Как бухгалтерская отчетность влияет на принятие стратегических решений

Интервью главного редактора журнала «Экономика железных дорог» Татьяны Гандельсман с аналитиком «РЖД» Борисом Аксеновым о роли бухгалтерского учета в принятии управленческих решений.

финансы

«Экономика железных дорог»: Борис Анатольевич, какие серьезные изменения претерпевает бухгалтерский учет в компании?

Борис Аксенов: Сейчас в принципе меняется бухгалтерский учет. Даже не сам бух­галтерский учет, а, скорее, трансформируется отношение менеджмента к бухгалтерскому учету. Исторически в России представление о деятель­ности бухгалтера основывалось лишь на функции контролера. Мы это очень сильно ощутили, когда начали осуществлять в компании проект, связанный с выводом бухгалтеров с предприятий. На самом деле оказалось, что главного бухгалтера в реальной ситуации не было, поскольку данный сотрудник занимался, по сути, всем, что связано с документами: их оформлением, подписанием – то есть, в основ­ном осуществлял контроль над финансово-хозяйственной деятельно­стью предприятия, а также вел бухгалтерский учет «в свободное от ра­боты время». И при этом я хотел бы отметить, что принимаемые ме­неджерские решения были плохо связаны с теми данными, которые отражались в отчетности. То есть решения принимались сами по себе, отчетность «жила своей жизнью». И с каждым шагом дистанция между решениями и их отражением в отчетности росла.

Бухгалтерский учет является зеркалом жизнедеятельности предприя­тия, он не может существовать сам по себе. Если в отчетности никто не заинтересован, она не будет отражать реальной картины состояния бизнеса.

«Экономика железных дорог»: Что же в таком случае вам представляется главным в бухгалтер­ской деятельности?

Б.А.: На самом деле бухгалтерский учет, который уже приближается у нас к западному формату, должен выполнять функцию не просто статиста, а финансового аналитика. Учет должен вестись не только исходя из пра­вил, но, в первую очередь, исходя из потребности менеджмента предприятия. Мы привыкли говорить, что российский учет – статистический, а меж­дународный – управленческий. Это далеко не так. Безусловно, в наших правилах есть еще ряд ограничений, которые не позволяют полностью сопоставить управленческие решения и их интерпретации в отчетности. Например, российский учет (пока) не позволяет просто изменить срок полезного использования основного средства, в то время как на практике мы часто понимаем, что купленный станок будет служить дольше, чем мы ожидали при его приобретении. В этом случае мы го­ворим о техническом и бухгалтерском сроках его использования. За­мечу, что эта норма в числе многих других должна претерпеть в бли­жайшее время изменения. А в целом российские стандарты во многом повторяют международные. Учитывая это, мы постепенно проводим работу по сближению учетных политик РЖД по российским и международным стандартам, при этом российский учет движется к международному, а налоговый – к бухгалтерскому (где это разумно и возможно).

Мы работаем непосредственно с Минфином России по адаптации, а также по интерпре­тации российских стандартов. В частности, увеличение стоимости единовременного списания основных средств с 20 до 40 тыс. рублей было предложено Минфину России методологами бухгалтерской службы ОАО «РЖД». В перспективе эта норма вообще может быть передана на усмотрение организации, как это уже действует в МСФО. Другими словами, роль и задачи бухгалтерского учета – не просто работа с документами и цифрами, а выявление внутренних резервов компании и представление соответствующей информации для внут­ренних и внешних пользователей.

К сожалению, на практике предприятия давно потеряли интерес к отчетности по разным причинам:

  • из-за недостаточной финансовой гра­мотности руководителей предприятий,
  • слабой организации учета,
  • не­умения грамотно представить необходимую информацию со стороны бухгалтерии,
  • низкой дисциплины работников предприятий по прием­ке и оформлению первичных документов и др.

