Эффективное руководство людьми требует специфических навыков, которые, к сожалению, не развиваются в обычной жизни. Формула проста: отсутствие управленческих навыков = отсутствие результативного руководства. И если не придерживаться данной аксиомы, ваша работа в руководящей должности станет пыткой и для подчиненных, и лично для вас. Используя эти советы, вы научитесь выполнять ее быстро, четко, результативно.
- Люди не работают сами по себе, их надо в работу «запускать». С утра человеку сложно начать, а позже – когда он уже «вошел в колею» – остановиться. Поэтому, с утра и после обеда приучите себя обходить рабочие места, и своим присутствием стимулировать подчиненных к началу работы. Следите за тем, чтобы подчиненные выходили на обед и оставляли рабочее место не позже, чем указано в их графике (при условии отсутствия авральных ситуаций). Таким образом, вы убережете сотрудников от переутомления, что является некоей профилактикой ошибок.
- Соблюдайте данный алгоритм: сначала раздали или подтвердили задания и только потом начинаете выполнять собственные задачи. Не заставляйте подчиненных ждать ваших заданий, это их раздражает!
- Указания, касающиеся заданий, должны озвучиваться максимально четко, громко, директивно. Они должны кардинально отличаться от обычной разговорной манеры. Починенные не должны раздумывать и обсуждать, что «это было» – задание, пожелание, шутка юмора.
- Планируйте свою работу на завтрашний день. Выделите для решения этой задачи конкретное время, например, с 14:00 до 15:00. И тогда в 15:00 вы уже должны точно знать, кто и чем у вас будет заниматься завтра.
- Отделяйте работающих от неработающих, поскольку один праздно шатающийся человек может отвлекать от работы до шести других. Неработающих необходимо приучать прятаться. Заведите правило: встретив бездельника, организуйте ему самое неприятное, грязное и тупое задание.
- Следите за организацией рабочего ритма. Подгоняйте слишком медлительных и придерживайте слишком спешащих. Ваша обязанность – создать баланс. Если вы не будете подгонять коллектив, то нерастраченную энергию люди будут реализовывать на стороне: пить, гулять, перевоспитывать жену, проигрывать в азартные игры личное и чужое имущество. Но если же вы будете гнать коллектив слишком сильно, тогда перед вами возникнут дорогие и сложные в исправлении ошибки.
- Применяйте правило «кнута и пряника». Демонстрируйте публично, что ведете учет всех косяков и заслуг ваших подчиненных. Умейте, при необходимости, похвалить: это мотивирует работника, показывает ему, что его работу ценят. И пользуйтесь «кнутом», когда поведение не соответствует должному. Данный прием вырабатывает дисциплину. Академик Иван Павлов, экспериментируя на собаках, установил, что идеальная пропорция между поощрением и наказанием 7 к 1.
- Не лезьте к подчиненным со своей помощью, если ситуация этого не требует. Помните, что ваша основная задача – организовать работу таким образом, чтобы она выполнялась без вашего прямого участия. Ведь как говорил Карл Маркс: «Если ты хочешь оказывать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей».
- Женщин надо особенно часто хвалить. Организм женщин устроен очень удачным для руководства способом: чем больше хвалишь и демонстративно ценишь, тем лучше они работают. Используйте этот прием всегда. Метод подарков и угощений тоже годиться. Не жадничайте: подарите каждой женщине по одному мандарину в месяц или по конфете – и результаты превзойдут самые смелые ваши ожидания.
- Не стесняйтесь напоминать людям, что они пришли на работу работать. Человек, к сожалению, про это забывает, если не напоминать хотя бы раз в неделю. Делайте это максимально корректно и вежливо.
- В пятницу записывайте то, с чего необходимо начать рабочий понедельник: сэкономите минимум час рабочего времени. За два дня выходных оперативные задачи уходят куда-то на задворки памяти и всплывают не сразу.
- Учитесь ругать и отчитывать людей без эмоций. Помните, что вы договорились с подчиненным (в рамках трудового договора), что вы старше его по должности, но абсолютных прав на его воспитание вам никто не выдавал.
- Помните, что максимального результата по итогам месяца достигает тот, кто организовал оптимальный рабочий ритм, а не тот, кто больше всего требовал. Ваша задача – загрузить людей так, что бы они слегка уставали к обеду, а после обеда им хватило бы энергии до конца рабочего дня. За ночь они должны успеть восстановить силы, чтобы работать следующий день. Выжимая из людей все силы, вы очень недолго будете получать нужные результаты. Если ваш бизнес-процессе не предусматривает регулярную замену персонала, не занимайтесь этим. Кстати, интересно что в российской деловой культуре не принято спать работе во время обеденного перерыва: видимо, в ценностной базе готовность выполнить работу все же на более высоком приоритете, нежели производительность труда.
