«В идеальной компании сотрудники готовы отвечать друг за друга своими деньгами»

В интервью Executive.ru основатель сети ресторанов восточной кухни «Чайхона №1» Алексей Васильчук рассказал о создании особой корпоративной культуры, о том, почему не все принципы бирюзовой компании подходят его бизнесу, о том, как мотивировать сотрудников и почему не стоит делать из успешных менеджеров универсальных бойцов.


Алексей вместе с братом Дмитрием Васильчуком – совладельцы ресторанного холдинга «Рестарт» («Чайхона №1», «Ploveberry», «Pizzelove», «Ресторанный проект «354», «Obedbufet» и другие успешные проекты), открыли первые рестораны под вывеской «Чайхона №1» в содружестве с Тимуром Ланским. В 2010 году Васильчуки и Ланский приняли решение разделить свой бизнес. Сейчас обе команды продолжают открывать свои заведения под общим брендом, но совсем скоро братья Васильчуки обещают провести ребрендинг, и тем самым окончательно отстроиться от прежней концепции.


Executive.ru: В одном из интервью вы говорите, что идеальное состояние наемного сотрудника можно выразить одной фразой: счастливый человек утром бежит на работу, а вечером домой. У вас в «Чайхоне №1» так все устроено, или…?

Алексей Васильчук: Сейчас да, но несколько лет назад было по-другому. Так как у нас в стране нет популяризации жизненной такой стратегии: ни в учебных заведениях, нигде. Естественно, приходится приходить самому к каким-то вещам или с помощью специализированной литературы. Мы всегда старались по-человечески относиться к людям, если можно так сказать. Потому что в Евангелии написаны слова «возлюби ближнего своего, как самого себя». Этот принцип работает везде, и в семье, и в бизнесе, и в партнерстве. Но многие бизнесмены считают, что человек на работе должен умереть или должен жить только работой. Это неправильный подход. Я не говорю, что мы выгоняем всех с работы, у нас многие работают до позднего вечера. Главный вопрос не в том, сколько ты работаешь, а в том, как ты это делаешь?

Были случаи, когда люди надрывались, срывались, уходили. Мы задавали себе вопросы, почему так происходит? Да потому что нет внутреннего баланса. Когда у тебя есть хорошая, любимая работа и любимая семья, у тебя получается внутренняя гармония. На работе черпаешь энергию для семьи, а в семье для работы. Получается правильная циркуляция энергии. Когда у тебя на работе все хорошо, а в семье тебя постоянно критикуют, пилят, то тебе не хочется идти домой, и ты допоздна засиживаешься на работе. Бывает и обратная ситуация.

Executive.ru: У вас, я знаю, крепкая семья, много детей. И мне интересно было бы узнать, насколько менеджерские качества главы семейства находят отклик в работе? Удается ли этот обмен энергиями? Или все-таки семья – это семья, а бизнес – это бизнес?

А.В.: Я приведу очень показательный пример. Гениальный Стивен Кови, автор нескольких деловых бестселлеров, написал книгу «Семь навыков высокоэффективных семей». И в ней рассказывается, как внедрить лидерскую позицию, проактивность и все эти win-win в семейную практику. И я понял, что такой подход работает гораздо эффективнее, чем любая другая история. Душа у человека одна, и неважно, где ты делаешь свое дело, в семье или в бизнесе.

Executive.ru: Вы строите классическую «бирюзовую» компанию (по классификации Фредерика Лалу, бывшего партнера компании McKinsey — Executive.ru), с отсутствием иерархии, принципами «мы на мы»? Насколько это сложно и не мешает ли реализации принципов российский менталитет?

А.В.: Я не скажу, что у нас идеальная «бирюзовая» компания. Я все-таки считаю, что свод законов необходим, это какие-то маяки, которые показывают, насколько правильно ты развиваешься. Но мы развиваемся внутри этого тренда. Опыт был разный, так как мы открывались в 1990-е. Я лет восемь назад получил степень MBA. И в своей компании мы пытались четко прописать бизнес-процессы, обучение, стандарты качества, все структурировать. Мы очень сильно заморачивались всем этим в течение нескольких лет. И надо сказать, что добились серьезных результатов. Во всех наших проектах стабильное качество, стабильная история, все плюс-минус отработано. Но в какой-то момент начали замечать, что происходит роботизация процессов, не на линейном уровне, а на уровне руководителей. Началась такая внутренняя борьба, с элементами саботажа. Здесь это не прописано, я этого не должен.