Кроме того, отчетность, подготовленная бухгалтером, сдается в на­логовую инспекцию, которая, по сути, уже десять лет является ее един­ственным пользователем. Таким образом, бухгалтерская отчетность постепенно утратила свою роль как управленческой отчетности, хотя при правильном взаимо­действии с бухгалтерией она должна давать достаточно информации для принятия управленческих решений, по крайней мере – для внеш­него пользователя.

Существенный разрыв между пользователем отчетности и бухгалте­рией объясняется непониманием того, что бухгалтерская отчетность со­ставляется не сама по себе. Бухгалтерия – это система статистики, и если хочешь получать регулярно некую информацию за определенный пе­риод, необходимо изначально закладывать в учет требуемую логику. Причем в сложных автоматизированных системах подумать об этом надо заранее, до начала очередного отчетного периода. (Практика по­казывает, что в РЖД изменение аналитики занимает год, а иногда даже больше). Бухгалтер сам по себе об этой логике догадаться не может, так как в основном руководствуется только правилами законодательства. Минфин России к отчетности предъявляет весьма ограниченные требования, ориентированные только на внешнего пользователя (инвестора): показать внеоборотные активы, запасы, доходы, расходы, прибыль, капитал, обязательства и отразить несколько показателей ка­сательно движения активов. И все! Если при этом мы хотим отдельно рассмотреть, например, остатки топлива в запасах, то бухгалтер дол­жен об этом догадаться изначально (до начала очередного года), а не тогда, когда вдруг менеджеру захотелось увидеть эту информацию. По­этому и требуется тесное взаимодействие бухгалтерии и менеджмента при формировании учетной политики.

С этой проблемой связано также большое количество бухгалтеров в компании: с одной стороны, огромное количество операций, с другой – по-прежнему не очень урегулирован сам процесс деятельности компа­нии (постоянные реформы, отсутствие электронного документооборо­та, избыточный, но формальный контроль над активами и обязатель­ствами), что приводит к огромному числу подготавливаемых докумен­тов. Все это создает колоссальную избыточную нагрузку, а также увели­чивает сроки подготовки отчетности. И если срок подготовки российской отчетности уже достаточно короткий за счет автоматизации, то между­народная отчетность готовится сегодня более чем в два раза дольше, чем это необходимо для компании, так как все делается вручную.

«Экономика железных дорог»: Как выходить из такой сложной ситуации?

Б.А.: В прошлом году принят Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности»: к 2015 году все компании будут обязаны состав­лять международную отчетность в течение четырех месяцев. Сегодня отчетность по МСФО готовится добровольно и представляется инве­сторам в срок до 270 дней после окончания отчетного периода. То есть речь идет о двукратном сокращении срока формирования отчетности. Таких результатов можно достичь только за счет масштабной автома­тизации.

Сейчас постепенно выстраивается правильный подход к отчетности, особенно у компаний, выходящих на международные рынки, потому что к ним начинают предъявлять требования внешние инвесторы, ко­торых в большей степени интересует не налоговая составляющая, а реальная картина бизнеса. Менеджмент, понимая это, тоже начинает внимательнее относиться к тому, что отражено в отчете и на­сколько это коррелирует с жизнедеятельностью компании.

Какую логику закладываем мы? В нашем понимании бухучет – это некая цепочка в виде замкнутой спирали. На основании от­четности менеджмент должен принимать управленческие решения, а отчетность, в свою очередь, складывается из учетных политик и прин­ципов финансового учета, куда попадают управленческие данные, бухгалтерские данные, данные статистической информации и т.д. Еще ниже – уровень, который формируется на основе первичных докумен­тов. Именно на уровне первичной документации зарождается хозяй­ственная операция и производится основная связка между данными управленческого и бухгалтерского учета. Если первичный документ составляет бухгалтер, то эта связка разрывается прямо с нижнего зве­на. Бухгалтер не разбирается в тонкостях производственного процес­са. Конечно, он должен быть достаточно грамотным в плане технологии работы компании, однако если какая-то информация не определена как требования со стороны бизнеса, бухгалтер о ней не догадается.

