Как роботы изменят управление персоналом

Когда речь заходит об автоматизации, на ум приходят высокоскоростные и мощные компьютеры, обрабатывающие терабайты информации и, конечно, роботы. Звучит фантастически, но еще в 2008 году была написана, а точнее сгенерирована компьютером первая книга «Настоящая любовь». Ее создание из романа «Анна Каренина» и произведений Харуки Мураками заняло 72 часа, и человечество убедилось в том, что компьютеры теперь могут писать литературные тексты, используя технологии распознавания речевых моделей.

Современные реалии

С появлением компьютеров, способных воспроизводить процессы, которые раньше были доступны только человеческому разуму, вызовы и возможности для современного бизнеса стали очевидны. Однако пока управляющие директора и сотрудники служб персонала используют эти возможности крайне редко. Джефф Колвин высказывает мнение, что внедрение технологий буксует на управленческом уровне: руководители и владельцы бизнеса не знают, какое влияние на бизнес окажут футуристические нововведения. Они не рассматривают данную возможность достаточно серьезно, так как видят ее скорее абстрактно.

Безусловно, участников бизнеса не может ни интересовать вопрос, какова потеря рабочих мест при проведении автоматизации. Стратегическое кадровое планирование – важная составляющая управленческого процесса. И даже если управленцы уже осознают, на что способны технологии, они не спешат внедрять их в свои рабочие процессы и не всегда обсуждают эти возможности с отделами персонала.

«Все, что может быть автоматизировано, будет. Но не все может быть автоматизировано», – считает Роберт Терсек, президент игровой компании Milestone Entertainment.

Возможные варианты развития

Внедрение автоматизации требует ответа на пару технологических и экономических вопросов – создаст ли технология больше рабочих мест, чем уничтожит, и будут ли созданные рабочие места иметь более высокую стоимость и требовать более высокой квалификации?

В компании, ориентированной на автоматизацию, перед сотрудниками отдела персонала будет стоять задача по сглаживанию острых углов, созданных боязнью сотрудников потерять работу в результате технологических изменений. Нередко сотрудники выступают в роли экспертов и самостоятельно предлагают фронт работы, который может быть автоматизирован. Если они будут чувствовать угрозу потери работы, то их экспертиза будет неэффективной. Однако, даже если роботы будут работать 24 часа в сутки семь дней в неделю, сохранится потребность в людях, которые будут ими управлять.

Понимание возможностей нового кадрового ресурса и обеспечение их работы в связке с текущими командами – ключевая задача для отдела персонала. В целом же ускоряющаяся тенденция к повсеместной автоматизации не должна никого пугать, считает Терсек, потому что «это освободит людей для более интересной работы».

На внедрение технологии влияют такие факторы, как легкость ее освоения и стоимость человеческого труда в сравнении с технологией. Поэтому прозаичная реальность пока далека от будущего, в котором роботы наступают, чтобы украсть рабочие места. И в этом случае у отдела персонала новая задача. Она больше не звучит как участие в автоматизации через сокращение рабочих мест. Вместо этого предстоит ответить на вопрос, как передовая технология может увеличивать ежедневную производительность работника, и какие новые функциональные обязанности могут быть созданы.

Чем это грозит?

При развитии любого из двух сценариев наиболее сильная угроза для бизнеса возникает, когда отдел персонала не вовлечен в процесс дизайна организации и в диалог по автоматизации. Худшее, что может произойти: автоматизация будет проведена по ложной причине – ради сокращения расходов, а не усиления бизнеса. Нужно быть очень осторожными, внедряя технологию ради экономии. Необходимо думать об использовании технологии, чтобы позитивно влиять на своих клиентов, будь то расширение ассортимента, лучшее информирование или более приятный опыт взаимодействия с вашей организацией.

Процесс автоматизации создает импульс к размышлениям и для сотрудников организации. Во-первых, задайтесь вопросом о том, какие задачи перед вами ставятся в настоящее время. Во-вторых, если ваша работа состоит в основном из рутины, если вы делаете одно и то же изо дня в день и сидите на одном месте, имейте в виде, что кто-то – будь то ваш собственный работодатель, конкурент или недавно созданная компания – уже пытаются выяснить, как автоматизировать вашу работу. И даже люди, чья работа более разнообразна, должны хорошенько подумать, так ли их роль незаменима. «Спросите себя, насколько я продуктивен, вношу ли я ощутимые изменения в общую производительность, – предлагает Терсек. – Если нет, то некоторые формы искусственного интеллекта, вероятно, могут полностью заменить вас на работе уже совсем скоро».

