Ее зовут Вера. Она работает круглые сутки и никогда не устает: обзванивает кандидатов, разместивших вакансии на работных сайтах и принимает звонки от соискателей. Вера – робот. Своим рождением она обязана проекту российской компании Stafory, стартовавшему в 2015 году. С тех пор Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) инвестировал в эту разработку почти 70 млн рублей. А Вера обработала более миллиона анкет, сделала более 440 тыс. звонков и провела 2300 интервью с кандидатами. Сейчас робот Вера готовится к широкомасштабному выходу на международный рынок. Executive.ru узнал подробности у основателя проекта Александра Ураксина. Интервью состоялось по Skype, и отсюда – самый первый вопрос.
Чем робот-рекрутер отличается от человека
Executive.ru: Добрый день, Александр! Скажите, а вы… человек? Как это можно проверить по телефону?
Александр Ураксин: Теста Тьюринга все еще достаточно, хотя некоторые компьютерные системы его уже проходили. К тому же подготовка робота к свободной беседе на произвольные темы – отдельный очень дорогостоящий проект. Роботов для практического применения в бизнесе обучают более узко, и это сразу заметно по общению с ними. Например, наш робот Вера занимается исключительно поиском и первичным отбором кандидатов по вакансиям. Кроме того, каждый звонок Вера начинает с того, что сразу прямо предупреждает: она – робот.
Executive.ru: Все соглашаются на разговор с роботом?
А. У.: Не все абсолютно, но очень многие. Подавляющее большинство кандидатов реагирует с интересом. Это же очень необычно – разговаривать с роботом-рекрутером. И это не просто беседа, не реклама и не спам. Мы предлагаем людям работу, в соответствии с их запросами и резюме. Люди ждут таких звонков и получают с помощью робота предложения гораздо быстрее. Конечно, они в этом заинтересованы.
Executive.ru: Люди по-разному реагируют на одни и те же вопросы от человека и от робота? Например, более раскованно отвечают или, наоборот, ведут себя зажато.
А. У.: Робот задает конкретные вопросы, настаивает на четких ответах и получает их гораздо быстрее, чем человек. Разговор полностью формализован. Он не похож на светскую беседу, все строго по делу.
В то же время люди по-разному отвечают. Недавно мы проверяли гипотезу – сможет ли «настоящий рекрутер» нанять кандидатов из числа тех, кто не прошел интервью у робота? К нашему удивлению ни одного из примерно ста провалившихся соискателей не удалось перевести из категории «нет» в «да». Было три таких эксперимента, и все они показали 100% соответствия решений робота и человека.
Executive.ru: Понятно, каким образом отбор кандидатов ведут HR-специалисты. А как это делает робот?
А. У.: Мы формируем портрет кандидата, исходя из требований заказчика. Робот звонит всем подходящим соискателям, и каждого спрашивает о том, интересна ли ему такая вакансия. Если да, то в некоторых случаях задает более открытые вопросы, записывает ответы, и они входят потом в общий отчет в виде расшифровок. Наряду со статистикой отказов и с координатами потенциальных сотрудников, разумеется.
Executive.ru: То есть, робот Вера говорит примерно как автоответчик, в стиле «Если вам интересна такая вакансия, нажмите кнопку [1], если другая, кнопку [2]. Чтобы прослушать сообщение сначала, нажмите [*]?
А. У.: Безусловно, скрипты есть, и они задают жесткий скелет каждой беседы. Но робот может понимать обычные человеческие ответы: «да» или «нет», «согласен» или «не уверен»... Вера также способна оценить, отвечает собеседник на заданный вопрос или уклоняется от него. Если она считает, что ответ не получен, то повторит вопрос сама, не дожидаясь никаких команд. Недавно мы научили робота по видеоматериалам распознавать эмоциональное состояние собеседника во время ответов: эмоции ранжируются по пятибалльной шкале от «расстроен» до «счастлив». Вера постоянно учится, ее лексический запас расширяется, ведет все более сложные диалоги.
Как робота учат его профессии
Executive.ru: Робот учится сам?