Таким образом, на основании первичной документации и требова­ний менеджмента в части аналитики формируется отчетность. Анализ отчетности позволяет менеджменту выявлять причины недостатков в работе компании и эффективности тех или иных подразделений и принимать соответствующие управляющие решения, в том числе в отношении установления или корректирования соответствующих ключевых пока­зателей эффективности, то есть корректировать систему мотивации для достижения поставленных бизнес-целей.

Например, существенно выросла дебиторская задолженность. Ана­лиз показывает, что в договоры стали включать авансирование на дли­тельный срок, а в ответственности определенного подразделения в принципе нет такого показателя эффективности как оборачиваемость дебиторской задолженности. Менеджмент принимает соответствую­щие решения по оптимизации ключевых показателей эффективности, и с новым циклом начинается следующий виток спирали: KPI – поведение руководителей подразделений в соответствии с KPI – отражение результатов в отчетности – решения менеджера по адаптации или введению новых KPI. Бизнесом управляют люди с определенной мотивацией, поэтому за счет управления через KPI осуществляется управление бизнесом. Ос­новой для принимаемых управленческих решений должна служить отчетность компании. Именно в этом сегодня должна заключается роль бухгалтерского учета в понимании менеджмента.

«Экономика железных дорог»: Сейчас ОАО «РЖД» преобразуется в холдинг. Как это влияет на бухгалтерский учет компании?

Б.А.: В соответствии с международными стандартами, холдинг – это одно лицо, а значит, он формирует единую отчетность. Есть правило, по ко­торому компании холдинга включаются в группу. Любые операции внутри холдинга в консолидированной отчетности отражаться не будут, так как холдинг в целом от этого ничего не зарабатывает, а просто пе­рекладывает активы и обязательства «из одного кармана в другой». Таким образом, с каждой компании группы собирается огромный массив данных, которые трансформируются в итоговую отчетность по международным стандартам. Настроены специальные стандартизован­ные информационные пакеты, позволяющие частично автоматизиро­вать процедуры трансформации. Это весьма упрощенное описание процесса трансформации. Наиболее крупные дочерние компании должны формировать данные сразу в формате МСФО как из-за экономии во времени, так и по причине того, что им самим нужна отчетность по международным стан­дартам.

Самым проблемным звеном сегодня является выверка внутригрупповых оборотов – это информация о финансовых взаимоотношениях внутри группы. Такая технически простая, на первый взгляд, процедура на практике занимает четыре месяца работы огромной армии бухгалтеров. Именно здесь кроется основной резерв по сокращению сроков фор­мирования отчетности по МСФО. Однако без технических средств вос­пользоваться этим резервом никогда не удастся.

Также, чтобы упростить процедуру сверки внутри группы и склады­вать балансы, необходима унификация учетных политик по российско­му учету. Поэтому к компаниям группы мы уже четвертый год предъяв­ляем требования по единым стандартам. По сути, мы каждой компании, которая входит в группу, выдаем готовую учетную политику, которую руководитель компании должен только утвердить. Дочерняя компания может лишь вычеркнуть ненужные разделы, так как выдаваемая учет­ная политика универсальна: она рассчитана и на банк, и на перевозоч­ную компанию. Безусловно, специфика бизнеса должна присутствовать, тем не менее, основные принципы учета, основные разделы учетной политики должны быть идентичными. Но просто предъявить формаль­ные требования недостаточно, необходимо еще установить контроль их соблюдения, а без технических средств это сделать невозмож­но. Каждая компания холдинга работает на собственном программном обеспечении.

«Экономика железных дорог»: Каким образом удается связать эти различные составляющие в единую отчетность?

Б.А.: Стыковать эти куски тяжело. Мы также не видим особой перспекти­вы в переходе всех компаний на единое программное обеспечение. В принципе, если учет в дочерней компании ведется собственной бухгалтерией, то качество учета от этого не пострадает, и его можно периодически контролировать. Однако эти мероприятия нацелены только на качество учета отдельно взятой дочерней компании, но не консолидированной отчетности холдинга. Кроме того, это препятству­ет сокращению срока консолидации. Альтернативой ОЦО в этом случае может служить только полный переход на электронный документообо­рот с применением электронно-цифровой подписи (ЭЦП).

