Описанные подходы я применяю в IT-компании, где я и сейчас тружусь менеджером проектов. Одним из направлений моей деятельности является курирование QA-команды (Quality assurance — Обеспечение Качества). К нам приходят разноплановые задачи — от банальных проверок исправленных багов, до создания некой фичи путем конфигурации софта. Здесь же и регрессионное тестирование, и end-to-end (сквозное тестирование).
Сейчас я оговорюсь — кому-то может показаться что это скрам, или канбан, или что-то из той же серии. Все верно, вам кажется. Это некая смесь гибких техник, к которой мы, внутри своей небольшой QA-команды пришли опытным путем. И что главное — это всех устраивает, и это дает результат.
Пару лет назад у нас была проблема. Были QA-специалисты, но они не были закреплены ни за одним проектом, существовали сами по себе, выполняя только лишь проверки исправленных багов, изредка занимаясь документацией. Проекты в компании велись по «водопаду». Поэтому постоянное присутствие тестировщиков или QA не требовалось. Сотрудники могли прыгать с проекта на проект чуть ли не каждый день. Но, что самое печальное, они не видели результатов своей работы, и было непонятно, то ли они делают или не то. Это демотивировало.
Мы перепробовали несколько подходов, и сегодня я хочу вам рассказать о том, к чему мы пришли, и как это помогает нам в работе.
Как мы проводим ежедневные брифинги
Утренние брифинги мы так или иначе уже проводили. Но мы привнесли в них чуть больше смысла. Что они сейчас из себя представляют? Для нас это базовый ритуал, который требует от каждого из группы или команды собраться вместе, и очень коротко ответить в нужное время на три вопроса: Сделал. Планирую. Мешает.
Это подход позволяет:
- повысить индивидуальную ответственность за результат в команде;
- повысить результативность и ясность результатов команды;
- выстроить процесс с минимальным вмешательством в непосредственную работу.
Так как у нас команда распределенная, такие брифинги мы проводим через GoToMeeting. Кто не знает — это платформа для проведения совещаний, там же можно показывать свой экран, рисовать на нем, и что наиболее полезно — записывать собрания.
Важно проводить брифинги в одно и тоже время. Почему это так важно? Брифинг нужен в первую очередь для того, чтобы гарантированно сфокусировать себя и команду в начале рабочего дня. К тому же у команды вырабатывается чувство ритма.
Я покажу проблему, которая возникает, когда мы не координируемся с утра. Думаю, всем знаком PDCA цикл Деминга.
Он предполагает, что мы запланировали, потом начали делать, потом контролируем и так далее.
Что такое утренний брифинг? Это тоже акт планирования. С утра мы встретились, поняли какие проблемы у кого есть, и назначили отдельные встречи с теми людьми, с которыми их нужно решить. Проблемы, которые есть, на брифинге не решаются, чтобы не тратить время невовлеченных коллег.
Так вот, если мы с утра не собрались и не скоординировали общие действия, то мы будем делать это целый день — звонить, отвлекать друг друга. Этот PDCA цикл будет разрываться.
Полагаю все помнят, что при переключении с одного контекста на другой, мозг потребляет очень большое количество энергии и устает. А сотрудник потом забывает то, чем занимался, ну и на выходе получается, что он может весь день переключаться, но так толком ничего и не сделал.
Утренние брифинги помогают нам решить вопрос синхронизации и фокусировки заранее, а не дергать потом друг друга в течение дня, постоянно отвлекая, вырывая из контекста.
Постановка задач команде
С точки зрения делегирования, задачи можно разделить на два типа:
- Типовые — регламентированные, они повторяются из раза в раз, такие задачи мы уже делали. Это вот как раз история про тестирование, например прохождение чек-листов.
- Нетиповые — такие задачи раньше не выполнялись, они обладают высокой степенью неопределенности.
Если с типовыми все более-менее понятно, то к нетиповым задачам мы применяем такой подход, который включает в себя четыре этапа.
Первый этап — определяем зачем нужна задача
Этот этап схож с тибетским ритуалом, который называется «на-хо-а» или более расширенная версия «на-хо-а-он-ом-не». В общем стоит задать себе вопрос — зачем конкретно эта задача нужна мне, команде или нашей компании? Ключевой момент здесь — задавая этот вопрос, мы сокращаем те задачи, которые нам не нужны.