А. У.: По сути да, система самообучающаяся. Но чтобы робот мог отследить какие-то закономерности в репликах и учесть их в будущем, ему нужна исходная информация в определенном формализованном виде. Мы обрабатываем большие массивы данных, размечаем их. То есть мы помогаем Вере учиться.
Executive.ru: Это техническая работа? Обучением робота занимаются только программисты или также психологи, кадровые консультанты, еще кто-то?
А. У.: В основном даже не программисты, а математики. Однако на уровне разработки скриптов необходимо участие целой команды разных специалистов. Кроме того, мы сейчас активно готовимся к международной экспансии. Это связано с решением целого ряда разных задач, и одна из них – адаптация речевого модуля робота к особенностям разных языков и менталитетов.
Executive.ru: Сколько языков уже знает Вера?
А. У.: Технически мы готовы стартовать на 48 ведущих языках мира. Французский, итальянский, турецкий, немецкий… Все самые популярные языки уже есть. Частично это технология Google, частично Amazon. На их базе можно быстро адаптировать робота. Уже были пилотные проекты в США. Есть запросы из Казахстана, с Украины. Технология универсальна, мы будем адаптировать ее ко всем крупным рынкам.
Executive.ru: Вы сказали, что географическая экспансия связана с решением разных задач. Какие еще, помимо языков?
А. У.: Юридические аспекты. Мы тщательно прорабатываем нормативную базу, чтобы проект был полностью легален в каждой юрисдикции. В России действуют свои правила, которые мы досконально изучили и полностью им следуем. В том числе это касается обращения с персональными данными. В США в каждом штате законы могут сильно отличаться, все надо проверять. Европейские страны, Китай – везде свои правила.
Вытеснят ли машины эйчаров?
Executive.ru: С профсоюзами пока не сталкивались?
А. У.: Профсоюзами роботов или людей?
Executive.ru: «Профсоюз роботов» звучит пока фантастично. А вот человеческие вполне реальны, и они могут заинтересоваться резким сокращением числа рабочих мест.
А. У.: Да, это серьезная тема, особенно в США. У Amazon уже были разбирательства из-за того, что они начали кассиров заменять автоматизированными системами. Но, насколько знаю, это их не остановило. Еще более серьезным может оказаться масштабный проект Uber по разработке автопилотов для грузового транспорта. В грузовых перевозках США задействовано около 2 млн человек. Если роботы их вытеснят с рынка, это может привести к серьезным последствиям.
Executive.ru: Сколько кадровых сотрудников уволит робот Вера?
А. У.: Тут другая ситуация. Кадровых сотрудников гораздо меньше, чем водителей. И Вера не претендует на кадровые решения, она автоматизирует выполнение рутинных операций. Люди не горят желанием этим заниматься. Такие скучные прозвоны выжигают людей, они сами начинают чувствовать себя роботами. В сегменте сорсинга, то есть первичного отбора резюме и отсева кандидатов, многие люди не выдерживают, меняются раз в три месяца. Это очень плохой показатель, поэтому в первую очередь мы будем бороться с внутренней текучестью кадров, в самих HR-службах.
И преждевременно говорить о том, что мы в значительной степени поменяем кадровый рынок. В любом случае, это не будет похоже на технологический взрыв, после которого тысячи кадровых сотрудников окажутся на улице. Скорее будет постепенная трансформация HR-рынка. Похоже на то, как трансформировалась профессия бухгалтера после появления автоматизированных средств учета. Это последовательная эволюция. С появлением автомобиля кузнецы перешли в слесари. Работы не стало меньше, просто она изменила свой характер.
Executive.ru: Когда компания Uber начинала свою деятельность, планы сначала были довольно скромными. Но получилось, что новый подход изменил очень многое, и не только на рынке автоперевозок. Как вы оцениваете перспективы робота Веры и ее автоматических коллег в других сферах деятельности, помимо HR?
А. У.: Уже есть роботы-юристы. Наверное, скоро появятся решения для автоматизации заказов еды, потому что там много однотипных вопросов и ответов. Вообще любые службы доставки хорошо подходят для внедрения роботов.
