Компания с сильной корпоративной культурой – как человек с хорошим иммунитетом и позитивным отношением к жизни – способна выстоять в самые нелегкие времена, став еще более сильной. Для этого любая антикризисная практика должна учитывать необходимость работы с внутренней средой, обеспечивать осведомленность сотрудников о происходящем и совместно с ними формировать смелый образ будущего, к которому готовы идти все участники. Прогнозы крупных международных консалтинговых компаний показывают, что в ближайшем будущем наиболее успешными станут не те руководители, которые сфокусированы на экономической результативности их бизнес-детища, а в равной степени эффективно демонстрируют отличную подготовку в области финансов и HR. Многочисленные российские исследования, проведенные ранее, также подтвердили, что ключевым фактором, удерживающим талантливую молодежь в компаниях, является активная работа с персоналом, которая обеспечивает доверие к работодателю и готовность делать свой вклад в развитие бизнеса.
Однако просто заниматься персоналом в фоновом режиме недостаточно. Чтобы компания была преуспевающей, HR-служба должна работать с установками и поведением сотрудников таким образом, будто будущее наступило уже сегодня. Это связано с тем, что изменение внутренней среды инертно, и чтобы ее состояние отвечало актуальным задачам бизнеса, требуется некоторое опережение.
Власть HR
Имея доступ к главному ресурсу компании – людям, неразумно не использовать максимально все возможности, которыми обладает персонал как с точки зрения отдельно взятых единиц, так и в совокупности. Ограничиваясь базовыми HR-функциями (подбором, адаптацией, обучением, ротацией, высвобождением), служба по работе с персоналом словно использует ограниченную палитру красок при написании картины.
Вместе с тем многочисленные психологические исследования, аккумулирующие и воспроизводящие колоссальное количество знаний о природе человеческого поведения, позволяют не только прогнозировать и моделировать его, но также эффективно управлять им в будущем, находясь в сегодняшнем дне.
Горизонты планирования
Насколько далеко в будущее необходимо заглядывать HR-специалистам? Согласно Кену Уилберу, трансляционные изменения у людей, то есть развитие новых навыков без существенной трансформации мышления, происходит в срок от трех до шести месяцев. Это важно учитывать, но управлять будущим в такой краткосрочной перспективе невозможно. Переход же на новый уровень сознания происходит через 9-12 месяцев. Таким образом, через год можно заметить первые по-настоящему серьезные изменения в рамках реализации стандартной трехлетней стратегии. Данные изменения в перспективе года должны быть не целевым состоянием внутренней среды, сопоставляющейся с бизнес-результатами, а переходным этапом в изменении состояния персонала.
Предположим, компания советского типа делает ставку на повышение конкурентоспособности через повышение технологичности и оперативности реагирования на изменения внешней среды. Однако ее сотрудники, привыкшие к выполнению простых рутинных задач без внятной обратной связи и регулярного контроля, зато с вполне систематичными нагоняями, оправдают ожидания относительно проявления открытости и креативности далеко не скоро. Каждому из них в очень интенсивном режиме потребуется пережить крайне серьезный личный опыт, который расширит их эрудицию, представление о мире и своем месте в нем, даст новое понимание экономической ситуации. Этот опыт покажет им определенные внутренние ограничения, необходимость преодоления которых не всегда очевидна и заставит новыми глазами посмотреть на людей, которые работают рядом. Чтобы пройти через все это, может потребоваться не один год.
Хотя такая трансформация – крайне увлекательный процесс, вдохновляющий на формирование новой реальности, это также является серьезным вызовом для эйчаров, поскольку люди (а в некоторых компаниях штат составляет тысячи человек) неоднократно проходят периоды полной неопределенности, тягостного ощущения отчуждения, угнетающей дезориентации, уныния. И все это, безусловно, сказывается на рабочих процессах. Чтобы самому не сломаться, HR-специалист должен очень точно представлять картину будущего, к которому идет компания, и фанатично верить в успех данной трансформации, а сложности переходных волн воспринимать как возможности для профессионального развития, личного выхода на новый уровень.