Здесь конечно же есть минус — приходится постоянно включать осознание, и думать зачем это нужно? Что я хочу получить? Это нагрузка на сознание.
Есть еще один тонкий момент — если я себе не ответил на этот вопрос, то и сотруднику будет трудно показать, зачем эта задача нужна. Здесь есть огромный риск того, что при исполнении задачи будут искажения. Если сотрудник не понимает, к чему он идет, он сам себе дорисует картину на основании своего уровня экспертизы.
Второй этап — представляем результат
Здесь я воображаю — что я жду в результате? Простой пример, задача — «настрой дашборд для демки». Задача ушла в работу. Какой здесь риск?
Я-то понимаю, что пойду на встречу с клиентом, у меня там 15 минут, за эти 15 минут я должен буду донести ключевую ценность своего продукта, и показать дашборд буквально с 2-3 чартами из будующего проекта.
Я это прекрасно понимаю, я осознаю, что это пятнадцатиминутная демка, и что детали пока не важны. Но сотрудник эту картинку не увидел.
К чему это привело? Сотрудник дорисовал картинку сам, сделал дашборд с 25 чартами и анимацией, которая показывала всю мощь нашей системы по работе с аналитикой. Но все жутко тормозило. Из-за того, что картинка результата не была согласована — мы потратили лишние силы команды, и не добились нужного результата с клиентом.
Итого, каждый раз я спрашиваю себя, для чего эта задачка нужна, и мы с командой четко формализуем конкретный финальный результат.
Если трудно сформулировать ожидаемый результат, нужно ответить — какую проблему мы решаем при выполнении этой задачи?
Третий этап — записываем задачу
У нас принята такая формулировка — название проекта + задача, которая начинается с глагола в совершенном виде — сделать, выполнить, сконфигурировать.
Глагол должен быть направлен на получение конкретного результата. Отметаем все лишнее, нам нужно получить конкретный результат. Формируем далее заголовок задачки — рекомендуемая длина 5-7 слов, не более.
Записываем задачку в Trello, где она доступна всей команде, и каждый может дать обратную связь по ней. Об этом еще поговорим немного позже.
Ставим дату исполнения, но только если задачу или ее часть нужно выполнить до окончания спринта.
Четвертый этап — определяем кто делает?
На этом этапе мы определяем, кто в команде будет отвечать за результат выполнения задачи. Я предлагаю команде выбрать самостоятельно. Обычно вместо этого шага выполнялась простая процедура:
— Скажи мне, как ты меня услышал?
— Я тебя услышал так, что нужно сделать то-то и то-то.
Это хорошо, это сразу же обратная связь, это сразу контроль восприятия. Но, к сожалению, есть патология у такого подхода — зачастую это заканчивается тем, что сотрудник учится заучивать — развивается слуховая память. Услышал, запомнил, повторил.
Как вы думаете, в чем здесь минус? Мне нравится афоризм — «Из нескольких возможных интерпретаций коммуникации, наименее удобная является самой правильной» — Майкл Хардинг Роберт, автор «Project Management Book».
Осознания не произошло. Но мы взяли такой подход — это спросить первый шаг у исполнителя.
Если спрашиваешь первый шаг у исполнителя, то он обязан погрузится в эту задачу. Сотруднику нужно сразу подумать о деталях. И если он в нее не погрузился, я сразу это вижу. Если человек начинает говорить что-то неестественное, невнятное, то это сразу понятно. Поэтому, этот ход позволяет осознать задачу и сотруднику, и мне, и убедиться что мы друг друга понимаем.
Планируем задачи команды
Вот здесь мы объединяем все то, о чем говорили раньше. Мы говорили про брифинги. Они должны опираться на что-то твердое, должны опираться на осознанную расстановку приоритетов задач. К тому же, все в ИТ любят трекить свои задачки. Мы используем для этого Trello, с вот таким набором списков:
- В «Проектах и идеях» мы держим крупноуровневые задачи и проекты, которые внутри разделены на более мелкие. Потом мы эти более мелкие перетаскиваем в список «Все задачи».
