Учась на экономическом факультете в университете, я зарекалась работать главным бухгалтером. Хотя мои бабушка и прабабушка были главбухами, я была уверена, что более узкой, чем эта профессия, и придумать нельзя. Но никогда не говори «никогда». Вот уже 12 лет я связана с бухгалтерией прочными узами собственного бизнеса, за это время мне приходилось взаимодействовать с очень разными главными бухгалтерами как небольших частных фирм, так и огромных корпораций. И в какой-то момент я поймала себя на мысли, что стала делить их на «подвиды».
У меня нет цели кого-то обидеть, но есть большое желание предостеречь директоров от возможных ошибок и помочь им взглянуть со стороны на то, что может происходить в их компании.
1. «Паникер»
Такой бухгалтер паникует с поводом и без, дрожащей рукой открывает письма с требованием из ИФНС или любых официальных органов, бьется в истерике, если на документе не хватает какой-то подписи или печати, заваливает руководство огромной кипой документов для подписи. О существовании такого простого решения, как доверенность на подписание различных документов другими лицами, кроме директора, бухгалтер, может быть, и слышал, но все равно перестраховывается. При первой удобной возможности он бежит к директору и наводит панику по любой теме. «У нас огромный НДС за квартал, потому что не хватает документов от поставщиков!» Возникает вопрос, что ты, как бухгалтер, сделал для того, чтобы их хватало. «Безответственные менеджеры по продажам не несут закрывающие документы по реализации!» Хотя сидят эти менеджеры в соседнем кабинете, но такому бухгалтеру проще жаловаться и паниковать, чем наладить диалог. «У нас нет подписанной учетной политики, потому что вам, Иван Иванович, некогда ее подписать, и именно из-за этого к нам придет проверка и оштрафует нас!», «У нас переплата по налогу на прибыль, но все равно, давайте в этом месяце заплатим на всякий случай, вдруг что-то не так в налоговой» «У нас в этом квартале НДС к возмещению. Нет, нет, вы что, нельзя подавать такую декларацию в налоговую, к нам сразу придет проверка, и мы ее не пройдем! Давайте лучше заплатим НДС» «Вы что, собрались торговать с Белоруссией? Да это же Tаможенный союз! Вы знаете, какой там сложный порядок с НДСом? Нет, нет, я этим заниматься не буду»! Перечислять можно долго.
Еще такой бухгалтер-«паникер» будет всем своим знакомым рассказывать, как все плохо в компании, где он работает, что любая проверка оштрафует компанию на миллионы, директора посадят, а вместе с ним, скорее всего, и его.
Спрашивается, а зачем тогда такой главный бухгалтер в компании? Может быть, таким образом, он просто хочет облегчить себе работу, переложить ответственность? А, может, это просто такой тип людей, которым нравится не только жить в состоянии вечного стресса, но делать это за счет компании и ее директора, виртуозно трепля нервы и наводя панику.
2. «Серый кардинал»
Такой тип может встретиться как в небольшой компании, так и в огромной корпорации. По большому счету, такой главный бухгалтер практически не занимается своей работой, потому что на это у него просто не хватает времени. Но он умело организовал своих подчиненных (браво его организаторским способностям), а сам всецело вовлечен в процесс управления бизнесом. Он умело интригует, в большом доверии у генерального директора и топ-менеджеров (хотя не исключено, что сильно конфликтует с некоторыми из них), ему нравится власть, и в должности «Главный бухгалтер» он с удовольствием оставил бы только слово «Главный». К нему приходят, чтобы протащить какой-то договор с поставщиком (и чаще всего, небескорыстно), за чашкой кофе с HR-менеджером обсуждаются все сотрудники компании, которые даже и не подозревают, что в какой-то момент их судьба может зависеть от мнения Главного бухгалтера.
Если в вашей компании главный бухгалтер – «серый кардинал», уверены ли вы в том, что компания эффективно работает, а его интриги не обернутся когда-то против вас? К тому же, каждый должен заниматься своим делом. «Вы, кажется, работаете в бухгалтерии? Вот и работайте!»
