов быстрее и охватить больше людей, чем просто ждать, когда они сами заметят вакансию на работном сайте.

Примеры рекламных кампаний проактивного поиска соискателей

1. «Магнит» и Яндекс.Директ

При поиске курьеров крупная розничная сеть «Магнит» использовала Яндекс.Директ. За основу настроек взяли ключевые слова и интересы по поиску работы и настроили показ на пользователей, которые посетили сайты конкурентов.

Результаты за два месяца:

  • конверсия 5% в выход на смену;
  • эти люди выполнили от пяти заказов, то есть работают стабильно — вышли не на один раз.

Примеры объявлений для «Магнита»:

Примеры объявлений для Магнита

Для использования этого канала продвижения, скорее всего, понадобится сертифицированный специалист по Яндекс.Директу в штате или на аутсорсе.

2. Lamoda и programmatic-реклама

Это способ закупить таргетированную рекламу на площадках в формате аукциона. С его помощью Lamoda получила более 50 релевантных откликов на вакансию водитель-курьер. Примеры рекламных баннеров:

Пример объявлений для Lamoda

3. Аквапарк и посевы во «ВКонтакте»

В соцсети VK можно использовать таргетированную рекламу и посевы в подходящих сообществах. Аквапарк при поиске инструкторов использовал таргетированную рекламу через лид-формы. Это позволило быстро запустить кампанию без большого бюджета на оптимизацию и уже в первые три дня получить соответствующие требованиям отклики. Примеры объявлений:

Примеры объявлений для аквапарка

Аудиторию сегментировали по полу и возрасту, таргетировали рекламу на подписчиков групп фитнес-центров, вузов и тематических групп по поиску работы, а также использовали ключевые слова, связанные с поиском работы.

Результаты за три недели: 44 релевантных заявки на вакансию инструктора по плаванию.

Для использования этого инструмента понадобится квалифицированный специалист в штате или на аутсорсе. Нанять опытного маркетолога будет дешевле, чем учить человека из другой сферы на реальном бюджете, да и результат вы получите быстрее.

4. Оператор связи и посевы в Telegram

При использовании этого канала для поиска сотрудников больше подходят посевы в тематических каналах и чатах. Это могут быть сообщества, объединяющие людей по профессии, по интересам, по городам.

Например, крупный оператор связи в России при поиске разработчиков, аналитиков и SRE-инженеров запускал посевы: воронка вела соискателей на сайт, где они заполняли форму, выполняли тестовое задание, отправляли его вместе с резюме через специально созданный под вакансию лендинг. Это позволило закрыть вакансии быстрее, чем обычно, и в 2-3 раза дешевле.

Результат: 303 перехода на сайт, из которых 39 оставили заявки и 4 кандидата вышли на работу. Конверсия в отклик — 11%.

Стандартный vs проактивный: какой поиск выгоднее

На интернет-рекламу вакансий нужен бюджет, который включает в себя оплату рекламных показов или размещения поста и оплату работы специалистов по рекламе. При этом нужно понимать, что стандартный поиск сотрудников также расходует ресурсы компании и растягивает время, пока идет поиск специалиста.

Если рассчитать своеобразный LTV в HR-маркетинге, то есть учесть коэффициент текучки, то можно посчитать, при какой сумме привлечение будет выгодным.

При стандартном поиске кандидата компания:

  • платит за размещение вакансии;
  • за время, потраченное HR и другими специалистами, которые также оценивают кандидата на собеседовании в свой отдел;
  • учитывает время на онбординг;
  • учитывает простой — время, пока сотрудник не вышел на работу и не выполняет обязанности;
  • если найденный человек в итоге оказывается неподходящим, начинает заново с такими же издержками.

В случае использования интернет-рекламы HR-специалист тратит меньше времени на обработку нецелевых запросов, кандидат находится быстрее, и он точно соответствует требованиям. Но добавляются расходы на запуск рекламы или размещение посевов.