- В списке «Все задачи» содержатся задачи, которые нам предстоит реализовать примерно в течение месяца-полутора, т.е. в обозримом будущем.
- В начале недели, обычно это понедельник, мы накидывае задачи из списка «Все задачи» в «Спринт», тем самым планируя загрузку, но кроме прочего стараемся оставить небольшой запас времени на работу над внезапными задачами, которые могут появиться.
- В «Спринт» мы перетаскиваем те задачи, которые по общему мнению мы реально сделаем в течение недели.
- «Сегодня в работе» — название говорит само за себя — здесь висят карточки, над которыми работаем сегодня. Мы используем лейблы для придания контекста статусу задачи, но есть еще общее правило — более приоритетные задачи висят сверху.
- «Девеломпент» — здесь мы отмечаем те задачи, которые будут или были назначены разработчикам, и мы ждем пока они вернутся к нам.
- «Сделано» — сюда помещаются те задачи, которые были выполнены, протестированы и задокументированы. В этой же колонке мы отделяем каждую неделю. Например — неделя заканчивается 12 числа. Я завожу карточку и пишу название «12 февраля — закончить энд ту энд тестирование мобильного приложения». Это значит, что приоритет на неделю — тестирование мобильного приложения. Плюс, таким образом мы видим, что за неделю сколько задач было сделано. Это знание имеет мотивационный эффект. Мы сделали за неделю 25 задач. Ура, ура, мы — молодцы!
Помните, в начале я говорил про три вопроса? Так вот, я прошу записать вечером заранее три текстовых ответа к завтрашнему брифингу, опираясь именно на карточки задач с нашей доски:
- в блок «Сделано» — все задачи, выполненные за завершенный рабочий день (сегодня), лежащие в колонке «Готово»;
- в блок «Планирую» — все задачи, находящиеся в колонке «Сегодня в работе»;
- в блок «Мешает» — трудности и сложности, которые могут помешать выполнить план на завтра.
Это позволяет осознать, что надо будет сделать завтра и на брифинге, не нужно будет мучительно долго вспоминать — что же я вчера сделал, и что мне осталось доделать сегодня.
Я рассказал вам о трех подходах, о трех инструментах, которые мы с QA-командой применяем в работе. Напомню еще раз — это утренние брифинги, постановка и планирование задач команды. Эти подходы позволяют нам быстро фокусироваться, поставлять результаты в срок, и что не менее важно — держать команду в тонусе, показывая им результаты работы.
"Это некая смесь гибких техник" - да, причем известная еще с советских времен, называется "утренняя планёрка". Обязательный ритуал на всех производственных предприятиях СССР. )))
А вообще, прекрасный пример построения микро-менеджмента. Но ответа на вопрос в заголовке ("Как мы...") в тексте статьи, увы, нет. Как измерили, что процессы "починились"? В чем "системность" метода? Снова скрам-ориентированные подходы концентрируются на ежедневном процессе, а не на глобальном результате. Вмдимо, нужно вторую часть статьи публиковать :)
В микро-менеджменте, при решении небольших, структурированных задач относительно небольшой группой исполнителей, данный подход наиболее эффективен. В остальных случаях возникает неспецифическая, повышенная административно-учетная нагрузка. Это, в свою очередь, заставляет участников рабочей группы отвлекаться на решения вопросов не входящие в сферу их функциональных обязанностей, т.е. работать в режиме многозадачности.
Совершенно согласен про СССР, но увы наше поколение этого не застало, поэтому приходится "изобретать" многие подходы заново.
Немного раскрою тему про "починку" процессов. Три момента на которые мы ориентировались - 1) Как тебе работается (комфортно\не комфортно) 2) Видишь ли ты резальтат своей работы? 3) Тебе нравится то, что ты делаешь?
После внедрения вышеописанной практики, при проведении встречь 1-на-1 в 90% случая звучат утвердительные ответы.
"Системность" подхода заключается в небольших шагах которые мы делаем каждый день для достижения цели из колонки "Проекты и идей". Причем эти шаги осознанные, мы знаем для чего мы их делаем и к чему это приведет.
Согласен, я как раз и описывал пример про работу небольшой группы 4-5 человек.