7 признаков системной работы компании

Системная работа – это работа на основе цифр, аналитики и настроенных бизнес-процессов. Переход от «тушения пожаров» к системной работе – естественный этап эволюции успешного бизнеса. Как понять, что в компании реализована системная работа?

1. Структура соответствует задачам бизнеса

Зная количество оборудования на рынке, можно посчитать трудозатраты по его обслуживанию и ремонтам, и необходимое количество техников. Исходя из этого, планируем набор и обучение новичков, а также вспомогательного персонала (диспетчеров, кладовщиков, бухгалтеров, оперативных руководителей). Рассчитываем бюджет и финансовые показатели при достижении планируемой доли рынка и в промежуточных точках.

При соответствии показателей контрольных точек плану происходит набор очередной группы сотрудников. Как правило, существует «текущая» и «перспективная» организационная структура. Бюджет и план набора сотрудников согласовываются руководством один раз, и при соответствии контрольных показателей плану никаких дополнительных согласований на набор новых сотрудников не требуется.

2. Загрузка сотрудников соответствует планируемой, нет «узких мест»

Компания представляет собой цепочку взаимодействующих элементов: подразделений или отдельных сотрудников. Согласно Теории ограничений Голдратта, «пропускная способность» или объем работ, выполняемых всей цепочкой, ограничивается по самому «слабому» (перегруженному) звену. Нет смысла инвестировать во все отделы, нужно всегда находить слабое звено и укреплять именно его. Но найти такое «слабое звено» иногда непросто.

Если загрузку полевых сотрудников (техников) оценить довольно легко – суммированием трудозатрат по всем работам (они обычно указываются в актах выполненных работ), то загрузку диспетчеров и других офисных сотрудников определить намного сложнее. Поэтому часто помощников берут тем отделам, кто больше других требует. Или тем, руководитель которых на хорошем счету у высшего руководства. Вот и получается, что в одних отделах «пьют чай с печеньем», пока в других не справляются с работой, «перегорают» и увольняются сотрудники. А компания теряет деньги и клиентов.

Решения тут есть. Четко прописанные функции и процессы, специальные программы для бизнес-архитекторов, позволяющие посчитать трудозатраты каждого сотрудника, «фотографии рабочего дня» или BPM-системы, в которых можно установить таймеры для замера реальной скорости выполнения отдельных функций или процессов.

3. Определен функционал каждого сотрудника

Есть такая поговорка: если два солдата пошли в лес за дровами, то один из них должен быть старшим. Точное определение функций и границ ответственности между отделами и сотрудниками способствует уменьшению конфликтов, улучшению микроклимата в коллективе, снижению текучки и повышению качества работы сотрудников.

4. Бизнес-процессы построены и регулярно улучшаются

Бизнес-процессы – это набор действий, выполняемых каждым сотрудником. Пока компания небольшая, отсутствие формализованных бизнес-процессов не критично: всегда можно посоветоваться с владельцем, как лучше поступать в конкретной ситуации. Со временем компания растет, и владелец не может контролировать всех сотрудников. Тогда новички учатся у опытных сотрудников, которые становятся «носителями стандартов работы компании». Потом и этого становится недостаточно: появляются отделы и руководители среднего звена. Возникают конфликты на границе ответственности отделов.

Тогда владелец или директор компании пишет должностные инструкции: кто и за какие задачи отвечает на определенном этапе. Эти инструкции, по сути, формализуют бизнес-процессы в компании и служат для управления ими. Часто такая система управления бизнес-процессами остается много лет. Причина в том, что владельцы компании готовы уделять время клиентам и развитию бизнеса, а вопросы повышения эффективности бизнес-процессов им кажутся скучными и неважными. Должностные инструкции в итоге становятся неактуальными, новички их не читают, а спрашивают советы у старожилов.

Расцветает «культура героев»: в почете те сотрудники, кто пытается (или делает вид) быть максимально полезными: выполнять работу за себя и за других, если требуется клиентам. В итоге действия «героев» вносят еще больше хаоса в работу компании. Когда каждый делает «как лучше», нельзя говорить о стандартах и гарантии решения задач клиента в заявленный срок.