- Для того, чтобы чем-то управлять, необходимо знать объект управления. Вы должны знать о ваших подчиненных базовую информацию: женат, дети, основные увлечения, интересы. Когда говорите с человеком, воспринимайте его не как «Васю Пупкина», а как «Вася + жена+ двое детей+ томик собственных стихов в руках». Уверяю вас: качество общения, понимание и эффективность вашего общения будут на порядок лучше.
- Смиритесь с двумя вещами: деньги и ответственность распределены несправедливо. Если вы руководитель, с вас будут требовать ответственность за то, на что вы повлиять не можете, требовать невозможных финансовых результатов. Если вы будете прямо и рационально доказывать, что это невозможно, вас запишут в противники. Если будете выражать согласие, вас будут воспринимать как «терпилу». Надо найти свою стратегию донесения сомнений в реальности планов.
- Прислушивайтесь к замечаниям вышестоящего руководства. С более высокого уровня видны ваши ошибочные действия, которые с вашего уровня незаметны в принципе.
- Уделяйте особое внимание передаче информации смежным подразделениям организация, специалистам. Необходимая информация должна передаваться в необходимое время и место в необходимой форме. Передаваемая информация должна быть достаточной, но не избыточной. Если передавать информацию слишком рано про нее с большой вероятностью забудут. Если передавать слишком поздно, то на нее не сумеют должным образом отреагировать. Форма передачи информации должна обеспечивать принимающей стороне удобство работы с ней.
Благодарю за внимание! Искренне надеюсь, что данный материал будет для вас полезен, а главное – использован в работе. Конструктивная критика и значимые дополнения в комментариях приветствуются!
Спасибо за хорошую подборку.
Небольшое уточнение по 7му пункту - рекомендуется 4 к 1. В смысле 4 позитивных момента на одну зону роста.
Однако, как показывает практика, даже уровень 2 к 1 для большинства отечественных линейных руководителей вызывает колоссальные трудности.
Спасибо, интересно!
Всегда приятно читать точные практические советы. Даже опытный руководитель может взять пару пунктов на вооружение.
Спасибо! Интересная статья.
Это, конечно, смешно:
В 13 пункте не совсем ясно, что имеется ввиду (просто пропущено "на" - "не принято спать на работе" - или речь о чем-то другом?):
Кстати, с 14 я не согласен.
Имхо, это есть смысл делать только с теми людьми, которые сами публично выражают свои ценности (например, некоторые даже малознакомым людям дают понять как сильно любят свою семью) - в общении с ними может быть важно в нужные моменты показывать, как ты уважаешь эти ценности. Но часто важно и наоборот - общаться со всеми приблизительно одинаково, не находя индивидуального подхода.
Возможно Андрей Вы правы. Наверное стоит развивать в себе оба подхода в общении с людьми: формальный и субъект -субъектный. Я рассматриваю важность последнего в качестве профилактики ловушки снобизма присущего молодым руководителям.
Константин, Сергей, Борис спасибо за положительные оценки, надеюсь в следующих статьях на большую критику с Вашей стороны.
"Академик Иван Павлов, экспериментируя на собаках..." - гениально! Вспонимается "Жеский менеджмент" Дена Кеннеди. "Ты мне собаку не балуй!" - говорил мне папа, когда я мальчонкой подкармливал тайком нашу овчарку :))
Я бы добавил ещё два пукта :
а) Всегда знать - где находятся и чем заняты подчинённые.
Отсюда вытекает необходимость приучать подчинённых информировать о своих перемещениях и занятости (н-р, по примеру быстропита - поднял руку и сказал "Свободный работник!"). Подчинённые - ресурс руководителя, потому, чтобы эффективно использовать этот ресурс, нужно устранять потери на поиск и "простой".
б) Знать и уметь применять закнодательство в области трудовых отношений и охраны труда.
Наше законодательство делает работодателя, а он, обычно, непосредственного руководителя, ответственным за всё, что происходит с работником на рабочем месте, а как говорится в одной поговорке : "Незнание закона не освобождает от ответственности, а вот знание закона может помочь её избежать".