Как это в России?

Обращаясь к российскому бизнесу и текущей ситуации на рынке труда, мы можем говорить о высокой роли вовлеченности сотрудников отдела персонала в процессы автоматизации внутри организаций. Однако автоматизация больше направлена не на замену человеческой единицы роботом, а на автоматизацию отдельных бизнес-процессов, с целью сделать их более прогнозируемыми, прозрачными и удобными для работы.

Примером автоматизации могут служить системы онлайн-обучения персонала в виртуальных классах, системы компенсации питания сотрудников с использованием пластиковых карт, когда у пользователя есть возможность полного управления картой через личный кабинет, программы страхования сотрудников и другие составляющие компенсационного пакета. Также стоит отметить серьезную тенденцию к автоматизации в рекрутинге, при которой первичный отбор кандидатов проводится без участия сотрудника отдела персонала.

Что с этим делать?

Мы можем говорить скорее о делегировании некоторых рутинных процессов современным технологиям, полагаясь на обеспечиваемую ими точность обработки данных, способность хранить и систематизировать большие объемы информации, доступность из любой точки мира. Однако роль оператора по-прежнему принадлежит человеку.

Внедрение технологий дают большинству из нас достаточно времени, чтобы приобрести и освоить навыки, где люди имеют уникальные преимущества. Например, наличие масштабного и абстрактного мышления, умение адаптироваться к внезапным изменениям, интерпретировать неоднозначные ситуации и понимать других людей. Настало время узнать как можно больше о современных технологиях, в том числе о роботах и искусственном интеллекте. Навыки обращения с новейшей техникой уже необходимы для все большего количества вакансий. Некоторые виды работ в скором времени будут частично, но не полностью, автоматизированы. Сегодня время думать о новых возможностях и внедрять!

Расскажите коллегам:
Комментарии
Режиссер, Москва
Сегодня время думать о новых возможностях и внедрять

даёшь внедрёж (c)


Генеральный директор, Украина

При нынешнем уровне ЗП автоматизация выглядит разумной (прибыльной) разве что в сфере замены труда директоров :)

Автоматизировать будем не просто "рутинный труд", а тот труд, который оказывается дороже автомата.

Кстати и обратный процесс - "деавтоматизация", вполне возможен. Если содержание робота становится дороже ЗП человеку - роботов покупать перестанут, на рутинных работах вновь будут заняты люди. Или роботизированное предприятие разорится.

Консультант, Украина
Максим Крыжный пишет:

Кстати и обратный процесс - "деавтоматизация", вполне возможен.

При определенной инфраструктуре - нет. Это как в современном мире попытаться уйти от автомобилей к лошадям, мотивируя тем, что выросла цена на бензин.

Роботы уже давно пришли, просто вы их не видите так как они пока в производстве.


Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Просто автоматизация и роботы - это достаточно разные вещи.

Автор пишет: Внедрение автоматизации требует ответа на пару технологических и экономических вопросов – создаст ли технология больше рабочих мест, чем уничтожит, и будут ли созданные рабочие места иметь более высокую стоимость и требовать более высокой квалификации?

Я занимаюсь автоматизацией уже давно, и эта деятельность всегда сопровождалось сокращением рабочих мест на тех участках, где проводилась. Программы по переквалификации персонала были там, где руководство понимало, что такое человеческий капитал и обладало человеческими качествами.

Это справедливо в производственном цехе и в офисе, но мне представляется, что роботы в офисе - это всё-таки отдельная тема - здесь уже требуются другие роботы :) и проблемы другие. Степень автоматизации на текстильном производстве, электронике выше чем в автомобильной промышленности, там где раньше в цехах были задействованы сотни рабочих, сейчас можно встретить 1-2 рабочих и реже техников по настройке и контролю. А вот посмотрите видео автоматизированного производства и лес роботов в автомобильной промышленности - без них уже не построить конкурентоспособное производство:

,


Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Рамиль Гайсин
Коллеги, подскажите с такой ситуацией. Мы ООО на осно. Находим заказы на ремонт оборудования. Неп...
Все дискуссии
HR-новости
Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.

Большинство российских компаний подняли зарплаты в 2024 году

Чаще всего поднимали оклады в среднем и крупном бизнесе.

Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.