Осознание ошибки приходит поздно: как правило, в кризис, когда нужно срочно сокращать расходы или когда конкуренты вдруг начинают снижать цены до невозможного уровня, предлагать клиентам удобные сервисы, сокращать сроки решения их задач. Поняв, что конкуренты это делают за счет сокращения трудозатрат и автоматизации процессов, руководители начинают срочно пересматривать и автоматизировать свои процессы. Но такие задачи требуют опыта и времени, в среднем 6-12 месяцев. Они не решаются мгновенно, какие бы «волшебные таблетки» не использовал владелец компании.

Постоянно пересматривать и совершенствовать бизнес-процессы – задача каждого руководителя, на которую нужно выделять время. Это тот самый PDCA-цикл. В быстро меняющемся мире еще вчера отлично работавшие процессы сегодня могут быть неэффективны. Если проблему обнаружить слишком поздно, можно потерять часть клиентов или даже весь бизнес. Поэтому пересмотр и улучшение процессов нужно делать регулярно, желательно раз в месяц. Только вот невозможно улучшить то, что не видишь и не понимаешь в мельчайших деталях. Поскольку в процессы кроме руководителя вовлечены множество сотрудников, каждый должен понимать весь процесс и свои задачи.

Визуализация – представление процессов в виде простых и понятных графических схем – крайне важна для общего понимания смысла и результатов. Поскольку попытка изобразить все процессы компании на одном листе обычно приводит к появлению нечитаемых схем на огромных «простынях», руководители разочаровываются и не пытаются больше их использовать. Между тем, есть BPA-программы (Business Process Architect), позволяющие удобно и детально описывать отдельные небольшие процессы, автоматически контролируя их связь между собой. На основе схем бизнес-процессов автоматически создаются должностные инструкции, схемы документооборота, расчетная загрузка и другие документы.

5. Стратегические задачи разделены до оперативных действий

Каждый сотрудник понимает, что делает, почему, и как его работа влияет на результат.

Изобретение конвейера Генри Фордом значительно ускорило и удешевило производство автомобилей. Больше не требовались дорогие универсальные специалисты. Можно быстро нанять и обучить людей отдельным простым операциям. Эти операции, доведенные до автоматизма, помогают улучшить качество продукта. Но работник не уверен, что кто-то видит и ценит результаты его труда, и он сам не испытывает энтузиазма высококлассных специалистов, создающих автомобиль с нуля. Мотивация снижается, работа становится автоматической. Неудивительно, что работа на конвейере утомительна.

Декомпозиция – разделение стратегических задач до тактических и далее до функций каждого отдельного сотрудника – это тот же конвейер. Она позволяет превратить сложные задачи в конкретные действия, которые нужно только поручить исполнителям и проконтролировать результат. Этот простой метод вместе с диаграммами процессов позволяет объяснить коллективу смысл и организацию совместной работы и работы каждого отдельного сотрудника. Все это повышает вовлеченность сотрудников в конечный результат, способствует повышению качества и развитию инициатив по улучшению существующих бизнес-процессов. Важно оценивать вклад каждого в достижение цели и демонстрировать его связь с успехом компании в целом.

6. Настроена система KPI с привязкой целей к зарплатам

А также реализуются программы долгосрочного профессионального развития и мотивации.

KPI часто воспринимают как условия для выплаты бонусов. Между тем KPI – это «флажки», те самые «контрольные точки», сигнализирующие о степени реализации выбранной стратегии (план/факт). Это могут быть как финансовые показатели (оборот, маржинальная прибыль, чистая прибыль), так и сервисные стандарты, «витрина» компании: скорость обработки заявок техподдержкой, время выезда при аварии, срок поставки запчастей или общий срок устранения проблемы. Могут быть показатели эффективности (например – utilization).

Важно правильно выбрать KPI, чтобы они действительно отражали степень реализации вашей стратегии и бизнес-модели. Не менее важно донести до сотрудников их смысл, объяснить правильные, запланированные способы достижения KPI, и строго следить, чтобы сотрудники следовали плану. В противном случае, при возникновении проблем будет сложно понять, на каком этапе допущена ошибка: на этапе разработки бизнес-модели и стратегии или на этапе ее реализации. Поэтому KPI имеет смысл привязывать к вознаграждению сотрудников, но только тех, кто действительно способен влиять на их достижение согласно плану и только выбранным вами способом.

Зачастую руководители сосредоточены только на материальном вознаграждении, но по мере настройки системной работы и роста желания остаться в компании надолго, сотрудники все больше хотят реализоваться как высококлассные профессионалы. Поскольку рано или поздно любой сервис приходит к идее специализации, важно понимать, сколько и каких специалистов нужно компании. Это можно сделать, проанализировав Installed base и динамику продаж. После этого могут быть созданы программы долгосрочного профессионального развития, которые свяжут вместе интересы компании и сотрудников.