Если не нарушая работать не получается, то нужно хотя бы знать что именно нарушается, чтобы не терять бдительности и понимать куда нужно стремиться.
По пункту 5 - чтобы наказание бездельника происходило быстро и без заминок, нужно иметь "список добрых дел" (в голове или на бумаге с собой), можно проходить раз в неделю по цеху(участку) и обновлять перечень задач подпадающих под категорию "неприятное, грязное и тупое задание".
Лично я практикую и поощрительные задания, например, за быстро и качественно выполненное задание - человек и без дела не шатается, и нет закрепления поведенческого паттерна работать "отсюда и до обеда".Можно поручить перебрать отчёты/накладные, попивая кофе в кабинете и т.п., т.е. работу в месте с комфортными условиями, не напрягающую и не нудную.
P.S. Статья хорошая, человек старался, но видно невооружённым глазом глобальную российскую (может и не только российскую) проблему - линейные руководители на большинстве предприятий не получают поддержки в области управления (методической, ресурсной, информационной), в лучшем случае происходит передача опыта от человека к человеку. "Директивное управление низовыми группами с высокой степенью самоорганизации" во всей красе.
Спасибо за замечания, Иван:
касаемо "знать где находятся и чем заняты" частично не согласен. Если количество подчиненных от 20 человек сложно знать где они находятся и чем они заняты. Хотя можно контролировать их расстановку на задания или выделять функционалы и контролировать выполнение функционалов.
Оставшуюся часть замечаний сведу в 2 готовых пункта.
18. Промышленная безопасность, охрана труда и производственная санитария альфа и омега Вашей работы. При работе с большим количеством людей со статистической вероятностью будут происходить инциденты. При наличии полного пакета документов по ПБиОТ визиты к прокурору крайне не приятны. При отсутствии документов Вас посадят.
Санитария кажется не существенной до появления первой кишечной инфекции в коллективе. Представьте ситуацию когда у Вас в рабочий день на работе присутствует только четверть сотрудников, остальные болеют.
19. Имейте перечень нормативных документов регламентирующих Вашу деятельность. Закрепите его на видном месте чтобы он не потерялся. Распечатайте на бумажном носителе Важные. Остальные необходимо хранить в электронном виде в отдельной защищенной папке.
По поощрительным заданиям интересно, не думал в эту сторону.
Отличная статья.
Добавил бы еще пункт:
"Практикуйте принцип "для народа - бояре плохие, а царь - хороший.
Совершайте одиночные (без подчиненных вам "бояр"-руководителей среднего звена) обходы цехов. Напрямую общайтесь с рабочими, стоящими на линиях. Создавайте общие темы для разговора с отдельными рабочими, помните их и возобновляйте, когда данный рабочий выйдет на линию в следующую свою смену. Знайте имена рабочих пусть и немногих, но в каждой бригаде, и обращайтесь к ним по имени.
На каждом участке постарайтесь по возможности озвучить что-нибудь одно позитивное или заинтересовывающее: "ездил вчера на то озеро, которое вы мне назвали, поймал кое-чего, но вот комары заели".
...и какое-нибудь отклонение, вплоть до мелких: отстающие часы, забытая прошлой сменой перчатка, выбивающиеся волосы из-под колпака. Какой и как дать ему ход, определите сами по ситуации, но вот "обналичить" его нужно обязательно. "Царь видит всё". Если отклонений не увидели, скажите так: "ну надо же, ничего не нашел, наверное мой глаз замылился! но, буду проходить через вас еще через 2 часа, тогда посмотрю с пристрастием!". В этом и похвала, и шутка, и острастка одновременно.
Получите массу информации, зарядите людей и себя позитивом, активизируете своих "бояр", а зреющие конфликты купируете/повернете в конструктивное русло.
Александр, ценное замечание, но относиться больше не к начинающим специалистам, а к более или менее зрелым. Попробую его сформулировать и с Вашего позволения позаимствовать в следующую статью.
пункт х. Принцип "бояре плохие, царь хороший" используйте эту Российскую духовную скрепу. Регулярно совершайте одиночные без непосредственных руководителей направлений обходы территории. Общайтесь с людьми, в максимально простой и непринужденной форме.
По результатом должен стать следующий эффект: для народа сформированный понятный образ "царя батюшки"; для бояр видимость неконтролируемой ими коммуникации и передачи неизвестной им информации. Это стимулирует бояр к не замалчиванию значимых проблем так как они могут вылезти по другим информационным каналам. Создаст видимость участия простых людей на принимаемые решения.