Каждый день в режиме 24/7 мы потребляем контент разного вида и формата – текст, фото, видео, подкасты, геймификацию и многое другое. Информация окружает нас повсюду, и чтобы быть услышанными, необходимо точно понимать, что, кому, в каком формате и зачем мы хотим сказать. Иначе говоря, нужен четкий план – контент-стратегия, которая в идеале должна превратиться в настоящую библию для работы с циркулирующими внутри компании объемами информации.
Участники рынка b2b, где тренд на генерацию качественного, красивого и точечного контента под определенные цели и задачи только начинает приживаться, должны помнить и учитывать, что контент формирует имидж компании. Пренебрегать им сегодня в жестких рыночных условиях – большая ошибка.
Ниже делюсь советами, которыми руководствуемся мы, чтобы построить контент-стратегию.
Идея: понять и принять
Пожалуй, это самый объемный и трудозатратный, но очень важный блок в проработке контент-стратегии. Идея должна отражать ваше позиционирование на рынке и то, как вы хотите, чтобы компанию воспринимали. Можно формировать образ компании-эксперта и создавать контент, поддерживающий эту идею – рассказывать об успешных кейсах, приглашать сотрудников поделиться экспертизой и опытом. Можно формировать образ очень открытой компании и показывать в Stories социальных сетей корпоративные будни сотрудников. Рекомендую отталкиваться от целей – контент должен их выполнять.
Постановка целей и задач
Очень важный блок, который тесно связан с идеей. Подумайте, как вы будете реализовывать эту идею, и какие шаги надо предпринять, чтобы приблизиться к цели. Четкое понимание цели и шагов к ее достижению помогут сфокусироваться и не сбиваться с намеченного пути. Например, вам очень нравится картинка, которую вам сделал дизайнер – неважно, что на ней котики, и в целом она очень ярка и красивая. Главное, чтобы этот визуал выполнял вспомогательную функцию в достижении целей.
Обрисовка портрета аудитории
Сегодня его нетрудно посмотреть и проанализировать. Демографические данные, пол, возраст и род деятельности – все это можно найти в аналитике любой социальной сети. Посмотрите, какой пост в прошлом месяце больше всего понравился вашей аудитории. Например, подбивая статистику за 2021 год, мы обнаружили большой рост ведущих специалистов среди подписчиков – у них больше возможностей доносить и лоббировать свои предложения руководству. Мы взяли это на заметку и решили в 2022 году попробовать показывать нашим «топам» больше успешных кейсов.
Утверждение рубрик
Попробуйте придумать несколько рубрик, которые будут полезны и интересны вашим клиентам, заказчикам. Кто-то скажет, что это прошлый век, но наличие рубрик помогает в поиске контента, а это частая проблема контент-менеджеров. Условно говоря, если вы знаете, что по средам у вас выходит аналитика рынка, которая хорошо заходит аудитории, то нужно будет ее найти.
Проработка визуальной концепции
Речь о едином и узнаваемом стиле для контента. Посмотрите референсы компаний-гигантов, получите консультацию дизайнера о трендах и о том, как вы можете сочетать цвета своего фирменного стиля по брендбуку, где должен располагаться логотип и будет ли уникальный дизайн для каждой вашей рубрики.
Но не забывайте, что визуальная концепция – это постоянно меняющийся инструмент. Тренды появляются и меняются почти каждый день, и важно их учитывать. Мы обновляем визуал социальных сетей раз в полгода, чтобы, во-первых, внедрять и пробовать новые тренды, и во-вторых, визуально не приедаться аудитории.
Анализ конкурентов
Не можешь придумать – подсмотри и сделай еще лучше. Постоянный и непрерывный анализ конкурентов мощнейшая точка роста в любых направлениях, в том числе и в генерации контента.
Рекомендую прямо сегодня зайти в социальные сети своих конкурентов и посмотреть, что они делают, какая у них визуальная концепция, есть ли постоянные рубрики, как они себя позиционируют, а затем провести сравнительный анализ и подумать, можно ли что-то взять на заметку и реализовать.
Tone of voice
Еще один немаловажный пункт, который стоит включить в контент-стратегию. В идеале, Tone of voice компании должен быть единым для всех источником внешней коммуникации, будь то описание услуги на сайте, статья в СМИ, ролик на YouTube-канале или пост в Telegram. Очень радует, что сегодня все меньше компаний воспринимают социальные сети, как место для несерьезного контента, где живут лишь мемы, шутки на грани, необъятное число эмодзи и другое.
Все зависит от подачи – по существу, какой Tone of voice выберешь, так корабль и поплывет. Иначе говоря, не лучший вариант выкладывать мемы с собакой-улыбакой и смайлами в тексте, если ваши ключевые клиенты следят за мировой биржей, и вы вот-вот подготовите соглашение о сотрудничестве на 1,5 млн рублей.
Совет в завершение – не бойтесь экспериментировать и фиксируйте любые, даже самые кажущиеся безумными идеи – и кто знает, может быть, именно они принесут вам желаемые показатели, которые не достигались прежде.
По уровню необходимости контент-стратегия для социальных сетей – столь же важный сегодня документ, как план по антикризисным коммуникациям или общий бюджет компании на год. Осмелюсь предположить, что компании, которые сегодня ведут социальные сети, не имея четких целей и плана действий на завтра, не учитывая статистику, просто стоят на месте. Развиваться и достигать целей нужно по всем направлениям, и ваши социальные сети – не исключение.