3. «Зайка»
Это не такой распространенный тип главного бухгалтера, но иногда встречается. Этакий мимимишка, у которого все «зайки», «котики», «лапочки», «платежечка», «счетики-отчетики», со всеми он «мур-мур-мур», что часто удачно маскирует отсутствие хорошего профессионального опыта, нежелание изучать что-то новое, внедрять технологии и совершать любые непонятные для него действия. Один директор не хотел увольнять главного бухгалтера, потому что «Она – очень хороший человек». В итоге «хороший человек» подала многомиллионный иск за незаконное сокращение на компанию этого же директора (который в итоге проиграла), а спустя несколько месяцев компании выставили внушительные штрафы за несвоевременную сдачу отчетности той самой «Зайкой». Все-таки «хороший человек» – это не профессия! Конечно, важно, чтобы с человеком вам было комфортно и приятно работать, но присмотритесь, что на самом деле скрывается за сладкими словами. Определитесь, что для вас важнее: чтобы вам мурлыкали в трубку или матерились, но сдавали отчет вовремя?
4. «Генерал»
Главбух-«генерал» держит в напряжение всю компанию, включая генерального директора, которые буквально «ходят по струнке». В кабинет бухгалтерии приходят по предварительной записи, робко стучат, и, заикаясь, протягивают какой-то документ с просьбой подписать, но получают резкий ответ – приходите завтра. Иногда не понимаешь, что это? Бухгалтерия коммерческого предприятия или «Почта России» или «Сбербанк» образца 90-х?
По сути, такой главбух создает государство в государстве. Чаще всего, директор все понимает, но беспомощно разводит руками, он просто уже не верит, что можно работать как-то по-другому, что главный бухгалтер назначается руководителем, и его задача – обеспечивать эффективную жизнедеятельность предприятия. Несколько раз я была свидетелем, когда на переговорах главный бухгалтер буквально орал (!) на своего директора и говорил, что все, о чем мы тут говорим, – совершеннейший бред, и он не будет ничего делать. Директор смущенно кивал и предлагал «все обсудить». Сказать, что такое поведение меня удивило, не сказать ничего. Как бы реагировали вы, будучи директором?
Конечно, строгость в бухгалтерии не помешает, многие менеджеры по продажам, работники сервиса и другие сотрудники не отличаются аккуратностью в обращении с документами, и дисциплина никогда не будет лишней, но очень важно соблюдать грань и не доводить все до абсурда.
5. «Старообрядец»
Главный бухгалтер-«старообрядец» будет до конца сопротивляться всему новому, находя тысячу причин, чаще всего необъективных. Он может работать на допотопной версии 1С, аргументируя это тем, что все новые версии сырые, недоработанные, недоделанные. Он будет отвозить отчеты самостоятельно, потому что «так надежнее» и «вдруг там что-то не пройдет». Хорошо хоть обязательная электронная отправка декларации по НДС встряхнула этот тип бухгалтеров. Любит такой главный бухгалтер поездки в фонды, налоговые и другие государственные органы, как он говорит «для налаживания отношений». Что именно он там налаживает, ни кому неизвестно, но директор разводит руками: «Надо, так надо». Главбух-«старообрядец» может часами обсуждать с контрагентом расхождение в 1 копейку, доводя собеседника до исступления. Более того, встречаются еще до сих пор главные бухгалтеры, которые не используют Интернет-банк и возят платежные поручения на бумаге! Конечно, чаще всего в такой компании генеральный директор и другие руководители тоже далеки от продвинутых технологий, хотя встречаются и совершенно парадоксальные вещи, когда главный бухгалтер современной IT-компании делал отчеты в налоговую и считал зарплату в Excel и полностью соответствовал всем характеристикам «Старообрядца».
