Почему китайская кухня пришла в Москву с опозданием?

Кризис ощутимо ударил по ресторанному бизнесу: в начале 2015 года эксперты утверждали, что средний чек сократился в размере от 20% (Москва) до 50% (регионы). В наиболее мрачных прогнозах говорилось о том, что к закрытию готовится до трети ресторанов столицы. К счастью, самые мрачные пророчества не сбылись. Executive.ru обсуждает состояние отрасли с президентом холдинга Bulldozer Group (рестораны Benvenuto, Eshak, «Поехали» и «Рыбка») Александром Орловым.

Executive.ru: Как кризис сказался на состоянии ресторанной отрасли?

Александр Орлов: Что касается Москвы и вообще России, средние чеки упали. Однозначно, люди стали меньше зарабатывать, поэтому они реже ходят в рестораны, меньше тратят, больше экономят… Это, в первую очередь, сказалось на премиальных ресторанах. На сетевой бизнес кризис влияет меньше, но все равно это достаточно ощутимо. Есть компании, в том числе сетевые, которые закрываются.

Executive.ru: Можно ли выразить эти тенденции в цифрах?

А.О.: Обороты в среднем в этой отрасли (и у нас тоже) упали процентов на 20. Это прилично, учитывая, что импортные продукты, за которые нужно платить в валюте, подорожали; аренда тоже выражена в валюте. Поэтому прибыль падает, рентабельность тоже снижается.

Executive.ru: Какова география кризиса?

А.О.: Очевидно, что этот кризис затронул в большей степени Украину, Россию; в меньшей степени – другие страны СНГ; развитые страны практически не затронуты, там нет никакого кризиса.

Executive.ru: В какой фазе кризиса мы находимся?

А.О.: Эксперты полагают, что дно еще не пройдено. Посмотрим, докуда дойдет этот процесс.

Executive.ru: Вы готовились к кризису?

А.О.: Кризис – это неизбежное явление. Самое важное, на мой взгляд, – предвидеть, когда может начаться кризис, и заранее принять меры для того, чтобы безболезненно его пройти. Мы предвидели, что в экономике будет такая ситуация, поэтому диверсифицировали бизнес и стали развиваться на других рынках.

Executive.ru: На каких?

А.О.: В частности, в Казахстане и в Объединенных Арабских Эмиратах. Тех сотрудников, которые готовы работать за границей, мы обучаем английскому языку и перевозим в ОАЭ. Тех, кто не говорит по-английски, перевозим в Казахстан – там рынок развивается довольно быстро, поэтому многих украинских сотрудников, которые остались без работы (особенно в Донецке и Луганске) мы приглашаем в Казахстан. В этой стране образовалась уже целая украинская диаспора. Когда есть возможность работать в разных странах, риски снижаются.

Executive.ru: Стержнем вашей антикризисной стратегии является именно географическая диверсификация?

А.О.: Не только. Мы переходим в другие сегменты и форматы, в частности, развиваем фаст-фуд. Сейчас – именно то время, когда надо развивать это направление. Потребителю нужен этот формат – не McDonalds, такой неугомонный, а модный фаст-фуд. Думаю, что это – перспективная тема. Другое важное направление – повышать качество, уровень сервиса. Этим заняты многие рестораторы, не только мы – все стараются идти навстречу клиенту.

Executive.ru: Как в связи с кризисом изменилась инвестиционная привлекательность ресторанного бизнеса в Москве?

А.О.: Снизилась. Я сейчас в Москве не инвестирую: мы значительно сократили инвестиции в Москве, инвестируем в другие страны. В Москве сейчас инвестируем только в сеть фаст-фудов – это требует небольших ресурсов и более понятно по окупаемости.

Executive.ru: В конце 2014 и начале 2015 года в медиа приводились пессимистичные оценки, сколько ресторанов закрылось в Москве. Вы можете поделиться вашей оценкой?

А.О.: Состояние отрасли нельзя выразить одной цифрой. Одни рестораны действительно закрываются, причем речь идет не о единичных заведениях, но о целых сетях, например, закрывается сеть «Япоша». Однако, как ни странно, открываются новые проекты.

Executive.ru: Эти перемены происходят внутри групп: перетекание бизнеса из формата в формат?

А.О.: Нет, этот процесс идет в рамках отрасли в целом, и в него вовлечены разные собственники.