7. Установлена связь между инвестициями в сервис, NPS и продажами

Точность построения финансовой модели крайне важна, ведь при достижении KPI срабатывают флажки и запускаются заранее разработанные процессы. Большие отклонения вызовут сомнения в вашей стратегии у владельцев и акционеров. Придется потратить много времени на анализ и объяснение отклонений. В худшем случае стратегия будет признана неудачной, финансирование приостановлено и все достижения аннулированы в двух шагах от успеха. Поскольку на сервисные процессы влияет множество разных факторов, лучше проверить свои расчеты у специалистов. Нормальным я считаю отклонение финансовых показателей в пределах 10-15% по итогам года.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Начальник участка, Москва

Максим блестящий профессионал. Каждое предложение, каждый абзац текста поддерживаю. Сейчас тексты где автор понимает о чем он пишет редки. Точно, по делу, без вычурных выдумок. Люто лайкаю.

Генеральный директор, Москва
Алексей Уланов пишет:

Максим блестящий профессионал. Каждое предложение, каждый абзац текста поддерживаю. Сейчас тексты где автор понимает о чем он пишет редки. Точно, по делу, без вычурных выдумок. Люто лайкаю.

Алексей, спасибо большое за такую высокую оценку.

Генеральный директор, Москва

Как понять, что компания развивается в правильном направлении – когда бизнес-процессы упорядочены, работа ведется в предсказуемом и бесперебойном режиме?

Вопрос автору: А не влияет ли  жизненная стадия компании, на которой она находится в настоящий момент - определяющим фактором для правильного направления развития?

Например, две крайности: стартап  у него ничего не упорядочено или когда компания на "стадии упадка" -  все забюракратизировано (работа ведется в предсказуемом и бесперебойном режиме).

 Не является ли системность в этих случаях губительной?

Генеральный директор, Москва
Алексей Дроздов пишет:
Вопрос автору: А не влияет ли  жизненная стадия компании, на которой она находится в настоящий момент - определяющим фактором для правильного направления развития? Например, две крайности: стартап  у него ничего не упорядочено или когда компания на "стадии упадка" -  все забюракратизировано (работа ведется в предсказуемом и бесперебойном режиме).  Не является ли системность в этих случаях губительной?

Системная работа это не бюрократия. Для стартапа вполне имеет смысл рассчитать потенциальный рынок, необходимые инвестиции и ресурсы. Конечно, в случае стартапа погрешность расчетов выше, но как минимум понятнее будет масштаб проекта, сроки его реализации. У меня были  клиенты, которые отказывались от развития проекта после таких расчетов. Сохраняли свое время и деньги - большой плюс, как я считаю.

Что касается забюрократизированной компании в упадке - там проблема не в системной работе. Чаще в таких компаниях решения принимают не владельцы, а наемный менеджмент, юристы, финансисты. Им проще пытаться сохранять что есть, чем рисковать развивая новые направления. В этом случае компанию спасет вмешательство собственника, смена менеджмента и инвестиции. С такими я тоже встречался.

В целом же из текста статьи понятно, что настройка процессов и формализация работы больше всего полезны после окончания этапа младенчества и перехода к росту по Адезису. Это когда в компании уже человек 25- 30 работает, оборот 50-100 млн. руб и есть тренд на продолжение дальнейшего развития. Я, кстати, очень большой сторонник теории Адезиса т.к. все что вижу в своих проектах ей полностью соответствует. До определенных масштабов можно развиваться и без системной работы. Просто компания будет терять много денег и в итоге становится неконкурентоспособной. При оборотах 2-3 млрд. рублей система уже критически необходима.

 

Генеральный директор, Москва

Несколько вопросов и комментариев по тексту статьи.

Могу ошибаться, но, возможно, в процессе работы над публикацией часть текста не вошла в окончательный вариант.

Рассчитываем бюджет и финансовые показатели при достижении планируемой доли рынка и в промежуточных точках. 

Бюджет и план набора сотрудников согласовываются руководством один раз, и при соответствии контрольных показателей плану никаких дополнительных согласований на набор новых сотрудников не требуется.

О каких отраслях идет речь? Как именно считается описываемый бюджет? Как он пересчитывается при изменении рыночных условий?