Если кандидат идеально вписывается в вакансию, а компания хочет и может выстраивать с ним долгосрочные отношения, то стоимость его привлечения может доходить и до двух его окладов. Все равно это будет выгоднее ситуации, когда компания вынуждена справляться с текучкой кадров, каждый месяц находить и вливать в рабочий процесс новых людей.

Как подготовиться к рекламной кампании для вакансии

Самое важное — выстроить практически мгновенную обработку заявок кандидатов и приглашения на собеседования. По опыту и обратной связи, которую команда продвижения получала от HR-менеджеров, если к вам пришел соискатель, подходящий под параметры, не нужно медлить и растягивать найм, пусть нужный человек сразу выходит на работу.

Вокруг много информации и повсюду отвлекающие факторы, конкуренты тоже не дремлют. Если ответить на заявку не в тот же рабочий день, а уже на следующий, компания рискует упустить человека. На рынке персонала кризис, через два дня кандидат может уже куда-то устроиться, найти предложение поинтереснее. 

Пример хорошей практики в этом плане: у службы доставки сети магазинов «Магнит» есть четкий KPI для ресечеров, которые обязаны связываться с приведенными лидами в течение 15 минут.

Что нужно для настройки рекламной кампании

Понадобится:

  • составить вакансию;
  • собрать портрет кандидата по методу аватаров;
  • подобрать площадки для выхода на подходящих людей;
  • сделать рекламное объявление или пост для посева;
  • подготовить посадочную площадку с формой для приема резюме и выполненных тестовых заданий, если они подразумеваются.

При выборе стратегии важно учесть, кого вы ищете, чтобы составить некий портрет кандидата по методу аватаров целевой аудитории. Это можно сделать на основе требований к кандидату, прописанных в вакансии, особенностей должности и характеристик человека, которого вы бы хотели видеть на этой позиции в компании.

Условный пример: ищем курьера на неполный рабочий день. Скорее всего, это будет молодой человек, которому нужны карманные деньги и возможность совмещать с учебой, наверняка он студент первого или второго курса и пока не может работать по специальности, наверняка это не медицинская или другая специальность, где с первых курсов у студентов высокая загрузка и жесткий отбор. Таким образом можно понять точнее, какой человек нам нужен, на какие интересы таргетироваться и на каких платформах его можно встретить.

Чем лучше вы определите портрет аудитории, тем точнее попадете рекламным объявлением с вакансией в подходящего кандидата.

Что нужно для посева в соцсетях

Посевы организовывать чуть проще, чем запускать кампании через рекламные инструменты. Вы можете использовать несколько вариантов:

  • Если это разовые запуски и вам нужно загрузить сотрудника задачами, можете выделить менеджера, который будет вручную собирать каналы, узнавать условия, договариваться о размещениях и контролировать выход постов. Но придется разобраться в процессе получения маркировки.
  • Если вы хотите делать частые размещения, но держать все под своим контролем, можете попробовать платформы по типу SocialJet. За комиссию от бюджета платформа сама предлагает площадки, размещает креативы и собирает статистику.
  • Если вы хотите делегировать задачу полностью, обратитесь к маркетологам с опытом запуска кампаний в HR-сфере, они делают такие услуги под ключ, вам останется только получать от них отчеты и собеседовать новых кандидатов. Либо найдите маркетолога в штат, у которого также есть опыт работы с задачами из сферы HR.

Как выбрать подходящую площадку для запуска

Я рекомендую сначала протестировать площадки, собрать статистику, и уже на этом этапе выделить самый конверсионный вариант. По моему опыту, чаще всего лучшие результаты в маркетинге вакансий дает Яндекс.Директ, но все зависит от конкретной вакансии и выставляемых к будущему сотруднику требований.

Проактивный поиск — это один из инструментов, который можно использовать, чтобы ускорить контакт с соискателями, и его вполне можно добавить в арсенал рекрутинга.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Независимый директор, Москва

Прекрасно написано. 

После прочтения, я в очередной раз утвердился во мнении, что инструменты социальной инженерии очень успешно используются сетевыми компаниями. 