Важный момент, который необходимо отметить сразу: моделирование поведения людей по своей сути является социальным экспериментом. И, поскольку компания несет социальную ответственность за сотрудников, они должны добровольно в начале пути выразить согласие меняться вместе с компанией.
Инструменты трансформации
Поскольку изменению подлежит организационное поведение, то есть видимые проявления личности сотрудников, наблюдаемые при выполнении рабочих задач, то наиболее релевантным инструментом воздействия на него будет работа с организационной культурой, затрагивающая механизмы стандартных HR-процессов.
Необходимо сразу отметить, что речь идет не о привычных всем корпоративах и системе нематериальной мотивации. Поскольку организационная культура – это корпоративный менталитет сотрудников, то представьте, насколько реалистичной будет идея трансформации российского менталитета в немецкий через использование подобных простых мер! При трансформационных процессах сотрудники фактически должны психологически мигрировать в новую компанию, находясь в окружении тех же лиц и корпоративных декораций. Соответственно, работа с персоналом будет иметь более глубинный характер. При этом менталитет упомянут не случайно, поскольку работа с организационной культурой должна учитывать и его.
Как показывает история, российский менталитет таков: пока буря не разразится, или пока не доведешь русского человека до предела, он не приложит серьезные дополнительные усилия к чему бы то ни было. Но вот если довести сознание до границ допустимого, то он сможет преодолеть любое препятствие. Практически все революции являются тому свидетельством. В российском бизнесе также не получится ограничиться фразой «товарищи, все будет по-другому, потому что так надо». Сотрудников необходимо подводить к неизбежной необходимости изменений, предлагая новую культуру как панацею. При этом если топ-менеджменту (а в некоторых компаниях – среднему менеджерскому составу) достаточно представить финансовую картину и обоснованную систему перехода в новое состояние с минимизацией всех возможных рисков, то рядовых сотрудников требуется психологически «подогревать»: у них нет понимания общей картины, они слишком сильно ориентируются на личные интересы, на обеспечение стабильности. Кроме того, чем ниже уровень подчинения, тем более выражена у персонала мотивация избегания неудач, выраженная в склонности к «сворачиванию в куколку», пока власть имеющие не успокоятся.
Очевидно, что подходы к работе с организационной культурой на каждом уровне иерархии будут свои. Но в то же время они должны быть внутренне согласованными друг с другом, базироваться на ценностях, нормах поведения, привычках, структуре взаимоотношений, лексиконе, традициях всей компании. Тогда, меняя культуру, мы изменим компанию.
Нелюбовь к HR
Тому, кто возглавляет HR-службу, часто сложно донести до руководителей остальных направлений не только важность коренной трансформации внутренней среды, но и вообще необходимость работы с ней даже в фоновом режиме в силу довольно понятных причин – отсутствия измеримости, критериев оценки эффективности и прозрачности влияния на бизнес-результаты. Несмотря на всеобщий тренд, выраженный в акцентировании внимания на HR-метриках, они не являются исчерпывающими и не принимаются за весомую аргументацию. Соответственно, в большинстве российских компаний все, что касается HR, воспринимается как аморфная функция, осуществляющая поставки людей под бизнес-процессы.
Завоевать любовь и уважение эйчару можно, только досконально просчитывая все возможные измеримые эффекты от любых шагов. Здесь нужна простая аналитика, время и в некоторых случаях – ресурсы для ознакомления с успешным опытом других компаний на разных рынках по измеримости HR-деятельности. Если кажется, что это сложно сделать в вашей компании, то задумайтесь, реализуемо ли это было, если бы вы работали в организации, представленной в 28 странах мира, штат только российского подразделения которой составляет 13 тыс. человек? Coca-Cola Hellenic показала, что это возможно, реализовав многоуровневую двухлетнюю программу «Как мы внедряли ценности». Чем смогли удивить сотрудники HR-службы Coca-Cola, работая с таким, казалось бы, невесомым элементом управления, как корпоративные ценности?
- Уровень чистой выручки вырос на 3%.
- Общий объем продаж в России увеличился на 4,5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
- Индекс приверженности персонала за два года увеличился с 49% до 61%.
- Индекс текучести снизился на 5%.
Финансовое моделирование обладает инструментами для очистки расчетов от влияния других организационных изменений, что позволяет продемонстрировать эффективность усилий от работы с культурой организации в чистом виде.
