Сначала давайте определимся, что такое системный бизнес. Чтобы быстро ответить на этот вопрос я использую метафору. Все люди разные, но у всех есть одинаковая структура тела — костный скелет. Да, кто-то выше ростом, у кого-то тоньше или толще кость, но строение скелета одинаковое.
Так и у бизнеса. Все они разные, но есть одинаковый «скелет»:
- Ваш продукт или услугу требуется показать миру — это маркетинг.
- Вы контактируете с клиентом, неважно онлайн или оффлайн — это продажи.
- Вам требуются сотрудники и организация их работы, контроль и аналитика, автоматизация и многое другой – это можно отнести к управлению.
Объединение всех этих элементов в единую цепочку связей и есть — системный бизнес. Как его построить?
Первый шаг: взглянуть на свой бизнес со стороны
Эйштейну приписывают цитату: «Невозможно изменить систему, находясь внутри самой системы». То есть, чтобы увидеть дополнительные возможности развития, необходимо посмотреть на свой бизнес со стороны, а этому способствует отличный и уже многим известный инструмент – бизнес-модель.
Бизнес-модель – это «фундамент», который включает в себя картину бизнеса на одном листе бумаги и состоит из следующих подробно описанных пунктов:
- Клиенты. Кому вы продаете, или хотели бы продавать свой товар или услугу?
- Ценности. Какой результат получает клиент после покупки?
- Каналы связи. Каким способом вы привлекаете клиентов?
- Взаимоотношение. Как вы организуете процесс продажи?
- Доходы. За счет чего вы зарабатываете, и как заработать больше?
- Товар. Составные части вашего товара или услуг.
- Ресурсы. То, что у вас есть, и что необходимо, чтобы продавать товар или услугу.
- Партнеры. Те люди или компании, которые помогают вам в процессе создания и продажи.
- Расходы. Это расходы.
Насколько хорошо проработан ваш фундамент (бизнес-модель), настолько большой «дом» вам удастся построить из своего бизнеса. Желаю вам детально разобраться с этим шагом, и построить небоскреб.
Второй шаг: время собственника
Вы — предприниматель, цените время и деньги. Вы сильно заняты, и даже когда позволяете себе отдых, то мысли о бизнесе не отпускают. Вас это устраивает, даже может нравится, но вы понимаете, что уже некоторое время ваш бизнес стоит на месте.
Уже нет тех ярких рывков, когда вы могли вырасти в доходах в несколько раз. Вы пытаетесь что-то делать, использовать современные решения, соцсети и рекламу, но все это не то.
Чего-то не хватает.
На этом шаге мы собираем все рабочие процессы в компании, выделяем то, чем занимается собственник или хочет заниматься, и отсекаем все лишнее.
Здесь происходит корректное делегирование, отказ от лишних действий, перераспределение задач между сотрудниками. Результатом является освобождение времени собственника для стратегических задач развития.
Третий шаг: управленческий учет
Это система отчетов и подробное описание цепочки отношений с клиентом, начиная с первой точки контакта до заключения сделки. Вы точно знаете сколько людей видит ваши предложения, сколько откликаются, сколько приходят, сколько делают заказ и оплачивают. Понимаете узкие места, и можете их контролировать. Вы постоянно анализируете опережающие показатели в разрезе каждого дня, и держите руку на пульсе.
Это первичная финансовая информация, которая дает вам понимание как прошел рабочий день, и находитесь ли вы в рамках месячного плана.
Благодаря этому инструменту я обнаруживал: потери в 400 тыс. руб. с каждой сделки в недвижимости; долги на сумму в 11 миллионов рублей, о которых собственник не подозревал и многое другое. Инструмент из серии – должен быть!
Четвертый шаг: бизнес-процессы
Бизнес-процессы – это четкие алгоритмы действий сотрудников от рутинных и бытовых до производственных. В этот раздел желательно добавить инструкции, регламенты и чек-листы. Это то, что дает понимание следующего шага для каждого из участников бизнеса. А самое главное, вы контролируете все это в реальном времени.
Если вы наняли нового специалиста, то на его адаптацию уходит минимум времени, потому что все, что ему нужно знать, расписано и есть в созданных инструкциях.
Пятый шаг: мотивация
Это неизменный стимул продаж, где настроена система таким образом, что сотрудники зарабатывают тогда, когда их действия выгодны владельцу.