6. «На все руки мастер»
Этот тип главного бухгалтера больше встречается в небольших компаниях. Здесь главный бухгалтер это и офис-менеджер, и юрист, и кадровик, и кладовщик, и уборщик. Тут все, конечно, зависит от руководства. Очень часто директор, в целях экономии, нагружает своего главного бухгалтера дополнительными обязанностями, в итоге получается «везде и нигде». И как бухгалтер посредственный, и как юрист кучу ошибок делает, и с трудовой инспекцией как кадровик не справляется.
7. «Идеальный главбух»
Этот главный бухгалтер – мечта каждого руководителя. Он четко осознает, что является не просто главным бухгалтером, а возглавляет бухгалтерскую службу, основная задача которой – не просто исполнять требования законодательства, а эффективно взаимодействовать со всеми отделами компании. «Идеальный» главный бухгалтер всегда отстаивает интересы компании, в которой он работает. Он внушает своим сотрудникам, что те работают на благо всей компании наряду с менеджерами по продажам или сервисными службами. Он всегда старается использовать во благо новые технологии, но вместе с тем, не перебарщивает с ними. Он не станет говорить своему директору: «Так нельзя!» или «Я не буду это делать!». Он объяснит, почему не стоит этого делать, какие есть риски и как их можно минимизировать. Он не перегружает руководство ненужными и пустыми проблемами и вопросами. У такого главного бухгалтера финансовая отчетность не для налоговой, а для руководителя, и на основании такой отчетности легко принимать управленческие решения. В общем, мечта, а не бухгалтер, но поверьте, такие специалисты существует не только в фантазиях директоров, но изредка встречаются и в реальной жизни.
Это многое проясняет.
И дальше:
Статья написана от лица тех генеральных директоров, которые считают, что подписать учетную политику - это значит переложить на себя ответственность главного бухгалтера?
После того, как написал этот комментарий, стал читать дальше: ВСЕ семь пунктов - похожи на признаки (последствия) слабого генерального управления компанией.
При таком управлении практически все линейные менеджеры могут становиться "генералами", "зайками", "котиками", "паникерами" и кем еще:)
Очень-очень порадовала статья! Люблю Вас, коллеги! Всех бы зазвал на банкет! :) И кстати: http://www.e-xecutive.ru/management/market/1987091...
Иван, так пригласите! Найдем, что обсудить с пользой для дела и для души...
Благодарю Татьяну за "взгляд со стороны" - это всегда приятно, тем более, что о профессии бухгалтера вообще мало кто пишет, все больше о "менеджерах", "инженерах человеческих душ"...Меня же в статье особенно "порадовало" вот это: "У такого главного бухгалтера финансовая отчетность не для налоговой, а для руководителя, и на основании такой отчетности легко принимать управленческие решения". Во всем мире (да и у нас) под "финансовой отчетностью" понимается бухгалтерская, которая в свою очередь, имеет целью информировать о финансовом положении компании ВСЕХ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, а не только руководителя (и даже подчиняется определенным "внешним" стандартам). Т.е. такая отчетность по определению НЕ МОЖЕТ составляться только для руководителя (в противном случае ее можно оспорить даже в суде, если возникнет такая необходимость). Т.е. отчетность, составляемая только для руководителя по определению не может называться "финансовой". Если же под финансовой отчетностью понимать любую отчетность компании в цифровом и натуральном выражении (а этот подход мне все же ближе), то в состав финансовой отчетности нужно будет включить как минимум: 1. Налоговую отчетность (декларации), 2. Статистическую отчетность (предоставляется по требованию статистических органов исключительно для целей государственной статистики и значительно отличается по объему и содержанию от компании к компании). 