Как быть, если часть показателей достигнута, а другая часть - нет? Сколько времени уходит на поиск и набор новых сотрудников? Делается ли это собтвенными или внешними силами? Сколько времени уходит на адаптацию и возможный частичный отсев?

Предлагаемая схема выглядит искусственной. Это учебный пример?

Согласно Теории ограничений Голдратта, «пропускная способность» или объем работ, выполняемых всей цепочкой, ограничивается по самому «слабому» (перегруженному) звену. 

Нет смысла инвестировать во все отделы, нужно всегда находить слабое звено и укреплять именно его.

Голдратт потратил гораздо больше, чем несколько слов, чтобы пояснить, что происходит при поиске и расшивке узких мест, почему это важно, как они возникают и что именно ограничивают.

И он неплохо представлял себе вопросы организации современного производства.

Точное определение функций и границ ответственности между отделами и сотрудниками способствует уменьшению конфликтов,

Насколько можно понять, именно эти принципы должны закладываться при обсуждении вариантов оргструктур из п.1?

Бизнес-процессы – это набор действий, выполняемых каждым сотрудником.

И всё? Любых действий?

Раздел 4, мягко говоря, дискуссионен. 

Изобретение конвейера Генри Фордом значительно ускорило и удешевило производство автомобилей.

Генри Форд не изобретал конвейер и был не первым, кто его применил.

Декомпозиция – разделение стратегических задач до тактических и далее до функций каждого отдельного сотрудника – это тот же конвейер.

Декомпозиция - понятие универсальное. Хороший подход для снижения сложности и размерности больших задач, но не имеет прямого отношения к стратегии и тактике в бизнесе.

Не менее важно донести до сотрудников их смысл, объяснить правильные, запланированные способы достижения KPI, и строго следить, чтобы сотрудники следовали плану. В противном случае, при возникновении проблем будет сложно понять, на каком этапе допущена ошибка: на этапе разработки бизнес-модели и стратегии или на этапе ее реализации.

Насколько детальны такие планы? Кто их готовит? Как принцип "строго следить " предлагается реализовать на практике?

Поэтому KPI имеет смысл привязывать к вознаграждению сотрудников, но только тех, кто действительно способен влиять на их достижение согласно плану и только выбранным вами способом.

Можно ли привести понятный пример из жизни средних и больших компаний? Где проходит граница между теми и прочими?

Поскольку на сервисные процессы влияет множество разных факторов, лучше проверить свои расчеты у специалистов. 

Что это за процессы? Что за специалисты? К кому обращается автор?

 

Генеральный директор, Москва
Евгений Равич пишет:
возможно, в процессе работы над публикацией часть текста не вошла в окончательный вариант.

Весь текст не мог войти в принципе т.к. эта статья- всего один абзац из книги над которой я сейчас работаю. Рабочее название книги "Как наладить работу сервиса: дорожная карта". В книге будет технология настройки внутренних процессов и расчета ресурсов в сервисных компаниях, выполняющих ремонты промышленного оборудования и бытовой техники.

Евгений Равич пишет:
О каких отраслях идет речь? Как именно считается описываемый бюджет? Как он пересчитывается при изменении рыночных условий?

Все вопросы очень правильные. Но отвечать на них в комментариях слишком долго. Я работаю с техническим сервисом по ремонту и обслуживанию промышленного оборудования (b2b) а также бытовой техники (b2c). О них и пишу.(ссылка удалена модератором)У сервиса есть универсальные KPI которые нужно ежемесячно контролировать (план/факт) и при больших отклонениях корректировать стратегию. Это выручка, прибыль, себестоимость часа работы, загрузка, время выполнения сквозного процесса ремонта и отдельных его стадий (создание заявки, диагностика, заказ запчастей и т.д.). 

Евгений Равич пишет:
Голдратт потратил гораздо больше, чем несколько слов, чтобы пояснить, что происходит при поиске и расшивке узких мест, почему это важно, как они возникают и что именно ограничивают.

Все так, но статья посвящена системной работе, а не теории Голдратта

Евгений Равич пишет:
Насколько можно понять, именно эти принципы должны закладываться при обсуждении вариантов оргструктур из п.1?

Совершенно верно. Мы переходим из текущего состояния в желаемое. Можем рассчитать выручку при планируемой доле рынка и при известных нормативах - количество сотрудников

 

Евгений Равич пишет:
Насколько детальны такие планы? Кто их готовит? Как принцип "строго следить " предлагается реализовать на практике?