Executive.ru: Проблема серьезная. Как вам удалось ее решить? И как вы после этого поменяли корпоративную культуру?

А.В.: Мы активно тренируем сотрудников, у нас есть психологи в штате, тренеры, бизнес-консультанты. Я познакомился в свое время с Володей Шубиным (один из создателей направления тренингов корпоративного прорыва – Executive.ru), и после диалога с ним всерьез занялся внутренней структурой компании, стали внедрять спиральную модель жизненного цикла компании. Но перемены шли тяжело, в основном из-за инерции людей. Это как скачок от строительства коммунизма к капитализму, который был в нашей стране: экономическая модель поменялась, а люди нет, потому что не было поэтапного внедрения. Поэтому было довольно сложно перенастроить старые проекты, работающие еще со времен «Чайхоны», и довольно просто сделать это в новых проектах, где приходится стартовать с чистого листа, и где нет бэкграунда. В старых проектах сразу чувствуется сопротивление команды и страх будущих изменений.

И тут мы плавно переходим к концепции «мы на мы». «Мы» – это личная ответственность за общий результат. Раньше мы постоянно наблюдали одну и ту же картину. Один департамент сдает свою работу другому и априори предполагает, что те эту работу выполнят гораздо хуже или же попросту завалят. А сейчас команда понимает, что есть слово «мы», и это означает: неважно, кто сделал – он или ты, выигрываем или проигрываем все «мы». И это начинает круто работать, потому что люди чувствуют свою причастность к финальному результату. И это позитивно сказывается и на текущей работе, и на общем результате.

Executive.ru: А где особенно ощущается «мы-эффект»?

А.В.: Есть такой тип людей, которые любят фокусироваться на своей исключительности. Такие личностные гении, которые ходят по городу, стране и расхваливают свои таланты. Мы на это сильно обращаем внимание. Зачастую такие люди талантливы, эрудированы, умны и могут решать какие-то задачи. Но это не наш персонаж. Чтобы работать у нас, важно иметь желание и видеть ту же картину мира, какую видим мы.

К примеру, мы запускаем один из самых масштабных в России ресторанных проектов – «354». Собеседования проводятся в специально выработанном нами формате. Помимо стандартных вопросов, которые задают все, мы стараемся выявить личностные качества претендента, понять, чем он живет, о чем думает, какой ему видится наша компания. Спрашиваем, какой был в школе любимый предмет, есть ли брат, сестра, какое самое важное событие в жизни, какая мечта... О том, что именно такие вопросы важны для кандидатов, мы поняли по отложенному эффекту. После того, как весь персонал уже был набран, к нам продолжали приходить люди и проситься на работу. К нам приходят официанты из лучших московских ресторанов, где они на чаевых получают больше денег, чем управляющие, и говорят, что готовы ждать полтора месяца, чтобы работать у нас. Более того, они каждый день посещают наши учебные курсы, и это взрослые люди, которые много знают о профессии и много умеют.

Executive.ru: Чему же вы учите персонал? И как это повышает эффективность работы?

А.В.: Начну с яркого и показательного примера. В одном из крупных торговых центров в городе Эмполи все менеджеры залов, а их в больших универмагах в Европе гораздо больше, чем у нас, внезапно устроили овацию. Я поинтересовался, что случилось, кого они так чествуют. Оказалось, что один из работников увольняется, и они своими аплодисментами выражают признание ему. Мы стараемся создать такие же условия. Недавно в «Обед-буфете» попросили управляющих поговорить тет-а-тет с каждым работником, а штатный состав этого арбатского ресторана около 250 человек. Представляете масштаб! После этих бесед у сотрудников появилась невероятная мотивация, как будто крылья выросли за спиной, они поняли, что интересны нам не как боевые единицы, а как личности.

Мы задумались и о том, как увольнять людей, как их провожать и как тактично объяснить человеку, что он нам не подходит, после прохождения стажировки. Важнейший момент, значение которого недооценивается. Человек, которого уволили или не взяли, уходит на рынок, становясь носителем информации о компании. Однажды к нам на собеседование пришел повар, а его не заметили, бросили на кухне одного и забыли. Он такой потерянный сидел, не знал, что ему сделать, чтобы обратить на себя внимание. И я сказал управляющему, вот, допустим, мы не возьмем этого человека, а он потом на вопрос о нашей компании скажет: «Да им на все и на всех наплевать!» или же он ответит, что очень хотел устроиться на эту работу, но его не взяли. Чувствуете разницу?