Но мы специализируемся на рынке HR и только на нем. На другие отрасли не смотрим. Даже такие смежные вопросы, как проведение опросов и аудиопрезентаций или обзвоны участников мероприятий. Вера умеет обрабатывать и отправлять почту, может сделать SMS-рассылку. Но мы все ее способности используем только для подбора кандидатов и закрытия вакансий.
10 тысяч звонков в момент
Executive.ru: Сколько стоит робот Вера? Какие инвестиции в проект уже были сделаны?
А. У.: Первый раунд, на предпосевной стадии, был оценен ФРИИ в 2,1 млн рублей. На посевной мы получили суммарно чуть больше 17 млн, это нам очень помогло. Инвестиции следующего раунда, пока последнего, составили уже 50 млн. Эти средства в основном предназначены на доработку речевого модуля робота, переводы на различные языки и международное масштабирование проекта.
Executive.ru: Итого получается уже под 70 млн рублей. Если оценить оклад живого кадровика в 30 тыс. рублей – а в регионах это вполне реально – то за аналогичный бюджет можно суммарно обеспечить более 200 лет обзвонов. В течение какого срока робот выйдет на самоокупаемость и чистую прибыль?
А. У.: Это всего лишь год работы 70-80 кадровиков. Робот Вера сделает за год столько работы, с которой не справятся даже 6000-7000 человек. Сейчас у нас нет задачи выходить на чистую прибыль, мы вкладываем все деньги в рост компании. Наши инвесторы не требуют немедленной прибыльности, так как мы можем заработать в десятки раз больше через три-пять лет, если будем сохранять темпы роста клиентской базы, выручки. Операционно мы все еще убыточны, и это продлится какое-то время – это осознанная политика. Поэтому мы привлекаем дополнительные инвестиции. Это венчурный, перспективный бизнес. Не надо также забывать о том, что у нашей технологии есть уникальные преимущества, которые позволяют выполнять заказы практически любого объема и сложности.
Executive.ru: Расскажите про уникальные преимущества.
А. У.: Живой человек за сутки может сделать 60-90 звонков. Робот может выполнять по 10 тыс. звонков одновременно. Никаким штатом людей не обеспечить покрытие таких пиковых нагрузок. Робот справляется с ними запросто. В том числе по входящим звонкам.
Еще нужно учитывать, что примерно 10% резюме устарели или никогда не были завершены, их начали создавать и забросили, но они в базе работных сайтов. До 20% кандидатов не берут трубки, у них отключенные телефоны, автоответчики. Есть такие, до кого невозможно дозвониться даже с третьей попытки – ни утром, ни днем, ни вечером. По нашим данным, получается, что возможность поговорить с кандидатом дают всего 40-50% сделанных звонков. Для робота это означает несколько лишних секунд или минут. Для живого сотрудника кадровой службы – потерю от трети до половины рабочего времени.
У робота нет обеда, перекуров, сна, выходных. Он работает в режиме 24/7. Среди наших заказчиков есть крупные компании, подразделения которых находятся в разных часовых поясах. Процесс их работы теперь выглядит так: рекрутеры в центральном московском офисе только пришли на работу, а робот уже обработал звонки, которые поступили ночью. Рекрутеры к началу рабочего дня уже получают отобранные анкеты, приступают сразу к дальнейшим шагам по работе с кандидатами – ни один из которых не упущен, все заявки приняты и обработаны.
Многие кандидаты создают не одно резюме, а несколько. Некоторые делают десятки разных профилей на сайтах для поиска работы. Это создает трудности для кадровиков, но не для робота. Вера быстро отслеживает дубликаты, и объединяет их в один общий профиль. Соискателям не нужно опасаться шквала повторных звонков, а кадровые агентства не будут тратить время на бесполезные повторы.
Иногда бывают проекты с ограничениями. Например, однажды надо было найти сотрудников в маленьком городе, с населением всего 20 тыс. жителей и плохим охватом интернета. Местная компания месяцами не могла закрыть вакансии. Робот обзвонил всех. Провел опрос вообще по всем доступным резюме, и очень быстро отыскал нужных кандидатов.