Несмотря на принятый еще в 2001 году закон, разрешающий в России применение элек­тронно-цифровой подписи, широкой реализации эта практика до сих пор не получила. Однако целый ряд компаний уже начал ра­ботать с электронными документами, в том числе дочерняя компания «Транс­телеком». В настоящее время в «РЖД» готовится пакет документов по вве­дению порядка первичного электронного документооборота. Кроме того, для ускорения информационного обмена внутри хол­динга мы в рамках проекта «Автоматизация отчетности по МСФО» формируем заказ на создание единого рабочего места по учету расче­тов, чтобы финансовые взаимоотношения между дочерними компа­ниями внутри группы регистрировались на едином портале. Это дает возможность в режиме онлайн видеть взаимоотношения дочерних компаний. Итого, на момент сбора информации для консолидации от­четности выверка внутригрупповых оборотов будет происходить авто­матически за сутки-двое вместо четырех месяцев. Разумеется, в проекте по автоматизации отчетности по МСФО име­ется куда больше новшеств и разработок, но наибольший эффект ле­жит в области автоматизации выверки ВГО.

В заключение хочу еще раз подчеркнуть: чтобы отчетность могла быть инструментом принятия управленческих решений, должен быть сделан соответствующий заказ, то есть необходимо взаимодействие бух­галтерии и менеджмента. Принципиальная ошибка кроется в посыле: если будет бухгалтерский учет, то можно будет сформировать управ­ленческий учет. Бухгалтерский учет будет корректным только тогда, ко­гда будет управленческий. И обратная последовательность здесь не работает. Изначально нужно анализировать бизнес с пониманием того, что мы хотим увидеть в отчетности. Соответственно, после этого уже на­страивается бухгалтерский учет как система статистики. Это – система умной статистики.

Беседовала главный редактор журнала «Экономика железных дорог» Татьяна Гандельсман

Статья впервые опубликована в журнале «Экономика железных дорог», №7, 2011

Источник фото: Facebook.com

Впервые статья была опубликована на Executive.ru 12 июля 2012 года в рубрике «Творчество без купюр». Реанонсирована в контентном блоке в рамках специального проекта редакции

Расскажите коллегам:
Комментарии
Профессор, Москва

''...Таким образом, бухгалтерская отчетность постепенно утратила свою роль как управленческой отчетности, хотя при правильном взаимо­действии с бухгалтерией она должна давать достаточно информации для принятия управленческих решений, по крайней мере - для внеш­него пользователя...''

После этой сентенции можно не читать. :)
Для ''принятия управленческих решений внешним пользователем'' бухгалтерская отчетность лучше всех использовалась Enron... что из этого вышло, всем известно. И, по большому счету, Enron - лишь вершина айсберга, любая крупная публичная компания представляет бухгалтерскую отчетность в выгодном свете.
Отличный пример, как функции исполнения требований законодателя (бухучет и отчетность в первую очередь нужны именно государству) приписывается чуть не сакральная значимость ровно потому, что в голове начальника отсутствует разница в бухгалтерском и управленческом учетах.

Виталий Елиферов +4100 Виталий Елиферов Менеджер, Москва

Поддерживаю, Дмитрий!
Может автор имел в виду бухучет по МСФО, но живет то он в России, да еще и в Питере, да еще и в ''РЖД''.
4 года назад я копался в Годовом отчете Открытого акционерного общества «Санкт-Петербург Витебская пригородная пассажирская компания» По результатам работы за 2007 год. Отчет размещен в открытом доступе на сайте компании по адресу: http://www.ppk-piter.ru/about/document/
Вот было развлечение!
Цитата из моего отчета:
''Настораживает резкий рост дебиторской задолженности в 295 раз!!! (почти 30 000%) при этом в таблице № 11 явно допущена опечатка, указано значение 294 522% (превышение в 10 раз от фактического значения). А также кредиторской задолженности – в 40 раз, или на 4 091%.''