Абсолютно прямолинейно и безэмоционально.

В отношении работника здесь действует правило 5 шагов:

Зацепил, нанял, натаскал, выжал, выкинул.

А остальное - лишь красивые картинки.

 

Генеральный директор, Нижний Новгород
Александр Сейнов пишет:
Абсолютно прямолинейно и безэмоционально.

А как должен еще выглядеть алгоритм технологичного поиска, исключающего левые многоходовки?
Автор показал модель поиска, где задействуется 1 подрядчик на размещение разноплановой рекламы, но зато все кандидаты поступают сразу в собственную HR-службу.
Это не метод поиска для штучных  профессионалов, но в статье речь не про них. 

Александр Сейнов пишет:
Зацепил, нанял, натаскал, выжал, выкинул.

И много всякого другого отвратительно-гнусного. Причем на фоне трендового воя "а-а-а- работать некому"
Но какие претензии к автору статьи? Он вообще ХР-ству отношения не имеет.

Консультант, Новосибирск

Отклик на заявку соискателя 15 минут — это круто!

Такое себе позволить могут крупные фирмы.

Малому бизнесу явно труднее.

Инженер, Томск

 Мы так искали рекрутеров, разработчиков, преподавателей, тьюторов и воспитателей. 

А в примерах курьеры и продавцы...

Директор по рекламе, Нижний Новгород
Евгений Пугачев пишет:

 Мы так искали рекрутеров, разработчиков, преподавателей, тьюторов и воспитателей. 

А в примерах курьеры и продавцы...

Спасибо за интерес к статье! Не стал вставлять все примеры из опыта, это довольно много. Сделал по примеру на инструмент, если обратите внимание, там как раз разделение на Дирек, programmatic и посевы в ВК.

Если интересны другие примеры, я думаю, можно и еще один материал сделать, если модераторы будут не против :)

Генеральный директор, Нижний Новгород
Руслан Тажетдинов пишет:
Если интересны другие примеры, я думаю, можно и еще один материал сделать, если модераторы будут не против :)

Эх, вам бы батенька, блог бы вести, прчем там там где
- ваша реальная ЦА
- людЯм  на реальную пользу)
Из отписавшихся тут в комментах вопросами реального рекрутмента да еще низового персонала озадечены чуть больше чем никто)

И да - ведение блога в другом месте ни в коем случае НЕ отменяет размещение статей тут. Это вообще разные типы публикаций)

 

 

Директор по рекламе, Нижний Новгород
Елена Рыжкова пишет:
Руслан Тажетдинов пишет:
Если интересны другие примеры, я думаю, можно и еще один материал сделать, если модераторы будут не против :)

Эх, вам бы батенька, блог бы вести, прчем там там где
- ваша реальная ЦА
- людЯм  на реальную пользу)
Из отписавшихся тут в комментах вопросами реального рекрутмента да еще низового персонала озадечены чуть больше чем никто)

И да - ведение блога в другом месте ни в коем случае НЕ отменяет размещение статей тут. Это вообще разные типы публикаций)

 

 

Так блог ведем :) Сами говорите, одно другого не отменяет. Захотелось и эту площадку протестировать.

Генеральный директор, Нижний Новгород
Руслан Тажетдинов пишет:
Так блог ведем :)

А ведь и в правильном месте ведете) И здорово, что на своих 15/86/56 меня встретили) По хештегу #котомать вам будет явно в тему мой постик в 4-м ряду сверху) До встречи)

А тут что разместили - тоже верно!

Брокер, Москва

Думаю, что это всё же для крупных организаций, потому и примеры сетевиков в первую очередь.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Mini squared portrait   png
Антон Соболев
Согласен, такое возможно. Но в ситуации, в принципе, много вопросов: 1) почему ОСНО; 2) почему р...
Все дискуссии
HR-новости
Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.

Большинство российских компаний подняли зарплаты в 2024 году

Чаще всего поднимали оклады в среднем и крупном бизнесе.

Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.