Люди не могут справиться с такими задачами. Это вопрос не только эффективности, но и физической выполнимости.
Чему Вере еще нужно учиться
Executive.ru: Какие операции роботу пока не по силам?
А. У.: Любые аналитические задачи, начиная с разработки портретов кандидатов, скриптов для прозвона, тестов. Презентации вакансий тоже нельзя поручить роботу, потому что важно чувствовать обратную связь, и здесь человек незаменим. Наконец, о делегировании решений роботам речи нет, это долго еще останется в компетенции людей.
Executive.ru: Что в ваших ближайших планах по развитию робота Веры?
А. У.: Прежде всего, уже была не только Вера, но и Wendy – для пилотных проектов в США. Некоторые заказчики хотели мужские образы для робота, у нас уже есть такой опыт. И мы будем работать над развитием, модификацией различных образов, женских и мужских, универсальных и брендированных. Это касается речевых модулей, сценариев поведения, визуализации.
Разумеется, любые транзакционные задачи перейдут в обязанности робота. Приглашения на собеседования, отслеживание прибытия – все эти моменты мы собираемся автоматизировать на следующем этапе. Будут добавлены чат-боты, отвечающие на вопросы соискателей.
Большая работа предстоит по усложнению бесед. Они будут все менее формальными, все больше похожи на настоящий разговор. Робот Вера проводит и видеотестирование.
Executive.ru: Как вы считаете, куда ведет общий тренд роботизации? У людей появятся умные помощники или опасные конкуренты?
А. У.: Умные инструменты. Роботы выполняют только те операции, которые люди им поручают. Здесь нет почвы для противостояния, это просто очередной виток технического прогресса. Станет меньше рутинной работы, появится больше времени для творческой.
Теперь нужен робот Петя который пройдет интервью
идея автоматизации рутинной работы очень интересная. Однако доступен ли будет такой сервис для компаний со скромным бюджетом? Именно им в большей степени приходится по крупицам отыскивать людей на просторах интернета. У крупных корпораций нет таких проблем - их заваливают тоннами резюме, просто прочитать которые внимательно рекрутеры не в состоянии. Если за них это сделает Вера, возможно у соискателей появится возможность продвинуться на следующий этап и получить телефонное интервью :)
Но про робота Петю, который будет проходить интервью за соискателей, предложенная Андреем, тоже стоит подумать :). Возможно, окупаемость этого бизнес-проекта будет более быстрой :
Нонешних рекрутеров заменит не только робот, но и любой ребенок, научившийся самостоятельно застегивать штанишки. Извините.
Ольга, добрый день!
Сервис доступен даже микро-бизнесу. У нас достаточно гибкие пакеты. К тому же мы берем оплату за результат, только за тех кандидатов, которые прошли квалификацию Верой.
Что касается корпораций есть компании с разного типа задачами. Холодный поиск, обработка входящих звонков, квалификация откликов - все эти задачи мы активно помогаем решать.
А у Веры приятный голос?)) Она умеет внушить доверие?
Юристов уже заменили роботами. Вот робот-юрист в бесплатном доступе:
Ссылка удалена модератором.
С таким роботом им пока ничего не грозит. А допускать роботов к работе с персоналом не очень разумная идея, на мой счет.
Интересно, а Вера является дипломированным психологом? Ведь HR - особый вид деятельности, кто попало заниматься этим не может. Даже на низовом уровне )))
"Executive.ru: Сколько кадровых сотрудников уволит робот Вера?
А. У.: Это очень плохой показатель, поэтому в первую очередь мы будем бороться с внутренней текучестью кадров, в самих HR-службах. ...
И преждевременно говорить о том, что мы в значительной степени поменяем кадровый рынок".
Коллега весьма осторожен в высказываниях. Профессия Рекрутера в СНГ появилась недавно. Поскольку особых знаний и уникальных навыков она требует только как "Охотник за головами", то будущее ожидаемо.