Управляющий директор, Украина

Собственно, автор отвечает на вопросы.... Как его спрашивают, так он и отвечает... А потом тот кто спрашивает, интерпретирует что услышал так как он услышал....

Мне тоже резанула глаз эта цитата, ''...она должна давать достаточно информации для принятия управленческих решений, по крайней мере - для внеш­него пользователя...''

Управленческие решения ... для внешнего пользователя.... Имелся в виду инвестор? Какие управленческие решения относительно бизнеса ему доступны? Держать акции или продать?

Knowledge manager, Пермь

Автор статьи хотел обратить наше внимание на значимость бухгалтерского учета. Действительно если иметь еженедельные(или хотя бы месячные) оперативные данные, то можно знать как изменяется кредиторка, дебиторка, запасы на складах. Из 1с – эти данные получить можно – вопрос только в оперативности занесения этих данных. И будем признательны нашим бухгалтерам за ту рутинную работу которую они совершают. В статье есть честное признание, что бухгалтера не разбираются в тонкостях производственных процессов. Следовательно «разговор с управленцами идет на разных языках». Для сближения взаимопонимания управленцы изучают экономику и учет, а финансисты/экономисты(видимо бухгалтера вскоре тоже) – производственные процессы. При этом возникает понимание того что бизнес строится на ожиданиях и спросе потребителей(маркетинг) и уверенности менеджеров удовлетворить этот спрос(а не на запоздалой отчетности). При этом возникают риски. Риски снижаются за счет планирования работы компании менеджерами компании(включая финансистов). И из статьи вытекают очень интересные вопросы: как будут в ближайшем будущем работать бухгалтера, что будет с компаниями, которые не занимаются дебиторской и кредиторской задолженностями, что будут делать менеджеры при снижении оборотных средств, смогут ли работать такие компании? Первый сигнал от нашего президента Путина В.В. мы только что получили – не нужно брать/давать кредиты компаниям на «сомнительное» развитие. Что такое «сомнительное» и как это будет трактоваться мы вскоре узнаем. И еще раз выражу признательность нашим бухгалтерам за их потенциальную возможность готовить нам данные о пассивах и активах на конкретную дату, за их кропотливую работу, за их стремление довести до нас те цифры, которые их настораживают. И кроме того они ведь также работают и на отчетность для налоговых органов.

Алексей Кормилкин Алексей Кормилкин Технический директор, Москва
Михаил Альперович пишет: Управленческие решения ... для внешнего пользователя.... Имелся в виду инвестор?
Думаю, имелся ввиду собственник бизнеса (единоличный, акционер и т.д.), который по определению является лицом внешним.
Борис Кондрабаев пишет: Автор статьи хотел обратить наше внимание на значимость бухгалтерского учета.
И автору это несомненно удалось. Правда местами автор путает бухгалтерский и налоговый учет (на примере амортизации станка). Местами автор откровенно принижает бухгалтерский учет в плане оперативности:
автор пишет: Если при этом мы хотим отдельно рассмотреть, например, остатки топлива в запасах, то бухгалтер дол­жен об этом догадаться изначально (до начала очередного года), а не тогда, когда вдруг менеджеру захотелось увидеть эту информацию.'')
Не совсем понятно, почему накладные на внутреннее перемещение, поступление и списание топлива бухгалтерия РЖД проводит не оперативно. А в целом, такая очень хорошая программная статья об успехах РЖД на ниве МСФО, РСБУ,......
Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

Прочтя заголовок статьи, я не стал её читать. Потому что, мне не нравятся попытки навесить на бухучёт обеспечение управленческих решений[COLOR=gray=gray] (для этих целей я создавал планово-экономические службы)[/COLOR]. Но, посмотрел, кто на откликнулся на статью. Потом, просмотрел статью «по диагонали».
Дмитрий Хлебников прав на 100%.
Сообщения Виталия Елиферова и Михаила Альперовича, как бы, компенсируют полное отсутствие снисходительности к автору, в сообщении Дмитрия Хлебникова.
Но, дальнейшие сообщения (Бориса Кондрабаева и, в значительно большей степени, Алексея Кормилкина) – это уже не доброта к заблуждающемуся автору. Это – «аллилуя» автору.