В своих проектах по повышению прибыли сервиса или продаж за счёт сервиса планированием занимаюсь я сам. В компаниях обычно это коллективная работа директоров по продажам, сервису, маркетингу и финансам. Контроль выполнения - по специальным ежемесячным отчётам где сравниваю (план/факт) и анализирую показатели совместно с сотрудниками клиентов.

Евгений Равич пишет:
Можно ли привести понятный пример из жизни средних и больших компаний? Где проходит граница между теми и прочими?

Пример. Типичный сквозной процесс выездного  сервиса: создание заявки - передача технику- диагностика - заказ запчастей- повторный выезд и ремонт-закрытие заявки. Техник отвечает за этапы ремонта и диагностики. Его работа должна быть выполнена качественно. Он должен быть обучен коммуникациям с клиентом (по сути выездной  техник - фронт персонал, по которому судят о компании). Он должен выполнять установленные стандарты сервиса (пунктуальность, спецодежда,инструмент и т.д.) также он должен выполнять определенное количество ремонтов в день и укладываться в нормативы. Процент повторных ремонтов, оценка клиента, количество ремонтов в день, выполнение временных нормативов на ремонт оборудования - вот пример KPI на которые техник влияет и на которые можно завязать его мотивацию. Ещё может быть продажи запчастей и дополнительных работ. Но время обработки заявки, заказа и доставки запчастей - не его зона ответственности. Чтобы понять где проблема нужно проверять ремонты, где KPI выходят за нормы и искать на какой стадии процесса возникла проблема.

7. Участники Сообщества воздерживаются от саморекламы и рекламы бизнеса на портале. В том числе недопустимо размещение в профайле, комментариях, дискуссиях информации о товарах, услугах, вакансиях, резюме и мероприятиях;

Генеральный директор, Москва
Максим Клемешов пишет:
Алексей Дроздов пишет:
Вопрос автору: Например, две крайности: стартап  у него ничего не упорядочено или когда компания на "стадии упадка" -  все забюракратизировано (работа ведется в предсказуемом и бесперебойном режиме).  Не является ли системность в этих случаях губительной?

Системная работа это не бюрократия. Для стартапа вполне имеет смысл рассчитать потенциальный рынок, необходимые инвестиции и ресурсы. 

Что касается забюрократизированной компании в упадке - там проблема не в системной работе.

Спасибо, за ваше мнение. Я поясню, у вас в материале:

Системная работа – это работа на основе цифр, аналитики и настроенных бизнес-процессов.

И это отлично, но дальше идут 7 признаков системности и приведенные мной примеры: стартап - ведет системную работу, но может не соответствовать признакам, а бюракратизированная компания не ведет системную работу, но соответствовать ваши признакам системности. Может такое быть или исключено?

Генеральный директор, Москва
Максим Клемешов пишет:
. Участники Сообщества воздерживаются от саморекламы и рекламы бизнеса на портале. В том числе недопустимо размещение в профайле, комментариях, дискуссиях информации о товарах, услугах, вакансиях, резюме и мероприятиях;

Что это было? 

Мои вопросы - сама невинность. Те ответы, которые пропустил модератор, были по делу и без саморекламы. Что же не понравилось?

Менеджер, Москва
Евгений Равич пишет:
Максим Клемешов пишет:
. Участники Сообщества воздерживаются от саморекламы и рекламы бизнеса на портале. В том числе недопустимо размещение в профайле, комментариях, дискуссиях информации о товарах, услугах, вакансиях, резюме и мероприятиях;

Что это было? 

Мои вопросы - сама невинность. Те ответы, которые пропустил модератор, были по делу и без саморекламы. Что же не понравилось?

Евгений, была удалена ссылка на сайт/услугу. Это была самореклама. 

Генеральный директор, Москва
Валерия Мироненко пишет:
Евгений, была удалена ссылка на сайт/услугу. Это была самореклама. 

Уважаемая Валерия, ссылка была ответом на заданный мне вопрос. Отвечать в комментариях долго. Насчёт саморекламы это ерунда. Любой, кому интересно, может зайти в профиль и посмотреть контакты.

Но если уж Вы считаете это рекламой и  удаляете ссылки, то хотя бы пишите от своего имени, а не вставляйте свой текст в мои комментарии. Это как-то странно выглядит.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Сергей Махлай
Конечно, я имел ввиду вариант 2. Голова сама по себе, руки сами - старость...Надо меньше свои "г...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.