Читайте также:
Благодарю за статью, уважаемая Радмила .
1. Статья написана высокоуровневым языком. Хотелось бы увидеть больше прикладных кейсов, примеров и антипримеров реализации.
1.1 "Идея должна отражать ваше позиционирование на рынке и то, как вы хотите, чтобы компанию воспринимали..."
Ну а каким именно образом можно позиционировать себя компании, работающей на комплексном рынке B2B,
Производителям, например,
* минеральных удобрений для нужд агроиндустрии
* строительных материалов - сухих смесей для устройства половых покрытий, ориентированному на поставки юридическим лицам - подрядным компаниям
* продуктов промежуточного технологического передела
(скажем, горнорудная компания, занимающаяся добычей и процессингом медных руд и продающая итоговые заготовки-слябы другим вендорам для дальнейшего процессинга и получения готового изделия - включенная в их цикл поставки и создания стоимости)
1.2 "Формировать образ компании-эксперта и создавать контент, поддерживающий эту идею".
Каким именно образом это необходимо делать?
Практика ведения блогов промышленных компаний состоит в том, что на 2-3ей узкоспециализированной статье про технологию процессинга сырья, написанную "на серьезных щщах", данный контент будет прекращен потребляться целевой аудиторией - потенциальными покупателями продукции.
Какие конкретно типы контента необходимо создавать для вышеназванных предприятий кроме:
* статей про нюансы производственных процессов и
* слащавых пресс-релизов придворных копирайтеров на тему какие на заводе все молодцы?
На каком уровне д.б. объяснение?
Чем это принципиально должно отличаться от статей в академических журналах?
Как делить контент для экспертов и контент для тех кто не в теме и в каких обстоятельствах использовать каждый тип?
Кто должен писать этот инфопродукт и сам пошаговый план реализации продукта?
Какие каналы предпочтительней использовать для дистрибуции инфопродукта? Плюсы и минусы каждого.
Если речь идет о соц. сетях, то по каким критериям осуществляется выбор.
Например, протестированная гипотеза состоит в том, что в соц сети ВКонтакте размещаемый в группе компании контент на сложные технические темы заходит намного хуже, по сравнению с площадками соцсетей LinkedIn и Executive.ru.
1.3 Портрет ЦА
"Демографические данные, пол, возраст и род деятельности – все это можно найти в аналитике любой социальной сети. Посмотрите, какой пост в прошлом месяце больше всего понравился вашей аудитории."
Как именно принято решение что те кто смотрел пост - принимают решение о закупке, входят в команду Decision Making Unit?
Что делать, если больше всего понравилось за прошлый месяц пост про котиков и светскую жизнь?
Вы путаете два потока людей - все потребители инфо контента ваших каналов коммуникации и людей, фактически принимающих решения о закупке - влияющих на него.
".... рост ведущих специалистов среди подписчиков – у них больше возможностей доносить и лоббировать свои предложения руководству"
Нет, зачастую это не так.
Как вычленить из общего потока потребителей ЛПР,
как отдельно их "завербовать" для дальнейшей работы?
Какие механики вы готовы предложить им для вовлечения в воронку продаж?
1.4 Анализ конкурентов.
"Рекомендую прямо сегодня зайти в социальные сети своих конкурентов и посмотреть, что они делают, какая у них визуальная концепция, есть ли постоянные рубрики, как они себя позиционируют, а затем провести сравнительный анализ и подумать, можно ли что-то взять на заметку"
Конкретно что вы предлагаете делать?
На практике какие типы контента вы подсмотрели и как реализовали у себя?
Какие инсайты вы можете дать для компаний:
- производитель и поставщик машиностроительного оборудования для нужд горнодобывающей промышленности
- вендор технологического оборудования для ресторанной и гостиничной индустрии?
1.5 Tone of voice - Стиль общения (?) с Заказчиком
"Иначе говоря, не лучший вариант выкладывать мемы с собакой-улыбакой и смайлами в тексте, если ваши ключевые клиенты следят за мировой биржей, и вы вот-вот подготовите соглашение о сотрудничестве на 1,5 млн рублей."
Эта гипотеза неверна для 100% случаев - т.е. не является универсальным правилом.
В каком случае подобные мемы м.б. допустимы?
Как учесть разницу в восприятиях массивов данных для разных поколений?
Какой инфоповод м.б. уместен для размещения собаки-улыбаки и прочих приятностей?
"Ключевые клиенты следят за мировой биржей" - это само по себе не есть показатель профессионализма и экспертности клиентов. А скорее избытка свободного времени и наличия доступа в интернет.
Более широкая постановка вопроса:
В каком случае мы можем обращаться более по -дружески к потребителю контента?
Как совместить строгость и консервативность профессиональной компании с выстраиванием близких доверительных отношений с потенциальными заказчиками?
2. "Четкий план для компаний, которые хотят быть услышанными."
При всем уважении, четкого плана в этой статье не прочитал.
Как B2B компании быть услышанной потенциальным клиентами, понятнее не стало.
Тема Как создавать контент для продвижения B2B товаров и услуг в различных нишах - безумно интересна, при этом в данной статье не раскрыта.