Поэтому, надо бы подумать над следующими словами (из сообщения Дмитрия Хлебникова от 16.07.2012 12:05:04): «…в голове начальника отсутствует разница в бухгалтерском и управленческом учетах».

В СТАТЬЕ НЕТ ПРЕДМЕТА ОБСУЖДЕНИЯ.

Knowledge manager, Пермь

Здравствуйте Владимир! Я всегда приветствую смелых людей. И пусть в статье много шероховатостей, открывающих возможности для споров - но именно в этом и заключается одна из прелестей данной статьи. Статья позволяет глазами специалиста посмотреть на данную тему. Даже Вы поделились с нами своим опытом. То есть статья зацепила и Вас?! Или Вы только по долгу службы внимательно следите за тем кто и как на статью отреагировал. А Ваш вопрос вообще может открыть широчайшие возможности для дальнейшего обсуждения по этой теме.
С уважением, Кондрабаев Борис.

Виталий Елиферов +4100 Виталий Елиферов Менеджер, Москва

Коллеги!
Главбух и Финдир - это две принципально разные сущности с разными задачами.
Они оба нужны и важны, но у каждого своя роль и свой функционал, поэтому не надо их смешивать.
Соместить их в одном человеке можно, но:
а) для очень маленькой компании (до 15-20 чел.)
б) если человек понимает разницу м/у бухучетом (не будем скрывать, в т. ч. для целей минимизации налоговых рисков) и финпланированием (финмодель).
На моих глазах один главбух на позиции финдиректора чуть не загнал компанию в пике: ''У нас все нормально, все под контролем и в рамках бюджета''. При этом он не смотрел на финмодель, которую сделал экономист, на соотношение оборачиваемости капитала, величины просрочки дебиторки и отсрочки платежей и т.д.
С уважением Виталий.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Статья как статья, ничего такого ужасного в ней нет - это перебор во мнениях :(

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Алексей Кормилкин пишет: Думаю, имелся ввиду собственник бизнеса (единоличный, акционер и т.д.), который по определению является лицом внешним. ...Местами автор откровенно принижает бухгалтерский учет в плане оперативности:
Здесь речь о следующей задаче:
Автор пишет в статье: А значит, на момент сбора информации для консолидации от­четности выверка внутригрупповых оборотов будет происходить авто­матически за 1-2 суток вместо сегодняшних четырех месяцев. ... автоматизации отчетности по МСФО име­ется куда больше новшеств и разработок, но наибольший эффект ле­жит в области автоматизации выверки ВГО.
... о консолидированной отчетности и главная фишка расчёт внутригрупповых оборотов (ВГО). Я давным давно поднимал близкую тему о сложности расчётов :) , но тогда она не вызвала энтузиазма - ''Холдинг или Внутренний хозрасчет?'' http://www.e-xecutive.ru/forum/forum44/topic11257/messages/
Автор пишет в статье: Сейчас ОАО «РЖД» преобразуется в холдинг. Как это влияет на бухгалтерский учет Компании?
Понятно, что у компаний входящих в холдинг внутренний управленческий учёт может сильно отличаться и консолидироваться будут данные из бухгалтерского - это Холдинг и если можно контролировать компании входящие в него, то и получать достоверные данные тоже :)
Цитата из стаьтьи: Каким образом удается связать эти различные составляющие в единую отчетность? Стыковать эти куски тяжело. Мы также не видим особой перспекти­вы в переходе всех компаний на единое программное обеспечение
Целесообразность перехода на единое программное обеспечение спорный вопрос - счастья это редко прибавляет и смысла может не иметь, т.к консолидация отдельная задача Где-то может быть придётся менять ПО, но зачем для всех? Легче написать несколько программ- ''переходников'' для экспорта в консолидированную отчётность.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.