HR будущего
Очевидно, что с учетом активной диджитализации с каждым годом неизбежно будут повышаться требования к эйчарам, снимая с них часть рутинной работы и передавая ее IT-системам. При этом, разумеется, сами стандартные HR-функции останутся, хотя и упростятся. А вот работу с психологическим состоянием сотрудников, качеством коммуникаций, изменением отношения персонала к компании и к себе в рамках организации роботы обеспечить не смогут. Поэтому развитие компетенций по управлению изменениями внутренней социальной среды является надежным вложением в будущее бизнеса.
///с учетом активной диджитализации с каждым годом неизбежно будут повышаться требования к эйчарам///
А с учётом активного развития вычислительных мощностей и алгоритмов обработки информации - нужны ли будут специалисты по ресурсам?
Если отношение к сотрудникам и далее будет как отношение к "полезным возобновляемым ископаемым" - то нет, не будут нужны!
"Развитие компетенций по управлению изменениями внутренней социальной среды" без подкрепления этих компетенций со стороны собственников в виде материальных и иных вложений - просто быстро затухающие колебания воздуха...
«Предположим, компания советского типа ….оправдают ожидания относительно проявления открытости и креативности далеко не скоро». К сожалению, уважаемая Инга, организация работы с трудовым коллективом в те годы была поставлена намного выше, чем в современных условиях. Достаточно напомнить, что каждый сотрудник имел «План личного роста», еженедельно проводились встречи руководителей подразделений с коллективом, на которых обсуждались перспективы, результаты и пути и т.д. и т.п.. Достаточно провести ошеломительные результаты мобилизации людей. Так Магнитогорский металлургический комбинат (1929-1932гг), крупнейший в мире, был построен, крестьянской массой (трансформация уклада) за 3 года. Его аналог – US Steel (Клинвуд) строился знатоками США, владеющими на тот момент «научными фундаментом», 8 лет (!!). Беломорканал (227 км) строили 20месяцев и 10 дней, Панамский – 28 лет, Суэцкий- 10 лет. И.т.д.Сегодняу нас в сфере управления, самый высокий процент специалистов с степенью MBA. Выше, чем в Китае, а успехи, хуже чем в Бангладеш. Слушком много слов, которых мы не понимаем и тем самым только тормозим и портим дело.
Не нужно переоценивать возможности IT технологий - они в определенной степени освободят от рутинной работы HR, но не заменят HR специалистов.
Единого будущего у HR не будет - произойдет специализация.
- Одни будут специализироваться на кадровом делопроизводстве (классическая кадровая работа) - это сервисные функции.
- Вторые - на классических функция HR (подбор и отбор, оценка персонала и т. п.) - опять сервисные функции.
Примечание: в малых и средних компаниях останется совмещение функций.
- Третьи - перейдут (у кого хватит компетенций) в разряд бизнес - партнеров, которые создают измеримую ценность для собственника и директора. Правда, я не уверен, что это обязательно будет HR бизнес партнер. Должность может называться зам. директора по оргразвитию и будет отвечать за организацию работы по оптимизации (снижение стоимости и повышения качества) бизнес - процессов, за оптимизацию оргструктуры для управления бизнес процессами.
- Четвертые - уйдут в "психологи", которые мыслят следующими категориями (цитата из статьи): "Поскольку изменению подлежит организационное поведение, то есть видимые проявления личности сотрудников, наблюдаемые при выполнении рабочих задач, то наиболее релевантным инструментом воздействия на него будет работа с организационной культурой, затрагивающая механизмы стандартных HR-процессов.
Необходимо сразу отметить, что речь идет не о привычных всем корпоративах и системе нематериальной мотивации. Поскольку организационная культура – это корпоративный менталитет сотрудников, то представьте, насколько реалистичной будет идея трансформации российского менталитета в немецкий через использование подобных простых мер! При трансформационных процессах сотрудники фактически должны психологически мигрировать в новую компанию, находясь в окружении тех же лиц и корпоративных декораций. Соответственно, работа с персоналом будет иметь более глубинный характер. При этом менталитет упомянут не случайно, поскольку работа с организационной культурой должна учитывать и его."