Внедрена система рангов с материальной и нематериальной мотивацией. Используется трехэтапная система вознаграждений с планом продаж и так далее.
Звучит банально, но эффективность этого шага нельзя недооценивать.
Шестой шаг: финансовый учет
По-простому это планирование движения и распределения денежных средств, расходов и доходов.
Ваша задача – четко знать, сколько средств вам понадобится в будущем, и исключить кассовые разрывы – моменты, когда деньги сильно нужны, а их нет.
Существует несколько подходов к формированию учета, и самым передовым из них я считаю систему фондов, когда вы на основе анализа прогнозируете свои расходы и доходы на длительный период, а затем откладываете нужные суммы.
Это делается, чтобы в будущем полностью исключить кассовые разрывы, иметь деньги на развитие и прекратить удивляться «неожиданным» расходам.
Именно на этом шаге, вы получаете уверенность в будущем вашего бизнеса, появляется чувство спокойствия и надежности. Это именно то, чего многим из нас не хватает в бизнесе.
Вместо заключения
А теперь самое главное. В описанных шагах нет ничего нового. Все знакомо, и вы об этом уже слышали. А действительно важным является реальное и полноценное внедрение этих шагов в бизнес. Многие считают, что уже все внедрили, но проверьте своей бизнес через призму первого шага. Может еще можно что-то улучшить?
Читайте также:
Неплохая статья. Только автор забыл дать ссылку на источник информации. Ив Пинье. "Построение бизнес - моделей. Настольная книга стратега и новатора." Действительно ничего нового. В таком виде советы и рекомендации мало помогают. Разве что могут задуматься люди, но не более... Цели нужно разделять до конкретных действий определенных сотрудников. Рассчитывать потенциальный рынок, строить финансовую модель, искать точки роста и т.д. Но это лучше получается у отраслевых экспертов, которые знают что и как работает в данной области на данном конкретном рынке. Универсальные специалисты могут давать только универсальные советы, на которых трудно выстроить уникальную модель и обеспечить преимущества.
У автора (судя по анкете) хороший опыт управления проектами в нефтяном бизнесе. Мне кажется, было бы интереснее и понятнее такую статью с привязкой к практическим примерам почитать.
Это не маркетинг, это маленькая и не самая важная часть маркетинга, это PR
Это скорее производство
Не хватает главного - для чего он нужне собственнику
Максим!
С Вашими комментариями я совершенно согласен, тем более, что они льют елей на мою лампаду теории и творчества, ведь насколько я помню школьную программу, то скелет позвоночных (не тоько человека) делится на осевой скелет, череп и скелет конечностей. Использовав всю креативность, можно представит. пп.1-2 - маркетинг (скелет конечностей), п.3 - производство и менеджмент (осевой скелет). Отсутсвует п.4 - собственник (череп). Я просто не понял, что ему нужно фундамент, лист бумаги или дом?
P.S. Метафору о "скелете" использовал еще П.Друкер, утверждавший, что менеджмент становится необходимым бизнесу при переходе от бесхребетных к позвоночным - он являнтся центральной нервной системой.
Да, Вы правы Ив Пинье и А.Остервальдер прекрасно описали способ построения Бизнес-модели, за что им низкий поклон. Вы также очень точно заметили цель статьи, дать возможность задуматься людям, что то, что они делают обычно - это не всё. Есть что-то ещё. В статье описаны всего 6 шагов, которых было достаточно, чтобы помочь компании стать номер один в России и речь не о нефтебизнесе. Я, как раз, считаю эти шаги универсальными и поэтому решил поделиться с теми, кому это может быть полезно. Благодарю Вас за обратную связь и учту замечания при написании новых статей.
Вы конечно правы. PR - это малая часть маркетинга, сам маркетинг - это целый мир, на который точно одной статьи не хватит)
Хорошее замечание и идея для новой статьи. Или ответ можно найти в книге Ив Пинье и А.Остервальдера о которой мы уже упомянули выше в комментариях.
Найм и управление работой сотрудников сложно назвать производством. Под аналитикой и автоматизацией я подразумевал исключительно элементы управления, но теперь понимаю, что стоило это уточнить.
Спасибо за глубокий комментарий. Мне очень импонирует ваша креативность, возьму на вооружение.