Executive.ru: Взаимоотношения между линейным персоналом, управляющими и топ-менеджментом – вот еще один камень преткновения на пути к созданию единого коллектива, объединенного общими целями. Как у вас все решается?

А.В.: В ресторанном бизнесе, как всем, наверное, известно, главный конфликт между залом и кухней. Эту проблему можно отчасти решить, устроив культурный обмен, то есть, отправив на стажировку работников кухни в зал и наоборот. У нас один из поваров рассказал тем, кто работает в зале, как устроена вся эта кухня и как он готовит. Недавно проводили корпоратив в ресторане «354», там было больше 200 человек, и менеджеры, и линейный персонал, и управляющие. Называлось все это «минута славы», сценки готовились заранее, создавались мини-коллективы. Прошло все на ура!

Executive.ru: То есть вы считаете, что не должно быть сильного разрыва между звеньями в компании?

А.В.: Да. Именно так. Нет неважных сотрудников. Уборщица, управляющий, повар, – все эти люди наполняют смыслом наш бизнес, без этих «деталей» паззл не складывается. Грязные туалеты или грязные столы в ресторане гораздо больше говорят о внутренней культуре, чем наличие тех или иных специалитетов в меню. В этом случае посетители голосуют ногами и уходят. Должна быть единая картина мира и в головах сотрудников и в их действиях.

Executive.ru: А было ли так, что, допустим, взяли человека, а он не хочет или не может проецировать на себя командные установки?

А.В.: Был один неприятный момент. Устроился к нам человек, и мы сразу почувствовали, что атмосфера незримо поменялась, стало хуже что ли, люди ходили какие-то поникшие, неуверенные в себе. Выяснилось, что новичок слушал нас, соглашался с требованиями и установками, но делал все по-своему. Мы подумали, что, может быть, стоит поменять его, но все равно решились на разговор и объяснили, почему он неправ. Добились определенного прогресса: и человек остался на своем месте, и команда приободрилась.

Executive.ru: Влияет ли такая командная игра прямо или косвенно на бизнес-показатели ресторана?

А.В.: Как-то я был в одном из наших заведений, это была «Чайхона». Решив какие-то вопросы, я проходил мимо кухни, а там у нас «открытая кухня». И увидел, что лежит готовый к выдаче заказ, а рядышком печет лепешки тандырщик. И делает он свое дело увлеченно, с усердием и с любовью. Увидел меня и стал лепить еще лучше. А официанты проходят мимо и не берут готовое блюдо. А я подумал, что как бы он ни старался, но, если наш клиент получит холодное мясо с горячей лепешкой, он скорее всего больше никогда не вернется в ресторан. Правильнее было обратить внимание на готовое блюдо и подсказать коллегам, что пора уже отнести его к гостю. В этом случае это работа не на себя, а на конечный результат. Это по-настоящему командная работа, которая, безусловно, улучшит один из самых важных бизнес-показателей – посещаемость ресторана.

Executive.ru: Что вы делаете для того, чтобы люди, вдохновленные идеей единого командного подхода, могли вырасти в вашей компании? И будет ли это традиционная карьерная лестница со всеми горизонтальными и вертикальными ступеньками?

А.В.: У нас одна девочка, устроившись к нам на работу хостес, стала в итоге операционным директором и у нее есть доля в некоторых проектах. Таких примеров много. Самый лучший вариант, как я считаю, растить людей в своем коллективе. Они лояльны, они с тобой всегда. Но есть и те люди, которые имеют картину жизни сходную с твоей идеологией развития и их не принимали из-за этого в других компаниях. Таких мы тоже берем. Еще один случай. Моя коллега в другой компании, с которой мы сотрудничали по ряду проектов, занимавшая там серьезный пост с внушительной зарплатой, сказала, что хочет работать именно с нами. И мы ее взяли на позицию уровнем ниже, и с компенсацией более чем в два раза меньше. Но я точно знаю, что у этого человека все получится и она своего добьется, потому что знает, к чему идет.