3. Бухгалтерская отчетность (обязательная по закону для всех, как и налоговая). Далее, есть еще "необязательная" часть финансовой отчетности: 1. Управленческая - это единственный вид отчетности, который как раз и предназначен ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ. Но, во-первых, не в каждом бизнесе он ведется систематически и имеет формализованный характер. Во-вторых, ведение управленческого учета не является обязанностью бухгалтера (по закону "О бухгалтерском учете" бухгалтер несет ответственность только за бухгалтерский учет, а не, скажем, за налоговый или управленческий). Часто управленческим учетом вообще занимаются другие отделы - плановый, экономический, бюджетирования и т.п. 2. Бухгалтерский (финансовый - в зарубежной терминологии) учет по стандартам, отличным от принятых в РФ. В России это МСФО, реже (в основном, для американских компаний - ГААП), еще реже - учет по правилам другой страны (как правило, "российские дочки" зарубежных компаний; для британских компаний, например, это SSAP - национальные учетные стандарты Великобритании, известные в народе так же как UK GAAP). Кстати, отчетность по МСФО также может быть обязательной в России (пионерами в этом деле выступили российские банки). Приношу извинения за столь длинный пост. Пишу же об этом только потому, что на практике часто сталкиваюсь с очень смутными представлениями руководства о роли и задачах бухгалтерской службы в ДАННОМ КОНКРЕТНОМ БИЗНЕСЕ. А если у руководства НЕТ ЧЕТКОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ для чего и зачем ему бухгалтер, то откуда такое представление возьмется у бухгалтера? Вот и получается, что такой руководитель, который "сам не рулит", по неволе позволяет "рулить" собой и бизнесом другим. А эти, "другие", рулят, разумеется так, как им удобно, и как они сами видят...Отсюда и возникают "зайки", "генералы" и прочая, прочая, прочая...Так может сначала нужно самому руководителю определиться с требованиями к бухгалтеру и бухгалтерской службе? Глядишь, и бизнес легче пойдет...
Интересно, что в рассылке статья анонсирована под названием "7 типичных подвигов главбухов" :)
А я подумал, что не так прочитал в рассылке!
По теме: главбух ДОЛЖЕН быть неординарным, иначе он не будет главбухом! Особенно если это женский коллектив и работающих в нём - больше двух сотрудников...
График работы "год через три", для главбухов (ИМХО) давно уже неактуален, так что поводов для паники у толкового главбуха исчезающе мало!
Андрей, спасибо за Ваш комментарий. Согласна, что чаще всего такой бухгалтер следствие слабого управления или скудные знания руководства в области финансов. Хочу отметить, что все-таки 7-ой пункт отличается от предыдущих шести в лучшую сторону :)
Елена, спасибо за Ваш комментарий. Нередко (особенно если отчетность не подвергается обязательному аудиту), бухгалтерская отчетность некоторыми бухгалтерами делается нажатием кнопки "сформировать отчетность" в 1С, и поскольку налоговая рассматривает лишь несколько контрольных показателей, которые должны сходиться, остальные данные ее волнуют мало, поэтому и бухгалтер не вникает ни в расшифровки статей баланса, ни что у него задвоилось в активах и пассивах. Поэтому на основание такого горе- баланса никакой ценной информации пользователем не получить. Поэтому здесь речь шла об этом.
Как сказать. Давать бухгалтеру функции руководителя можно в той области, за которую он должен отвечать. А чтобы эту область ограничить (см. комментарий Елены, кстати), нужно поруководить им. Если у руководитства нет запроса на информацию, то "идеальный бухгалтер", который составляет отчетность сам для себя, либо делает это зря (т.к. не использует ее для управления), либо становится руководителем (сам должен управлять предприятием по своей информации), либо должен убеждать руководителя, что эта информация ему действительно нужна и надо бы по ней поруководить.
В общем, имхо, от толкового директора к толковой бухгалтерии прийти легче, чем от толкового главбуха к пользе для предприятия.
А так статья, к сожалению, реалистичная:) Хотя бухгалтера(ы), имхо, в этом не виноваты.
Интересный анализ, но без практических рекомендаций. Что делать в каждом случае - чем грозит компании и директору каждый из типажей и что делать, как исправлять ситуацию если надо - такой подход к статье был бы более полезен. Сейчас же эта типология больше смахивает на передачу 'В мире животных' (извиняюсь за параллель), в которой приводятся наблюдения и только.