Executive.ru: Несмотря на снижение инвестиционной привлекательности отрасли, о чем вы уже сказали?

А.О.: Да, при этом открывают не только фаст-фуд, но и другие проекты.

Executive.ru: Какие ниши ресторанного рынка до сих пор не заняты?

А.О.: Думаю, сейчас будет развиваться разный креативный фаст-фуд, а также маленькие семейные рестораны – они уже начали развиваться.

Executive.ru: Что вы понимаете под креативным фаст-фудом?

А.О.: Под креативным фаст-фудом подразумевается, например, наша сеть «Китайчи»: недорого, быстро и вкусно. В модных интерьерах.

Executive.ru: Почему китайская кухня пришла в Москву после японской?

А.О.: Потому что китайская кухня была сублимирована узбекской: среднеазиатская кухня заполонила Москву, она, в принципе, похожа на китайскую, поэтому и заменила ее таким образом.

Executive.ru: Узбекская кухня, если и похожа на китайскую, то … только на северную…

А.О.: Не думаю, что обычные посетители видят разницу между северной и южной китайской кухней. Я хочу сказать, что место, которое во всем мире занимает китайская кухня, в нашем случае было занято узбекской. Это – специфика российского ресторанного рынка. Возможно также, что китайской кухне помешала японская, которая тоже заняла лидирующие позиции в России.

Executive.ru: Вы сказали, что будут развиваться маленькие семейные рестораны. Почему?

А.О.: Потому что это – мировой тренд. Они сейчас развиваются во всем мире, в Москву этот тренд пришел пару лет назад.

Executive.ru: Существует ли мировая кулинарная мода?

А.О.: Да.

Executive.ru: Какова длина волны?

А.О.: Два-три года.

Executive.ru: Где она генерируется?

А.О.: В Нью-Йорке и в Лондоне. Это – два самых передовых в кулинарном отношении города мира.

Executive.ru: С каким лагом волна приходит к нам?

А.О.: Довольно быстро. Через год-два после того как модное явление появляется в Лондоне или Нью-Йорке, нечто подобное начинает появляться и у нас.

Executive.ru: Что едят сегодня в Нью-Йорке и Лондоне?

А.О.: У них сейчас довольно популярны моноконцепции – рестораны, где есть одно-два блюда. Например, лапша. Кроме того, там популярна органическая, фермерская еда – полезная, без добавок, без нитратов. Рестораны с органической едой оформлены соответственно: весь интерьер, мебель – все выполнено из экологически чистого дерева. Посуда из глины. Вода особенная и так далее. В нашей стране уже есть аналогичные проекты, думаю, будут еще.

Интервью состоялось в рамках конференции «Менеджмент–форум» газеты «Ведомости».

Расскажите коллегам:
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Кстати, факт непреложный - даже в Санкт-етербурге китайских ресторанов заметно больше чем в Москве. И при всём уважении к профессионализму автора не могу согласиться с его причинами.

Креативный директор, Москва
Марат Бисенгалиев пишет: И при всём уважении к профессионализму автора не могу согласиться с его причинами.
Автор - это я )) А.Орлов -- спикер. У меня была собственная версия, почему к нам сначала пришла японская кухня, и только потом - китайская. Я предполагал, что японская кухня - дороже китайской (по крайней мере, японские рестораны, которые я видел в Европе, были обычно дороже китайских). Соответственно, рестораторы, полагал я, сначала решили завоевать премиальный сегмент, и только потом - middle end. Однако А.Орлов эту версию не поддержал. Ему виднее, я - не специалист в ресторанном бизнесе.
Руководитель проекта, Москва

Согласен, китайских рестов в СПБ было больше, чем в Москве, но там и рестов (тоже факт) в определенный период вообще было больше, чем в столице. Видимо, сказывалась определенная туристическая привлекательность города.

В Москве есть определенный спрос на китайскую кухню, но, по-моему, больше не на упрощенную, не мейнстримовскую (Китайский квартал), а на настоящую, серьезную, такую, какую поедают сами китайцы. Были такие заведения (напр., Харбин в ВАО, закрылся, правда). ИМХО - даже ''Дружба'' до такого уровня не дотягивает. Вообще самые аутентичные заведения - на вещевых рынках )). Настоящие утиные головы и куриные лапы сможете поесть только там (почивший Черкизон, Москва, Садовод и рядом же).