Я бы попросил автора статьи расшифровать конкретный механизм реализации этого через функционал hRа организации (Кто, Что и Как должен делать). Заранее благодарен.
Мы это делаем через Модель корпоративных ценностей. Сначала разрабатываем ключевые ценности, за которыми стоит «новая психология», привлекая к этому всю организацию (буквально от собственника до младших специалистов, выстраивая работу с сотрудниками в разных комбинациях). Затем эти ценности переводим в поведение, которое поддерживает «новое мышление» опять же привлекая весь персонал. Для этого мы разработали технологию «интерион», которая способствует быстрому процессу интериоризации корпоративных ценностей у всех, на кого они распространяются. В рамках интериона происходит принятие ценностей, перевод в рабочую деятельность, работа с сопротивлением, которое обязательно должно быть и разработка дальнейших мер по формированию новой культуры. При этом меры не только (и не обязательно) психологического характера. Например, новые KPI, внедрение проектного управления, введение нового формат обучения и др. Сотрудники сами говорят о том, что им необходимо и что для них приемлемо.
HR в организации все это может сделать через фасилитационные сессии и обучающие мероприятия. Основной упор необходимо делать на работу с руководителями среднего уровня, так как именно они в наибольшей степени влияют на процесс интеграции ценностей (то есть нового мышления и поведения) в рамках обычной рабочей жизни.
Дополнительно можно (и целесообразно) формировать инициативную группу, которая будет отслеживать процесс «миграции в компанию нового типа» и выносить предложение по корректировке и дополнению программы перехода.
Работают люди , никого не трогают . А потом вдруг появляется НR менеджер с дипломами и давай интурион через фасилитационные сессии проводить . А у собственника глаза горят , новая игрушка . Потом пыл проходит у него и все возращается на круги своя , все вздохнули спокойно .
Инга, не хотелось бы вас разочаровывать, но "в рамках интериона" как правило происходит не принятие ценностей, а просто принятие лояльными сотрудниками моделей поведения и речевых формул, которые в ходе этих эпохальных мероприятий внедряются в массы. Для любого мало-мальски приспособленного к корпоративной жизни индивида не составит труда выучить список корпоративных "ценностей" и начать демонстрировать одобряемое руководством поведение. К корпоративной культуре это не имеет отношения. Она внедряется не через "интурионы", а транслируется сверху вниз от руководства предприятия через поступки, действия, принимаемые решения, стиль общения. Сама постановка вопроса - "придумать" и транслировать через hr-службу корпоративную культуру- выдаёт полное непонимание сути этого понятия и манипулятивный подход к управлению персоналом. Очень хочется надеяться, что это малопочтенное занятие не будет входить в круг задач hr-ов будущего. Но, боюсь, на мою жизнь ещё хватит радетелей интурионов.
Инга пишет-"Соглашусь с тем, что МВА в России вписывается не в любую компанию. В то же время не стоит полностью обесценивать его, поскольку взгляд «сквозь призму МВА» позволяет выводить бизнес на уровень, приближенным к мировым стандартам." У Вас прямо " сквозит " пренебрежение к русской школе управления. Вам же Леонид привел некоторые примеры эффективности. А я могу десятки своих примеров привести, т.к. еще 20 лет назад я делал компании намного эффективнее западных аналогов. Поэтому призываю Вас приводить примеры из нашего бизнеса - это актуально и интересней.
"Coca-Cola Hellenic показала, что это возможно, реализовав многоуровневую двухлетнюю программу «Как мы внедряли ценности». Чем смогли удивить сотрудники HR-службы Coca-Cola, работая с таким, казалось бы, невесомым элементом управления, как корпоративные ценности.
Далее Вы пишите цифры успеха . На самом деле Все перечисленные цифры роста вписываются в погрешность . Отсюда Вывод - никаких успехов у НR Колы нет. Пример крайне неудачный. Если уж Вам нравится продукты питания - возьмите примеры работы управления персоналом у Коркунова, Тарико или на "худой конец " Тинькова по его пельменям и пиву. Эти компании намного эффективней чем Кола -уверен HR Колы будет чему поучиться у них. Аминь.