И на уровне именно "Рекрутера", т.е. подборщика низового персонала она вполне может если не исчезнуть, то резко потерять в статусе в ближайшие лет 10. Именно путём распространения подобных систем. В результате люди:
Ирина, оценить ее голос можно на сайте - там есть поле, куда можно вбить номер и она перезвонит. Плюс голос можно поменять на другой, даже на мужской))
Да.... К сожалению, талантливые программисты не всегда талантливые бизнесмены. Ребята нашли уникальную нишу, сделали хороший продукт и... и идут не туда. Обосную свое мнение.
Во первых, по терминологии. Когда "Веру" называют роботом далекие от IT люди, это понятно. Но зачем поддерживать заблуждения? Вера - это не робот, Вера - это система. Вопросно-ответная система. Пусть сестра Элизы, но никак не робот. Понятие "робот" имеет устойчивое значение и смысл.
Второе:
ЦИТАТА: Кроме того, мы сейчас активно готовимся к международной экспансии. В США в каждом штате законы могут сильно отличаться, все надо проверять. Европейские страны, Китай – везде свои правила.
- Вы просто не дойдете до США, и тем более до Китая. И дело не в том, что у Вас не хватит инвестиций на юристов. Как только в Силиконовой долине или Шанхае пройдет слух о Вашем жизнеспособном продукте, там тут же появятся местные Павлы Дуровы, которые скопируют Ваш продукт (и не обязательно буквально - сам факт, что Вера работает, это уже сигнал для инвесторов) и в 100 раз быстрее его внедрят, чем Вы. Есть такое понятие - протекционизм, и в США, а тем более в Китае, это очень не пустые слова. Единственный шанс у Вас прорваться на мировой рынок- это сейчас, как можно быстрее начать переговоры с LinkedIn. Да и то, не факт, что там уже нет таких предложений. А про Китай лучше просто забыть (в свое время у меня была фирма в Гонконге, и я знаю о чем говорю).
ЦИТАТА: Не надо также забывать о том, что у нашей технологии есть уникальные преимущества,...
- с точки зрения "big data" - у Вас нет никаких уникальных преимуществ. У Вас есть уникальное преимущество в масштабах России, которое состоит в том, что Вы смогли получить минимально жизнеспособный продукт (MVP), который здесь пока не имеет аналогов. Не меньше и не больше. Сможете Вы удержать это преимущество - вопрос. Я помню, как по Интернету героически шагал первый русскоязычный поисковик с громким название "Созвездие". Ребята были первыми, но сейчас их нет, а Яндекс - есть. А мировой сети первое место в этой нише занимал не Google, а Альтависта. Та же судьба - переоценка технического превосходства и недооценка бизнес составляющей.
Что бы я Вам рекомендовал:
1. Протестировать резюме Б.Д. Ярового и пригласить его на работу в качестве Коммерческого директора.
2. Пересмотреть стратегию развития и сконцентрироваться на русскоязычной зоне, поставив задачу стать здесь лидером среди QA-система и удержать свое лидерство.
3. Отказ от географического масштабирования проводить параллельно с экспансией в другие нишевые решения. Тот же юридический консалтинг, та же доставка еды, большие перспективы у медицинского тестирования, да много чего.
4. Поручить Коммерческому директору продавать и брендить, брендить и продавать Веру уже сейчас.
Дайте мне миллион долларов и я сделаю поисковик лучше, чем Яндекс. А потом мне нужен будет миллиард на маркетинг, что бы сравняться с Яндексом. Так и тут - Вам нужно как можно быстрее выходить на активные продажи и создавать бренд. Да, продукт еще можно улучшать и улучшать, но предела совершенству нет. Вера работает? - Работает! Значит пришла пора активно, очень активно выходить на рынок и забирать его, пока Вы здесь единственные. А иначе, погнавшись за иностранными журавлями, Вы в скором времени увидите, как вдруг однажды из неоткуда заявится очередной Uber c рекламным бюджетом в миллионы, но не рублей, а долларов и отгребет себе рынок, который Вы для него подготовили.
PS Это банально, но повторю - люди платят деньги не за лучший продукт, а за более известный. И так во всем, начиная от врача и заканчивая Верой.
PSS И переделайте сайт stafory.com - Вы же уже не обычное рекрутинговое агентство.