Вероятно, развитию обычной китайской кухни в Москве помешала большая мода на японскую (оратор об этом тоже обмолвился). Я помню период 2005-2006, когда в японскую кухню бежали не только сети, но и отдельные ресты и когда в обычных рестах было непременное меню японской еды. Просто, это было оч модно, вот и развивали то, на что был спрос.

Не очень понял оратора в смысле ''веса'' узбекской кухни в Москве. По-моему, реальных достойных заведений раз-два, а большая часть сетевых проектов провалилась (напр., Навруз от Весты). Вероятно, приличная узбекская кухня - на тех же рынках, а обычная узбекская - ничего из себя не представляет, по крайней мере в текущих исполнениях (ИМХО). Это же похоронило и обычную китайскую кухню в столице - не знаю, существует ли еще тот же Китайский квартал на пр-ке Мира (вот куда не надо было ходить за китайской едой ((

И еще. Если мы хотим роста китайской еды в столице, давайте будем готовы к активному использованию гулатамата натрия. ''Синдром китайского ресторана'' никто не отменял )) Помню сам лично в одной европейской столице сильно отравился кол-вом съеденных порций (это тоже самый непреложный для меня факт :)))

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Андрей Семеркин пишет: Автор - это я
Уважение всё равно есть :)
Александр Кошелев пишет: В Москве есть определенный спрос на китайскую кухню, но, по-моему, больше не на упрощенную, не мейнстримовскую (Китайский квартал), а на настоящую, серьезную, такую, какую поедают сами китайцы. Были такие заведения (напр., Харбин в ВАО, закрылся, правда). ИМХО - даже ''Дружба'' до такого уровня не дотягивает.
на моей памяти китайских ресторанов больше закрылось чем открылось - и они какие-то непонятные, типа правда рыночных, то бишь для своих. Дружба - что-то более понятное, премиум так сказать сегмент, но в неё зайти невозможно, народу вагон всегда.
Александр Кошелев пишет: Не очень понял оратора в смысле ''веса'' узбекской кухни в Москве. По-моему, реальных достойных заведений раз-два, а большая часть сетевых проектов провалилась (напр., Навруз от Весты)
Сейчас ''Чайхона № 2'' какая-то активно везде входит, дорого очень. А около метро Ботанический сад есть хорошее кафе ''Шабада'', принадлежит как ни странно, одному известному певцу из Грузии.
Руководитель проекта, Москва

Марат, все, что сказали, - ровно в строку того, что я сказал.

Какие именно закрылись/открылись? ''Имена-пароли-явки''?
Дружба - слишком обычно (ИМХО). Рекомендую битые огурцы и вывернутого карпа. Окорок на листьях салата не берите - банально )) Бронируйте столик, это удобно ))
Шабада - вероятно, грузинская еда? Вот кстати, еще одна кухня для изучения спроса/предложения на нашем рынке.
Чайхона - это то, что я назвал невнятным воплощением (ИМХО). Есть еще и Урюк. Кого я забыл?

Вот такое еще добавление появилось. ИМХО - Хорошие китайские ресты в РФ - это сами китайцы, как во всем мире. Тогда это обязательно глутамат для среднего сегмента и ниже. Наши бренд-шефы для обычных людей пока не могут сделать ничего интересного. Та же история с узбекской кухней. Интересно, узбеки используют глутамат? ))

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Александр Кошелев пишет: Шабада - вероятно, грузинская еда?
Нет как раз узбекская. Спецы сказали что там хороший повар - знает несколько рецептур пловов
Александр Кошелев пишет: Дружба - слишком обычно (ИМХО)
А какой китайский ресторан первопрестольной по-Вашему ''круче''? Я правда и в дружбу стараюсь не ходить, есть дешевле и вкуснее, но да ладно.
Александр Кошелев пишет: Интересно, узбеки используют глутамат? ))
По идее он в их кухне как зайцу стоп-сигнал.
Александр Кошелев пишет: Чайхона - это то, что я назвал невнятным воплощением
Но не по ценам
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.

Большинство российских компаний подняли зарплаты в 2024 году

Чаще всего поднимали оклады в среднем и крупном бизнесе.

Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Одежда по дресс-коду компании обходится россиянам в среднем 28 тыс. руб. в год

8 из 10 сотрудников компаний, практикующих дресс-код, покупают офисную одежду за свой счет.