Executive.ru: Вы хотите сказать, что популярная проблема кризисного рынка труда – overqualified – вам неведома, и вы готовы брать таких людей?

А.В.: Наш принцип таков: мы берем лучших и делаем их еще лучше. Все остальное – частности. Еще один важный вопрос HR-менеджмента, который нам пришлось решать – это проблема универсальности в бизнесе. Я раньше считал, что руководители должны быть универсальными солдатами и уметь делать все. В противном случае придется расстаться. Сейчас я уверен в том, что надо развивать сильные качества менеджера, а слабые не надо развивать. В команде есть другие люди, у которых обратное соотношение и они уравновесят картину.

Executive.ru: Перейдем от внутренних проектов к проектам внешним. Расскажите о проекте «Академия стартапов в ресторанном бизнесе». Зачем он вам нужен? Какие есть результаты?

А.В.: Мы делаем все это с Настей Колесниковой, а она – гениальная женщина и знает, что и как делать, потому что сама это движение и начинала. Мы тоже были гастроэнтузиастами в начале 1990-х. Но, если бы мы открывали рестораны так, как это было тогда, на коленке и с божьей помощью, то сегодня у нас бы ничего не вышло. Другое время, другие методы и совсем другой рынок. Конкуренция очень серьезная, много грамотных людей вокруг. И, конечно, есть ребята с идеями, мыслями, которым нужна поддержка и понимание, как играть на этом поле. К сожалению, в 1990-е годы была разрушена вся система ресторанного бизнеса, а с ней и профессии повара, официанта в классическом их понимании. Престиж профессий надо восстанавливать, как и престиж самой индустрии. Так что первая цель – продвижение ресторанной индустрии. Вторая цель – польза для себя, обучение молодых ребят, обмен идеями.

Executive.ru: Сейчас модно учиться. И люди готовы многим пожертвовать, чтобы получить новые знания. Однако интенсивность работы довольно высока Удается как-то втиснуть в расписание коллектива необходимые тренинги?

А.В.: У нас учеба идет постоянно, и все это не мешает работе. Есть обычные тренинги, каскадные, скоро будут семейные. С нами работает очень известный детский психолог, владеющий сильными методиками. Вот, мы будем договариваться с несколькими семьями, и решать некоторые проблемы комплексно. И вы правы, что сейчас благодарное время для учебы, люди рады новым знаниям.

Executive.ru: Существует ли в компании обратная связь? И как она выражается? Может ли к вам лично обратиться сотрудник с какой-то своей просьбой или идеей?

А.В.: В коллективе наших проектов работает более 8000 человек, и, конечно, у меня элементарно не хватит времени, чтобы внимательно выслушать каждого работника. В качестве обратной связи есть соцсети, интранет и связь с нашими управляющими, которые готовы передать ценную идею мне. Раз в два месяца мы делаем номинацию «Лучший сотрудник зала». Каждый проект выбирает лучшего линейного сотрудника, и мы встречаемся в одном из ресторанов и разговариваем. В процессе возникает масса интересных идей, которые воплощаются на практике. У нас такая стратегия – создать рынок идей, где бы человек мог себя попробовать и найти работу мечты.

Executive.ru: Что для вас идеальная компания? И насколько далеки вы сейчас от идеала?

А.В.: Идеальная ситуация, если бы все сотрудники сказали мне, что они готовы друг за друга отвечать своими деньгами и своим опытом. И один такой момент уже был, когда ко мне пришли топ-менеджеры и сказали, что готовы объединить свои KPI и работать на единую общую цель. Тогда я понял, что мы на правильном пути, а наш HR-менеджер не понял и прибежал с ужасом в глазах: «Как же мы будем считать личные показатели?». Пришлось заменить кадровиков.

Фото: Евгений Гурко/Коммерсантъ

Расскажите коллегам:
Комментарии
Руководитель проекта, Санкт-Петербург

Компания мечта, руководитель гений

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
62% россиян страдают от стресса из-за переработок

Главная причина переработок — высокая нагрузка и нехватка сотрудников.

Названы регионы с самыми высокими зарплатными предложениями

Москва оказалась лишь на четвертом месте.

Работодатели чаще стали применять контроффер для удержания сотрудников

Конкуренция за кандидатов среди работодателей становится все более ощутимой.

Каждая пятая компания проверяет кредитные истории кандидатов

Среди соискателей с подобными проверками сталкивался каждый десятый.